Информационное обеспечение систем управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

В сложных условиях существования современных организаций, когда значительную роль для эффективного функционирования организации играет стратегия ее развития, растет роль информации и ускоряется темп принятия решений. Развитие техники приводит к усложнению процессов производства, ускорению процесса принятия управленческих решений. Прогресс экономики сегодня во многом определяется передовыми информационными технологиями. В наиболее развитых странах, переходящих от индустриального к информационному обществу, стремительное развитие информационных технологий проявляется в усилении информационного обеспечения в экономике и управлении и постоянной диверсификации информационного сектора.

Файлы: 1 файл

информационное обеспечение систем управления.docx

— 53.59 Кб (Скачать файл)

Система ИТО таможенной деятельности представляет собой организационно-упорядоченную совокупность нормативно-методических средств, информационных ресурсов, информационных и информационно-управляющих технологий автоматизации информационных процессов и процессов принятия решений в целях удовлетворения информационных потребностей таможенной службы в ее повседневной деятельности.

В состав ИТО входят: нормативно-правовое обеспечение, комплекс технических  и программных средств, методическое обеспечение (совокупность взаимосвязанных  методов, моделей, способов, правил и  методик формализованного информационного  описания таможенных объектов и процессов, а также формирования знаний для  принятия решений), структурированная  информация и знания о таможенных объектах и процессах, а также  алгоритмы преобразования информации, знаний и подготовки управленческих решений.

Для того, чтобы иметь представление системе информационного обеспечения управления в таможенных органах, рассмотрим источники информации для таможенных органов (рис.4). Конкретные информационные источники в таможенных органах имеют различный характер. Это связано с большими объемами информации, ее разнородностью и различиями в уровне развития и объемах выполняемой работы того или иного таможенного органа.

Задачи информационного  обеспечения управления таможенными  органами можно разделить на две  группы.

К первой группе относятся задачи, связанные с обеспечением информационного взаимодействия таможенных органов управления. Среди них:

    1. задача формирования и выдачи таможенным органам управления обоснованных планов и рекомендаций к действиям;
    2. задача оперативной обработки информации, содержащей директивные указания таможенных органов управления, их документирование и постановку на автоматизированный контроль исполнения;
    3. задача выполнения указаний по совершенствованию системы управления, вызывающих изменения текущей структуры системы информационного обеспечения;
    4. задача выдачи органам управления результатов контроля за исполнением указаний и распоряжений, сведений о состоянии таможенных объектов управления и об условиях их функционирования;
    5. задача распределения информационных потоков в соответствии с установленными схемами подчинения и направления сведений.

Ко второй группе относятся  задачи, решение которых обеспечивает взаимодействие с таможенными объектами  управления:

    1. задача приема и хранения сведений, поступающих от таможенных объектов управления;
    2. задача оформления и передачи объектам указаний и распоряжений таможенных органов управления;
    3. задача контроля за качеством работы и выявления ситуаций, требующих вмешательства таможенных органов управления.

Таким образом, систему  информационного обеспечения следует  рассматривать как один из специфических  типов сложных систем, поэтому  к ней полностью относятся  все основные проблемы, связанные  с исследованием, проектированием, внедрением и эксплуатацией таких  систем.

Передача данных в виде файлов, сообщений осуществляется по Ведомственной интегрированной  телекоммуникационной сети (ВИТС). Сеть предназначена для обеспечения  информационного обмена данными  между географически удаленными подразделениями (сотрудниками) таможенных органов и иными объектами.

 

 

Основу технического обеспечения ВИТС составляют [4]:

  1. Цифровые АТС различных конфигураций;
  2. Оборудование каналообразования;
  3. Средства спутниковой связи;
  4. Средства радиорелейной связи;
  5. Средства мобильной связи;
  6. Рабочие станции, файл-серверы и высокопроизводительны ЭВМ для организации баз данных;
  7. Оборудование для создания ЛВС;
  8. Оборудование удаленного доступа.

Фактически ВИТС имеет иерархическую радиально-узловую  структуру. Она включает в себя:

  1. Узлы связи, представленные на каждом уровне сети (ФТС, РТУ, таможни);
  2. Сети конфиденциальной связи;
  3. Ведомственная электронная почта.

Сети конфиденциальной связи, используемые для организации  взаимодействия руководства ФТС  РФ, таможенных управлений и таможен, включают:

  1. Правительственную междугородную связь;
  2. Специальную засекреченную связь;
  3. Государственную сеть передачи данных «Атлас».

Характер передаваемой информации между уровнями управления различен. Это можно отобразить следующим  образом (рис.5). Различия связаны с  тем, что различные уровни управления выполняют различные функции.

Система информационно-технического обеспечения таможенной службы России развивается в условиях создания единой информационно-технологической  среды таможенной деятельности и  интеграции таможенного информационного пространства Российской Федерации и таможенных информационных пространств государств-участников Таможенного союза. Система не является автономной и в процессе автоматизированного решения задач взаимодействует с органами и объектами управления.

 

3. Автоматизация управления и развитие информационных таможенных технологий

3.1 Органы, осуществляющие разработку и внедрение информационных таможенных технологий. Специфика работы

Началом развертывания  масштабной работы по автоматизации  деятельности таможенных органов послужило  постановление Совета Министров  СССР от 15.10.1988 №1203 «О генеральной схеме  управления государственным таможенным контролем СССР». При подготовке этого постановления руководство  Главного управления государственного таможенного контроля ГУ ГТК при  Совете министров СССР внесло в Правительство  предложение о создании в составе  ГУ ГТК информационно-вычислительной системы, впоследствии получившей название Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) таможенных органов.

Целью создания и  применения ЕАИС является повышение  эффективности формирования и осуществления  единой таможенной политики государства  и деятельности таможенных органов  при выполнении своих функций  на основе внедрения компьютерных технологий и использования современных  средств передачи данных и математических методов. Именно через ЕАИС в ФТС РФ внедряются информационные технологии в практику деятельности таможенных органов. Одной из функций ЕАИС является совершенствование системы организационно-экономического управления таможенными органами на всех уровнях управления.

ЕАИС можно рассматривать  как некоторую сложную систему, основные компоненты которой и их характеристики приведены ниже (рис.6).

На каждом уровне есть своя БД для хранения в электронном  виде информации, получаемой в процессе деятельности таможенных органов. Информация, полученная на нижних уровнях, передается в БД более высокого уровня. Центральная  база данных территориально располагается  в Москве и сопровождается ГНИВЦ (Главный научно-информационный центр) – организацией, специально созданной в ФТС РФ для разработки и организации эксплуатации ЕАИС.

 

3.2 Направления совершенствования применения информационных технологий в таможенном деле

На данный момент существует перечень аттестованных программных  средств для автоматизации деятельности таможенных органов, насчитывающий 80 позиций. Данные программы направлены на контроль перемещения товаров, правильности начисления и уплаты таможенных платежей, доставки товаров, на сбор и анализ информации и т.п. Основные направления совершенствования информационных таможенных технологий отражены на рис.7.

 

3.3 Проблемы внедрения информационных технологий

В интервью начальник Главного управления информационных технологий ФТС России Алексей Шалаев журналу «Таможенное обозрение» среди главных проблем внедрения информационных технологий в таможенные органы выделил:

  1. Информационная система таможенных органов – одна из крупнейших информационных систем в стране. Восемь ее отдельных компонентов включены в перечень критически важных государственных систем. Мы работаем в режиме 24 часа в сутки, 365 дней в году, таможенные органы работают в условиях одиннадцати часовых поясов, - и это накладывает определенные трудности в поддержании этой системы в работоспособном состоянии.
  2. Во многих пунктах пропуска, особенно на удаленных границах, не существует другой связи, кроме как спутниковой, т.е. там нет информационной инфраструктуры, а потоки информации из года в год все увеличиваются.
  3. Помимо того, что растет само количество таможенного оформления, ощущается недостаток квалифицированных кадров в регионах, которые способны работать с такой сложной информационной системой. Поэтому с учетом не очень большой зарплаты по сравнению с зарплатой IT-специалистов в коммерческих структурах, и с учетом того, что требования к квалификации специалистов предъявляются очень серьезные и очень специфичные - эта проблема стоит очень остро.
  4. На данный момент мы имеем достаточное количество перспективных IT разработок, которые используются некоторыми подразделениями, но довольно медленно внедряются по разным причинам: масштабности внедрения, сложности, отсутствия кадров для внедрения, неподготовленность технической инфраструктуры.
  5. Новые автоматизированные системы и технологии такие как: электронное декларирование, предварительное информирование, система контроля таможенного транзита, система обеспечения уплаты таможенных платежей, система финансово-хозяйственной деятельность и другие – требуют перехода на другой уровень централизации обработки и хранения информации. Это, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к режиму доступности информационной системы - она должна не просто работать, а должна быть доступной в режиме оn-line на уровне 97 - 99%.

При рассмотрении данной темы были замечены следующие проблемы внедрения  информационных таможенных технологий, которые связаны с:

  1. Развитием ведомственной корпоративной сети спутниковой связи, созданием глобальной ведомственной сети, позволяющей моментально получить необходимую информа<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Rom

Информация о работе Информационное обеспечение систем управления