Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2015 в 03:47, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть инновационную деятельность и ее государственное регулирование.
Данная цель раскрывается с помощью решения следующих основных задач:
1. Определить необходимость, сущность и виды инновационной деятельности.
2. Охарактеризовать инновационную политику государства в современных условиях.
3. Выявить направления, формы и методы совершенствования регулирования инновационной деятельности.
Введение………………………………………………………………………3
1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1. Необходимость инновационной деятельности…………………………
1.2. Сущность и виды инновационной деятельности 5
2. Инновационная политика в россии
2.1. Инновационная политика государства в современных условиях 18
2.2. Направления, формы и методы государственной поддержки
инновационной деятельности 37
2.3. Инновационная деятельность Курганской области……………………
Заключение………………………………………………………………….41
Библиографический список……………… ……………
ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»
Факультет технологии и предпринимательства
Кафедра Менеджмент в образовании
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Инновационный менеджмент»
Тема: Инновационная деятельность и формы государственной поддержки
Шадринск, 2012 г.
Введение…………………………………………………………
1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1. Необходимость инновационной деятельности…………………………
1.2. Сущность и виды инновационной деятельности 5
2. Инновационная политика в россии
2.1. Инновационная политика государства в современных условиях 18
2.2. Направления, формы и методы государственной поддержки
инновационной деятельности 37
2.3. Инновационная
деятельность Курганской
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………… ………………………...43
Приложение ……………………… ………………………………………...44
В современных условиях повышения эффективности производства можно достичь преимущественно за счет развития инновационных процессов, получающих конечное выражение в новых технологиях, новых видах конкурентоспособной продукции. Поиск и использование инноваций непосредственно на предприятиях является актуальной проблемой. Развитие новых технических и организационно-технологических решений, совершенствование основных принципов управления применительно к специфике отечественного рынка создают условия для обновления процессов воспроизводства на предприятиях и дают дополнительный импульс для экономического роста. По своей природе инновации включают в себя не только технические или технологические разработки, но и любые изменения в лучшую сторону во всех сферах научно-производственной деятельности. Постоянное обновление техники и технологий делает инновационный процесс основным условием производства конкурентоспособной продукции, завоевания и сохранения позиций предприятий на рынке и повышения производительности, а также эффективности предприятия.
Сейчас обозначился переход к качественно новому типу экономического развития, который называют научно-техническим или инновационным.
Любая эффективная экономика основана на инновациях (в широком смысле этого слова), и их уровень отражает уровень развития общества. Но инновационная экономика -это принципиально другое; она может существовать только в той формации, в которой наука является неотъемлемой частью промышленного производства и непосредственной производительной силой.
Различные исследования показывают, что инновационный сектор экономики обладает значительным, не до конца выявленным и освоенным потенциалом. Между тем, в современном мире именно от эффективности использования заложенных в инновационный сектор ресурсов зависит долгосрочное развитие экономики и политическое положение любого государства.
Ставку на инновации делают многие страны, регионы и муниципальные образования. Отдельные города и районы, привлекая инвесторов и предоставляя им те или иные льготные условия, отдают приоритет компаниям, которые внедряют в реальное производство передовые разработки.
Таким образом тема: «Инновационная деятельность и формы государственной поддержки» является актуальной.
Цель работы – рассмотреть инновационную деятельность и ее государственное регулирование.
Данная цель раскрывается с помощью решения следующих основных задач:
1. Определить необходимость, сущность
и виды инновационной
2. Охарактеризовать
3. Выявить направления, формы и
методы совершенствования
В ходе подготовки работы были
изучены труды отечественных
и зарубежных специалистов, профессионально
занимающихся научной и
Выбор темы курсовой работы
основан на том, что методология
управления проектами
инновационной деятельности
В рыночных условиях хозяйствования основной движущей силой экономического роста являются инновации, внедряемые как на производстве, так и в эксплуатации и при потреблении. Они, в конечном счете, определяют рост дохода предпринимателей, а также повышение стандартов уровня жизни населения.
Важнейшим условием формирования постиндустриального общества в России, восстановления производственного потенциала страны и обеспечения на этой основе повышения эффективности и конкурентоспособности национального производства является активизация инновационной деятельности, рост инвестиционных вложений в реальный сектор экономики. Актуализация этих проблем особенно усиливается в условиях разразившегося мирового финансового кризиса. В то же время отсутствие четкой системы кардинальных мер в области государственной инновационной политики обусловливает инерционный характер экономического развития.
Почему инновации настолько важны? Потому что они являются источником экономической конкурентоспособности, роста и всё большего разнообразия экономики. Экономика, основанная на инновациях, создаёт хорошо оплачиваемые трудовые места, создаёт основу для роста (особенно в условиях сегодняшней стагнации) и большей диверсификации экономики. Более того, хорошая инновационная стратегия создаст гарантию того, что будущие россияне будут жить лучше, чем сегодня.
В.А. Малыгин отмечает, что «консерватизм» традиций России в рядах инновационно - ориентированных цивилизаций существенно замедляет ее инновационный порыв. «Трансформационный шок» инновационной сферы нашей страны в начале 90-х гг. непосредственно был связан, в первую очередь, с отказом государства от поддержки сферы НИОКР, предоставлением значительной свободы в выборе направлений деятельности, либерализации отношений с внешним миром, интенсивным встраиванием национального научно-исследовательского комплекса в мировое хозяйство. Во многом именно он явился причиной резкого обвала инновационной активности в экономической системе. В результате трансформация инновационной сферы обернулась приспособлением не столько к условиям современной рыночной экономики, сколько к «правилам игры» переходной экономики, далекой как от советской модели, так и от постиндустриальной экономики многих развитых стран.
По данным Всемирного банка по суммарному показателю конкурентоспособности экономики (380 показателей, включая уровень развития НИОКР) Россия занимала в 1994 году место в четвертой десятке из 180 стран мира. За десять с небольшим лет наша страна переместилась во вторую сотню. В СССР в 1991 году было подано 190 тысяч заявок на изобретения. В настоящее время эта цифра сократилась до 22 тысяч. По данным Центра исследований и статистики науки (ЦИСН) только 5-6% российских промышленных предприятий ведут разработку и внедрение технологических инноваций. В конце 80-х годов таких предприятий было 60-70%. Инновационная продукция в России сегодня не набирает и 1%, этот же показатель в Финляндии - более 30%, в Италии, Португалии, Испании - от 10% до 20%. Доля России в мировом объеме торговли гражданской наукоемкой продукцией уже в течение ряда лет не превышает 0,3 - 0,5 %. Для сравнения: доля США - 36 %, Японии - 30 %, Германии - 17 %, Китая - 6 % .
Сравнительный анализ развития сфер инноваций в России и некоторых других странах-лидерах инновационного развития говорит о том, что наша страна находится лишь в начале формирования постиндустриального общества и вынуждена отвечать на вызовы мировой экономики динамичным развитием инновационного производства. На это указывают многие ученые-экономисты.
В России продолжает устаревать производственная база ключевых отраслей, износ основных фондов порой превышает 70%. Наиболее прибыльные, по идее, высокотехнологичные сегменты национального хозяйства представляют собой по большей части рудименты советской эпохи. Не решены самые очевидные проблемы — от модернизации отечественной энергосистемы до создания приемлемой модели гражданского лайнера для рынка авиаперевозок. Катастрофическая ситуация складывается в ВПК, отставание по разработке современных видов вооружений увеличивается, а то что разработано не всегда поступает в первую очередь в свою армию. Велико отставание и в других, критически важных с точки зрения НТР областях - информационных технологиях, биотехнологиях, производстве новых материалов и др.
За последние полтора десятилетия существенно ухудшились основные параметры научно-технического и инновационного потенциалов: произошло сокращение масштабов научных исследований, снижение кадрового потенциала науки, претерпела деградацию научная инфраструктура. Многократно упала изобретательная активность – число заявок резидентов на изобретения – на 1000 человек. По числу патентных заявок Россия находится на 31-м месте. Таким образом, к началу XXI в. Россия вышла с деградировавшим, отброшенным на несколько десятилетий назад инновационным потенциалом. Если страна будет и дальше ориентироваться на инерционно-рыночную стратегию, то это положение закрепится и станет необратимым на многие годы.
Важно отметить, что доля принципиально новых разработок в затратах на технологичные инновации составляет примерно 18% (ОЭСР –33%); из числа использованных передовых технологий всего 2,6% имеют патент на изобретения; более 90% машинотехнической продукции неконкурентоспособно по сравнению с иностранными аналогами; удельный вес инновационно активных организаций составляет менее 10%, а доля затрат на технологические инновации в общем объеме их отгруженной продукции – чуть более 4%; стоимость импорта технологий в 2,1раза превышает стоимость их экспорта; отечественный экспорт машин и оборудования составляет лишь около 9% от общего объема, тогда как сырьевой экспорт – более 77%; на 60% расходы на НИОКР обеспечиваются за счет государственного бюджета, в развитых же странах 2/3 и более затрат покрывается частным сектором.
Нынешняя ситуация в отечественной науке создает угрозу национальной безопасности России. У ведущих стран Запада расходы на НИОКР составляют 2-3% ВВП, в том числе у США - 2,7%, а у таких стран, как Япония, Швеция, Израиль, достигает 3,5-4,5% ВВП. У России этот показатель составляет примерно 1% ВВП. В последние годы заметно понизился потенциал прикладной науки, развитие которой и определяет новые источники развития экономики. Уменьшилось влияние науки на общество в целом и на образование в частности. Тиражи научно-популярных изданий снизились в сотни раз. В большой степени растрачен кадровый потенциал, возник острый дефицит молодежи в науке. Наука оказалась не востребована. Общество не использует её результатов, не понимает её смысла и значения. В сложном положении оказалась Российская академия наук, не имеющая стратегических ориентиров, берущаяся за несвойственные ей функции (инновационная деятельность и коммерциализация фундаментальной науки в отрыве от науки прикладной и опытно-конструкторских разработок). Сегодня бюджет одного хорошего западного университета равен бюджету всей РАН. Правительственные прогнозы социально-экономического развития страны не дают оснований для оптимизма. Численность занятых в научном секторе планируется к сокращению с 788,5 тыс.чел. (2007 год) до 754,1 тыс.чел. в 2010 году. Продолжение деградации научного потенциала страны привело к тому, что Россия остается единственной крупной страной в мире с сокращающейся численностью ученых. Сложившаяся ситуация - это результат применения в России неолиберальных экономических концепций, согласно которым любое государственное вмешательство в экономику ведет к негативным последствиям. Такая вера в «невидимую руку рынка» затронула и государственную политику в научной сфере. Фактически научной политики в России нет.
Состояние системы образования явно не соответствует требованиям перевода страны на инновационный курс развития. В системе школьного образовании навязывание ЕГЭ может привести к падению креативного потенциала страны. По оценке Д. А. Медведева: "За последние годы у нас полностью разрушена система начального и среднего профессионального образования". Не лучше обстоят дела и в сфере подготовки специалистов с высшим образованием. Качество подготовки в большинстве ВУЗов России не соответствует требованиям инновационной экономики. В последнее время наметились определенные позитивные сдвиги в области образования. Безусловно, компьютеризация школ, создание исследовательских и национальных университетов, увеличение финансирования высшего образования, повышение ставок учителям, внимание к дошкольным учреждениям и т.д. плодотворно скажутся на всей системе образования. Однако в этих шагах не просматривается системный подход к обеспечению инновационного пути развития страны.
Информация о работе Инновационная деятельность и формы государственной поддержки