Инновационная деятельность и формы государственной поддержки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2015 в 03:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть инновационную деятельность и ее государственное регулирование.
Данная цель раскрывается с помощью решения следующих основных задач:
1. Определить необходимость, сущность и виды инновационной деятельности.
2. Охарактеризовать инновационную политику государства в современных условиях.
3. Выявить направления, формы и методы совершенствования регулирования инновационной деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1. Необходимость инновационной деятельности…………………………
1.2. Сущность и виды инновационной деятельности 5
2. Инновационная политика в россии
2.1. Инновационная политика государства в современных условиях 18
2.2. Направления, формы и методы государственной поддержки
инновационной деятельности 37
2.3. Инновационная деятельность Курганской области……………………
Заключение………………………………………………………………….41
Библиографический список……………… ……………

Файлы: 1 файл

Курсовая по менеджменту.docx

— 253.66 Кб (Скачать файл)

Итак, в современных условиях наблюдается очевидный регресс, а не инновационное развитие России.

Таким образом, для восстановления производственного потенциала страны и обеспечения на этой основе повышения эффективности и конкурентоспособности национального производства необходима активизация инновационной деятельности, рост инвестиционных вложений в реальный сектор экономики.

 

    1. Сущность и виды инновационной деятельности.

 

Существуют различные толкования инноваций и инновационных процессов.

Широко употребляемый в научном обороте термин "инновация" происходит от латинского слова “innovus” (in - в и novus - новый), по содержанию термины "инновация" и "нововведения" могут рассматриваться как синонимы. Термин “нововведение” тесно связан и с понятием "новшество", и нередко эти термины отождествляются. Объединяющим началом этих понятий является рассмотрение инновации (нововведения) в двух значениях, т. е. как новшества (новое изделие, процессы, услуги) и как процесса его осуществления.

Существует несколько подходов к определению сущности инноваций:

1. Инновация – это процесс (в технике, технологии, организации, производстве и т.д.) внедрения в практику каких-либо новых элементов, получающих общественное признание в виде рыночного (коммерческого) успеха.

2. Нововведение (инновация) – это результат творческого процесса в виде нового продукта (техники, технологии, метода).

     Именно этого подхода придерживаются основные международные статистические стандарты в области науки и инноваций.

     Согласно этому стандарту, инновация – это конечный результат деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Установленные формы государственной статистической отчетности организации об инновационной деятельности РФ свидетельствуют об аналогичной трактовке инноваций и в российской практике, а именно: инновация – это внедренные на рынке новые, или значительно усовершенствованные продукты, услуги или методы их производства (передачи), внедренные в практике новые или усовершенствованные производственные процессы.

  1. Рыночный подход.

Нововведение (А.С. Коротаев) – это новое приложение научных и технических знаний, приводящее к рыночному успеху.

     А.А. Кутейников не разграничивает понятия «нововведение» и «инновация» и определяет их как новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей, дающий прирост полезного эффекта и, как правило, основанный на достижениях науки и техники.

4.Финансовый  подход.

С точки зрения данного подхода инновация – это процесс инвестирования в новации, вложение средств в новой техники, технологии и научных институтов.

Существуют различные виды классификации инноваций. В зависимости от используемых критериев различают:

- по видам работ - научные, технические (конструкторские и технологические), опытно-экспериментальные и производственные  инновации;

- по конкретным результатам процесса  нововведений (инноваций) - патенты, изобретения, новые или модифицированные изделия, прогрессивные технологические  процессы, услуги, стандарты, новые  методы управления и организации  производства;

- по степени новизны - принципиально  новые, новые, модификационные (модифицирующие) и псевдоинновации (псевдонововведения);

- по предметному (вещественному) содержанию - продуктовые, технологические, социально-экономические, экологические, информационные, организационные и управленческие инновации;

- по виду эффекта - научно-технические, экономические, социальные, экологические, информационные и политические инновации;

- по охвату основных сфер деятельности - производственно-технологические, организационно-управленческие, социально-политические и финансово-экономические  инновации.

К инновациям относятся все изменения (новшества), которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему конкретную экономическую и/или социальную пользу. Поэтому под инновацией понимается не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений:

-  новые или улучшенные виды  продукции (продуктовые инновации);

-  новые или улучшенные услуги (инновации услуг);

-  новые или улучшенные производственные  процессы и технологии (процессные  и технологические инновации);

- измененные социальные отношения  на предприятии (социальные или  кадровые инновации);

-  новые или улучшенные производственные  системы.

Эти виды инноваций в практике предприятия переплетаются между собой. В условиях современных технологий технические, хозяйственные, организационные и социальные изменения в производственных процессах вообще неотделимы друг от друга.

Определяющими для инноваций являются следующие признаки:

-  они всегда связаны с  хозяйственным (практическим) использованием  оригинальных решений. В этом  заключается их отличие от  технических изобретений;

-  дают конкретную хозяйственную  и/или социальную выгоду для  пользователя. Эта выгода предопределяет  проникновение и распространение  инновации на рынке;

- означают первое использование новшества на предприятии независимо от того, применялось ли оно где-либо ранее. Иначе говоря, с точки зрения отдельной компании даже имитация может иметь характер инновации;

-  нуждаются в творческом подходе и связаны с рисками. Инновации не могут создаваться и внедряться в ходе рутинных процессов, а требуют от всех участников (руководителей и сотрудников) ясного понимания необходимости в них и творческих способностей.

     Понятие «инновация» тесно связано с понятием «инновационный процесс».

Инновационный процесс представляет собой процесс создания и распространения нововведений (инноваций).

Понятие «инновационного процесса» шире понятия «инновации», т.к. собственно инновация (нововведение) является одним из компонентов инновационного процесса.

Деятельность по организации и осуществлению инновационного процесса называется инновационной деятельностью. Следовательно, инновационная деятельность – это использование результатов законченных научных исследований, опытно-конструкторских разработок либо иных научно-технических достижений для создания нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, их распространение, а также связанные с этим дополнительные научные исследования, разработки и опытно-конструкторские работы.

Иначе говоря, инновационная деятельность представляет собой взаимосвязанную совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций. Основными видами инновационной деятельности являются: научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР); технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний; приобретение патентов, лицензий и ноу-хау; инвестиционная деятельность, необходимая для реализации инновационных проектов; сертификация и стандартизация инновационных продуктов и изделий, необходимых для их изготовления; маркетинг и организация рынков сбыта инновационной продукции; подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности и др.

Основными элементами структуры инновационной деятельности являются инновационные проекты и программы и выполняющие их организации.

Инновационная деятельность – это совместная деятельность множества участников рынка в едином инновационном процессе с целью создания и реализации инновации.

В основе инновационной деятельности лежит научно-техническая деятельность. Понятие научно-технической деятельности разработано ЮНЕСКО и охватывает:

1) научные  исследования и разработки;

2) научно-техническое  образование и подготовку кадров;

3) научно-технические  услуги.

     Инновационная деятельность переводит научно-техническую деятельность в экономическое «русло», обеспечивая производственную и коммерческую реализацию научно-технических достижений.

В инновационной деятельности выделяют следующие категории основных участников, классифицируя их по первоочередности:

1) новаторы;

2) ранние  реципиенты (пионеры, лидеры);

3) имитаторы, которые в свою очередь делятся  на:

    a) ранее большинство;

    б) отстающие.

Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, научные и исследовательские организации, малые научные предприятия. Они заинтересованы в получении дохода от продажи разработанного ими интеллектуального продукта, который со временем может стать инновацией.

Ранние реципиенты (пионеры, лидеры) − это производственные фирмы, первыми освоившие новшество, используя интеллектуальный продукт новаторов. Они стремятся к получению сверхприбыли путем скорейшего продвижения инновации на рынок. К фирмам-пионерам, прежде всего, относятся венчурные фирмы, работающие в малом бизнесе. В эту категорию попадают также и крупные корпорации, являющиеся лидерами в своих отраслях. Если такие фирмы имеют в своей структуре научные, научно- исследовательские, проектные подразделения, то они являются также и новаторами. Хотя и в этом случае они могут воспользоваться услугами чисто научных или проектных организаций, заключив с ними договор или купив патент (лицензию). Раннее большинство представлено фирмами-имитаторами, которые вслед за "пионерами" внедрили новшество в производство, что также обеспечивает им дополнительную прибыль.

Отстающие – это фирмы, которые сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску изделий новых для них, но которые либо уже морально устарели, либо не пользуются спросом на рынке из-за излишнего предложения. Поэтому зачастую отстающие фирмы вместо ожидаемой прибыли терпят убытки.

Фирмы-имитаторы не занимаются научно-исследовательской и изобретательской деятельностью, они приобретают патенты и лицензии у фирм-новаторов, либо принимают на работу по договору специалистов, разработавших инновацию, либо нелегально копируют инновацию («инновационное пиратство»).

Кроме вышеперечисленных основных участников инновационной деятельности существуют множество других, которые выполняют обслуживающие функции и создают инновационную инфраструктуру: биржи, банки; инвестиционные и финансовые компании; средства массовой информации;информационные технологии и средства деловой коммуникации; патентные организации; органы сертификации; библиотеки; ярмарки, аукционы, семинары; система страхования; рекламные агентства; система образования; консалтинговые компании.

     В Российской Федерации субъектами инновационной деятельности являются принимающие участие в инновационной деятельности юридические лица, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности; физические лица – граждане Российской Федерации; органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ; органы местного самоуправления; иностранные организации и граждане.

     Как свидетельствует статистика, деятельность по созданию и внедрению инноваций, несмотря на большой риск, характеризуется высокой прибыльностью, в среднем более чем в 3 раза превышающей прибыль инвестиций в экономически развитых странах. Производство и коммерция, связанные с освоением новой наукоемкой продукции, являются одними из главных источников пополнения национальных бюджетов. По данным Миннауки РФ, в России накоплено интеллектуальной собственности на 400 млрд. руб., сосредоточено 12% ученых всего мира, но инновационной деятельностью занимается лишь 15% предпринимателей, наукоемкая продукция которых не превышает 1,5 - 2% общего объема экспорта страны. Мировой рынок наукоемкой продукции превышает 2 трлн. долларов в год, и Россия имеет шансы повысить свой рейтинг, укрепив национальную инновационную систему, поскольку только в этом случае реализуемы шансы на высокое качество роста, ресурсосбережение, эффективность производства, выпуск конкурентоспособной на внутренних и мировых рынках продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Государственное регулирование инновационной деятельности

 

    1. Инновационная политика государства в современных условиях

 

В сфере инновационной политики для России характерна тенденция усиления государственного регулирования и прямого участия государства-собственника в мобилизационном развитии. Основания данной тенденции следующие:

  • собирание государством разрозненных государственных капиталов и их концентрация в ведущих отраслях экономики;
  • формирование особых экономических зон с активным участием государственного капитала;
  • создание крупных государственных корпораций, которые начинают играть существенную роль как самостоятельные субъекты рыночных отношений и контроля над рынком («Рособоронэкспорт», Объединенная судостроительная корпорация, Объединенная авиастроительная корпорация, «Ростехнологии»);
  • создание государством особых институтов развития (особые экономические зоны, Банк развития, Инвестиционный фонд, Фонд жилищно-коммунального хозяйства);
  • формирование системы частно-государственного партнерства;
  • некоторые также отмечают активное участие крупнейших госбанков (кредитование, гарантии, прямая скупка акций) в процессах расширения государственного участия в капитале компаний.

Информация о работе Инновационная деятельность и формы государственной поддержки