Инновации в работе с персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 00:23, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить роль инноваций в управлении персоналом и продемонстрировать возможности использования инноваций во внутрикорпоративных связях с общественностью.
Большинство компаний осознают значимость инновационного процесса и не боятся идти по пути внедрения инноваций, которые перестают быть разовыми, превращаясь в непрерывный процесс, обеспечивающий компании более выгодную позицию в долгосрочной перспективе. Существует множество подходов к определению инновации, и в научной литературе понятие инновации освещено довольно подробно.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………2стр 1.1 Система управления персоналом……………………………..4стр
2.1 Инновация и инновационный процесс…………………….…7стр
2.2 Функции управления инновациями…………………………..10стр
2.3 Инновация в сфере управления……………………………….13стр
3. Формы отношения работников к нововведения........................15стр
4. Инновационный подход в управлении персоналом, изменения в системе управления персоналом…16стр
5. Особенности инноваций в управлении персоналом………….18стр
Заключение ………………………………………………………….19стр
Список используемой литературы …………………………...…..21стр

Файлы: 1 файл

управление персоналом.docx

— 94.28 Кб (Скачать файл)

Другие ученые склоняются к мнению, что «нововведение - это  идея, практика или продукт, воспринимаемые индивидом как новые»

В целом, в зависимости  от места применения, выделяются три  группы нововведений:

 

1.  Продуктовые - новые продукты, потребляемые в сфере производства или в сфере потребления.

2.  Технологические - новые способы (технологии) производства старых или новых продуктов.

3.  Управленческие - новые методы работы, используемые аппаратом управления.

Специалиста по внутрикорпоративному PR больше интересует управленческое нововведение, которое можно определить как "любое  организованное решение, систему, процедуру  или метод управления, существенно  отличающиеся от сложившейся практики и впервые используемые в данной организации" При этом необходимо учитывать, что новизна соотносится  с практикой управления именно в  данной организации.

 

В связи с этим целесообразным представляется выделение особенностей инновационного процесса, а именно: адресный характер (ориентация на конкретные тактические и стратегические цели организации), рискованность (фактор неопределенности результата), конфликтность (между старым и новым) и многоаспектность (изменения  одной подсистемы организации вызывают изменения в других подсистемах  и в организации в целом). Структурируя инновационный процесс, можно построить  такую схему: определение потребности  в нововведении - исследование –  разработка – внедрение – использование.

Потребность в нововведении может быть осознана как под давлением  внешних факторов (возросшая конкуренция, изменения в экономике, появление  новых законодательных актов  и т. п.), так и внутренних (снижение производительности, наличие конфликтных  ситуаций и т. д.). После осознания  потребности в нововведении необходимо провести диагностику (собрать соответствующую  информацию) с целью определения  истинных причин возникновения проблем. Для устранения выявленных проблем  формируется "инновационная команда", которая осуществляет поиск новых  и уникальных решений этих проблем, т. е. непосредственно занимается разработкой  инновации.

Разработка инновации  завершается ее внедрением. В процессе внедрения, с помощью механизмов контроля, определяется, в какой  степени планируемые изменения  помогают поправить неудовлетворенное  положение вещей, как их воспринимают и как можно улучшить их осуществление. Таким образом, в процессе внедрения  инновация может подвергнуться  некоторым изменениям с целью  достижения более высокой эффективности. Также в процессе внедрения нововведения необходимо, используя механизмы  стимулирования, достигнуть поддержки  и принятия нововведения персоналом.

Внедрение является наиболее сложной стадией инновационного процесса. Существуют параметры, по которым  можно проанализировать сложность  внедрения инновации: разница между  новым и старым; масштабы и взаимосвязанность  изменений; необходимость программы  целенаправленной деятельности; неопределенность, непредвиденные проблемы и возможности. В целом же проблема внедрения  содержит несколько аспектов, а именно:

-   Задержка во времени необходимых организационных перестроек;

-   Низкая эффективность, а иногда и просто нежизненность нововведений в управлении;

-   Значительный разрыв между разработкой теоретиками менеджмента новых систем и методов управления и их использованием на практике.

Основными причинами проявления проблем внедрения управленческих инноваций являются:

 

1.  Противоречивость целей, мотивов деятельности, интересов участников инновационного процесса; сопротивление персонала новому; возникновение бюрократических барьеров на пути внедрения управленческих нововведений.

2.  Дезинтеграция инновационного процесса, его разорванность, распределение отдельных стадий (разработка, распространение и внедрение) между различными участниками.

3.  Неудовлетворительная работа разработчиков нововведения и специалистов, организующих процесс его внедрения.

Решение о внедрении нововведения в значительной степени зависит  от свойств самой организации. Те из них, кто чаще и быстрее осваивают  новые методы и формы управления, - более восприимчивы к нововведениям, обладают большим инновационным  потенциалом.

Помимо инновационного потенциала, в качестве факторов, влияющих на успех  нововведения, выделяют наличие источника  творческих идей (без творчества не может быть нововведения); эффективную  систему отбора и оценки проектов; эффективное управление проектами  и контроль; соответствие целям организации; индивидуальную и коллективную ответственность; ориентацию на рынок, а также качество персонала. Существуют общие факторы, влияющие на инновационную деятельность, но отдельно выделяют и мотивационные  факторы, влияющие на нововведения.

Однако решающим фактором эффективного внедрения инновации  является персонал организации и  его отношение к ней. Поэтому  задача специалиста по внутрикорпоративному PR при внедрении инновации - сформировать психологическую готовность персонала, которая проявляется в осознании  производственной и экономической  необходимости осуществления нововведения, личной и коллективной значимости нововведения, а также способов личного включения  в осуществление нововведения.

 

Управление инновациями  на современном производстве — это важнейшая составная часть управленческой деятельности вообще связанная с обеспечением развития производства, совершенствованием всех его элементов и подсистем.

Управление инновациями  предполагает формирование соответствующей  системы управления, т.е. форм и методов управления инновационной деятельностью, которые в значительной мере определяются характером осуществляемых нововведений.

Центральное место среди  последних занимают продуктовые инновации, определяющие в конечном счете содержание работ по созданию других видов инноваций. Вместе с тем, в настоящее время все большее и самостоятельное значение приобретают инновации в других областях, прежде всего, в социальной, что связано с необходимостью создания «потенциала успеха» для решения проблем, которые могут возникнуть в будущем.

2.2 Функции управления инновациями

В соответствии с этапами  хозяйственного цикла современного предприятия, к функциям управления инновациями (в основе которых лежат инновации продуктового типа), которые неразрывно связанным с функциями управления производством в целом, следует отнести : анализ внешней и внутренней среды предприятия, разработку стратегии, управление научными исследованиями и разработками (ИР), управление освоением и производством, управление реализацией (сбытом, обращением). Данные функции фактически отражают инновационный цикл современного предприятия, т.е. комплекс работ по созданию и реализации нововведений.

Основное направление  анализа внешней среды — исследование рынка производимой продукции и оказываемых услуг (т.е. маркетинговые исследования); результатами такой работы обычно являются: формирование основных количественных и качественных требований к продукции (услугам), определение круга ее возможных потребителей, областей сбыта, форм и способов реализации. На данном этапе проводится также изучение возможностей предприятия по производству необходимых товаров (оказанию услуг), т.е. проведение анализа внутренней среды предприятия, подготовленности экономической, организационно-технической и социальной подсистем, разработка соответствующих рекомендаций. Имеющиеся противоречия между возможностями предприятия и требованиями внешней среды разрешаются на основе разработки и реализации стратегии предприятия.

Под стратегией предприятия в общем случае понимается совокупность перспективных целей его деятельности и способов их достижения. В состав перспективных целей включаются как общие показатели хозяйственной деятельности предприятий (рост прибыли, объема производства и продаж, увеличение доли на рынке и т.д.), так и инновационные задачи, затрагивающие различные стороны деятельности предприятия, которые подлежат изменению и совершенствованию.

На этапе научных исследований конкретизируются требования к качественным характеристикам продукции (услуг), выявляются возможности предприятия по реализации этих требований, определяются перспективы деятельности в этом плане. Предварительная материализация результатов научных исследований осуществляется на основе опытно-конструкторских, опытно-технологических работ и других разработок. Научные исследования и разработки, как правило, выполняются специализированными подразделениями предприятия (НИИ, конструкторско-технологическими бюро, лабораториями и т.д.). К их проведению могут привлекаться сторонние организации, составляющие научно-производственную инфраструктуру предприятий, включая научно- исследовательские институты и высшие учебные заведения. Наука в данном случае выступает и как источник инновационных идей, и как ресурс решения проблем, которые могут возникнуть в любом звене инновационного цикла.

Исследования и разработки связаны с интеллектуальной собственностью в виде открытий, изобретений, рационализаторских предложений. Защита интеллектуальной собственности осуществляется патентованием изобретений, регистрацией стандартов на продукцию предприятия, торговых марок, реализацией авторских прав и т.п.

Управление освоением  и производством новой продукции предполагает выполнение комплекса функций, связанных с развертыванием производства новой или модернизированной продукции, обеспечением нормального хода производственного процесса и его обслуживанием. Особое значение на этапе производства имеют вопросы обеспечения выпуска продукции в соответствии с выработанными на предыдущих этапах требованиями.

Управление реализацией обычно предусматривает решение задач «продвижения» товаров и услуг (реклама, «паблик рилейшнз», персональные продажи, стимулирование сбыта и др.), «товародвижения» (движение товаров и услуг от производителей к потребителям, включая заключение договоров на поставку), послепродажного обслуживания, регулирования цен, контроля за использованием (потреблением) и т.д. Через функции реализации и исследования рынка осуществляется «обратная связь» между производителем и потребителем, которая обеспечивает непрерывность инновационного цикла. Этим инновационный цикл отличается, в частности, от комплекса работ по подготовке производства новых изделий, который заканчивается освоением их в производстве.

Содержание функции «управление  инновациями» включает ряд специальных функций, в т.ч.:

  • управление НИР и разработками;
  • технические функции, они обеспечивают решение комплекса вопросов, связанных с техническим и технологическим обеспечением инновационной деятельности, в том числе основного и вспомогательных производств, сферы управления, всех хозяйств и служб предприятия, участвующих в освоении новых изделий. Основным содержанием технических функций управления продуктовыми инновациями являются конструкторская, технологическая, транспортная, складская, метрологическая и другие виды подготовки производства;
  • экономические функции управления инновациями, разработку планов производства новой, они предполагают: проведение маркетинговых исследований продукции, определение необходимого объема капитальных вложений, расчет затрат на производство, расчет экономических норм и нормативов, доходов и прибыли, формирование системы учета выпуска продукции (и других работ, выполняемых в инновационном цикле), решение вопросов оплаты труда, его материального стимулирования; организационные функции — это решение вопросов организации производства новой продукции (организации рабочих мест, бригад, участков, цехов, производств), организации труда работников и коллективов, организации управления производством, кадрового обеспечения производства;
  • социальные функции предусматривают подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, создание нормального социально-психологического климата в коллективах, улучшение условий труда и быта работников, преодоление социально-психологических барьеров, препятствующим нововведениям.

При этом используются следующие  способы: подготовка персонала (обучение, совместное обсуждение стоящих проблем, создание необходимых условий труда); стимулирование активности (материальное и моральное); финансовая, организационная  и психологическая поддержка  творческой активности и инициативы со стороны руководства; использование  способов разрешения конфликтов.

В числе мер финансовой поддержки нововведений на фирмах экономически развитых стран используются особые формы планирования бюджета отдельных  производственных подразделений. Только после того, как новая продукция  успешно продается на рынке в  течение двух или более лет, данные о ней включаются в отчетность соответствующего подразделения, чтобы  не снижать его показатели в период освоения новшеств.

2.3 Инновация в сфере управления

 

В связи с возрастанием роли управленческой деятельности, особое значение для повышения ее эффективности  приобретают инновации в сфере управления предприятием (организацией).

Объектами инновационной  деятельности в этой сфере (объектами совершенствования управления) обычно выступают: структура управления предприятием, система работы с кадрами, маркетинг, методы выполнения управленческих работ и организация труда работников управления, использование современных информационных технологий на базе современной компьютерной техники и коммуникационных средств.

Инновационный цикл в сфере  управления предполагает проведение научных исследований, разработок, их реализацию (использование) и контроль за результатами применения. При этом возможно использование самых разнообразных форм развития этой деятельности:

  • функционального управления (форм и методов работы руководящего персонала предприятия, отдельных управленческих подразделений и служб);
  • целевого управления (целевых подсистем управления: персоналом, инновациями, качеством, ресурсами и т.д.);
  • системы управления в целом (комплексная рационализация управления).

С точки зрения субъекта рационализации совершенствование  управления может осуществляться собственными силами предприятия, с привлечением сторонних организаций и лиц, с использованием смешанных форм. Работы по рационализации управления могут осуществляться:

  • как текущая работа по управлению (совершенствование форм и методов управленческой работы в рамках отдельных подразделений и служб);
  • на плановой основе (с использованием текущих и перспективных планов, в том числе планов организационно-технических мероприятий, бизнес-планирования организационного развития);
  • с использованием программно-целевого управления;
  • с использованием специальных форм.

Информация о работе Инновации в работе с персоналом