Инфраструктурный потенциал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Инфраструктура является обязательным условием эффективного функционирования экономики и включает систему учреждений и организаций, обслуживающих движение товаров и услуг на рынке. Это позволяет рассматривать ее как совокупность всех видов деятельности, необходимых для доведения физического объема определенных видов товаров до соответствующего потребителя.
Понятие инфраструктура берет свое начало от лингвистического смысла латинских слов infra - ниже и struktura - строение. В начале XX века этим словом обозначали комплекс тыловых сооружений, обеспечивающих действия вооруженных сил (склады материальных средств, военные базы, полигоны и т. п.). С середины 40-х голов иное понятие проникло в экономику, начиная с западной экономической науки. Им стали обозначать комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….стр.3
1.Понятие производственной и не производственной
инфраструктуры……………………………………………стр.5
2.Основные элементы инфраструктурного потенциала (транспорт,
связь, энергетика, коммунальное хозяйство и др.)………стр.13
3.Управление элементами инфраструктуры………………. стр.24
4.Проблемы развития и использования инфраструктурного потенциала
в современных условиях……………………………………стр.26
Заключение……………………………………………………..стр.29
Список используемой литературы……………………………стр.35

Файлы: 1 файл

1.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет

им. И.И. Ползунова

 

 

территориальный ресурсный центр развития

единой образовательной информационной среды

институт интенсивного образования

 

 

 

 

 

К У Р С О В А Я  Р А Б О Т А

По дисциплине «Региональная экономика и управление»

Тема «Инфраструктурный потенциал»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверила:                                                                          Шевелева Л.В.

Выполнила:

студентка группы Кл(з)-М-61                                        Бахтиозина Т.В.                                           

 

 

Кулунда 2012г.

Содержание.

           Введение……………………………………………………….стр.3

           1.Понятие производственной  и не производственной

              инфраструктуры……………………………………………стр.5

           2.Основные элементы инфраструктурного потенциала  (транспорт,

              связь, энергетика, коммунальное хозяйство и др.)………стр.13

          3.Управление элементами инфраструктуры………………. стр.24

           4.Проблемы развития и использования инфраструктурного потенциала 

              в современных условиях……………………………………стр.26

          Заключение……………………………………………………..стр.29

          Список используемой литературы……………………………стр.35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

                 Инфраструктура является обязательным условием эффективного функционирования экономики и включает систему учреждений и организаций, обслуживающих движение товаров и услуг на рынке. Это позволяет рассматривать ее как совокупность всех видов деятельности, необходимых для доведения физического объема определенных видов товаров до соответствующего потребителя.

          Понятие инфраструктура берет свое начало от лингвистического смысла латинских слов infra - ниже и struktura - строение. В начале XX века этим словом обозначали комплекс тыловых сооружений, обеспечивающих действия вооруженных сил (склады материальных средств, военные базы, полигоны и т. п.). С середины 40-х голов иное понятие проникло в экономику, начиная с западной экономической науки. Им стали обозначать комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство.

В настоящее время слово "потенциал" применяется для обозначения средств, запасов и источников, имеющихся в наличии и могущих быть использованными для достижения определенной цели, решения какой-либо задачи, а также возможностей отдельного лица, общества, государства в какой-либо области.

               Инфраструктурный потенциал характеризует возможность организации в условиях предпринимательской деятельности на любой территории региона. Наиболее важной составляющей инфраструктурного потенциала выступает транспорт, связь, энергетика, коммунальное хозяйство.

               Основной задачей транспортного хозяйства на предприятии является своевременное и бесперебойное обслуживание производства транспортными средствами по перемещению грузов в ходе производственного процесса. По своему назначению транспортные средства могут быть подразделены на внутренний, межцеховой и внешний транспорт. Совершенствование организации транспортного хозяйства предполагает ликвидацию чрезмерно дальних перевозок, встречных, возвратных, пустых и не полностью загруженных транспортных средств.

            Энергетическое хозяйство обеспечивает потребности предприятия в электро- и теплоэнергии, технологическом паре, сжатом воздухе, техническом кислороде, природном газе. Однако целесообразнее по возможности заключить длительный договор на обслуживание с крупными производителями на поставку энергоносителей.

            В настоящее время всё большее значение в социально-экономическом развитии регионов приобретает региональная инфраструктура. От уровня её развития зависит качество жизни людей, степень удовлетворения их потребностей в услугах и создании условий для обеспечения жизнедеятельности населения и функционирования экономики.

                Высокий уровень развития инфраструктурного комплекса - одно из важнейших условий эффективного регионального развития. Инфраструктура - это интегральное понятие, объединяющее большое количество отраслей и видов деятельности, каждый из которых, реализуя ту или иную функцию, удовлетворяет соответствующие потребности общества в инфраструктурных услугах.

           Все элементы инфраструктуры (городской пассажирский транспорт, связь, здравоохранение, торговля, бытовое обслуживание и другие), являясь с одной стороны относительно обособленными, с другой - играют определённую роль в эффективном функционировании регионального инфраструктурного комплекса как системы.

                Инфраструктура потенциал предприятия - это подразделения по обслуживанию основного производства, а также социальному обслуживанию коллектива. Соответственно различают производственную и непроизводственную инфраструктуру предприятия.

 

 

 

1  Понятие производственной и непроизводственной инфраструктуры.

            

                Производственная инфраструктура имеет целью обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования производственного процесса. Работы по обслуживанию основного производства выполняются вспомогательными подразделениями и обслуживающими хозяйствами: инструментальным, ремонтным, транспортным, энергетическим, складским, службами материально-технического снабжения и сбыта продукции.

         Совершенствование производственной инфраструктуры является одним из факторов улучшения деятельности предприятия.

               Службы материально-технического снабжения и сбыта продукции играют важную роль не только в нормальном функционировании производственного процесса. Они оказывают существенное влияние на величину издержек производства путем создания и поддержания оптимального запаса при минимуме затрат, обеспечивая при этом надлежащее складирование, хранение и учет материальных ресурсов и готовой продукции.

              Инструментальное хозяйство на предприятии создается для выполнения работ по обеспечению производства инструментом и технологической оснасткой, организации их хранения, эксплуатации и ремонта. От уровня организации инструментального хозяйства и качества инструмента зависят интенсивность использования оборудования, технологические параметры его работы, уровень производительности труда и в целом результаты работы предприятия.

            Производственная инфраструктура предприятия - это совокупность подразделений, которые прямо с выработкой продукции не связаны. Основное их назначение состоит в техническом обслуживании основных процессов производства. К ним относятся вспомогательные и обслуживающие цехи и хозяйства, занимающиеся перемещением предметов труда, обеспечением производства сырьем, топливом, всеми видами энергии, обслуживанием и ремонтом оборудования и других средств труда, хранением материальных ценностей, сбытом готовой продукции, ее транспортировкой и другими процессами, предназначенными для создания нормальных условий ведения производства. Вспомогательными считаются процессы, обеспечивающие условия протекания основных процессов. В результате вспомогательной деятельности предприятия не создаются какие-либо элементы конечного продукта предприятия, хотя этот результат и может представлять собой некоторую имущественную сущность. Если результат основного процесса предназначен для представления на рынке, то результат вспомогательного процесса определен для использования внутри предприятия, потребляется в основных процессах. Вспомогательные процессы представлены, например, производством энергоносителей, водоподачей и водоотведением, ремонтом оборудования и строительных конструкций. Можно предположить, что прекращение вспомогательного процесса исключает возможность продолжения осуществления основного процесса. Таким образом, различия основных и вспомогательных процессов заключаются в целях и методах реализации продукта. Отдельную позицию в инфраструктуре предприятия занимают обслуживающие процессы. Назначение обслуживающих подразделений состоит в обеспечении как основных, так и вспомогательных процессов. К ним следует отнести транспортные процессы, складирование элементов производства и готовой продукции, осуществление контрольных работ в отношении плановых изделий и составляющих их частей, включая контроль состояния оборудования. Итак, вспомогательное производство призвано обеспечить бесперебойную и эффективную работу основного производства. Оно включает в себя ремонтное, инструментальное, энергетическое, транспортное, складское и другие хозяйства. Ремонтное хозяйство - это совокупность производственных подразделений, осуществляющих комплекс мероприятий по надзору за состоянием оборудования, уходу за ним и ремонту. На крупных предприятиях в состав ремонтного хозяйства входят ремонтно-механический, электроремонтный и ремонтно-строительные цехи и участок по ремонту санитарно-технического оборудования. На предприятиях ремонт технологического оборудования осуществляется на основе: 1) системы ремонта по результатам технической диагностики (все виды ремонта производятся в зависимости от фактической потребности в нём после объективного контроля технического состояния оборудования); 2) системы планово-предупредительного ремонта (ППР) - совокупность запланированных технических и организационных мероприятий по уходу, надзору и ремонту, направленных на предотвращение преждевременного износа оборудования, аварий, а также на поддержание его в хорошем техническом состоянии. Сюда же относят возможную модернизацию оборудования в процессе ремонта. Система ППР предусматривает: - осмотры, при которых выявляется степень износа отдельных деталей, устраняются мелкие дефекты (неисправности); - текущий ремонт - частичная разборка машины, замена износившихся трущихся поверхностей, регулировка, сборка, испытание агрегатов в холостую и под нагрузкой; - средний ремонт - разборка узлов, замена и ремонт деталей, износившихся в период между двумя текущими ремонтами, окраска оборудования, испытание оборудования и т.д.; - капитальный ремонт предполагает полную разборку оборудования, осмотр всех его узлов и деталей. При этом выполняется весь объем среднего ремонта и, кроме того, ремонт всех узлов и механизмов, фундаментов и опор, замена футеровки, обмуровки и изоляции поверхности. Для большинства видов оборудования капитальный ремонт сопровождается модернизацией. Регламентация ремонтных работ в системе ППР осуществляется с помощью нескольких нормативов: 1) ремонтный цикл - период времени между двумя капитальными ремонтами; 2) структура ремонтного цикла - последовательность разных видов ремонта; 3) межремонтный период - промежуток временит между двумя смежными ремонтами, независимо от их вида; 4) категория сложности ремонта - относительный показатель, показывающий во сколько раз трудоемкость всех видов ремонта за один ремонтный цикл выше трудоемкости аналогичного ремонта станка-эталона. Себестоимость ремонтных работ определяется на основании сметно-финансового расчета. В нее входят заработная плата ремонтных рабочих с отчислениями, стоимость деталей, смазочных, обтирочных материалов и другие затраты. Инструментальное хозяйство - это совокупность подразделений, занятых приобретением, проектированием, изготовлением, восстановлением и ремонтом технологической оснастки, ее учетом, хранением и выдачей на рабочие места. Технологическая оснастка (инструмент) - это все виды режущего измерительного и сборочного инструмента, а также штампы, пресс-формы, разнообразные приспособления. Как правило, инструментальное хозяйство предприятия включает: - инструментальный отдел, занимающийся централизованными поставками инструментов и приспособлений, а также их проектированием; - инструментальный цех, производящий изготовление, ремонт и восстановление специальной оснастки и инструмента; - центральный инструментальный склад, осуществляющий хранение, учет и выдачу в производство инструмента и оснастки; - цеховые инструментальные кладовые непосредственно обслуживают рабочих инструментом и технологической оснасткой. Норму расхода инструмента устанавливают в расчете на одну деталь, изделие, операцию или обобщенно, например, в расчете на 100 станко-часов работы оборудования. Энергетическое хозяйство - это совокупность технических средств для обеспечения бесперебойного снабжения предприятия всеми видами энергии. В его состав входят хозяйства: - электросиловое - понижающие и повышающие подстанции, генераторные и трансформаторные установки, электросети, аккумуляторное хозяйство; - теплосиловое - котельные, паровые и воздушные сети, компрессоры, водоснабжение и канализация; - газовое - газовые сети, газогенераторные станции, холодильно-компрессорные и вентиляционные установки; - печное - нагревательные и термические печи; - слаботочное - АТС, радиосеть, диспетчерская связь; - мастерские по ремонту, модернизации энергооборудования. В обязанности работников энергетического хозяйства входят бесперебойное снабжение производства всеми видами энергии, рациональное использование энергетического оборудования и повышение его коэффициента полезного действия, совершенствование техники и организации энергетического хозяйства, получение максимально возможной экономии всех видов энергии при снижении ее себестоимости. Потребность в энергии определяют на основании плана производства продукции и переработки сырья, удельных норм расхода энергии и условного топлива на единицу продукции сырья, норм расхода энергии и условного топлива на вспомогательное обслуживание, норм потерь в сетях и трубопроводах, а также в процессе преобразования энергии. Транспортное хозяйство - это комплекс средств предприятия, предназначенных для перевозки сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов и других грузов на территории предприятия и за его пределами. По назначению транспорт классифицируется на внешний, межцеховой, внутрицеховой и внутрискладской. По виду транспорт делят на железнодорожный, водный и автомобильный, а внутризаводской - на безрельсовый и рельсовый; по способу действия - на прерывный (автомобили, электрокары, автотягачи, электровозы и др.) и непрерывный (конвейеры, трубопроводы и т.д.). При организации транспортного хозяйства должны быть решены следующие вопросы: определены грузооборот и грузовые потоки и осуществлены организация перевозок грузов, выбор типа транспорта и расчет потребности транспортных средств, организация погрузочно-разгрузочных работ. Грузооборотом называется количество грузов, поступающих на предприятие, а также перевезенных за пределы и в пределах самого предприятия за определенный период времени. Различают внешний и внутренний грузообороты. Грузопотоком называется количество груза, перемещаемого по одному направлению, от одного пункта к другому за какой-либо период времени (сутки, месяц, квартал, год). График грузопотоков составляется на основании шахматной ведомости. Работа внутризаводского транспорта характеризуется системой количественных показателей, которые характеризуют объем погрузочно-разгрузочных работ, определяемый грузооборотом, числом тонно-операций и количеством нормо-часов для выполнения запланированных объемов работ. Число тонно-операций находят умножением количества тонн перевезенных грузов на число погрузочно-разгрузочных и транспортных операций. К качественным показателям относятся техническая и эксплуатационная скорость транспортных средств; коэффициент грузоподъемности, определяемый отношением массы перевезенного груза к паспортной грузоподъемности машины, умноженной на число совершенный ездок; коэффициент использования пробега, являющийся отношением длины пути, проделанного машиной с грузом, к общей длине пути; коэффициент использования рабочего времени машины, определяемый отношением времени ездки машины за смену к продолжительности смены. Складское хозяйство включает комплекс складов, специализированных по видам материальных ресурсов и организованных с учетом требований по их хранению и переработке. Складом называется производственное помещение или производственная площадь, предназначенные для временного размещения материальных ценностей, хранения нормативных запасов сырья и материалов и выполнения производственно-хозяйственных операций по подготовке этих категорий к производству. Различают специализированные и универсальные склады, снабженческие, производственные и сбытовые, закрытые, полузакрытые и открытые, общезаводские и цеховые. При организации складского хозяйства необходимо установить количество и размеры складов, их расположение относительно производственных объектов, выбрать наиболее рациональные в каждом конкретном случае виды складского оборудования и инвентаря. Прием, хранение и отпуск сырья и материалов на складах осуществляется таким образом, чтобы обеспечить полную сохранность материальных ценностей, быстрое их нахождение по заданной номенклатуре и отпуск по требованию производственных участков, противопожарную безопасность. Важным элементом инфраструктуры предприятия является капитальное строительство. Под капитальным строительством понимается процесс создания новых и реконструкции действующих фондов производственного и непроизводственного назначения, а также монтаж и ввод в действие оборудования и машин. В процессе реконструкции осуществляется техническое перевооружение действующих предприятий, а вновь строящиеся оснащаются новейшей техникой, поэтому именно капитальное строительство во многом определяет технический уровень предприятия. Капитальное строительство включает следующие этапы работ: - технико-экономическое обоснование (ТЭО) целесообразности строительства; - инженерно-технические изыскания; - разработка проекта; - организация строительной базы; - подготовка строительной площадки, строительство временных сооружений; - производство основных строительных и монтажных работ; - пуск и ввод объекта в действие. Затрачиваемые на капитальное строительство средства называются капитальными вложениями. В состав капитальных вложений входит: - стоимость приобретаемого для строящихся объектов и промышленных предприятий технологического, энергетического, транспортного, погрузочно-разгрузочного оборудования, средств механизации и автоматизации производственных процессов, инвентаря и инструментов, относящихся к основным фондам; - стоимость строительных работ по возведению зданий и сооружений; - затраты на модернизацию оборудования, стоимость проектных и изыскательских работ; - стоимость работ по осуществлению монтажа оборудования; - расходы на содержание дирекции строящихся предприятий, а также на подготовку кадров и др. Различают два способа ведения капитального строительства: 1) подрядный - метод ведения работ специализированными подрядными строительными и монтажными организациями, выполняющими работы для разных заказчиков по договорам подряда; 2) хозяйственный способ строительства - метод ведения работ собственными силами и средствами промышленного предприятия.

                 Непроизводственная инфраструктура предприятия создается для социального обслуживания работников предприятия. Она включает жилищно-коммунальные структуры, детские сады, ясли, медицинские пункты, поликлиники, больницы, санатории, дома отдыха, пансионаты, оздоровительные комплексы, столовые, буфеты, учебные заведения и другие необходимые службы.

               Непроизводственная инфраструктура является важной составляющей общей структуры предприятия, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность коллектива. Наличие важнейших элементов непроизводственной инфраструктуры на предприятии создает возможность и дает уверенность его работникам удовлетворять жизненно необходимые социальные потребности, тем самым создавая предпосылки для хорошего делового настроя и высокопродуктивной работы коллектива.

         В последние годы в силу сложного финансового состояния российских предприятий, значительная часть которых просто убыточна, прекращают деятельность некоторые службы непроизводственной инфраструктуры или передают их в ведение муниципальных органов власти. Такое развитие событий, как правило, ухудшает социальное обслуживание работников предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основные элементы инфраструктурного потенциала.

 

         Связь – один из наиболее быстро развивающихся элементов инфраструктуры общества. Телекоммуникационные технологии как самостоятельное понятие возникли в середине XX века, но уже сейчас наблюдается их проникновение во все сферы человеческой деятельности.

Сети связи, представляющие собой совокупность узлов и линий между ними, предназначены для переноса (транспортировки) сообщений в виде электрических сигналов от источника сообщений к получателю. Для реализации услуг связи недостаточно иметь оптимально построенные сети связи и соответствующее оборудование необходимо создать вспомогательные службы, системы, надстройки над сетью связи, которые в условиях расширяющихся запросов потребителей обеспечили бы ее устойчивое функционирование в течение всего срока существования независимо от длительности срока службы аппаратуры и внешних дестабилизирующих воздействий . К таким надстройкам относятся системы технической эксплуатации, нумерации, тарификации, расчетов за услуги связи и ряд других. Полный перечень систем зависит от конкретного вида сети связи (первичная, вторичная и т.д.). Совокупность этих систем поддерживает транспортную сеть, обеспечивая ее функционирование и необходимый уровень показателей для удовлетворения требований потребителей. Перечисленные «системы поддержки» объединяются общим понятием – система управления, которая неразрывно, в замкнутом контуре с обратной связью, взаимодействует с сетью электросвязи через обусловленные интерфейсы. Интерфейсы представляют собой устройства (программно-аппаратные средства) для согласования технических средств системы управления, системы технической эксплуатации и сети связи.

Сейчас в отрасли «Связь» роль управления в развитии и совершенствовании сетей значительно повышается. Если ранее управление понималось как составная часть технической эксплуатации наряду с техническим обслуживанием, то в настоящее время, наоборот, управление рассматривается как более широкое понятие, включающее техническую эксплуатацию как составную часть.

    В городе Барнауле построены высокотехнологичные сети сотовой и фиксированной связи, в основе которых лежат цифровые технологии. Коммуникационное развитие предполагает использование преимуществ, вытекающих из новых технологических возможностей.

Операторы связи предлагают клиентам широкий спектр услуг.

По состоянию на начало 2011 года услуги сотовой связи в городе оказывают следующие операторы:

       - Алтайсвязь ОАО, карта покрытия http://www.altaysv.ru/area/;

       - Билайн, ВымпелКом ОАО, карта покрытия http://mobile.beeline.ru/img/maps/covBarnaul/gsm.html;

       - Мегафон ОАО, Сибирский филиал, карта покрытия http://altay.megafon.ru/img/zone/2009altay.jpg;

       - МТС, сотовая компания, http://altay.megafon.ru/img/zone/2009altay.jpg ;

       - "Скай Линк - Барнаул", оператор связи ЗАО Астарта карта покрытия http://www.skylink.ru/pages/gi.ashx?m=3&id=3413.

Услуги доступа к сети Интернет предлагают:

       - Алтайский филиал ОАО "Сибирьтелеком" (altai.sibirtelecom.ru/);

       - ТТК-Западная Сибирь, ЗАО ЗапСибТранстелеком (http://www.zsttk.ru/);

       - ЭНФОРТА, ООО Престиж-интернет (http://enforta.ru);

       - Алтайсвязь ОАО (http://altaysv.ru);

       - Алтлайн (http://altline.ru);

       - АМТЕЛ-СВЯЗЬ ЗАО (http://amtelsvyaz.ru);

       - ДиалогСибирь-Барнаул (http://dtelecom.ru);

       - Дианет ООО (http://dianet.info);

       - Интелби ООО (http://intelbi);

       - Интелека ООО (http://inteleca.org);

       - Интерсвязь (http://intersv.ru);

       - ЛидерКом (http://lidercom.altnet.ru);

       - Нэтком (http://netcorp.ru);

       - Сибирский филиал Ростелеком (http://rt.ru);

       - Северен телеком, ЗАО Авантел (http://severen.ru);

       - Сибирьэнерготелеком (http://sibirenergotelecom.ru);

       - Скай Линк - Барнаул (http://skylink.ru);

       - ENTER, ООО Престиж-Интернет (http://en-ter.ru) .

 

      Транспортная инфраструктура  - стратегической целью развития транспортной инфраструктуры должно стать соответствие  пространственному развитию экономики , обеспечение надежной связи  населенных пунктов, поддержание  грузопотоков, соответствие требуемому уровню мобильности населения.

Информация о работе Инфраструктурный потенциал