Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:56, курсовая работа
Инфраструктура является обязательным условием эффективного функционирования экономики и включает систему учреждений и организаций, обслуживающих движение товаров и услуг на рынке. Это позволяет рассматривать ее как совокупность всех видов деятельности, необходимых для доведения физического объема определенных видов товаров до соответствующего потребителя.
Понятие инфраструктура берет свое начало от лингвистического смысла латинских слов infra - ниже и struktura - строение. В начале XX века этим словом обозначали комплекс тыловых сооружений, обеспечивающих действия вооруженных сил (склады материальных средств, военные базы, полигоны и т. п.). С середины 40-х голов иное понятие проникло в экономику, начиная с западной экономической науки. Им стали обозначать комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство.
Введение……………………………………………………….стр.3
1.Понятие производственной и не производственной
инфраструктуры……………………………………………стр.5
2.Основные элементы инфраструктурного потенциала (транспорт,
связь, энергетика, коммунальное хозяйство и др.)………стр.13
3.Управление элементами инфраструктуры………………. стр.24
4.Проблемы развития и использования инфраструктурного потенциала
в современных условиях……………………………………стр.26
Заключение……………………………………………………..стр.29
Список используемой литературы……………………………стр.35
3.Управление элементами инфраструктуры.
Экономический потенциал инфраструктуры представляет совокупность трудовых, материальных и финансовых ресурсов, которые государство выделяет на ее функционирование и развитие. Процессы развития экономического потенциала инфраструктуры находят отражения в инвестиционной политике, представляющей совокупность методологических принципов формирования и реализации программ инвестиций.
В зависимости от сферы функционирования инфраструктуры можно классифицировать на экономическую, социальную, производственную и рыночную. Последняя и является одним из важных условий и основным атрибутом формирования рыночной системы управления.
Инфраструктура - это обязательный компонент любой целостной экономической системы.
Применительно к бизнесу инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение деловых отношений и увязывающих эти отношения при всем их разнообразии и разносубъектности в одно целое.
Взаимные отношения между предпринимателями, наемными работниками, потребителями обусловливаются огромным количеством (множеством) промежуточных форм, устанавливающих эти отношения и тем самым помогающих названным субъектам реализовать свои деловые интересы.
Такими формами (элементами инфраструктуры бизнеса) в современной рыночной экономике являются:
- кредитная система и коммерческие банки:
- эмиссионная система и эмиссионные банки;
- организационно-оформленное посредничество на товарных, сырьевых, фондовых и валютных биржах;
- аукционы, ярмарки и другие формы организованного посредничества;
- система регулирования занятости населения и центры (государствен-ные и негосударственные) содействия занятости (биржи труда);
- информационные технологии и средства деловой коммуникации;
- налоговая система и налоговые инспекции;
- система страхования коммерческого, хозяйственного риска и страховые (государственные и негосударственные) компании;
- специальные рекламные агентства, информационные агентства и
средства массовой информации;
- торговые палаты;
- таможенная система;
- профессиональные союзы, работающих по найму;
- коммерческо-выставочные комплексы,
- система высшего и среднего экономического образования;
- консультационные (консалтинговые) компании;
- аудиторские компании;
специальные зоны свободного предпринимательства.
Благодаря названным элементам инфраструктуры, бизнес является цивилизованной формой отношений между людьми. Особое значение имеет то, что элементы инфраструктуры не были навязаны бизнесменам извне, они являются порождением самих деловых отношений. Инфраструктура выполняет ряд важных функций:
- организационное оформление деловых отношений;
- облегчение участникам деловых отношений реализации своих ин- тересов;
- специализация различных субъектов экономики, повышение оперативности и эффективности их работы;
облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.
4.Проблемы развития и использования инфраструктурного потенциала в современных условиях
В условиях модернизации региональной экономики эта проблема стала одной из приоритетных, так как инфраструктурная отрасль остается сферой национальных интересов. В условиях роста экономики, усиления интеграционных процессов возрастает роль производственной инфраструктуры, комплексного её развития и взаимодействия всех подотраслей, а также взаимосвязи с другими составляющими экономики страны.
Основной задачей государственной политики в области инфраструктуры на современном этапе является ускоренное формирование соответствующей адекватной нормативно-правовой базы функционирования инфраструктурной системы, обеспечивающей формирование рынка услуг. При этом следует иметь в виду, что формирование качественного и конкурентоспособного рынка инфраструктурных услуг, полностью удовлетворяющего потребности общества при условии минимизации нагрузки на окружающую среду, также является генеральным стратегическим направлением развития и повышения эффективной деятельности производственной инфраструктуры в процессе модернизации российского общества.
Известно, что качество услуг обеспечивается необходимыми постоянными целенаправленными комплексными исследованиями по разработке новых технологий, по внедрению инноваций. Поэтому направленное развитие инфраструктурного комплекса в условиях модернизации экономики страны, требует опережающего проведения широкомасштабных исследований для решения крупных научно-практических проблем, фактически определяющих успех в достижении цели – формировании и эффективном функционировании производственных отраслей.
Реализацию проблемы необходимо обосновать на модельно-предсказательном уровне, к примеру, к транспортной сфере на основе всестороннего анализа объемов и направлений продукции и категорий пассажиров на обозримую перспективу, сравнения вариантов развития инфраструктурных сетей методом регрессионного моделирования процессов перевозок с использованием геоинформационных моделей в сочетании с современными экономическими методами транспортной инфраструктуры.
Приоритетное значение имеют пути формирования модели модернизации рынка инфраструктурного обеспечения, основывающейся на постоянном изучении потребностей общества, выработке четких представлений не только о количественных, но и качественных потребностях заказчика. Анализ стандартов на основные виды услуг, предусмотрев в них научно обоснованные требования к условиям обслуживания, позволяет обеспечить совершенствование форм и методов контроля качества инфраструктурных услуг. Пути решения проблемы предполагают реализацию инфраструктурного потенциала, который целесообразно строить на основе методологии формирования инфраструктурных коридоров, развивая формы и методы организации грузо- и пассажиропотоков. Первоочередную роль в этих процессах должны сыграть формирование современной системы экспедирования, переход на новый уровень качества рынка операторских услуг в основных отраслях производственной сферы и осуществление модернизационных преобразований.
Основной задачей государственной политики в области инфраструктуры на современном этапе является ускоренное формирование соответствующей адекватной нормативно-правовой базы функционирования инфраструктурной системы
В условиях модернизации экономики важное внимание должно уделяться совершенствованию тарифной политики и ценообразования. Проблему либерализации тарифов и адекватного ценообразования целесообразно решать в условиях появления достаточно зрелых конкурентных сегментов рынка инфраструктурных услуг. Необходимо определить рациональное соотношение тарифной составляющей к цене инфраструктурной услуги.
Реализация этих новых проблем возможна благодаря проведению комплекса научных исследований, объединенных единой целью, затрагивающих различные отрасли инфраструктуры, а также создания и эксплуатации современных объектов инфраструктуры, электроснабжения, сигнализации и связи, экономики и финансов, управления перевозочным процессом и др.
Выполненный научно-практический анализ показал, что необходима координация для формирования новой научной технологии, позволяющей на основе передового мирового и отечественного опыта обеспечивать концентрацию ресурсов научных организаций инфраструктурного комплекса, Российской академии наук и высших учебных заведений, в том числе и региональных, на следующих базовых направлениях: научные основы прогнозирования и развития инфраструктурных сетей страны и ее регионов; теория управления инфраструктурными системами; энергетика инфраструктурных составляющих; теория безопасности отраслевых систем и технологий; информационные и телекоммуникационные технологии; экологические аспекты инфраструктурных отраслей экономики.
В процессе модернизации российского общества и развития единой системы инфраструктурного образования необходимо повышение эффективности функционирования непрерывной образовательной цепочки «колледж – техникум – вуз – система непрерывной переподготовки кадров». В современных условиях рынка огромное значение для обеспечения высокого качества инфраструктурных услуг имеет создание эффективной, постоянно действующей и развивающейся системы внедрения инноваций. Для формирования такой системы целесообразно определить содержание и оценить потенциал ее важнейших ключевых элементов в условиях модернизации экономики регионов.
Заключение.
Говоря о кризисе экономики России в целом, нельзя не сказать о нарастающих противоречиях в отношениях между отдельными регионами. Не все регионы в одинаковой степени готовы к рыночным отношениям. Многие из них в силу неразвитости экономики тяготеют к замкнутым системам и создают региональные рынки, обслуживающие предприятия и население только данного региона. Другие же регионы, имеющие развитую промышленность, хотя и придерживаются принципов открытой экономики, часто предпочитают поставлять свою продукцию не на внутренний рынок России, а за рубеж, активно используя фактор неэквивалентной продуктовой обратимости рубля.
Таким образом, огромные различия в экономических, природно-географических, социально-демографических, политических и др. условиях в многочисленных регионах России исключают унифицированный подход к проведению экономических реформ, и ориентированных на средние условия, требуют проведения гибкой региональной политики с учетом особенностей каждого региона.
Межрегиональные экономические связи представляют собой систему экономических отношений и интересов регионов, формирующихся и развивающихся в процессе функционирования общественного производства. Эта система обусловлена разделением и специализацией общественного труда, размещением производительных сил и природно-географическими условиями.
В настоящее время регионы стремятся наладить в своих пределах выпуск продукции для обеспечения повседневных нужд населения и устойчивой работы предприятий. Идет процесс укрепления внутрирегионального рынка. В тоже время территориальные рынки нельзя рассматривать в изоляции от общероссийского рынка и внешнеэкономических связей. Емкость и структура региональных рынков определяется не только товарами производимыми в данном регионе, но и продукцией, приобретаемой в других регионах и за рубежом.
Таким образом, развитие территориальных рынков означает развитие обмена, горизонтальных связей между регионами.
В экономической науке инфраструктура делится на две основные группы: производственную и непроизводственную (социальную). Некоторые специалисты выделяют третью группу – капитальное строительство, которое обслуживает как первую, так и вторую группы инфраструктуры. В первую группу включаются отрасли инфраструктуры, непосредственно обслуживающие материальное производство: железные и шоссейные дороги, водоснабжение, канализация и прочее. Во вторую группу включаются отрасли, опосредованно связанные с процессом производства: подготовка кадров, школьное и высшее образование, здравоохранение и так далее. Таким образом, инфраструктура предприятия – это совокупность цехов, участков, хозяйств и служб предприятия, имеющих подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающих необходимые условия для деятельности предприятия в целом. В результате вспомогательной деятельности предприятия не создаются какие-либо элементы конечного продукта. Если результат основного процесса предназначен для представления на рынке, то результат вспомогательного процесса определен для использования внутри предприятия, потребляется в основных процессах. Вспомогательное производство призвано обеспечить бесперебойную и эффективную работу основного производства. Оно включает в себя ремонтное, инструментальное, энергетическое, транспортное, складское и другие хозяйства. Предприятие в общем случае представляет собой достаточно сложное социально-экономическое образование. В нем органически сливаются в единый блок производственные процессы и жизнедеятельность работников. Поэтому структура предприятия должна обеспечивать осуществление не только производственных процессов, их обслуживание, но и удовлетворение ряда нужд работников. Решение данной задачи связано с организацией социальной инфраструктуры предприятия, которая является основным элементом его социальной среды. Социальная инфраструктура – это комплекс объектов, предназначенных для жизнеобеспечения работников организации и членов их семей, для удовлетворения социально-бытовых, культурных и интеллектуальных потребностей. Социальная инфраструктура состоит из подразделений общественного питания (столовые, кафе, буфеты), охраны здоровья (больницы, поликлиники, медпункты), детских дошкольных учреждений (сады, ясли), заведений образования (школы, ПТУ, курсы повышения квалификации), жилищно-коммунального хозяйства (собственные жилые дома), заведений бытового обслуживания, организаций отдыха и культуры (библиотеки, клубы, пансионаты, летние лагеря школьников, спортивные комплексы) и т.п. По своему экономическому содержанию, социальная инфраструктура - часть производительных сил общества, создающих условия для эффективного функционирования человека в производстве. В рамках курсовой работы был проведён анализ организации производственной и социальной инфраструктуры ООО «Дальневосточные медицинские системы» - предприятия, производящего медицинские системы переливания крови и растворов. В ходе анализа установлено, что если производственная инфраструктура данного предприятия организована на надлежащем уровне, то социальная инфраструктура имеет множество недостатков, которые связаны со слабой материальной базой, выделяемой на предприятии для социальных нужд. Конечно, на предприятии представлены практически все элементы социальной инфраструктуры (общественное питание, здоровье, образование, отдых, жилище), но они ограничены. И не каждый работник, например, может воспользоваться бесплатной или льготной путёвкой в санаторий или направить своего ребёнка в летний оздоровительный лагерь. Кроме этого, существует проблема устройства детей работников в детские дошкольные учреждения. Собственного детского сада у предприятия нет, а муниципальные учреждения переполнены. Фактически предприятие имеет возможность на базе собственных помещений создать детский сад и ясли для детей работников предприятия. Что касается недостатков организации производственной инфраструктуры, то здесь выявлено небольшое превышение коэффициента эффективности использования площади склада при хранении сырья и материалов. В дальнейшем при развитии производства уровень превышения может увеличиться, что приведёт к проблеме оперативного пространства на складе, предназначенного для перемещения грузов и к снижению проходимости склада. Решение данной проблемы предлагается за счёт снижения площади служебного помещения склада, так как превышение не существенное. Таким образом, как показали проведённые исследования, не смотря на свою второстепенность, развитие производственной и социальной инфраструктуры предприятия является неотъемлемой частью организации основного производства. Более того, организация производства в современных условиях не возможна без решения этих «второстепенных» задач, и именно поэтому предприятия должны больше внимания уделять этим вопросам, если они стремятся сохранить своё положение на конкурентном рынке и увеличить уровень прибыли. Таким образом, региональная экономика занимается: исследованием закономерностей, принципов всех элементов производительных сил и социальной инфраструктуры в территориальном аспекте; анализом, прогнозированием и обоснованием направлений размещения производительных сил с учетом общей стратегии социально-экономического развития и экологических требований; изучением экономики республик и регионов и межрегиональных экономических связей, а также территориальной организации хозяйства.