Информационный менеджмент. Цели, задачи, средства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 15:41, реферат

Описание работы

В данной работе рассматриваются условия и особенности информатизации в различных сферах, а также используемые при этом средства. Формулируется проблема информационного менеджмента как специфическая проблема управления.
Проанализированы основные цели и задачи информационного менеджмента в типовых условиях применения информационных ресурсов. При этом учитываются тенденции развития мирового рынка средств информатизации, его современное состояние, как по зарубежным, так и по отечественным данным.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………...3
Информационный менеджмент: определение, назначение, цели и задачи……………...4
Информационная система и информационные технологии как средства информационного менеджмента…………………………………………………………………..13
Заключение…………………………………………………………………………………18
Список используемой литературы………………

Файлы: 1 файл

Информационный менеджмент.Цели, задачи, средства.docx

— 49.57 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Первый профессиональный университет

Институт туризма

Факультет социально-культурный сервис  и туризм

 

 

 

 

 

Дисциплина:

«Информационный менеджмент»

Реферат на тему:

«Информационный менеджмент.

Цели, задачи, средства»

 

 

 

 

Выполнила студентка 5 курса

Группа ТТША – 51/9-С-1

Алешина Виктория Борисовна

 

 

Москва 2013

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………………...3

Информационный  менеджмент: определение, назначение, цели и задачи……………...4

Информационная  система и информационные технологии как средства информационного менеджмента…………………………………………………………………..13

Заключение…………………………………………………………………………………18

Список  используемой литературы………………………………………………………...19

 

Введение

Основой стабилизации и устойчивого развития экономики страны, перешедшей на рыночные механизмы, является предпринимательство. Процессы глобализации развития мировой  экономики и информатизации мирового сообщества предъявляют к действующим  хозяйствующим субъектам всё  более повышенные требования к их информированности в вопросах рынка, движения фондов, продвижения производимой продукции и услуг. В связи с этим, вопросы информированного обеспечения предпринимательской деятельности, наряду с налогообложением и законодательной базой, занимают ведущее место среди неотложных проблем развития бизнеса России.

Необходимым условием обеспечения развития экономики  должна стать широкая информационная поддержка действующих и вновь  создаваемых предприятий различных  форм собственности, системы переобучения и подготовки кадров с учётом местной  специфики, конъюнктуры текущего момента, потенциальных возможностей города.

В сегодняшней  социально-экономической и политической ситуации на этапе формирования информационного  общества на первый план выходит информация, передача новых знаний, технических  и научных идей. При этом возникает  необходимость централизовать поставляемые информационные ресурсы.

В данной работе рассматриваются условия  и особенности информатизации в  различных сферах, а также используемые при этом средства. Формулируется  проблема информационного менеджмента  как специфическая проблема управления. 
Проанализированы основные цели и задачи информационного менеджмента в типовых условиях применения информационных ресурсов. При этом учитываются тенденции развития мирового рынка средств информатизации, его современное состояние, как по зарубежным, так и по отечественным данным.

 

Информационный менеджмент: определение, назначение, цели и задачи

Стремительное развитие практики менеджмента, работы по созданию общей теории менеджмента  позволяют дать его уже, можно  сказать, устоявшееся определение.

Менеджмент – это управление в социально-экономических системах: совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и увеличения прибыли.

В управленческой науке до сих пор не сложилось  однозначного понимания того, что есть информационный менеджмент.

    1. Различные виды менеджмента тесно взаимосвязаны друг с другом (например, документный и информационный);
    2. Менеджмент зачастую понимается как синоним «управления» и во внимание не принимаются его специфические особенности;
    3. Большое значение в обществе играет мода на иностранные термины, что мешает более правильному пониманию информационного менеджмента.

Принято трактовать информационный менеджмент в узком и широком смысле.

В узком  смысле менеджмент понимают как синоним «делопроизводства» – это отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами.

Документирование, то есть создание документа, процесс подготовки официального документа.

Информационный  менеджмент – технология, компонентами которой являются документная информация, персонал, технические и программные средства обеспечения информационных процессов, а также нормативно установленные процедуры формирования и использования информационных ресурсов.

Для определения понимания сущности информационного менеджмента необходимо принимать во внимание ряд положений:

    1. информация – комплексная категория, то есть:
    1. информация – условие и средство делового общения;
    1. информация – средство доведения до общества сведений об организации;
    2. информация – источник сведений о внешней среде;
    3. информация – товар;
    1. информационный менеджмент осуществляется в пределах конкретной организации;
    2. информация представляет собой самостоятельный фактор производства, который лежит в основе процесса принятия управленческого решения.
    3. информационный менеджмент имеет отношение не просто к информации, а к информационной деятельности организации.

Информационный  менеджмент – управление деятельностью по созданию и использованию информации в интересах организации.

Цель информационного менеджмента - обеспечение эффективного развития организации посредством регулирования различных видов её информационной деятельности.

Задачи информационного менеджмента:

    1. качественно информационное обеспечение процессов управления в организации;
    2. осуществление управления информационными ресурсами;
    3. обеспечение управления обработки информации на всех уровнях;
    4. обеспечение управления коммуникациями (общение – передача информации от человека к человеку).

Информация  имеется в виду в различном  представлении:

    • в виде массива документов;
    • в виде документной информации;
    • в виде средства общения.

Под управлением подразумевается не только принятие решения, а весь комплекс управленческих действий.

Информационный  менеджмент касается всех функций управления современной организации.

Функция планирования – это деятельность субъекта по определению темпов, пропорций, развития объектов управления. Планирование осуществляется в различных вариантах. Наиболее распространены сегодня оперативное и стратегическое.

Оперативное планирование отражает текущую деятельность организации. Стратегическое связано с перспективами.

Функция стратегического планирования приобретает  в настоящее время особое значение. Её специфика - особенность самого стратегического управления.

Стратегическое  управление – это управление, которое ориентировано на обеспечение выживания организации и её эффективного развития в условиях динамично меняющейся внешней среды.

В отличие  от оперативного управления, стратегическое имеет иные критерии эффективности - своевременность и точность реагирования организации на изменения внешней среды.

Стратегическое  планирование – процесс, который включает ряд стадий.

1 Стадия - определение миссии организации.

Миссия – это чётко выраженная причина существования организации, которая подчёркивает её отличия от аналогов.

Определении мисси имеет огромное значение:

    1. значение миссии в отношении внешней среды;
    • миссия формирует представление об организации и её назначение;
    • миссия способствует формированию и закреплению имиджа организации;
    1. миссия имеет значение и в отношении коллектива организации.
    • миссия делает ясными для сотрудника цель и предназначение организации;
    • миссия содействует формированию определённого климата в организации;
    • миссия способствует единению коллектива и укреплению его культуры.
    1. миссия имеет значение в отношении управления организацией.
    • миссия помогает более точно определить стратегию;
    • миссия оказывает содействие в осуществлении более правильного распределения ресурсов.

2 Стадия - определение целей организации.

Цель – это ожидаемый, конечный результат.

Именно  через цели, миссия получает реализацию. Набор целей может быть разным. Основные требования к нему:

    • он должен всесторонне раскрывать миссию;
    • он должен касаться по крайней мере 4-х сфер деятельности организации:
    • сфера доходов (не получение прибыли, а какой авторитет организация получает у пользователей – если организация некоммерческая);
    • сфера работы с пользователями;
    • сфера работы с сотрудниками;
    • сфера социальной ответственности (какова роль организации в жизни региона).

В организации  все цели должны быть взаимосвязаны  и построены в определённой иерархии. Цели должны отвечать следующим требованиям:

    • цели должны быть конкретными;
    • цели должны быть ориентированы во времени;
    • цели должны быть достижимы;
    • цели должны быть приемлемыми для организации;
    • цели должны быть совместимыми;
    • цели должны быть гибкими.

Цель  может быть правильно обозначена в том случае, если в организации  осуществлён адекватный анализ среды.

3 Стадия - анализ среды включает в себя 2 основных компонента:

    • анализ внешней среды;
    • анализ внутренней среды.

Анализ  внешней среды ориентирован на все  компоненты, которые окружают организацию. Этот анализ делят на две части: изучают  макро- и микросреды.

Макросреда – общие условия, в которых организация находится. Она включает в себя:

    • экономический компонент;
    • политический компонент;
    • правовой компонент;
    • социальный компонент;
    • состояние технологии.

Нужно учитывать, что все элементы макросреды во взаимосвязи и степени влияния  различных факторов на конкретную организацию  различны.

Микросреда – непосредственное окружение организации:

    • потребители;
    • поставщики;
    • конкуренты;
    • рынок рабочей силы.

Анализ  внутренней среды изучается по определённым блокам вопросов.

    • кадровые вопросы;
    • организационные вопросы;
    • производственные вопросы;
    • маркетинговые вопросы;
    • финансовые вопросы;
    • организационная культура – совокупность правил и ценностей, которых придерживаются сотрудники и руководители.

Изучение  внутренней среды направлено на то, чтобы выяснить:

    • реальное состояние организации;
    • определить преимущества и проблемы;
    • перспективы развития.

Для изучения внешней и внутренней среды  используются различные методы:

1) SWOT – позволяет найти возможности, наиболее рациональные варианты действия. Работа по данному методу состоит из нескольких этапов:

    • Составление перечня сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз внешней среды;
    • Составление матрицы (таблицы), в которой все эти позиции указываются;
    • Выбор тех вариантов, которые наиболее рациональны в данных условиях для данной организации.

2) Метод позиционирования – позволяет дать оценку внешней среде.

Суть: составление двух матриц – матрицы  возможностей и матрицы угроз.

3) Метод составления профиля среды – даёт возможность составить полную картину внешней среды и дать оценку каждому фактору.

4 Стадия - анализ стратегических альтернатив.

Необходимо  оценить имеющиеся стратегии  или разработать собственный  стратегический вариант. Любая стратегия  связана с изменением одного или  нескольких элементов, таких как продукт, рынок, отрасль, положение организации внутри отрасли, технология.

Среди традиционных стратегий можно выделить:

    1. Группу стратегий концентрированного роста.
    • стратегия усиления позиций на рынке. Организация работает на прежнем рынке с прежними условиями, но пытается укрепить своё влияние. Это заставляет развивать маркетинговую деятельность.
    • стратегия развития рынка. Организация производит прежние услуги, но пытается найти новые рынки для их реализации.
    • стратегия развития продукта. Организация работает на прежних рынках, но все свои усилия направляет на производство новых услуг.
    1. Стратегии сокращения.
    • стратегия ликвидации;
    • стратегия снятия сливок. Фирма постепенно сокращает до нуля одно из направлений деятельности, при этом основную ставку делает на максимальное получение прибыли;
    • стратегия сокращения. Одно из направлений или одно из подразделений закрывается;
    • стратегия сокращения расхода.

Организация может ориентироваться и на отдельные  стратегии, не входящие в группы. Сегодня  популярна инновационная стратегия. Достаточно продуктивной считается  кооперационная стратегия. Она ориентирована на взаимодействие с другими организациями, структурами. Организация может разработать собственный вариант стратегии.

Информация о работе Информационный менеджмент. Цели, задачи, средства