Инновации и инновационная деятельность в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение инноваций и инновационной деятельности в Российской Федерации.
В работе для результата поставленной цели рассмотрим следующие задачи:
-рассмотреть теоретические основы инноваций и инновационной деятельности;
-дать понятие инноваций;
-изучить сущность и виды инноваций;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….…..31.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………............................................…5
1.1 Понятие, сущность и виды инноваций………….……………………………..5
1.2 Классификация инноваций..……………….…………………………………...8
1.3 Основные понятия, сущность и признаки инновационной деятельности…….....................................................................................................10
2.ИННОВАЦИИ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………….......12
2.1 Особенности государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации…………………………………………..12
2.2 Роль инновации в экономическом развитии Российской Федерации………………………………………………………………………….22
2.3 Правовые основы инноваций и инновационной деятельности в Российской Федерации……………………………………………………………………….…31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.….………………………………………..…………40

Файлы: 1 файл

Иннов-й м-т.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

В процессе передачи инноваций происходит передача права на ИС, причем такая передача не предполагает, как правило, полного отчуждения объектов ИС от его создателя. При этом у него сохраняются права, как на использование, так и от части, на распоряжение и владение объектом ИС. С другой стороны, продажа лицензии, как правило, осуществляется территориально (страной, группой стран), что дает возможность создателю ИС извлекать доход из реализации лицензий другим покупателям.

Таким образом, анализ методологических подходов к оценке экономической эффективности инноваций. Методы технико-экономического анализа проектов можно объединить в четыре группы. К первой группе относят простейшие методы оценки путем составления перечня всех критериев, по которым можно оценить проект. Этот метод обеспечивает полноту учета критериев. Недостатком данного метода оценки является то, что не все предприятия составляют достаточно полные перечни критериев и используют их.

Исходя из этого, важные экономические аспекты могут остаться вне поля зрения и ресурсы поэтому, могут использоваться на проекты, далеко не самые перспективные. Методы оценки проектов первой группы получили развитие во второй группе методов оценки, в так называемом «профиле проекта», при котором выделяются критерии для оценки проекта и выставляется оценка каждого критерия. Недостатком этого метода является то, что в нем не отражается различная весомость критериев. В профиле проекта все параметры имеют равную весомость, поэтому данный подход не может дать точность оценки проекта.

Следующий метод основан на применении системы балльной оценки качеств проекта. Но данному методу отдельным критериям или позициям присваивается некоторый балл в соответствии с их важностью, ранговые характеристики также получают количественную оценку[2]. Оценка выводится из суммы баллов, которая и рассматривается в качестве показателя "ценности" проекта. Этот метод отличается простотой критерия отбора оценки, однако, субъективный подход к оценке проекта может исказить значимую ценность проекта[4].

К последней группе оценки проекта относятся финансовые методы, которые используют количественные характеристики при проведении оценки. Существуют формулы, в которых комбинируются различные критерии отбора проектов в рамках единого относительного показателя предпочтительности[16].

Опыт показал, что рассмотренные в работе формулы для отбора проектов и количественные методы оценки используются ограниченно в управлении НИОКР, поскольку основными их недостатками являются статичность критериев оценки, субъективный подход к обоснованию, низкое качество входной информации, невысокая точность расчетов. Они не учитывают такие факторы, как инфляцию, риск и неопределенность, фактор времени. Эти методы оценивают ожидаемую прибыль по отношению к затратам в расчете на год. Для более же точной оценки необходимо проанализировать эффективность за более длительный период времени (горизонт расчета).

Из приведенных в работе методик следует, что за последние годы в теории эффективности значительно изменилось: на первый план выдвигается коммерческая эффективность, улучшается роль показателя результативности. Дается акцент на результат, интерес на социально-экономический эффект способствует преодолению затратного подхода, более точно отражают цели хозяйственной деятельности, ориентируют предпринимателей на реальные достижения. Но пока не получает должного отражения качественный эффект, ориентация на стратегические цели и акцент дается на абсолютный показатель эффекта. Эти показатели эффекта не всегда выступают в качестве основных, особенно на начальных этапах реализации проектов. Главными факторами должны выступать такие, как соответствие проекта основным целям и стратегии предприятия, научно-технические, производственные критерии. Относительные показатели выполняют вспомогательную роль.

В отличие от используемых традиционных методов оценки проблема рассматривается в формате стратегической и тактической эффективности, потенциальной и реальной, функциональной и экономической [13].

Для эффективной реализации инновационной деятельности нужно определить внешние условия и решение проблем ее финансирования и государственного регулирования.

Развитие восприимчивой и способной к эффективному использованию инноваций экономики невозможно без формирования макроэкономического механизма поддержки и стимулирования инновационной деятельности[4].

В условиях современной России традиционные источники финансирования инновационной деятельности оказываются недостаточными для действительно эффективного продвижения инноваций.

Для России необходимо использовать новые механизмы финансирования инновационных процессов, новых организационных форм и институтов.

В экономике инновационная активность в большей степени зависит от активной роли государства, и это не случайно, в наше время научно-техническая политика считается обязательным элементом государственной политики любой промышленно развитой страны[6].

 

2.3 Правовые основы  инноваций и инновационной деятельности  в Российской Федерации

 

В современных условиях важным фактором модернизации российской экономики являются инновации. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предусматривает формирование российской экономики на базе экономики лидерства и инноваций.  В инновационной экономике основные доходы должны поступать не от использования природных ресурсов, а от создания и внедрения новых, в том числе интеллектуальных технологий, от производства новых идей в экономической и социальной сферах.

Под инновацией понимается внедренное новшество, обладающее высокой эффективностью. Инновация рассматривается как конечный результат интеллектуальной деятельности человека, проявляющийся в виде новых или отличных от предшествующих полезных объектов. Инновации характеризуются введением на рынок новых продуктов интеллектуальной деятельности, которые обладают более высоким научно-экономическим потенциалом. Таким образом, инновация – это не всякое новшество, а только такое, которое значительно повышает эффективность действующей системы.

Общие правовые основы инновационной деятельности обеспечиваются наличием основных конституционных прав и свобод. К их числу относятся:

1) право каждого распоряжаться  своими способностями к труду (ст. 37 Конституции Российской Федерации);

2) свобода литературного, художественного, научного, технического  и других видов творчества, преподавания (ч. 1 ст. 44 Конституции Российской  Федерации);

3) право на образование (ст. 43 Конституции Российской Федерации).

В Российской Федерации созданы нормативно-правовые основы развития инноваций в экономике, образовании, социальной сфере. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» устанавливает, что государство оказывает поддержку инновационной деятельности в целях модернизации российской экономики, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения (п. 1 ст. 16.1).

Государственная поддержка инновационной деятельности определяется в Законе как совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность. Также устанавливаются принципы государственной поддержки инновационной деятельности[15]:

– опережающее развитие инновационной инфраструктуры;

– публичность оказания государственной поддержки инновационной деятельности посредством размещения информации об оказываемых мерах государственной поддержки инновационной деятельности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

– программный подход и измеримость целей при планировании и реализации мер государственной поддержки;

– доступность государственной поддержки на всех стадиях инновационной деятельности, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства;

– приоритетность дальнейшего развития результатов инновационной деятельности;

– защита частных интересов и поощрение частной инициативы;

– приоритетное использование рыночных инструментов и инструментов государственно-частного партнерства для стимулирования инновационной деятельности;

– обеспечение эффективности государственной поддержки инновационной деятельности для целей социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

– целевой характер использования бюджетных средств на государственную поддержку инновационной деятельности.

П. 3 ст. 16.2 указанного закона устанавливает формы государственной поддержки инновационной деятельности. К ним относятся:

– предоставления информационной поддержки;

– предоставления консультационной поддержки, содействия в формировании проектной документации;

– предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей;

– предоставления образовательных услуг;

– формирования спроса на инновационную продукцию;

– финансового обеспечения (в том числе субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал);

– реализации целевых программ, подпрограмм и проведения мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации;

– поддержки экспорта;

– обеспечения инфраструктуры.

Возможны и иные формы, не противоречащие законодательству Российской Федерации[10].

Государственным органом, определяющим государственную политику в сфере инноваций, является «Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям», созданная в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 667. Распоряжение Правительства РФ от 10 марта 2006 г. № 328-р утвердило Комплексную программу «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» (действует в ред. от 27.12.2010).

Правила создания инновационной структуры в сфере образования определяются Приказом Минобрнауки РФ от 23.06.2009 г. № 218 «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования».

В нем говорится, что инновационную инфраструктуру составляют федеральные и региональные инновационные площадки.

В целях формирования инновационной среды, развития взаимодействия между образовательными учреждениями и промышленными предприятиями, поддержки создания хозяйственных обществ в системе образования осуществляется государственная поддержка развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Порядок осуществления государственной поддержки инноваций в образовании определяется «Положением о государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.04.2010 г. № 219 (в ред. от 03.06.2011) «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования».

Анализ существующей нормативной базы инновационного развития показывает, что такое развитие невозможно без активного участия государства. Это ни в коей мере не противоречит конституционному принципу многообразия форм собственности. Как справедливо отмечает Авакьян С.А., было бы ошибкой инновационную «стратегию ориентировать на какую-то одну форму – государственный или частный сектор экономики[19]. В принципе государству должно быть все равно, где рождается инновационный продукт, главное – чтобы он появился и чтобы при этом помимо интересов создателя, соответствующей организации не были забыты и интересы государства»[5].

Роль государства в инновационном развитии определяется следующими факторами:

1) необходимостью стимулировать  развитие экономики страны как  обязательного базового условия для инноваций, так как только развитие экономики формирует устойчивый спрос на инновации;

2) возможностью аккумулировать  и направлять на развитие инноваций  значительнее материальные ресурсы;

3) необходимостью опережающего  развития образования как неотъемлемого условия инновационной деятельности;

4) необходимостью формирования  целостной инновационной политики, основанной на принципах планирования  и прогнозирования инновационной  деятельности;

5) необходимостью объединения  и координирования в масштабах  страны всей инновационной, научной и научно-технической деятельности.

Опыт зарубежных стран показывает, что роль государства в развитии инноваций может проявляться в следующих формах:

1) государство может создавать  сети центров распространения  нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам;

2) государство способствует  формированию рынка инноваций, и  само выступает его агентом;

3) государственные органы  призваны осуществлять мониторинг  и прогнозирование инновационных  процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения;

Информация о работе Инновации и инновационная деятельность в Российской Федерации