Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 08:49, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить сущность, роль и главные закономерности инновационного поведения.
Задачи курсовой работы:
• Изучить литературу по инновационному поведению в организации;
• Классифицировать информацию в виде концентрированного текста и графических иллюстраций;
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы инновационного поведения в организации 5
1.1 Анализ литературы по теме 5
1.2 Понятие и сущность инновационного поведения 6
1.3. Перцепция инновационного поведения в организации и его оценка 13
Глава 2. Технологические основы инновационного поведения персонала в ОАО АКБ «Банк Хакасии» 23
2.1 Описание объекта и методов исследования 23
2.2 Результаты исследования инновационного поведения в коллективе ОАО АКБ «Банк Хакасии» 26
2.3 Предложения и рекомендации по повышению инициативности сотрудников ОАО АКБ «Банк Хакасии» в сфере инновационного поведения 29
Заключение 31
Список использованных источников и литературы 32
Приложения 36
Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сибирская академия государственной службы»
Кафедра управления персоналом
Курсовая работа
По дисциплине: Организационное поведение
Тема: Инновационное поведение персонала в ОАО АКБ «Банк Хакасии»
Выполнила: студентка 3 курса
Группы 9118 Казаковцева Е.М.
Проверила: д.п.н., профессор Сидорина Т.В.
Новосибирск, 2011
Оглавление
Необходимость перехода на инновационный путь развития осознана наукой, а в последние годы провозглашена государством как стратегическая задача страны. Все большее число предприятий разных отраслей ориентируется на развитие инновационной активности. Поскольку именно инновационная активность дает организации конкурентное преимущество.
В современных условиях повышения эффективности производства можно достичь преимущественно за счет развития инновационных процессов, получающих конечное выражение в новых технологиях, новых видах конкурентоспособной продукции, методах управления. Поиск и использование инноваций непосредственно на предприятиях является актуальной проблемой.
В то же время менеджмент любого предприятия должен быть инновационно ориентирован. Поскольку поддержание или рост конкурентоспособности напрямую зависит от компетентности и предприимчивости сотрудников организации, их интеллектуального и творческого потенциала, поддержки и заинтересованности в нововведениях, т.е. от их инновационного поведения. Управленческий аппарат, в свою очередь, становится ответственен за поддержание и развитие инновационной активности сотрудников.
Цель курсовой работы – выявить сущность, роль и главные закономерности инновационного поведения.
Задачи курсовой работы:
Объект исследования – сотрудники Управления ценных бумаг и инвестиций ОАО АКБ «Банк Хакасии».
Предметом исследования является организация инновационного поведения сотрудников.
В ходе исследования использовались методы тестирования, математические методы.
Таблица 1
Анализ литературы по инновационному поведению работников в организации
Основные идеи авторов литературных источников по теме |
Резник С.Д. |
Спивак В.А. |
Романенко М.В. |
Логинова И.О. |
Молостова С.Ю. |
Галажинский Э.В., Краснорядцева О.М. |
Щеголева А.В. |
Ромашов О.В. |
Красовский Ю.Д. |
Журавлев А.Л. |
Быковский Р.Е. |
Ньюстром, Дж.В., Дывис К. |
Мельников О.Н. |
Вертакова Ю. В., Симоненко Е.С. |
Исследование основных идей, % |
1.Определение «инновационного поведения» |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
43 |
2.Характеристики |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
29 |
3.Анализ инновационного
поведения через сферу |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
21 |
4.Классификация работников по отношению к инновациям |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
14 |
5.Причины сопротивления инновациям |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
36 |
6.Методы преодоления сопротивления инновациям |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
21 |
7.Факторы, влияющие на инновационное поведение |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
29 |
8.Методы оценки |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
14 |
9.Способы мотивации инновационного поведения |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
21 |
10.Взаимосвязь изменений и инновационного поведения |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
29 |
Изученность темы, % |
30 |
20 |
10 |
40 |
40 |
10 |
30 |
20 |
40 |
20 |
10 |
20 |
30 |
20 |
Наиболее полно рассматривают тему инновационного поведения Красовский Ю.Д., Логинова И.О., Молостова С.Ю. Большинство исследователей рассматривают в своих работах лишь некоторые аспекты данной темы.
В литературе наиболее полно раскрыто понятие «инновационное поведение» и причины сопротивлений инновационному поведению. Наименее исследованы методы оценки инновационного поведения.
Необходимо отметить, что тема инновационного поведения недостаточно глубоко проанализирована в современной литературе. Большинство авторов в своих исследованиях уделяют особое внимание лишь некоторым ее аспектам.
Перемены – постоянный спутник
человека, идет ли речь о временах года,
о социальном окружении или биологических
процессах его организма. Организация
не является исключением. Если организация
стремится сохранить темпы
«Движущие силы организационных изменений существуют как внутри, так и вне организации. Внешние силы формируются во всех секторах внешней среды (потребители, конкуренты, технологии, национальная экономика, международная сфера). (Классификация внешних причин нововведений представлена в табл. 2).
Таблица 2
Внешние причины нововведений1
Причины |
Примеры |
Рыночные |
Рост конкуренции. Уменьшение доли рынка сбыта. Низкий спрос на продукцию. Более высокие требования заказчика к качеству продукции. |
Экономические |
Убыточность производства продукции. Низкая рентабельность продукции. Высокие издержки производства. Изменение курса валюты. |
Социальные |
Безработица. Текучесть кадров. Наличие социальных программ (оздоровление, жилье и т.п.) |
Технологические |
Достижение НТП в области менее материалоемких технологий, прогрессивного оборудования. Создание новых коммуникационных связей. |
Политические |
Смена политического лидера, правительства. Издание постановлений, указов, влияние профсоюзов. |
Случайные |
Влияние стихийных бедствий. |
Внутренние движущие силы перемен возникают из деятельности самой организации (избрание новой стратегии, требования работников, профсоюзов, низкие показатели производительности). Итак, если организация стремится не только к выживанию, но и к развитию, ей необходимо постоянно адаптироваться к изменениям во внешней и внутренней среде»2.
Научно-технический прогресс, конкуренция, снижение спроса на устаревшую продукцию, рост потребностей (в том числе и социальных) и все прочие внешние и внутренние факторы подталкивают процесс инноваций в организации. «Инновация, по словам экономиста Йозефа Шумпетера — это «креативное разрушение». Организация должна быть создана для систематического отказа от всего, что утвердилось ранее, знакомо, привычно и удобно, касается ли это продуктов, услуг или процессов, набора навыков, человеческих и общественных отношений или собственно организации, организация должна быть создана для постоянных перемен. Функция организации — заставить знания работать над инструментами, продуктами и процессами, над проектированием работы; над знаниями как таковыми. Каждая организация должна научиться генерировать инновации — и инновация теперь может и должна быть организована — как систематический процесс»3.
«Менеджмент любого предприятия должен быть инновационно ориентированным. В противном случае его действия не могут быть направлены на поддержание или рост конкурентоспособности. Только при наличии в системе полного комплекта всех необходимых для инновационной деятельности специалистов на этапах от выявления необходимости инновационной деятельности до момента получения желаемого эффекта можно говорить о возможности результативного ее ведения»4.
Поэтому основой успешной организации, активно внедряющей инновации в свою деятельность, сегодня является инновационное поведение ее сотрудников. Понятие «инновационное поведение» в настоящее время не имеет однозначной трактовки.
М.В. Романенко рассматривает
В.А. Спивак: людям с инновационным поведением «часто приходят в голову нестандартные решения, они постоянно ищут пути к улучшению в содержании, организации, условиях труда. Это изобретатели, рационализаторы, «пассионарии»6.
Инновационное поведение формируется «на противоречиях, возникающих между образом мира и образом жизни. Источником развития человека, упорядочивающего процесс перехода от традиционной деятельности к инновационной, является постоянное противоречие между образом жизни и качеством многомерного мира»7.
Поведение является процессом общения и деятельности, в котором человек выступает как познающий и преобразующий себя и мир субъект и является отражением и проявлением его индивидуальности. В то время как субъектом инновационного поведения является человек, направленный на творческую, инновационную деятельность. В рассмотрении основных особенностей субъекта, направленного на инновационную деятельность «А.И.Пригожин отмечает, что главная характеристика субъекта инноваций — это его деятельное самосознание, т.е. понимание своей личной инициативы как субъективно возможной и общественно принимаемой основы собственного существования. Субъект есть деятель, способный к выбору типа деятельности, конкретной роли для себя среди других субъектов, к выработке собственных целей и средств для их достижения»8.
«Личность, как субъект инновационной деятельности, проявляется в инновационном поведении и в саморегуляции, которые обеспечивают: актуализацию психических возможностей, компенсацию недостатков, регуляцию индивидуальных состояний в связи с задачами и событиями деятельности»9.
Инновационное поведение – «инициативный тип индивидуального или коллективного поведения, связанный с систематическим освоением социальными субъектами новых способов деятельности в различных сферах общественной жизни либо созданием новых объектов материальной и духовной культур». Инновационное поведение выступает основным способом развития индивида, коллектива, сообщества. «Инновационное поведение – это функциональная система творчества, которая обусловлена инновационным потенциалом личности или сообщества, включающим способность создавать, воспринимать, реализовывать новшества, своевременно избавляться от устаревшего, нецелесообразного опыта и творческие стремления личности или коллектива по преобразованию действительности»10.
По определению Э.В. Галажинского и О.М. Краснорядцевой, инновационное поведение представляет собой такую форму активности человека, которая осуществляется путем его выхода за пределы сложившихся установок и поведенческих стереотипов и инициируется не системой периодически актуализируемых (воспроизводимых) потребностей, а возникает инициативно в тех точках жизненного пространства человека, где сходятся между собой как минимум три фактора: возможности человека, представленные его личностным, духовным, творческим, интеллектуальным и т.д. потенциалом; среда, отвечающая этим возможностям и готовность человека реализовать свои возможности «здесь и теперь».11
Информация о работе Инновационное поведение персонала в ОАО АКБ «Банк Хакасии»