Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 16:56, курсовая работа
Целью нашей работы является изучение инновационной политики на уровне предприятия, а также инновационная политика Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение категории «инновация»;
- рассмотреть виды инноваций;
- проанализировать этапы разработки инновационной политики предприятия;
- рассмотреть инновационную политику РФ.
Введение
1. Понятие, сущность и виды инноваций
2. Инновационная политика в реализации инновационного развития предприятия
3. Инновационная политика в РФ
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Понятие, сущность и виды инноваций
2. Инновационная политика в
3. Инновационная политика в РФ
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Формирование инновационной
В современных условиях инновации становятся фактором, способным существенно влиять на формирование национальной конкурентоспособности. Полноценное использование инноваций для национального развития возможно только при условии целенаправленной инновационной политики, проводимой как ТНК, так и на государственном уровне. Эта задача особенно актуальна для России, обладающей значительным инновационным потенциалом, который используется явно недостаточно, в частности, в связи с отсутствием адекватной национальной инновационной политики.
Существует множество форм управления
инновациями на самых разных уровнях:
от подразделений корпораций до государства,
в целом призванного в
Место и роль инновационной и
связанной с ней инвестиционной
политики в структуре государственного
регулирования экономики
В этих обстоятельствах инновация
изначально нацелена на практический
коммерческий результат. Сама идея, дающая
ей толчок, имеет меркантильное
Целью нашей работы является изучение инновационной политики на уровне предприятия, а также инновационная политика Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение категории «инновация»;
- рассмотреть виды инноваций;
- проанализировать этапы разработки инновационной политики предприятия;
- рассмотреть инновационную политику РФ.
1. Понятие, сущность и виды инноваций
В современных условиях возрастающей
конкуренции компаниям все чаще
приходится сталкиваться с понятием
«инновация». Специалисты, непосредственно
связанные с изобретением настоящих
инноваций, отмечают, что этот термин
стал «модным». Однако, как показывает
практика, его истинный смысл понятен
далеко не всем. Многие считают, что
инновации - это прерогатива
Понятие «инновация» как таковое было введено в научную терминологию Й. Шумпетером в 1911 году и предполагало новую комбинацию научно-технических факторов, мотивированную предпринимательским духом при пяти типичных изменениях [4, с.7]:
1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
2. Внедрение продукции с новыми свойствами;
3. Использование нового сырья;
4. Изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении;
5. Появление новых рынков сбыта.
Уже в начале XX века австрийский экономист Й. Шупметер в своей работе «Теория экономического развития» (1911г.) ввел понятие «инновация» и описал инновационный процесс с экономической точки зрения. Он рассматривал инновацию, как любое возможное изменение, происходящее вследствие использования новых или усовершенствованных решений технического, технологического, организационного характера в процессах производства, снабжения, сбыта продукции и т.п.
П. Друкер подразумевает под «инновацией»
особый инструмент предпринимателей,
средство, с помощью которого они
используют изменения как шанс осуществить
новый вид бизнеса или услуг.
Отталкиваясь от утверждения о том,
что основной задачей руководителя
является создание рынка, П. Друкер отмечает,
что двумя основными функциями
менеджера являются: внедрение инноваций
и осуществление маркетинговой
деятельности. Он уделяет сравнительно
мало внимания маркетингу, но вопрос о
необходимости понимания и
Законодательно закрепленным в
России следует считать следующее
определение: «инновация – конечный
результат инновационной
- научно-техническая новизна
-проявление творческой деятельности
- достижение целевой эффективности
- возможность коммерческой реализации.
На рисунке 1 представлены некоторые подходы к определению понятия «инновация».
Рис. 1 различные подходы к
Также следует отметить, что «инновация»
с одной стороны представляет
собой нечто новое, обособленное
(может быть, отдельный проект), лишь
частично основанное на предыдущих знаниях,
опыте, с другой – это деятельность,
которая теряет всякий смысл без
контекста конкретного
Innovation (лат.- обновление, улучшение) является основой английского слова innovation, в переводе на русский язык имеет три значения – инновация, нововведение, новшество. Многие ученые считают данные понятия синонимичными, некоторые все же пытаются найти смысловые различия .
Например, Р.А. Фатхутдинов дает следующее
определение понятия «
Инновации различаются между собой по множеству параметров. Разные типы инноваций имеют свои особенности разработки, реализации и распространения, требуют специфических подходов к управлению, соответствующих структур инновационной деятельности, ее методов и стилей.
Типология инноваций важна как для развития теории инновационного менеджмента, так и для практики управления инновациями.
На основе изучения и анализа различных видов классификаций понятия «инновация», предлагаемых многими авторами была сформирована следующая таблица (табл.1).
Таблица 1
Классификация инноваций по различным признакам
Вид инновации |
Характеристика |
По широте воздействия инноваци | |
национальные - отраслевые - локальные |
Характерны для определенных стран, национальностей Имеют практическую значимость и новизну в определенной отрасли Инновации в конкретной сфере (например, в производстве) |
По сфере деятельности | |
- экологические - технико-технологические - экономические - организационные - управленческие - социальные |
проявляются в более эффективных способах использования природных ресурсов и уменьшения вредного воздействия на окружающую среду приводят на рынке к
созданию новых или улучшенных промышленных
продуктов и обеспечивающих коммерческое
использование новых и Вызывают перемены в формах
организации производства и управления
им, обращении произведенных это процессы освоения новых форм и методов организации и регламентации производства и труда, а также инновации, предполагающие изменения соотношения сфер влияния (как по вертикали, так и по горизонтали) структурных подразделений, социальных групп или отдельных лиц; целенаправленное изменение состава функций, организационных структур, технологии и организации процесса управления, методов работы аппарата управления, ориентированное на замену элементов системы управления (или всей системы в целом) с целью ускорения, облегчения или улучшения решения поставленных перед предприятием задач проявляются в форме активизации
человеческого фактора путем
разработки и внедрения системы
усовершенствования кадровой политики;
системы профессиональной подготовки
и усовершенствования работников; системы
социально-профессиональной адаптации
вновь принятых на работу лиц; системы
вознаграждения и оценки результатов
труда. Это также улучшение социально- |
Технологические инновации делятся на: | |
Продуктовые Процессные |
позволяют создавать новые
товары для их производительного
и непроизводительного позволяют использовать новые технологические процессы для производства как традиционных, так и нестандартных процессов |
По уровню новизны: или в зависимости от глубины вносимых изменений | |
Радикальные или базисные Улучшающие Псевдоинновации или модификационные (частные). |
Относятся к принципиально новым продуктам, направлены на освоение новых поколений техники (технологии) и технологических укладов Касаются значительного усовершенствования существующих продуктов, способствуют распространению и дифференциации поколений техники и укладов с учетом специфических требований разных сфер их применения Несущественное видоизменение продуктов и технологических процессов: эстетическое (цвет, декор и т.п.), техническое, не оказывающее заметного влияния на параметры и свойство изделия |
По распространенности | |
- единичные - диффузные |
Единичные случаи изобретений, часто не столь масштабно значимые распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики. |
Инновации направлены на удовлетворение
определенных общественных потребностей,
но вместе с тем необходимое повышение
эффективности использования
2. Инновационная политика в реализации инновационного
развития предприятия
Необходимость внедрения инновационных
проектов требует от предприятий
формирования инновационной политики,
позволяющей согласовывать
по отношению к потребителям
- обеспечение высокой
по отношению к конкурентам - ориентация на активные действия;
по отношению к участникам инновационного процесса - соблюдение баланса интересов предприятия, региона, государства и работника;
по отношению в человеку - обеспечение социальной направленности в деятельности и её результатов. Это: производство экологически чистой продукции, ужесточение экологических стандартов, защита прав потребителей, создание комфортных условий труда, раскрытие потенциала каждого сотрудника.
Под инновационной политикой
В любой организации следует
различать внешнюю и внутреннюю
инновационную политику. Внешняя
инновационная политика представляет
собой общую линию поведения
организации на рынке, ведущая к
повышению уровня её развития и определяющая
приоритетные инновационные проекты.
Она определяется внешней средой,
потребностями рынка и
Инновационная политика обеспечивает интеграцию всех структур (НИОКР, маркетинг, финансы) для осуществления эффективного процесса внедрения новшеств.
Главная задача – это достижение поставленных на более высоком уровне управления целей и реализация стратегии.
Основная цель инновационной политики
промышленного предприятия
К основным принципам инновационной политики следует отнести: соответствие требованиям рынка, доминирование стратегических параметров, комплексность, непрерывность, адаптивность, поисковую активность, многовариантность, эффективность и учёт неопределённости.
Политику развития промышленного предприятия можно разделить на инновационную и неинновационную. По характеру развития инновационную политику делят на: политику НИОКР и политику внедрения и адаптации нововведений. Политика НИОКР связана с проведением предприятием исследований и разработок (лицензионная, политика параллельной разработки, исследовательского лидерства, опережающей наукоёмкости, следования жизненному циклу). Политика адаптации нововведений относится к системе обновления производства и вывода продуктов на рынки (политика поддержки продуктового ряда, ретро нововведений, продуктовой имитации, технологического трансферта, вертикального заимствования, стадийного преодоления, процессной имитации, следования за рынком, технологической связанности, радикального опережения, выжидания лидера, сохранения технологических позиций). Инновационная политика промышленного предприятия представляет собой совокупность принципов, целей, задач, экономических, правовых и организационных мероприятий, форм, механизмов и методов управления, направленных на достижение долгосрочных стратегических ориентиров инновационного развития для повышения конкурентоспособности и роста эффективности промышленного производства.