Инновационная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение инновационной политики на уровне предприятия, а также инновационная политика Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение категории «инновация»;
- рассмотреть виды инноваций;
- проанализировать этапы разработки инновационной политики предприятия;
- рассмотреть инновационную политику РФ.

Содержание работы

Введение
1. Понятие, сущность и виды инноваций
2. Инновационная политика в реализации инновационного развития предприятия
3. Инновационная политика в РФ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая инновационный мен..docx

— 112.85 Кб (Скачать файл)

Для того чтобы сделать компании высокотехнологичными, повысить наукоемкость производимых ими товаров и услуг, необходима системная целенаправленная работа в области инноваций, включающая в себя: разработку, формирование методов  и процедур оценки инновационного потенциала; создание и поддержку благоприятного инвестиционного климата (включая  венчурное финансирование) и прочих субъектов инновационной деятельности (образовательных и научно-исследовательских  учреждений, наукоградов, инновационных  центров, технологических парков, бизнес-инкубаторов  и т.п.); управление и защиту интеллектуальной собственности; эффективное взаимодействие с государственными органами и фондами  поддержки инноваций и НИОКР.

Одной из главных точек роста  является малый и средний инновационный  бизнес, который на сегодняшний момент времени находится в неблагоприятных  условиях. В отличие от некоторых  других стран с переходной экономикой, рост сектора малого и среднего предпринимательства  в России довольно незначительный, а уровень технологий и продуктов, которые он продвигает, становится все менее конкурентоспособным. Стоит отметить, что важным шагом здесь стало принятие Федерального закона № 217-ФЗ от 2 августа 2009 г. Согласно ему, бюджетные научные и высшие образовательные учреждения наделены правом создавать хозяйственные общества для практического внедрения результатов своей интеллектуальной деятельности (программ ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства) [21]. Существует надежда, что такие законы будут способствовать формированию необходимой правовой базы для содействия эффективному развитию малых и средних инновационных компаний и значительно упростят их создание.

Решение проблем развития инновационной  экономики государства зависит  от многих факторов. Ключевую роль в  данном вопросе играет блок экономических  министерств, департаментов и ведомств Российской Федерации, деятельность которых направлена на достижение положительных результатов в этом направлении. Основным документом, определяющим дальнейшее развитие РФ, является «Концепция долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [22]. Помимо этого, на основе положений данной Концепции разработана и утверждена «Стратегия инновационного развития России на период до 2020 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р), определяющая цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики [23]. Разработку этих документов можно отнести к наиболее значимым инициативам органов власти. Необходимо отметить, что это едва ли не первые комплексные документы макроэкономического уровня, которые разрабатывались на такую долгосрочную перспективу. Это не просто инициативные идеологические разработки, которые обозначают только вектор дальнейшего движения и общую логику действий правительственных органов на несколько лет вперед, это система пошаговых (тактических) планов, включающих четкие целевые качественные и количественные показатели.

Наряду с вышеперечисленными принятыми  мерами функционируют и некоторые  новые механизмы, необходимые для  обеспечения и поддержания высоких  темпов социально-экономического роста. В частности начали свою работу отдельные  институты развития, в том числе: особые экономические зоны, Российская венчурная компания (ОАО «РВК»), Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и другие инвестиционные фонды, складывается нормативная  база, необходимая для их успешного  функционирования.

В условиях обострения глобальной конкуренции, вывод России на уровень социального  и экономического развития ведущих  стран, связан с необходимостью осуществления  опережающего прорыва в тех секторах экономики, которые обуславливают  специализацию нашей страны в  мировом хозяйстве. Этот подход требует  принятия определенных комплексных  решений.

Так как инновационное развитие невозможно без конкуренции, одним  из первостепенных условий является создание продуктивной конкурентной среды. Конкурентоспособность рынков в  первую очередь зависит от возможности  организации новых производств. В этой связи меры, сконцентрированные на привлечении и повышении мобильности  капитала, являются в среднесрочной  перспективе наиболее важными и  действенными.

Хорошо развитая финансовая система, которая предоставляет возможность  выгодного финансирования и в  состоянии управлять рисками, является важным катализатором инноваций. Свободный  доступ к финансовым ресурсам для  реализации новых проектов и дальнейшего  развития становится основополагающим условием создания инновационных производств. Однако национальная финансовая система, несмотря на быстрый рост в последние  годы, все еще относительно слаборазвита и недостаточно капитализирована. А  отсталость рынка венчурного капитала по-прежнему препятствует инновационному росту. В настоящий момент только крупные компании имеют открытый доступ к мировому финансовому рынку. Значительная часть средних организаций, не говоря уже о малых, сталкивается с трудностями в процессе заимствований. Все это указывает на важность укрепления финансовой системы в  целом и особенно банковского  сектора и небанковских кредитно-финансовых учреждений. Безусловно, важный аспект - решение проблем в области  эффективности рынка земли и  недвижимости.

Максимально возможное содействие со стороны государственных и  муниципальных органов власти хозяйствующим  субъектам в сфере инноваций  является следующим необходимым  условием превращения Российской Федерации в одного из ведущих лидеров мирового хозяйства. С одной стороны, это должно проявляться в формировании эффективной инфраструктуры поддержки инноваций, которая помимо транспортной, социальной, инженерной, информационной и др., включает в себя и институциональную (в том числе правовое обеспечение и гарантии; система налогообложения и налоговая политика; программы социально-экономического развития и т.п.). Также важна финансовая поддержка на начальном этапе развития инновационных инициатив и проектов. С другой стороны, требуется построение действенной системы непрерывного образования, предоставляющей возможность постоянного повышения квалификации трудовых ресурсов и освоения ими новых профессий. При этом имеет принципиальное значение система улучшения качества подготовки высококвалифицированных специалистов, привлечение молодых кадров в наукоемкие отрасли экономики.

Решение амбициозной задачи поставленной выше трудно представить без трансформации государственного сектора экономики из инертного в активного участника процессов производства и потребления инновационных продуктов и услуг. Это неосуществимо без эффективного использования государственных инвестиций и заказов.

Ориентация на развитие малого и  среднего бизнеса имеет центральное  значение при переходе на инновационный  сценарий движения вперед. Анализ мировой  практики показывает, что это одно из самых динамично развивающихся  направлений. Закономерно, что предлагаемые программы стимулирования и поддержки  малого и среднего предпринимательства  становятся важной составной частью стратегий подавляющего большинства  стран-лидеров (Германия, Италия, Финляндия, Канада и др.). Международный опыт государственного управления в экономике  свидетельствует о том, что эффективное  функционирование экономической системы  во многом зависит от оптимального сочетания в ней малой, средней, а также крупной форм предпринимательской  деятельности. В последние два  десятилетия прослеживается активное стремление к наращиванию так  называемого синергетического эффекта, который позволяет небольшим  фирмам и малым предприятиям на равных соперничать с крупными компаниями, в том числе и на глобальном рынке. Речь идет об одной из форм интеграции различных организаций и учреждений – кластерах, которые имею большие  возможности для решения задач  повышения инновационной конкурентоспособности. Кластерные инициативы способны обеспечить эффективное социальное и экономическое  развитие через качественный рост и  повышение инновационности разнообразных отраслей экономики, расширение высокотехнологичных рынков, активизацию взаимодействия между научным сообществом, бизнесом и государством. Кластерная политика, представляющая собой комплекс организационно-экономических мероприятий, проводимых государственными и общественными поддерживающими институтами с целью объединения предприятий и организаций в кластеры и установления между ними неформальных взаимоотношений и сетевого сотрудничества, должна стать одним из главных направлений национальной и региональной промышленной политики.

И наконец, еще одно важное условие  заключается в укреплении международного сотрудничества в области научных  исследований и инноваций. Это окажет позитивное влияние на будущие исследования и инновационное сотрудничество между Россией и другими странами. Главные задачи такого сотрудничества включают в себя расширение взаимодействия при совместных передовых исследованиях, развитие партнерства в области  инноваций, совместное продвижение  молодых ученых и расширение сотрудничества в области профессионального  обучения. Обеспечение наиболее благоприятных  условий, устранение барьеров, с которыми сталкиваются российские компании в настоящее время во внешнеэкономической деятельности, содействие при продвижении на международные рынки в том числе, высокотехнологичные, окажет позитивное влияние на инновационное развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Наука доказала, а передовая зарубежная и отечественная практика подтвердила, что сегодня основополагающими  факторами развития любой хозяйственной  системы являются инновационные, в  числе которых – системная  техника нового типа, новые технологии, новая организация труда и  производства, новая мотивационная  система, предпринимательство. Это  те инновационные компоненты, которые  в комплексе в состоянии преобразовать  производственную сферу, обновляя производственный аппарат, подготавливая и побуждая человека эффективно его использовать.

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все  чаще и в западной, и в отечественной  литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо  отметил американский экономист  Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

Инновационность – особое направление, обеспечивающее эффективное функционирование реальной экономики.

Преимущественное использование  совокупности инновационных факторов в развитии экономики любого хозяйственного образования и составляет сущность перевода ее на качественно новый  тип развития, позволяющий ей приобретать  важнейшие свойства в рыночной среде  – экономическую устойчивость и  конкурентоспособность.

В интересах развития инновационной  экономики государство должно выработать и реализовать соответствующую  стратегию, которая была бы направлена на содействие структурным преобразованиям  в экономике в сторону преодоления  экспортно-сырьевой зависимости и  обеспечения стабильно высокой  динамики и качества экономического роста.

Переход на инновационный тип развития неизбежно вызывает изменения всех компонентов хозяйственной системы, гарантирующих закономерное преобразование экономики.

В заключение отметим, что продуманное  и последовательное использование  потенциала государственной политики и предпринимательского сектора  экономики по адаптации инновационной  среды и науки к глобальным тенденциям, создаст необходимый  базис для развития новейших прогрессивных  технологий и модели хозяйствования, основанной на эффективном использовании  ресурсов и полученных знаний, идей. Это в конечном итоге приведет к построению экономики знаний, и  будет способствовать вхождению  Российской Федерации в состав передовых  стран мира по уровню социального  и экономического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Булатов А. Экономика. – М.: КНОРУС, 2005.

2. Елизаров Ю.Ф. Экономика организаций: Учебник для вузов. – М.: Изд-во «Дело», 2006.

3. Зайцев Н.Л. Экономика организаций. – М.: Изд-во «Экзамен», 2003.

4. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, 2007.

5. Калинина А.Э. Экономика фирмы. – Волгоград: Издательство ВГУ, 2004.

6. Корчагин Ю.А. Инвестиции: теория и практика-Ростов н/д Феникс, 2008.

7. Кушлин В.И., Кушлина В.И. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов. Изд.3 доп. и перераб. – М.: Изд. РАГС, 2006 г.

8. Любушин Н.П. Экономика организации: учебник. – М.: КНОРУС, 2006.

9. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

10. Нестерова А.Д. Государственное регулирование экономики. – М.: «Деловой мир», 2005.

11. Сафронов Н. А. Экономика организации (предприятия): Учебник. – М.: изд-во «Магистр», 2009.

12. Карлей М.В. Формирование сбалансированной инновационной политики промышленного предприятия. – Автореф.на соис.уч.степени канд.эк.наук. – Новосибирск, 2006.

13. Чечевицына Л.Н. Экономика фирмы. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

14. Масленников Н., Беляков С. И др. Инвестиционный климат в России // Вопросы экономики, 2006.

15. Тернавский А.А., Петрикова Е.М. Инвестиционный фонд РФ как инновационный инструмент государственной инвестиционной политики // Финансы. – 2007. - № 11.

16. Молчанов Е.П. Государственное регулирование инвестиционной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: conf.bstu.ru/conf/docs/0033/0773.doc.

17. Батрак, В.С. Кластер как форма интеграции науки, образования и бизнеса [Текст] / В.С. Батрак// Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития современного общества: материалы IV международной научно-практической конференции, г. Москва, 9-10 июля 2012 г. / Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». – Москва: Изд-во «Спецкнига», 2012. – 140 с., С. 29-33. - ISBN 978-5-91891-178-5.

18. Гохберг, Л.М, Российский инновационный индекс / Под ред. Л.М. Гохберга. – М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011. – 84 с. - ISBN 978-5-7218-1184-5 (в обл.). 

19. Россия в цифрах – 2012 г. [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. [2012]. URL:http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_11/Main.htm (дата обращения: 01.10.2012).

20.Klaus Schwab, Xavier Sala-i-Martín, Børge Brende The Global Competitiveness Report 2012–20013 // The World Economic Forum, 2012. - ISBN-13: 978-92-95044-35-7.

21. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности [Текст]: федер. закон: [принят Гос. Думой 24 июля 2009 г.: одобр. Советом Федерации 27 июля 2009 г.] // Информационно-правовая система «ГАРАНТ».

Информация о работе Инновационная политика