Инновационная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение инновационной политики на уровне предприятия, а также инновационная политика Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение категории «инновация»;
- рассмотреть виды инноваций;
- проанализировать этапы разработки инновационной политики предприятия;
- рассмотреть инновационную политику РФ.

Содержание работы

Введение
1. Понятие, сущность и виды инноваций
2. Инновационная политика в реализации инновационного развития предприятия
3. Инновационная политика в РФ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая инновационный мен..docx

— 112.85 Кб (Скачать файл)

Среди главных факторов, сдерживающих инновационную деятельность промышленных предприятий, выделяют нехватку собственных  денежных средств. Второе и третье место  делят между собой высокая  стоимость нововведений и недостаток финансовой поддержки со стороны  государства. Четвертое место стабильно  приходится на низкий инновационный  потенциал, а пятое занимает высокий  экономический риск.

Как мы уже отметили, инновационная  политика хозяйствующего субъекта (предприятия) представляет собой совокупность направлений  и методов воздействия хозяйствующего механизма на производство новых  видов продукта и технологий.

Целью инновационной политики предприятия  является разработка непосредственно  инновационного проекта, в котором  необходимо обосновать его экономическую  целесообразность. А поскольку инновации  предполагают вложение инвестиций, то разработка инновационной политики осуществляется в соответствии с  Методическими рекомендациями по разработке инвестиционной политики предприятия, утвержденными приказом Минэкономики России от 1 октября 1997 г. № 118.

Однако прежде чем приступить к  разработке инновационной политики предприятия следует проанализировать такие факторы: состояние рынка, в том числе финансового рынка в целом и по его звеньям; место предприятия на рынке, объем реализации товаров (работ, услуг), их качество, цена, действия конкурентов; экономическое положение предприятия, его финансовое состояние; сочетание собственных и чужих ресурсов Вашего предприятия. К чужим ресурсам относятся: привлеченные средства (кредиторская задолженность, полученные авансы), заемный капитал (кредит, займы), арендованные основные средства, имущество, полученное по договору лизинга; льготы, получаемые от государства (если таковые есть); условия страхования и получения гарантий от некоммерческих рисков.

Разработка инновационной политики предприятия представляет собой  достаточно сложный процесс, который  включает в себя три основных аспекта [9, c.29]:

1. Выбор направления инновационной  политики. На данном этапе задача  состоит в том, чтобы проанализировать  варианты возможной будущей обстановки  на рынке и спрогнозировать  возможные цели в будущем. Здесь  сложность заключается в том,  что здесь в большей степени  придется опираться на собственную  интуицию, основанную на жизненном  опыте. После этого необходимо сформировать идеи в альтернативные цели, которые предполагается реализовать.

Существуют и более точные методы прогноза и отбора целей, т.е. методы выбора инновационной политики как  таковой. Они будут рассмотрены  нами ниже.

2. Стратегическое планирование  инноваций. На этом этапе необходимо разработать варианты альтернативных путей и средств достижения, выбранных на предыдущем этапе целей. Затем путем сравнения и оценки необходимо отбросить все лишние варианты и выработать окончательную стратегию. Эта стратегия должна описывать общее направление поиска и развития нововведения, способы достижения цели инновации, а также ее технико-экономическое обоснование. Таким образом, конечным результатом стратегического планирования является создание непосредственно инновационного проекта.

3. Оперативное планирование инновации.  Здесь инновационный проект разбивается  на отдельные этапы. В составе  полученных этапов необходимо  запланировать отдельные мероприятия,  целью которых является реализация  разработанной стратегии. Каждое  мероприятие определяет сроки  начала и окончания конкретной  работы, количество исполнителей, необходимый  объем ресурсов и т.д. Таким  образом, в результате оперативного  планирования разрабатывается подробный  последовательный план действий  по осуществлению инновации.

Как мы уже говорили, существует несколько  методов выбора направления инновационной  политики[4, c.57]:

1. Метод написания сценариев.  Данный метод заключается в  подготовке детального плана  осуществления инновации. Собственно  говоря, сценарий – это логическая  и правдоподобная возможная ситуация  в инновациях в будущем, а  сама цель написания сценария  состоит в освещении этой самой  ситуации. Для начала необходимо  подобрать коллектив для составления  сценария будущего развития процессов  и выявления их возможных последствий.  Далее необходимо сформировать  специальные вопросы, которые  помогут определить и проанализировать  будущую ситуацию, и свести их  в таблицу для наглядного представления  полученных ситуаций. Либо можно  создать сценарий в процессе  игры с правилами, имитирующими  реальную ситуацию, и записать  ходы различных игроков. Полученный  анализ будущей ситуации позволит  определить и сформулировать  цели и разработать инновационную  политику для их достижения. Достоинством  данного метода является то, что  специалист, занимающийся разработкой  инновационной политики, изучает  возможную будущую ситуацию на  рынке и выявляет те детали  и процессы, которые в ином  случае легко мог бы упустить.

2. Метод игр. Игра представляет  собой особый вид моделирования  ситуации с любым числом участников, каждый из которых играет некую  роль, отведенную ему сценарием,  и подчиняется набору определенных  правил.

Для принятия инновационных решений  используются стратегические игры, в  т.ч. деловые. Стратегические игры –  это конфликтные игры, в которых  конфликтная ситуация возникает  при столкновении интересов двух и более участников экономической  системы. Здесь система поведения  – стратегия – участников игры в той или иной конфликтной  ситуации, а также эффективность  принимаемых ими решений зависит  от образа действия других участников. Деловые игры являются разновидностью стратегических. Они подразумевают имитацию группой лиц хозяйственной деятельности. Деловая игра проводится в несколько этапов, после каждого из которых первоначальная ситуация под воздействием принятых решений претерпевает изменения.

В процессе игры прорабатываются различные  ситуации, а затем на основе полученных результатов определяется программа  дальнейших действий, т.е. разрабатывается  инновационная политика.

3. Метод Дельфи. Представляет собой  метод прогноза возможных будущих  событий, при котором проводится  индивидуальный опрос экспертов  с использованием анкет для  выяснения их мнения. В данном  случае необходимо обеспечить  экспертов необходимой информацией  и исключить непосредственное  общение между членами группы, что исключает действие психологических  факторов: нежелание публично высказываться,  личные антипатии, внимание к  мнениям определенных лиц и  т.д. Опрос экспертов производится  с помощью опросных листов  в несколько туров, результаты  анкетирования обрабатываются и  доводятся до сведения экспертов,  что позволяет им учесть обстоятельства, которыми они ранее пренебрегали. При проведении каждого последующего  тура участникам опроса предлагают  дополнительные вопросы, а также  просят пересмотреть свои первоначальные  оценки. В итоге это приводит  к сужению диапазона оценок.

Далее составляется сценарий, который  описывает общее мнение экспертов  о предыстории проблемы, ее текущем  состоянии и прогнозах на перспективу. Результат сценария – формулировка основной цели, которая служит основанием для составления так называемого  «дерева целей». Построение «дерева  целей» не только обеспечивает увязку и согласование целей плана в  качественном отношении, но и дает возможность  провести некоторую количественную оценку их важности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Инновационная политика  в РФ

Переживаемая в настоящее время  ситуация общемировой экономической  нестабильности выводит проблему переориентации российской экономики на качественно  новый уровень. Важной задачей для  России сегодня является переход  от экспортно-сырьевой модели экономики  к новой, ориентированной на стимулирование инновационного роста и научно-технических достижений. Поэтому дальнейшее развитие должно основываться на разработке высокотехнологичных исследований, производств и инноваций, именно они должны стать главной движущей силой экономики [17, с. 29]. Однако пока наука, образование и бизнес развиваются по собственным траекториям, зачастую не связанным друг с другом. Одной из первоочередных проблем в настоящее время является способность объединить данные системы в единое целое и наиболее эффективно использовать их потенциал в интересах социально-экономического и инновационного развития. Реализация этого направления должна определяться в рамках инновационной политики, устанавливающей цели и задачи инновационной стратегии, инструменты, механизмы их достижения и осуществления, а также создание, развитие и поддержку наиважнейших инновационных программ и проектов.

Для многих развитых стран характерна приоритетность инновационной политики перед иными средствами и инструментами  социально-экономических изменений  и преобразований. На самых высоких  политических уровнях признают роль инновационного развития как основы, драйвера социального и экономического роста, активно воплощая в жизнь  задачи по его ускорению. В условиях постиндустриального, информационного  общества рост доходов и уровня жизни  населения напрямую зависит от способности  производить инновации, то есть получать и внедрять новые знания, идеи, технологии, усовершенствованные продукты, услуги, процедуры и т.д. Благодаря решениям в области инноваций, создаются  условия для качественного роста, а также вносится важный вклад  в решение острых социальных, экологических  и экономических проблем [17, с. 29]. Следует отметить, что на первый план выходят социальные инновации, направленные на преодоление существенных проблем, связанных с качеством жизни, здравоохранением, образованием, безработицей и т.п. Прочие приоритеты, такие как конкурентоспособность, повышение производительности и т.д. все чаще приобретают второстепенный характер и не имеют достаточных обоснований для обширных государственных расходов в области научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР). Следуя принципам инновационной и промышленной политики, государство все больше выступает в роли партнера (компаньона) предпринимательского сектора, причем не в целях содействия предприятиям в процессе увеличения прибыли, а для оказания помощи в коммерциализации наиболее успешных и эффективных нововведений социального характера и направленности.

Большинству прогрессивных стран  свойственна тенденция к снижению прямого государственного финансирования Research & Development (R&D) и интенсификации косвенного стимулирования инновационной деятельности. Международные сопоставления структуры внутренних затрат на исследования и разработки по источникам финансирования показывают, что в среднем в странах ОЭСР вклад бизнеса равнялся в 2008 г. 64.6%, в странах ЕС-27 - 54.7%, а в отдельных государствах он был еще выше - от 67% в США до 72-78% в Китае, Корее, Японии. Средства государства доминируют среди источников финансирования науки в России и Индии (соответственно 66.5 и 66.0%). Объем средств предпринимательского сектора, направляемых на выполнение исследований и разработок, хотя и увеличился за период 2000-2009 гг. в полтора раза, все же недостаточен для обеспечения конкурентоспособности экономики, а его доля во внутренних затратах на исследования и разработки ежегодно сокращается: с 32.9% в 2000 г. до 26.6% в 2009 г. [18, с. 30]. 

Структура, уровни и тенденции финансирования науки и новых технологий в  России не отвечают ни текущим требованиям  и потребностям, ни стратегической цели преодоления отставания от ведущих  стран мировой экономики. Конечно, по некоторым видам научной и  технической деятельности российская наука сохраняет свои позиции, вносит значительный вклад в производство мировой наукоемкой продукции, но отставание от развитых стран в области технологического развития, реализации научных результатов, эффективности государственной  инновационной и научно-технической  политики по-прежнему увеличивается. Экономический  подъем, наблюдавшийся в Российской Федерации с 1999 года и продолжавшийся вплоть до 2008 года, не способствовал  повышению инновационной активности. На протяжении 1990-х годов динамика уровня инновационной активности в  промышленном производстве демонстрировала  зависимость от макроэкономических трендов. Радикальные рыночные реформы, осуществлявшиеся в условиях глубокого  экономического кризиса, сопровождались существенным падением величины данного  индикатора до минимального за последние 20 лет уровня - 4.7% (1997 г.). Его последующий  рост, вплоть до максимума - 10.6% в 2000 г., отражал краткосрочные эффекты  импортозамещения, наблюдавшегося после финансового кризиса 1998 г. [18,c. 10].

В 2000-е годы инновационная активность предприятий промышленного производства в отсутствие необходимых стимулов практически утратила эластичность от макроэкономических показателей. Ее стабильно низкий по меркам развитых стран уровень - от 9.3 до 10.6% - сохранялся как в годы подъема экономики, так и в условиях финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. По уровню инновационной  активности российская экономика заметно  уступает не только ведущим индустриальным странам (Германия - 70%; Канада - 65%; Бельгия - 60%; Ирландия, Дания и Финляндия - 55-57%), но и большинству государств Центральной и Восточной Европы, где этот показатель находится в интервале 20-40% [18, c. 10].

По данным Федеральной службы государственной  статистики с 2008 по 2010 гг. доля промышленных организаций, занимающихся инновациями, снизилась с 9,6% до 9,3% [3]. Таким образом, число инновационно-активных компаний за последнее время неуклонно  сокращается почти во всех отраслях производственной сферы. Удельный вес  инновационной продукции в объеме всей продукции также уменьшается. В общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг доля инновационной  продукции в 2009 г. составила 4.6% - это  самая низкая величина рассматриваемого индикатора за последние пять лет [18, c. 20].

В итоге в рейтинге Всемирного экономического форума (The World Economic Forum) Российская Федерация занимает 67 место среди 144 стран, оцениваемых по индексу глобальной конкурентоспособности в 2012-2013 гг. [20, с. 13]. Падение на четыре пункта вниз по сравнению со значением этого же показателя в 2010-2011 гг. (63 позиция) и на один пункт по сравнению с прошлым годом (2011-2012 гг. - 66 позиция) связано, в частности, с низким уровнем развития бизнеса и инновационной системы.

Основными проблемами государственной  инновационной и научно-технической  политики РФ остаются непоследовательный, фрагментарный и несистематический  характер, неспособность формулировать  и осуществлять (реализовывать) инновационные  задачи и приоритеты. В результате огромное отставание от стран-лидеров  в научно-технической деятельности, исследованиях и разработках  по наиболее важным направлениям. Создается  опасность сохранения в долгосрочной перспективе и даже усугубления данной проблемы.

Интерес значительной части коммерческих организаций и предприятий к  научным исследованиям и инновациям можно охарактеризовать как относительно низкий, а сама инновационная деятельность, базирующаяся на выполнении крупных  научно-исследовательских и технических  проектов, так и не стала приоритетом  в развитии частного сектора российской экономики. Данные о масштабах и  характере инновационной деятельности в машиностроении и топливно-энергетическом комплексе дают возможность предположить, что пока роль инновационной компоненты в функционировании этой существенной части экономики РФ остается довольно малозначимой. То же самое можно  сказать и об отечественном автомобилестроении в целом: оно уже давно находится  в сложном положении и отстает  от мировых лидеров по темпам технического и инновационного обновления. Сравнительно недавно крупные организации-лидеры сырьевого сектора России приступили к формированию и реализации инновационных  стратегий, но лишь немногие при этом позиционируют себя как стратегические новаторы. Среди других отраслей экономики  нашей страны лидируют телекоммуникационные компании. Отличительная черта инновационной  модели развития этих организаций - повсеместное внедрение ведущих (прогрессивных) зарубежных решений в технологической  сфере, активное распространение новейших продуктов и услуг на рынке. Единичные  компании создают и развивают  инновационные стратегии, делая  ставку на самостоятельные исследования и разработки, целенаправленно выстраивают, организуют и проводят комплексную  локальную инновационную политику.

Информация о работе Инновационная политика