Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 15:13, курсовая работа
Особенность социального управления как самостоятельного направления в современном научном развитии во многом объясняется тем, что ее важнейшим системообразующим компонентом (наряду с политическим, экономическим, социологическим и др.) является сфера духовной жизни людей, состояние общественного и индивидуального сознания. Любой социальный субъект управления обязательно действует в определенной духовной среде (наряду с социально-экономической, политической и другими средами). Эта специфическая среда отличается достаточной самостоятельностью и во многом определяет аналитические, информационные, организационные и другие возможности субъектов управления.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Социальное управление как один из видов управления
1.2. Задачи и функции социального управления
ГЛАВА II. РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
2.1. Понятие информации в социальном управлении
2.2. Классификация информационного обеспечения в социальном управлении
2.3. Информационное обеспечение управления на примере УСЗН г.-к. Анапа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
В качестве примера в табл. 2.2. приведены конечные результаты работы по оказанию психолого-педагогической помощи.
Таблица 2.2
Конечные результаты
работы по оказанию психолого-педагогической
помощи семье и детям
Результаты работы |
||
1 |
Факторы, влияющие на неблагоприятный климат в семье, коллективе |
Диаграмма |
2 |
Структура и динамика обращений в УСЗН |
Диаграмма, график |
3 |
Динамика и структура |
График, |
4 |
Динамика количества семей, находящихся под патронажем специалистов УСЗН |
График |
5 |
Динамика количества укрепленных семейных, супружеских, детско-родительских, межпоколенных отношений |
График |
6 |
Динамика количества детей, прошедших обследование психофизического, интеллектуального и эмоционального состояния |
График |
7 |
Перечень семей, имеющих дезадаптированных детей |
БД |
8 |
Количество тренингов, проведенных специалистами УСЗН, по снятию последствий психотравмирующих ситуаций, напряженности, выработке умений и навыков социальной адаптации, вопросам семьи, брака, прав и обязанностей родителей и детей |
График |
9 |
Количество семинаров, проведенных для педагогов школ и детских дошкольных учреждений, по вопросам налаживания межличностных взаимоотношений, преодолению кризисных ситуаций, оказанию психологической помощи и поддержки детям и подросткам |
График |
10 |
Динамика количества консультативных статей, выпущенных специалистами УСЗН |
График |
11 |
Динамика количества звонков, полученных
специалистами «Телефона |
График |
12 |
Динамика количества разработанных специалистами УСЗН авторских программ |
График |
13 |
Оценка наиболее эффективных методик оказания психолого-педагогической помощи |
Диаграмма |
14 |
Оценка клиентами уровня профессиональной помощи специалистов УСЗН |
Диаграммы |
15 |
Оценка результатов экспертных исследований уровня профессионализма специалистов УСЗН |
Диаграмма |
Формулировка системы целей и определение конечного результата работы учреждения социального обслуживания является исходным моментом проектирования системы информационного обеспечения, так как позволяет выделить основные направления сбора информации, но для определения направлений информационных потоков необходимо четко представить организационную структуру учреждения.
Система информационного обеспечения является внутренней основой по отношению к организационной структуре, так как при заданных информационных потоках организационная структура может меняться в незначительных пределах и в определенных направлениях.
Оптимальная организационная структура должна обеспечивать согласованность всех звеньев управляющей и управляемой подсистем, что достигается четким распределением должностных и функциональных обязанностей, эффективным использованием возможностей каждого сотрудника, гармоничным соотношением вертикальных и горизонтальных связей.
Для построения модели информационного обеспечения была проделана следующая работа: собраны и проанализированы данные, отражающие существующую на практике систему информационного обеспечения; изучены и проанализированы элементы, являющиеся составными частями данной системы; установлены отношения и выявлены связи между этими элементами; изучены различия служебных функций разных сотрудников и подразделений; выявлена роль каждого структурного подразделения и каждого сотрудника в формировании информационных потоков.
В ходе подготовки к формированию
модели информационного обеспечения
была установлена возможность
Было выявлено, что структура модели информационного обеспечения состоит из определенного комплекса элементов: направление сбора информации и требования к ней, методы ее сбора, обработки и хранения, направления информационных потоков, функциональных обязанностей структурных подразделений и отдельных сотрудников в формировании информационных потоков. В свою очередь, система информационного обеспечения управления состоит из следующего комплекса элементов: содержание информации, ее сбор, обработка и хранение. Все элементы системы имеют достаточно четкую взаимосвязь, которую определяет ведущий элемент системы — содержание информации, используемой в управлении. Именно содержание информации обусловливает связь остальных элементов: сбор — обработка — хранение.
Система информационного обеспечения (система сбора, обработки, хранения и использования комплекса сведений, характеризующих внутреннее состояние и внешние связи УСЗН в целях эффективного функционирования и развития) имеет следующее назначение:
- обеспечение работников всех уровней информацией, необходимой для качественного выполнения ими своих обязанностей (определить направления собираемой информации, нужной для всех категорий работников и каналы ее передачи);
- определение видов работ по информационному обеспечению, которые необходимо выполнять;
- установление функций подразделений и отдельных сотрудников по выполнению всех видов работ с информацией;
- определение периодичности сбора и формы хранения собранной информации.
В результате была сформирована модель информационного обеспечения управления учреждением социального обслуживания. Ее структура определяется поступающими и выходящими из учреждения информационными потоками.
В качестве примера в табл. 2.3 см. Приложение 1 приведена часть модели информационного обеспечения управления, описывающая работу с кадрами.
Для придания данной модели определенности разработана маршрутная технология распределения информационных потоков, регламентирующая порядок выполнения служебных функций и ориентированная во времени и объеме. Созданная модель информационного обеспечения приспособлена не к структуре установившихся взаимосвязей и подчинения, а к требованиям комплексного решения проблем, соответствующих генеральной цели УСЗН по городу-курорту Анапа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уже давно стало очевидным, что эффективное управление возможно лишь на основе тщательного изучения всей информации, имеющей даже отдаленное отношение к управляемой системе. В свою очередь реализация управленческого решения требует грамотного информационного обеспечения, которое по своему содержанию, интенсивности, используемым технологиям и другим характеристикам меняется в зависимости от этапа его реализации.
В современном социуме, среди множества концептуальных моделей которого преобладает понимание его как «информационного общества», качество информационного обеспечения решений в существенной мере предопределяет их успех.
Все вышеизложенное в работе позволило сделать следующие выводы.
1.Особенность социального управления как самостоятельной отрасли социальной жизни состоит в том, что оно является сферой духовной жизни людей, во многом зависит от состояния общественного и индивидуального сознания. Поэтому степень управляемости общественными делами определяется такими регуляторами общественной жизни, как: культура, традиции, идеология, нормы морали, целостность мышления и т.п. Зависимость эта возрастает по мере повышения зрелости самого общества, развития социального прогресса.
2. Суть социального управления определяется как процесс воздействия на социальные процессы для достижения поставленных целей. Его целью является исследование деятельности органов управления как социальных систем, изучение и совершенствование социальных механизмов систематического, основанного на достоверном знании, воздействия субъекта управления на социальный объект. Задачами социального управления являются: изучение реальных фактов, обнаружение тенденций развития, объяснение нововведений, построение эффективных направлений, формирование научно-обоснованных рекомендаций управленческой деятельности. Функциями социального управления являются: целеполагание, разработка комплексных целевых программ и проектов, стратегическое целеполагание, ценностное воздействие, нормативное регулирование и моделирование в управлении общественными делами, информационное обеспечение социального управления. Все эти элементы позволяют эффективно управлять общественной жизнью.
3. Понятие «информация» в конце XX в. стало одним из самых употребляемых потому, что информация пронизывает все сферы человеческой деятельности, служит проводником всех знаний и мнений, универсальным инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, нагнетания конфликтов и напряженности, утверждения стереотипов мышления и поведения. В результате информационной революции информация становится важнейшим ресурсом не только управления, но и всей общественной жизни. Социальная информация — это ориентирующее знание о состоянии социальной системы, процесс обеспечения познавательных потребностей общества на основе применения информационных технологий.
Достоверная информация необходима для всех этапов управления: от постановки задач до осуществления мер социального контроля, оценки эффективности принятых решений и их коррекции. Поэтому без необходимого информационного обеспечения нет эффективного социального управления.
4. Существуют определенные законы и принципы современного сбора, хранения и анализа информации, которые необходимо знать. Например, очень важно понять, что информации не должно быть много, она не должна содержать неиспользуемых сведений, которые осложняют работу по принятию решения. Информация должна формироваться на основе объективных данных, поступать в сроки, достаточные для принятия своевременного решения, и т.п. Незнание элементарных правил в этой области или их извращенное использование превращает информацию из большого блага общественного прогресса в такое же зло, которое может стать тормозом в принятии управленческого решения.
5. Результаты, полученные в ходе исследования информационного управления на примере УСЗН по городу-курорту Анапа, позволили выдвинуть следующие рекомендации, направленные на совершенствование, повышение эффективности информационного обеспечения управления учреждениями социального обслуживания населения:
- сосредоточить все основные виды информационной деятельности в отделении первичного приема информации, анализа и прогнозирования;
- на базе применяемых в настоящее время в учреждениях социального обслуживания локальных сетей — для бухгалтера, организации делопроизводства, кадровой службы, руководителя, психолога — необходимо создать интегрированную информационную систему на основе современной компьютерной техники, оснащенной автоматизированными средствами ввода и вывода данных, использования сетевых технологий, сокращения традиционного документооборота.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Информационное обеспечение социального управления