Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:56, курсовая работа
Инфраструктура является обязательным условием эффективного функционирования экономики и включает систему учреждений и организаций, обслуживающих движение товаров и услуг на рынке. Это позволяет рассматривать ее как совокупность всех видов деятельности, необходимых для доведения физического объема определенных видов товаров до соответствующего потребителя.
Понятие инфраструктура берет свое начало от лингвистического смысла латинских слов infra - ниже и struktura - строение. В начале XX века этим словом обозначали комплекс тыловых сооружений, обеспечивающих действия вооруженных сил (склады материальных средств, военные базы, полигоны и т. п.). С середины 40-х голов иное понятие проникло в экономику, начиная с западной экономической науки. Им стали обозначать комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство.
Введение……………………………………………………….стр.3
1.Понятие производственной и не производственной
инфраструктуры……………………………………………стр.5
2.Основные элементы инфраструктурного потенциала (транспорт,
связь, энергетика, коммунальное хозяйство и др.)………стр.13
3.Управление элементами инфраструктуры………………. стр.24
4.Проблемы развития и использования инфраструктурного потенциала
в современных условиях……………………………………стр.26
Заключение……………………………………………………..стр.29
Список используемой литературы……………………………стр.35
Задачи развития транспортной инфраструктуры :
1. Социальные (обеспечение соответствия социальным стандартам обслуживания, зависимым от транспортной инфраструктуры):
своевременное оказание медицинской помощи больным, а также помощи при пожарах и чрезвычайных ситуациях за счет повышения скорости движения и улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автодорог;
повышение доступности среднего и среднего профессионального образования для населения (особенно актуально для сельской местности, где затруднена доставка школьников к местам учебы) за счет улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автодорог;
обеспечение транспортной доступности жилых районов, в том числе доступности с помощью общественного транспорта за счет улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автодорог, а также расширения системы общественного транспорта.
2. Экономические (обеспечение требований к транспортным системам, определяемым приоритетными направлениями развития):
повышение конкурентоспособности продукции предприятий за счет уменьшения транспортной составляющей в конечной цене продукции (ориентиром является доля транспортной составляющей в цене продукции развитых стран, составляющая не более 7-10%);
сокращение энергоемкости ВРП за счет снижения удельного потребления топлива на 10-15% из-за улучшения дорожных условий и сокращения перепробега автомобильного транспорта;
повышение качества транспортных путей сообщения, обеспечивающих комфортную доставку туристов в места отдыха (стандарт психологической комфортности длительности транспортировки от аэропорта до туристической базы – не более 2 часов пути);
Барнаул является центром крупного транспортного узла, включающего пути железнодорожного, водного, воздушного, автомобильного транспорта, магистральные трубопроводы. Город Барнаул занимает ключевое место в транспортной инфраструктуре Алтайского края и участвует в организации пассажиро- и грузопотоков со странами Средней Азии. Конфигурация транспортной сети Алтайского края (автомобильный и железно-дорожный транспорт) представлена магистральными транспортными осями Новосибирск- Барнаул- Бийск (Чуйский тракт) с севера на юго-восток и Барнаул- Рубцовск, по которым осуществляются основные ближние и дальние связи края с регионами России, центром, Транссибом и странами Средней Азии. От транспортного узла в Барнауле расходятся радиальные направления межрегиональных и региональных дорог, от которых берут начало дороги краевого значения, обслуживающие территорию. В северной части края проходит широтная железнодорожная магистраль, по которой осуществляется транзитная траспортировка грузов в направлении запад-восток. На территории городского округа - города Барнаула расположен аэропорт. Барнаульский аэропорт имеет статус международного. Взлётно-посадочная полоса аэропорта Барнаул способна принимать самолёты всех типов взлётной массой до 350 тонн. Аэропорт оказывает следующие услуги: услуги сети авиакасс Аэропорт, гостиницы Аэропорт, конференц-зала, авиагрузоперевозок, продажи ГСМ, рекламы, заказа такси.
Регулярные авиарейсы выполяются в крупнейшие города России. Аэропорт Барнаул имеет прямое сообщение с городами Российской Федерации: Москва, Санкт-Петербург, Иркутск, Красноярск, Владивосток, Сочи, Норильск, Сургут, Нижневартовск. Открыты международные рейсы в Германию (Ганновер, Франкфурт). В краевом центре возможно приобретение билетов в любую страну мира через систему "ГАБРИЭЛЬ".
В рамках формирования на территории Алтайского края туристско-рекреационного комплекса международного значения планируется создание необходимой для реализации этих проектов транспортной инфраструктуры, в том числе аэровокзального комплекса Барнаульского аэропорта, модернизация и электрификация действующей железнодорожной линии на участке Новосибирск - Барнаул - Бийск с целью развития скоростного пассажирского движения. В городе Барнауле на реке Обь (судоходна на всём протяжении в пределах Алтайского края) расположен речной порт. За счёт грузовых перевозок речным транспортом поддерживаются важные экономические связи Алтайского края Новосибирской, Томской областями и северными районами Приобья (Нижневартовск, Салехард, Сургут, Ханты-Мансийск), обеспечивается выход на Северный морской путь. На статус города также влияет то, что Алтайский край обеспечивает важную геостратегическую функцию, являясь приграничной территорией и обеспечивая кратчайший выход крупнейших центров Западной Сибири (Новосибирск, Омск, Томск, Кемерово) в Казахстан и Центральную Азию, Монголию и Китай. Предварительный анализ и расчёты показывают для инвесторов,будет привлекательным строительство на территории города Барнаула транспортно-логистического центра, обслуживающего указанные выше грузопотоки. Прогнозируется и дальнейшее развитие рынка транспортых услуг. В основе прогнозируемых тенденций лежат следующие факторы:
- возрастающая потребность грузообразующих отраслей хозяйственного комплекса во внешнеторговых перевозках;
-развитие международных транзитных перевозок по транспортным коммуникациям региона, с учетом включения последних в систему международных транспортных коридоров;
-значительная активизация транспортно-экономических связей;
-прогнозируемый рост объемов производственно-хозяйственной деятельности в грузообразующих отраслях экономики региона и соответствующее увеличение перспективной потребности в перевозках грузов (в промышленности, строительном, топливно-энергетическом, агропромышленном комплексах, металлургии);
-важнейшим направлением развития транспортной системы города Барнаула является формирование сервисного центра, включающего совокупность материально-технического обеспечения функционирования транспортной системы: накопление, хранение, складирование, упаковку и транспортировку продукции, оформление заявок, перевозочных и таможенных документов, предоставление достоверной информации о продукции и ее местонахождении, то есть развитие транспортно-логистической инфраструктуры.
Общественный транспорт
К концу 2010 года маршрутная сеть общественного транспорта состояла из 107 маршрутов: 10 трамвайных, 3 троллейбусных, 49 – автобусных, перевозки на которых осуществлялись с посадкой и высадкой пассажиров только на остановочных пунктах, 45 – автобусных, с посадкой и высадкой пассажиров в любом месте, не запрещенном Правилами дорожного движения (маршрутное такси), в том числе 11 садоводческих и 2 сезонных (на пляжи).
Маршрутная сеть, проходящая практически по всем магистральным улицам и дорогам, ежегодно, в целях улучшения транспортного обслуживания горожан, претерпевает изменения по протяженности и разветвленности. Общий объем внутригородских перевозок всеми видами пассажирского транспорта оценивается, исходя из численности и среднегодовой подвижности населения, в 237-240 млн. пассажиров в год. Основной объем перевозок осуществлялся автобусами различной вместимости.
Подвижной состав предприятий пассажирского транспорта всех форм собственности, ежедневно выходящий на линию, насчитывал 168 трамваев, 44 троллейбуса, до 380 автобусов малой, средней и большой вместимости, 450 автобусов особо малой вместимости.
Основную пассажирскую нагрузку несли маршруты, соединяющие западную часть города с его деловым центром. Максимально нагруженные участки сети – просп.Ленина на путепроводе через железную дорогу, просп. Строителей от ул. Челюскинцев до ул. Советской Армии, также большую нагрузку несли просп.Ленина, Красноармейский, Строителей, Павловский тракт, ул.Антона Петрова, ул.Юрина, просп.Космонавтов, ул.Малахова, ул.Попова. В структуре автобусного парка города преобладали автобусы особо малой и малой вместимости. В городе осуществлялась замена микроавтобусов «Газель» на более вместительный и комфортабельный подвижной состав. В 2011 году продолжился перевод транспорта на работу по автоматизированной спутниковой системе диспетчерского управления ГЛОНАСС. На начало 2011 года более 580 автобусов переведено на работу по этой системе, установлено 160 блоков навигации на трамваях, троллейбусы переведены на работу по системе полностью.
К началу 2011 года в городе сложились негативные последствия, связанные с перегруженностью улично-дорожной сети города, обусловленной диспропорцией между ростом транспортных средств и развитием дорожно-транспортной инфраструктуры. Город заинтересован в привлечении инвесторов на основе заключения концессионных соглашений по развитию улично-дорожной сети. Увеличение заторных ситуаций было обусловлено рядом сопутствующих факторов. Одними из главных являлись: концентрация транспортных средств на основных магистралях города, отсутствие объездных магистралей, несопоставимый поток транзитного транспорта с улично-дорожной сетью города и недостаточное количество светофорных объектов.
Перспективным направлением развития городского хозяйства является модернизация системы освещения улиц. В период 2010-2012 годов планируется ежегодная замена около 1500 приборов освещения, в том числе внедрение светодиодных. Данные мероприятия способствуют не только экономии электрической энергии, но и качественно изменят облик города, сделают его более светлым и комфортным.
Энергетика - важнейшей составляющей обеспечения развития на долгосрочную перспективу является энергетика. Существующая энергетическая инфраструктура в целом обеспечивает достигнутый уровень социально-экономического развития.
Одной из основных проблем развития является не столько нехватка энергетических мощностей, сколько неравномерное распределение свободных мощностей по территории . Кроме того, для энергетики характерна высокая степень износа оборудования и недостаточно эффективное использование электроэнергии.
Степень износа основных производственных фондов энергетики составляет более 60% при приемлемом пороговом значении 30%. Потери электроэнергии в сетях достигают 14,7%, теплоэнергии – 16,3%. Электроемкость ВРП почти вдвое превышает значение в среднем по Российской Федерации. Отношение суммы располагаемой мощности электростанций и пропускной способности межсистемных связей к максимальной электрической нагрузке потребителей составляет 167% при приемлемом пороговом значении в 220%.
Развитие энергетики будет осуществляться за счет увеличения существующих мощностей, обновления основных производственных фондов энергетики, а также за счёт эффективного использования энергетических ресурсов.
Разработаны и находятся в стадии реализации программы ввода новых генерирующих и сетевых мощностей.
С учетом необходимого технологического резерва энергосистема сможет обеспечить увеличение потребления электрической мощности в 1,9 раза за счет выработки на собственных ТЭЦ
Реализация мероприятий, направленных на повышение эффективности использования энергоресурсов, позволит более чем на 25% сократить потери энергии в сетях, снизить энергоёмкость ВРП края к 2012 году до 19 кг условного топлива/тыс. руб., электроёмкость ВРП – до 0,06 кВтч на руб. и увеличить коэффициент использования среднегодовой установленной мощности основных ресурсоснабжающих организаций до 0,5.
Инфраструктура жилищно-коммунального хозяйства- Стратегической целью развития сферы жилищно-коммунального хозяйства должно стать повышение качества жизни населения за счет улучшения жилищных условий, повышения качества жилищно-коммунальных услуг, дальнейшего развития рыночных отношений в данном секторе экономики.
Дальнейшее развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства существенно ограничивается влиянием следующих факторов:
1. уровень благоустройства жилищного фонда остается ниже,;
2. высокая степень изношенности основных фондов жилищно-коммунального хозяйства ;
3. убыточность большинства предприятий жилищно-коммунального хозяйства, низкая привлекательность отрасли для инвесторов (72% предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства продолжают оставаться убыточными).
Задачи развития инженерных сетей
1. Социальные (обеспечение соответствия социальным стандартам обслуживания):
оказание услуг населению в соответствии со стандартами не ниже общероссийских нормативов;
соответствие степени благоустройства жилищного фонда общероссийским показателям;
2. Экономические (определяемые приоритетными направлениями):
обеспечение инженерной инфраструктурой новых территорий развития (прежде всего туристической и игорной зон; перспективных с точки зрения туристического развития; новых проектов добывающей промышленности);
обеспечение инженерной инфраструктурой новых территорий жилищного строительства;
широкое использование принципов частно-государственного партнерства при развитии инженерной инфраструктуры.
Эффективное функционирование ЖКХ в составе инфраструктурного комплекса связано с решением ряда проблем. Они, с одной стороны, были вызваны ушедшей в прошлое экономической системой и накапливались в течение нескольких десятилетий, а с другой стороны в последние годы появились новые проблемы, обусловленные развитием рыночных отношений.
В ходе реформы ЖКХ Российской Федерации происходят изменения, затронувшие как управление, так и финансирование отрасли, что отражается на всех показателях работы ЖКХ, принципах финансирования и управления отраслью. Однако существующие на сегодня проблемы свидетельствуют о том, что эффективный механизм управления в данной сфере ещё не сложился.
Реформа собственности в жилищном хозяйстве должна привести к формированию двух уровней конкурентных отношений: конкуренция в сфере управления недвижимостью за получение заказа от собственника на управление жилищным фондом и конкуренция подрядных организаций за получение заказа на обслуживание жилья от управляющей компании.
Создание товариществ собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, является на сегодняшний день одним из эффективных способов защиты прав собственников жилья и организации управления многоквартирным жилым домом с разными собственниками отдельных помещений.