Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2015 в 03:47, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть инновационную деятельность и ее государственное регулирование.
Данная цель раскрывается с помощью решения следующих основных задач:
1. Определить необходимость, сущность и виды инновационной деятельности.
2. Охарактеризовать инновационную политику государства в современных условиях.
3. Выявить направления, формы и методы совершенствования регулирования инновационной деятельности.
Введение………………………………………………………………………3
1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1. Необходимость инновационной деятельности…………………………
1.2. Сущность и виды инновационной деятельности 5
2. Инновационная политика в россии
2.1. Инновационная политика государства в современных условиях 18
2.2. Направления, формы и методы государственной поддержки
инновационной деятельности 37
2.3. Инновационная деятельность Курганской области……………………
Заключение………………………………………………………………….41
Библиографический список……………… ……………
Итак, в современных условиях наблюдается очевидный регресс, а не инновационное развитие России.
Таким образом, для восстановления производственного потенциала страны и обеспечения на этой основе повышения эффективности и конкурентоспособности национального производства необходима активизация инновационной деятельности, рост инвестиционных вложений в реальный сектор экономики.
Существуют различные толкования инноваций и инновационных процессов.
Широко употребляемый в научном обороте термин "инновация" происходит от латинского слова “innovus” (in - в и novus - новый), по содержанию термины "инновация" и "нововведения" могут рассматриваться как синонимы. Термин “нововведение” тесно связан и с понятием "новшество", и нередко эти термины отождествляются. Объединяющим началом этих понятий является рассмотрение инновации (нововведения) в двух значениях, т. е. как новшества (новое изделие, процессы, услуги) и как процесса его осуществления.
Существует несколько подходов к определению сущности инноваций:
1. Инновация – это процесс (в технике, технологии, организации, производстве и т.д.) внедрения в практику каких-либо новых элементов, получающих общественное признание в виде рыночного (коммерческого) успеха.
2. Нововведение (инновация) – это результат творческого процесса в виде нового продукта (техники, технологии, метода).
Именно этого подхода придерживаются основные международные статистические стандарты в области науки и инноваций.
Согласно этому стандарту, инновация – это конечный результат деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Установленные формы государственной статистической отчетности организации об инновационной деятельности РФ свидетельствуют об аналогичной трактовке инноваций и в российской практике, а именно: инновация – это внедренные на рынке новые, или значительно усовершенствованные продукты, услуги или методы их производства (передачи), внедренные в практике новые или усовершенствованные производственные процессы.
Нововведение (А.С. Коротаев) – это новое приложение научных и технических знаний, приводящее к рыночному успеху.
А.А. Кутейников не разграничивает понятия «нововведение» и «инновация» и определяет их как новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей, дающий прирост полезного эффекта и, как правило, основанный на достижениях науки и техники.
4.Финансовый подход.
С точки зрения данного подхода инновация – это процесс инвестирования в новации, вложение средств в новой техники, технологии и научных институтов.
Существуют различные виды классификации инноваций. В зависимости от используемых критериев различают:
-
по видам работ - научные, технические
(конструкторские и
-
по конкретным результатам
- по степени новизны - принципиально новые, новые, модификационные (модифицирующие) и псевдоинновации (псевдонововведения);
- по предметному (вещественному) содержанию - продуктовые, технологические, социально-экономические, экологические, информационные, организационные и управленческие инновации;
- по виду эффекта - научно-технические, экономические, социальные, экологические, информационные и политические инновации;
-
по охвату основных сфер
К инновациям относятся все изменения (новшества), которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему конкретную экономическую и/или социальную пользу. Поэтому под инновацией понимается не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений:
- новые или улучшенные виды продукции (продуктовые инновации);
- новые или улучшенные услуги (инновации услуг);
- новые или улучшенные
- измененные социальные
- новые или улучшенные
Эти виды инноваций в практике предприятия переплетаются между собой. В условиях современных технологий технические, хозяйственные, организационные и социальные изменения в производственных процессах вообще неотделимы друг от друга.
Определяющими для инноваций являются следующие признаки:
- они всегда связаны с хозяйственным (практическим) использованием оригинальных решений. В этом заключается их отличие от технических изобретений;
- дают конкретную хозяйственную
и/или социальную выгоду для
пользователя. Эта выгода предопределяет
проникновение и
- означают первое использование новшества на предприятии независимо от того, применялось ли оно где-либо ранее. Иначе говоря, с точки зрения отдельной компании даже имитация может иметь характер инновации;
- нуждаются в творческом подходе и связаны с рисками. Инновации не могут создаваться и внедряться в ходе рутинных процессов, а требуют от всех участников (руководителей и сотрудников) ясного понимания необходимости в них и творческих способностей.
Понятие «инновация» тесно связано с понятием «инновационный процесс».
Инновационный процесс представляет собой процесс создания и распространения нововведений (инноваций).
Понятие «инновационного процесса» шире понятия «инновации», т.к. собственно инновация (нововведение) является одним из компонентов инновационного процесса.
Деятельность по организации и осуществлению инновационного процесса называется инновационной деятельностью. Следовательно, инновационная деятельность – это использование результатов законченных научных исследований, опытно-конструкторских разработок либо иных научно-технических достижений для создания нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, их распространение, а также связанные с этим дополнительные научные исследования, разработки и опытно-конструкторские работы.
Иначе говоря, инновационная деятельность представляет собой взаимосвязанную совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций. Основными видами инновационной деятельности являются: научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР); технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний; приобретение патентов, лицензий и ноу-хау; инвестиционная деятельность, необходимая для реализации инновационных проектов; сертификация и стандартизация инновационных продуктов и изделий, необходимых для их изготовления; маркетинг и организация рынков сбыта инновационной продукции; подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности и др.
Основными элементами структуры инновационной деятельности являются инновационные проекты и программы и выполняющие их организации.
Инновационная деятельность – это совместная деятельность множества участников рынка в едином инновационном процессе с целью создания и реализации инновации.
В основе инновационной деятельности лежит научно-техническая деятельность. Понятие научно-технической деятельности разработано ЮНЕСКО и охватывает:
1) научные исследования и разработки;
2) научно-техническое
образование и подготовку
3) научно-технические услуги.
Инновационная деятельность переводит научно-техническую деятельность в экономическое «русло», обеспечивая производственную и коммерческую реализацию научно-технических достижений.
В инновационной деятельности выделяют следующие категории основных участников, классифицируя их по первоочередности:
1) новаторы;
2) ранние реципиенты (пионеры, лидеры);
3) имитаторы,
которые в свою очередь
a) ранее большинство;
б) отстающие.
Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, научные и исследовательские организации, малые научные предприятия. Они заинтересованы в получении дохода от продажи разработанного ими интеллектуального продукта, который со временем может стать инновацией.
Ранние реципиенты (пионеры, лидеры) − это производственные фирмы, первыми освоившие новшество, используя интеллектуальный продукт новаторов. Они стремятся к получению сверхприбыли путем скорейшего продвижения инновации на рынок. К фирмам-пионерам, прежде всего, относятся венчурные фирмы, работающие в малом бизнесе. В эту категорию попадают также и крупные корпорации, являющиеся лидерами в своих отраслях. Если такие фирмы имеют в своей структуре научные, научно- исследовательские, проектные подразделения, то они являются также и новаторами. Хотя и в этом случае они могут воспользоваться услугами чисто научных или проектных организаций, заключив с ними договор или купив патент (лицензию). Раннее большинство представлено фирмами-имитаторами, которые вслед за "пионерами" внедрили новшество в производство, что также обеспечивает им дополнительную прибыль.
Отстающие – это фирмы, которые сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску изделий новых для них, но которые либо уже морально устарели, либо не пользуются спросом на рынке из-за излишнего предложения. Поэтому зачастую отстающие фирмы вместо ожидаемой прибыли терпят убытки.
Фирмы-имитаторы не занимаются научно-исследовательской и изобретательской деятельностью, они приобретают патенты и лицензии у фирм-новаторов, либо принимают на работу по договору специалистов, разработавших инновацию, либо нелегально копируют инновацию («инновационное пиратство»).
Кроме вышеперечисленных основных участников инновационной деятельности существуют множество других, которые выполняют обслуживающие функции и создают инновационную инфраструктуру: биржи, банки; инвестиционные и финансовые компании; средства массовой информации;информационные технологии и средства деловой коммуникации; патентные организации; органы сертификации; библиотеки; ярмарки, аукционы, семинары; система страхования; рекламные агентства; система образования; консалтинговые компании.
В Российской Федерации субъектами инновационной деятельности являются принимающие участие в инновационной деятельности юридические лица, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности; физические лица – граждане Российской Федерации; органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ; органы местного самоуправления; иностранные организации и граждане.
Как свидетельствует статистика, деятельность по созданию и внедрению инноваций, несмотря на большой риск, характеризуется высокой прибыльностью, в среднем более чем в 3 раза превышающей прибыль инвестиций в экономически развитых странах. Производство и коммерция, связанные с освоением новой наукоемкой продукции, являются одними из главных источников пополнения национальных бюджетов. По данным Миннауки РФ, в России накоплено интеллектуальной собственности на 400 млрд. руб., сосредоточено 12% ученых всего мира, но инновационной деятельностью занимается лишь 15% предпринимателей, наукоемкая продукция которых не превышает 1,5 - 2% общего объема экспорта страны. Мировой рынок наукоемкой продукции превышает 2 трлн. долларов в год, и Россия имеет шансы повысить свой рейтинг, укрепив национальную инновационную систему, поскольку только в этом случае реализуемы шансы на высокое качество роста, ресурсосбережение, эффективность производства, выпуск конкурентоспособной на внутренних и мировых рынках продукции.
В сфере инновационной политики для России характерна тенденция усиления государственного регулирования и прямого участия государства-собственника в мобилизационном развитии. Основания данной тенденции следующие:
Информация о работе Инновационная деятельность и формы государственной поддержки