Инновации и инновационная деятельность в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение инноваций и инновационной деятельности в Российской Федерации.
В работе для результата поставленной цели рассмотрим следующие задачи:
-рассмотреть теоретические основы инноваций и инновационной деятельности;
-дать понятие инноваций;
-изучить сущность и виды инноваций;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….…..31.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………............................................…5
1.1 Понятие, сущность и виды инноваций………….……………………………..5
1.2 Классификация инноваций..……………….…………………………………...8
1.3 Основные понятия, сущность и признаки инновационной деятельности…….....................................................................................................10
2.ИННОВАЦИИ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………….......12
2.1 Особенности государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации…………………………………………..12
2.2 Роль инновации в экономическом развитии Российской Федерации………………………………………………………………………….22
2.3 Правовые основы инноваций и инновационной деятельности в Российской Федерации……………………………………………………………………….…31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.….………………………………………..…………40

Файлы: 1 файл

Иннов-й м-т.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

 

2.ИННОВАЦИИ И  ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1 Особенности государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации

 

На современном этапе одной из основных проблем, требующих первоочередного решения, является преодоление тенденции технологического отставания российской экономики. Одним из механизмов решения указанных проблем должно стать обеспечение развития различных форм государственно-частного партнерства в сфере науки и инновационной деятельности, предполагающее взаимодействие государства и частного предпринимательства по всему инновационному циклу: от проведения научных исследований, коммерциализации научно-технических разработок и технологий до производства наукоемкой высокотехнологичной продукции[5].

На экономические интересы структур инновационной сферы оказывает влиянием государственное регулирование инновационной деятельности, посредством реализуемое целенаправленное воздействие органов государственного управления, что предполагает предвидение реакций этих институтов на действия государственных организаций [24]. Тем самым, орган государственного управления, выполняющий регулирующее воздействие на объект инновационной деятельности, чтобы получать требуемые результаты.

На положительные стратегии государственного регулирования возможные реакции инновационных организаций могут быть такие как:

-освоение новых рынков;

-слияние с другими организациями;

-повышение качества продукта;

-привлечение кредитных ресурсов и партнеров и т.д.

При уменьшении возможностей реакции организации будут такие как:

-уменьшение ресурсного потенциала;

-свертывание деятельности;

-снижение уровня рискованности;

-отказ от заказов с низкой  эффективностью;

-снижение инвестиций[10];

- самоликвидация или банкротство;

Государство в разных странах по-разному решает инновационную деятельность в дополнение к рыночному регулированию, предпринимает конкурентную борьбу между товаропроизводителями. Но, конкурентная борьба товаропроизводителей очень часто привязана к краткосрочному финансовому эффекту [7].

В инновационной сфере главными функциями государственных органов выделяют:

-аккумулирование средств на  НИОКР и нововведении;

-координация инновационной деятельности;

-стимулирование инноваций, конкуренции  в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;

-образование правовой базы инновационных процессов, в том числе системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;

-кадровая поставка инновационной деятельности;

-создание инновационной инфраструктуры;

-институциональное оснащение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;

-обеспечение социальной и экологической  направленности инноваций;

-увеличение общественного статуса инновационной деятельности;

-региональное управление инновационных процессов;

-управление международных аспектов инновационных процессов.

Государственное управление опирается на выбор преимуществ, генеральных стратегических направлений и ориентиров эффективного научно-технического и социально-экономического развития[8].

Целью инновационной политики является создание и применение инноваций, которые удовлетворяют личные и общественные потребности[1].

В России государственная инновационная политика создается на двух уровнях деятельности: общегосударственном (федеральном) и региональном (местном).

Основной задачей федеральной инновационной политики является создание хорошего инновационного климата для материализации государственных приоритетов научно-технического развития в экономической сфере[11].

- «инновация» - это последний результат инновационной деятельности, взявший реализацию в виде нового или улучшенного продукта, реализуемого на рынке, нового или улучшенного технологического процесса, который используется в практической деятельности;

- «инновационная деятельность» - процесс, который направлен на достижение результатов завершенных научных исследований и разработок, используемых в практической деятельности, а также отнесенных с этой группе дополнительных научных исследований и разработок[2];

- «государственная инновационная  политика» - это определение органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов РФ целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов;

- «инновационный потенциал» - это собрание различных видов ресурсов, который включает и материальные, и финансовые, и интеллектуальные, и научно-технические и другие иные ресурсы, необходимые для исполнения инновационной деятельности;

- «инновационная сфера» - это область деятельности производителей и потребителей инновационного продукта (работ, услуг), объединяющая создание и распространение инноваций;

- «инновационная инфраструктура» - это организации, помогающие реализации инновационной политики;

- «инновационная программа» - это перечень инновационных проектов и мероприятий, соотнесенный по ресурсам, исполнителям и срокам их реализации и дающий возможность эффективно решать задачу по освоению и распространению совершенно новых видов продукции (технологий).

Исключительным преимуществом государства является правовое управление инновационной деятельности.

По поддержке инновационной деятельности одной из функций государства является его руководящая роль при разработке федеральных целевых программ. Подготовительная работа ведется в рамках государственных научно-технических программ. Организацию действий государства по поддержке инновационной деятельности реализуют три ведомства - Министерство экономики, Министерство промышленности, науки и технологий и Государственный комитет по промышленной политике.

Отметим, что Министерство экономики РФ, разрабатывающее государственную инновационную политику, намечает приоритеты в развитии отраслей национальной экономики, основные направления инвестиционной деятельности [4].

Реализацию стратегии развития промышленности осуществляет Госкомитет РФ по промышленной политике, который разрабатывает проектные положения по основным направлениям инвестиционной политики, осуществляет меры по развитию предпринимательского сектора, конкуренции, поддержке малого и среднего бизнеса в промышленности. А также, Госкомитет указывает перспективные направления НИОКР в промышленности.

Министерство финансов осуществляет РФ бюджетное обеспечение инновационной политики и аудит [3].

Сейчас, в условиях кризиса экономики России, бюджетное безвозвратное финансирование распространяется только на фундаментальные исследования. В других случаях финансирование обеспечивается на срочной, возвратной и платной основе.

В России действуют особые государственные органы, финансирующие предпринимательские проекты и обеспечивающие государственные гарантии под кредиты коммерческих банков и других финансовых институтов.

Из средств внебюджетных фондов осуществляется поддержка инновационной деятельности, финансируются мероприятия, реализуемые в соответствии с Постановлением Правительства РФ. В Российской Федерации субъектами формирования внебюджетных фондов являются следующие:

-Министерство промышленности, науки и технологии РФ, формирующее Российский фонд технологического развития;

-Федеральные министерства, создающие внебюджетные фонды соответствующих министерств;

-Другие федеральные органы исполнительной власти, которые образуют внебюджетные фонды ведомств;

-Организации, концерны и ассоциации, которые формируют внебюджетные фонды объединений.

Общий кризис государственного финансирования мешает эффективной и скоординированной работе внебюджетных фондов.

Согласно Постановлению Правительства, инновационная политика должна обеспечить устойчивый рост валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства качественно новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.

Инновационная политика, принимая во внимание нынешнее состояния экономики, на современном этапе рыночных реформ призвана способствовать росту научно-технического потенциала, созданию современных технологических норм в отраслях экономики, искоренению устаревших укладов и повышению конкурентоспособности продукции. Основной характеристикой передачи итогов научных исследований для их реализации в производстве является создание и развитие системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства.

Этот уровень спроса на внешнем и внутреннем рынках на продукцию промышленных предприятий определит и перспективу их развития и структурные изменения основных производственных фондов.

Отрасли, представившие свою продукцию на мировом рынке (топливно-энергетический комплекс, металлургия, химия), для закрепления на нем нуждаются в повышении эффективности производственного потенциала. Другие отрасли, производящие потенциально конкурентоспособную на мировом рынке продукцию (машиностроение и оборонный комплекс), нуждаются поддержке государственных структур, для выхода на мировой рынок. Много внимания требует группа отраслей, ориентированная в своей деятельности на внутренний рынок.

В отношении этих групп отраслей инновационная политика отличается по характеру, масштабам поддержки, объему ресурсов, необходимых для обновления и модернизации производственного потенциала на основе реализации отечественных достижений науки и техники.

В связи с этим основными направлениями государственной инновационной политики можно выделить:

- подготовку и улучшение нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот;

- основание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;

- развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров;

- развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;

- улучшение конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ;

- исполнение критических технологий и приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов;

- использование технологий двойного  назначения.

В базовых отраслях и производствах государственная политика инновационная будет направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических и технологических достижений мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов.

Инновационная политика в топливно-сырьевом комплексе будет ориентирована на создание и внедрение новых методов поиска, разведки и мониторинга запасов, стратегических и дефицитных видов минерального сырья, повышение уровня их извлечения и переработки, а также развитие высоконадежных и экологически безопасных систем транспортировки, в частности:

-в нефтегазовом комплексе - на улучшение эффективности геологоразведочных работ, увеличение дебита и извлечения на месторождениях с трудно извлеченными запасами и с остаточными запасами нефти в обводненных зонах, строительство скважин в шельфовой зоне и в мерзлых породах, также на создание высоконадежных, экологически безопасных и низко энергоемких систем транспортировки;

- в нефтеперерабатывающей промышленности - на увеличение производства моторных и реактивных топлив за счет развития процессов глубокой переработки нефти, разработки и создания катализаторов нового поколения, высокооктановых и кислородосодержащих добавок, а также повышения экологической безопасности и уменьшения энергоемкости;

- в угольной промышленности на:

    • обогащение и брикетирование углей;
    • совершенствование потребительских свойств угольной продукции на основе создания принципиально новых систем глубокой переработки;
    • решение проблем приготовления, хранение и сжигание водоугольной суспензии;
    • повышение эффективности открытого способа разработки угольных месторождений на базе применения взрывной технологии и новых модификаций драглайнов;
    • повышение эффективности и безопасности подземных работ на базе автоматизированных комплексов и специализированных микропроцессорных контрольных сетей.

Информация о работе Инновации и инновационная деятельность в Российской Федерации