Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 20:08, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать особенности информационного обеспечения менеджмента.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- охарактеризовать понятие управленческой информации;
- описать основные этапы процесса управления информацией;
Введение 3
1. Сущность и значение информации и информационного обеспечения в менеджменте 5
1.1. Понятие информации в менеджменте 5
1.2. Классификация управленческой информации 12
1.3. Информационное обеспечение и требования предъявляемые к нему 14
2. Особенности и тенденции процесса управления информацией 18
2.1. Основные этапы процесса управления информацией 18
2.2. Особенности технологий информационной деятельности 22
2.3. Тенденции информационных технологий в менеджменте 26
Заключение 29
Список использованных источников 30
- знания в виде интеллекта, умений, навыков, компетенций сотрудников;
- знания о профессиональном языке как средстве коммуникации и культуры организации;
- знания о будущем (стратегическое видение)9.
Таким образом, можно сделать вывод, что информация – это совокупность данных, которые сопровождаются смысловой нагрузкой, и помещены в определенный контекст. Информация может быть оценена субъектом, которым может являться как человек, так и организация в целом. Благодаря информации уменьшается неопределенность окружающей среды, можно принять наиболее рациональное решение из всех имеющихся вариантов. Перейдем теперь к рассмотрению основных этапов процесса управления информацией.
Менеджмент обеспечивается
огромным объемом информации, размер
которой постоянно
Управленческую информацию различные специалисты классифицируют по различным признакам. Согласно Г. А. Титоренко она различается:
1. по источникам возникновения: первичная и производная (промежуточная, командная, отчетная);
2. по способу фиксации: устная и документированная;
3. по способу выражения: цифровая и алфавитная;
4. по характеру фиксации данных: фиксируемая и не фиксируемая;
5. по направлению движения: входящая и исходящая;
6. по стабильности: переменная и условно-постоянная (прейскуранты цен, нормативы);
7. по функциям управления;
8. по принадлежности
к сферам деятельности и
конструкторская, технологическая, финансовая, бухгалтерская, планово-экономическая, оперативно-производственная.
Некоторые авторы придерживаются иной точки зрения. Так, например,
А. Кузьмин и
О. Мельник, всё-таки не
Кроме того, классифицируя информацию, необходимо рассмотреть следующие понятия.
Релевантная информация, согласно М. Х. Мескону, – данные, отбираемые под конкретную задачу, лицо, цель и период времени. Иными словами – это информация, необходимая для решения конкретной задачи. Релевантная информация имеет исключительно важное значение в процессе управления. Именно поэтому значительная часть управленческой деятельности направлена именно на выделение релевантной информации из общего потока данных.
Слухи – информация, передаваемая по неформальным каналам сообщения.
Шум – фактор или совокупность факторов, искажающих информацию.
Подводя небольшой итог, необходимо подчеркнуть то, что важно различать информацию и данные.
Информацией мы называем данные, преобразованные в форму, которая является значимой и полезной для людей. Данные, напротив, являются потоками сырых фактов, представляющих результаты, встречающиеся в организациях или физической среде прежде, чем они были организованы и преобразованы в форму, которую люди могут понимать и использовать.
Информационная система
с позиции менеджмента
Общими функциями управления считаются такие, как планирование, организация, мотивация и контроль Специальные функции связаны с конкретной производственной деятельностью: производство, маркетинг, сбыт и др. В свою очередь выделяют следующие производственные функции: технологическую подготовку производства, основное и вспомогательное производство; контроль качества производства; оперативное управление, управление трудовыми ресурсами. Создание информационных систем и информационных технологий требует специальной организации информации и выделения специальной подсистемы информационного обеспечения.
Информационное обеспечение (ИО) - важнейший элемент ИС, предназначенный для отражения информации, характеризующей состояние управляемого объекта и являющейся основой для принятия управленческих решений.
Информационное обеспечение включает совокупность единой системы показателей, потоков информации - вариантов организации документооборота; систем классификации и кодирования экономической информации, унифицированную систему документации и различные информационные массивы (файлы), хранящиеся в машине и на машинных носителях и имеющие различную степень организации. Наиболее сложной организацией является банк данных, включающий массивы для решения регламентных задач, выдачи справок и обмена информацией между пользователями. В ходе разработки ИО ИС определяются состав показателей, необходимых для решения экономических задач различных функций управления, их объемно-временные характеристики и информационные связи. Составляются различные классификаторы и коды, определяется состав входных и выходных документов по каждой задаче, ведется организация информационного фонда, определяется состав базы данных.
Цель разработки ИО - повышение качества управления организацией на основе повышения достоверности и своевременности данных, необходимых для принятия управленческих решений.
Основное назначение ИО - обеспечивать
такую организацию и
Назначение информационного
1.Представлять полную, достоверную и своевременную информацию для реализации всех расчетов и процессов принятия управленческих решений в функциональных подсистемах ИТ с минимумом затрат на ее сбор, хранение, поиск, обработку и передачу.
2.Обеспечивать взаимную
3.Предусматривать эффективную организацию хранения и поиска данных, позволяющую формировать данные в рабочие массивы под регламентированные задачи и функционировать и режиме информационно-справочного обслуживания.
4.В процессе решения экономических задач обеспечивать совместную работу управленческих работников и компьютера в режиме диалога.
Кроме того, информационное обеспечение решает вопросы подготовки данных о производстве, сбыте, поставках, финансировании; формирования исходной информации в массивы; ввод массивов в ЭВМ, организацию машинных массивов; обеспечения управленческих задач алгоритмами и машинными программами, а также формирования выходной информации.
В связи с данными функциями к информационному обеспечению некоторые авторы предъявляют несколько иные требования:
1.однозначность представления исходных данных;
2.совместимость исходного массива с программами обработки его на ЭВМ;
3.возможность оперирования
4.непрерывное соблюдение
5.идентификация объектов
6.разработка на типовых
7.использование типовых
Одна часть информационного
обеспечения учитывает
Внемашинное ИО включает систему экономических показателей, потоки информации, систему классификации и кодирования, документацию.
Внутримашинное ИО - система специальным образом организованных данных, подлежащих автоматизированной обработке, накоплению, хранению, поиску, передаче в виде, удобном для восприятия техническими средствами. Это файлы (массивы), базы и банки данных, базы знаний, а также их системы.
Информационная система требует развитой системы управления данными знаниями. Посредством процесса управления знаниями обеспечивается стратегическое управление развитием системы знаний.
Выделяют инструменты управления информацией, которые делятся на две категории:
- технологические инструменты;
- организационные инструменты.
Технологические инструменты позволяют эффективно решать задачи управления знаниями в сфере информационных технологий. Значительное внимание при этом уделяется скорости обмена информацией посредством использования современных информационных технологий.
Организационные инструменты направлены на решение задач по управлению знаниями в сфере управления человеческими ресурсами. Классический пример – корпоративные интеллектуальные карты, в которых каждый сотрудник записывает собственные функции, анализирует сильные и слабые стороны, потребности и возможности. Затем все карты изучаются и выявляются возможности синергии, сотрудничества, сферы разделения ответственности.
Процесс управления информацией и знаниями включает в себя следующие этапы. Во-первых, осуществляется постановка цели развития информации и знания. Определение предназначения знаний для следующего проекта развития организации, перехода к созданию следующего новшества, для которого потребуются другие знания или знания другого уровня. Происходит идентификация предстоящих видов деятельности.
Во-вторых, анализируется потенциал существующей информационной базы. Проводится систематизация по задачам и исполнителям. Оценивается достаточность потенциала всех видов знаний для предстоящей работы по видам деятельности и функциям. Определяются необходимые дополнительные знания.
В-третьих, происходит аккумуляция знаний. Собираются ранее созданные знания в имеющихся источниках в рамках организации в единую базу знаний. Осуществляется сбор, подготовка, кодирование и накопление знаний в базах знаний.
В-четвертых, происходит развитие знаний. Расширяется имеющаяся база знаний за счет получения и производства новых знаний.
В-пятых, осуществляется защита и хранение знаний. Произведенные новые знания защищаются патентами, договорами и прочими способами. Организуется хранение знаний.
Для наиболее полного изучения процесса управления информацией введем такие понятия как банк данных, база данных и база знаний.
Банк данных – это комплекс, включающий специальные структуры организации информации, алгоритмы, специальные языки, программные и технические средства, в совокупности обеспечивающие создание и эксплуатацию системы накопленной информации. База данных – это хранилище специально организованных и логически связанных информационных элементов. База знаний содержит информацию о накопленном практическом опыте специалистов по управлению, используется при подготовке управленческих решений и является необходимым компонентом экспертных систем, обеспечивающих выработку вариантов решений в автоматизированном (или автоматическом) режиме10.
В-шестых, происходит передача знаний. Организуется трансферт знаний из баз и от источников к новым исполнителям – владельцам знаний. Идет распространение знаний по исполнителям видов действий в форме реализации программы обучения и предоставление знаний через различные носители информации.
В-седьмых, происходит использование знаний. Идет увязка знаний, видов деятельности и функций (задач). Рассматривается их использование как для нового проекта, то есть для новых видов деятельности, так и использование в качестве интеллектуального капитала, интеллектуальной собственности и интеллектуальных активов.
В-восьмых, осуществляется оценка накопленных знаний и эффективности их использования. После использования знаний следует подвести итог и оценить их достаточность, доступность, качество формирования и передачи, затраты на приобретение знаний в сопоставлении с результатами (оценить эффективность), объем и уровень использования. Разрабатываются рекомендации по развитию базы знаний, системы знаний и системы управления знаниями.
Отметим, что готовые знания не возникают на пустом месте, они всегда являются результатом осмысленной и целенаправленной умственной деятельности. Очень часто человек владеет множеством данных, которые находятся в беспорядке, не структурированы. Этой информацией почти невозможно воспользоваться, так как ее трудно извлечь из памяти, она беспорядочна и бесполезна. Ту информацию, которая будет впоследствии превращена в знания, необходимо специально структурировать и организовать. При этом объем и качество информации зависит от целей, задач и интересов человека. Для того, чтобы информация была усвоена, необходимо понимать, сохранять и активно использовать ее. Основой знаний всегда будут являться такие процессы как память и мышление.