Инновационное поведение персонала в ОАО АКБ «Банк Хакасии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 08:49, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявить сущность, роль и главные закономерности инновационного поведения.
Задачи курсовой работы:
• Изучить литературу по инновационному поведению в организации;
• Классифицировать информацию в виде концентрированного текста и графических иллюстраций;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы инновационного поведения в организации 5
1.1 Анализ литературы по теме 5
1.2 Понятие и сущность инновационного поведения 6
1.3. Перцепция инновационного поведения в организации и его оценка 13
Глава 2. Технологические основы инновационного поведения персонала в ОАО АКБ «Банк Хакасии» 23
2.1 Описание объекта и методов исследования 23
2.2 Результаты исследования инновационного поведения в коллективе ОАО АКБ «Банк Хакасии» 26
2.3 Предложения и рекомендации по повышению инициативности сотрудников ОАО АКБ «Банк Хакасии» в сфере инновационного поведения 29
Заключение 31
Список использованных источников и литературы 32
Приложения 36

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 531.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное  образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Сибирская академия государственной службы»

 

Кафедра управления персоналом

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

По дисциплине: Организационное поведение

 

Тема: Инновационное поведение персонала в ОАО АКБ «Банк Хакасии»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса

Группы 9118 Казаковцева Е.М.

 

Проверила: д.п.н., профессор Сидорина Т.В.

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2011 
Оглавление

 

 

Введение

 

Необходимость перехода на инновационный путь развития осознана наукой, а в последние годы провозглашена государством как стратегическая задача страны. Все большее число предприятий разных отраслей ориентируется на развитие инновационной активности. Поскольку именно инновационная активность дает организации конкурентное преимущество.

В современных условиях повышения эффективности производства можно достичь преимущественно за счет развития инновационных процессов, получающих конечное выражение в новых технологиях, новых видах конкурентоспособной продукции, методах управления. Поиск и использование инноваций непосредственно на предприятиях является актуальной проблемой.

В то же время менеджмент любого предприятия должен быть инновационно ориентирован. Поскольку поддержание или рост конкурентоспособности напрямую зависит от компетентности и предприимчивости сотрудников организации, их интеллектуального и творческого потенциала, поддержки и заинтересованности в нововведениях, т.е. от их инновационного поведения. Управленческий аппарат, в свою очередь, становится ответственен за поддержание и развитие инновационной активности сотрудников.

Цель курсовой работы – выявить сущность, роль и главные закономерности инновационного поведения.

Задачи курсовой работы:

  • Изучить литературу по инновационному поведению в организации;
  • Классифицировать информацию в виде концентрированного текста и графических иллюстраций;
  • Проанализировать инновационное поведение сотрудников организации на примере ОАО АКБ «Банк Хакасии»;
  • Предложить комплекс выводов и рекомендаций по совершенствованию организации инновационной активности сотрудников организации.

Объект исследования – сотрудники Управления ценных бумаг и инвестиций ОАО АКБ «Банк Хакасии».

Предметом исследования является организация инновационного поведения сотрудников.

В ходе исследования использовались методы тестирования, математические методы.

 

Глава 1. Теоретические основы инновационного поведения в организации

1.1 Анализ литературы по теме

Таблица 1

Анализ литературы по инновационному поведению работников в организации

Основные идеи авторов  литературных источников по теме

Резник С.Д.

Спивак В.А.

Романенко М.В.

Логинова И.О.

Молостова С.Ю.

Галажинский Э.В., Краснорядцева О.М.

Щеголева А.В.

Ромашов О.В.

Красовский Ю.Д.

Журавлев А.Л.

Быковский Р.Е.

Ньюстром, Дж.В., Дывис К.

Мельников О.Н.

Вертакова Ю. В., Симоненко Е.С.

Исследование основных идей, %

1.Определение «инновационного  поведения»

-

+

+

+

+

+

+

-

-

-

-

-

-

-

43

2.Характеристики инновационного  поведения

-

+

-

+

+

-

-

+

-

-

-

-

-

-

29

3.Анализ инновационного  поведения через сферу самоопределения  в жизни и труде

-

-

-

+

+

-

+

-

-

-

-

-

-

-

21

4.Классификация работников по отношению к инновациям

-

-

-

-

-

-

-

-

+

+

-

-

-

-

14

5.Причины сопротивления инновациям

+

-

-

-

-

-

-

+

+

-

+

+

-

-

36

6.Методы преодоления  сопротивления инновациям

+

-

-

-

-

-

-

-

+

-

-

+

-

-

21

7.Факторы, влияющие  на инновационное поведение

-

-

-

-

+

-

-

-

-

+

-

-

+

+

29

8.Методы оценки инновационного  поведения

-

-

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

+

-

14

9.Способы мотивации  инновационного поведения

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

+

+

21

10.Взаимосвязь изменений и инновационного поведения

-

+

-

+

-

-

+

-

-

-

-

-

-

-

29

Изученность темы, %

30

20

10

40

40

10

30

20

40

20

10

20

30

20

 

 

Наиболее полно рассматривают  тему инновационного поведения Красовский Ю.Д., Логинова И.О., Молостова С.Ю. Большинство  исследователей рассматривают в своих работах лишь некоторые аспекты данной темы.

В литературе наиболее полно раскрыто понятие «инновационное поведение» и причины сопротивлений  инновационному поведению. Наименее исследованы  методы оценки инновационного поведения.

Необходимо отметить, что тема инновационного поведения недостаточно глубоко проанализирована в современной литературе. Большинство авторов в своих исследованиях уделяют особое внимание лишь некоторым ее аспектам.

1.2 Понятие  и сущность инновационного поведения

 

Перемены – постоянный спутник  человека, идет ли речь о временах года, о социальном окружении или биологических  процессах его организма. Организация  не является исключением. Если организация  стремится сохранить темпы производства и быть конкурентоспособной в бизнесе, то она не сможет избежать радикальных изменений. Открытый и динамичный характер организации вызывает необходимость изменений.

«Движущие силы организационных изменений существуют как внутри, так и вне организации. Внешние силы формируются во всех секторах внешней среды (потребители, конкуренты, технологии, национальная экономика, международная сфера). (Классификация внешних причин нововведений представлена в табл. 2).

Таблица 2

Внешние причины нововведений1

Причины

Примеры

Рыночные 

Рост конкуренции. Уменьшение доли рынка сбыта. Низкий спрос на продукцию. Более высокие требования заказчика к качеству продукции.

Экономические

Убыточность производства продукции. Низкая рентабельность продукции. Высокие  издержки производства. Изменение курса  валюты.

Социальные 

Безработица. Текучесть кадров. Наличие  социальных программ (оздоровление, жилье  и т.п.)

Технологические

Достижение НТП в области  менее материалоемких технологий, прогрессивного оборудования. Создание новых коммуникационных связей.

Политические

Смена политического лидера, правительства. Издание постановлений, указов, влияние  профсоюзов.

Случайные

Влияние стихийных бедствий.


Внутренние движущие силы перемен  возникают из деятельности самой  организации (избрание новой стратегии, требования работников, профсоюзов, низкие показатели производительности). Итак, если организация стремится не только к выживанию, но и к развитию, ей необходимо постоянно адаптироваться к изменениям во внешней и внутренней среде»2.

Научно-технический прогресс, конкуренция, снижение спроса на устаревшую продукцию, рост потребностей (в том числе и социальных) и все прочие внешние и внутренние факторы подталкивают процесс инноваций в организации. «Инновация, по словам экономиста Йозефа Шумпетера — это «креативное разрушение». Организация должна быть создана для систематического отказа от всего, что утвердилось ранее, знакомо, привычно и удобно, касается ли это продуктов, услуг или процессов, набора навыков, человеческих и общественных отношений или собственно организации, организация должна быть создана для постоянных перемен. Функция организации — заставить знания работать над инструментами, продуктами и процессами, над проектированием работы; над знаниями как таковыми. Каждая организация должна научиться генерировать инновации — и инновация теперь может и должна быть организована — как систематический процесс»3.

«Менеджмент любого предприятия должен быть инновационно ориентированным. В противном случае его действия не могут быть направлены на поддержание или рост конкурентоспособности. Только при наличии в системе полного комплекта всех необходимых для инновационной деятельности специалистов на этапах от выявления необходимости инновационной деятельности до момента получения желаемого эффекта можно говорить о возможности результативного ее ведения»4.

Поэтому основой успешной организации, активно внедряющей инновации в свою деятельность, сегодня является инновационное поведение ее сотрудников. Понятие «инновационное поведение» в настоящее время не имеет однозначной трактовки.

М.В. Романенко рассматривает инновационное  поведение, как тип отклоняющегося поведения (Под отклоняющимся поведением понимается такая индивидуальная или групповая форма дезорганизационного поведения, в котором обнаруживается несоответствие деятельности нормам, ценностям, традициям, социальным образцам, общепринятым в данном обществе). «Инновационное поведение – это процесс появления (рождения) и реализации новых средств, методов производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных ценностей (продуктов и услуг). Сущность инновационного поведения - это преодоление рутинных, традиционных приемов, методов и форм деятельности. Преодолевая сопротивление консервативных и реакционных сил, инновационное поведение, улучшая (совершенствуя) в рамках природы существующего феномена, либо качественно (радикально) меняя материальные и духовные ценности, способствует прогрессивному развитию общества»5.

В.А. Спивак: людям с инновационным  поведением «часто приходят в голову нестандартные решения, они постоянно ищут пути к улучшению в содержании, организации, условиях труда. Это изобретатели, рационализаторы, «пассионарии»6.

Инновационное поведение формируется  «на противоречиях, возникающих между образом мира и образом жизни. Источником развития человека, упорядочивающего процесс перехода от традиционной деятельности к инновационной, является постоянное противоречие между образом жизни и качеством многомерного мира»7.

Поведение является процессом общения  и деятельности, в котором человек  выступает как познающий и преобразующий себя и мир субъект и является отражением и проявлением его индивидуальности. В то время как субъектом инновационного поведения является человек, направленный на творческую, инновационную деятельность. В рассмотрении основных особенностей субъекта, направленного на инновационную деятельность «А.И.Пригожин отмечает, что главная характеристика субъекта инноваций — это его деятельное самосознание, т.е. понимание своей личной инициативы как субъективно возможной и общественно принимаемой основы собственного существования. Субъект есть деятель, способный к выбору типа деятельности, конкретной роли для себя среди других субъектов, к выработке собственных целей и средств для их достижения»8.

«Личность, как субъект инновационной  деятельности, проявляется в инновационном поведении и в саморегуляции, которые обеспечивают: актуализацию психических возможностей, компенсацию недостатков, регуляцию индивидуальных состояний в связи с задачами и событиями деятельности»9.

Инновационное поведение –  «инициативный тип индивидуального или коллективного поведения, связанный с систематическим освоением социальными субъектами новых способов деятельности в различных сферах общественной жизни либо созданием новых объектов материальной и духовной культур». Инновационное поведение выступает основным способом развития индивида, коллектива, сообщества. «Инновационное поведение – это функциональная система творчества, которая обусловлена инновационным потенциалом личности или сообщества, включающим способность создавать, воспринимать, реализовывать новшества, своевременно избавляться от устаревшего, нецелесообразного опыта и творческие стремления личности или коллектива по преобразованию действительности»10.

По определению Э.В. Галажинского и О.М. Краснорядцевой, инновационное поведение представляет собой такую форму активности человека, которая осуществляется путем его выхода за пределы сложившихся установок и поведенческих стереотипов и инициируется не системой периодически актуализируемых (воспроизводимых) потребностей, а возникает инициативно в тех точках жизненного пространства человека, где сходятся между собой как минимум три фактора: возможности человека, представленные его личностным, духовным, творческим, интеллектуальным и т.д. потенциалом; среда, отвечающая этим возможностям и готовность человека реализовать свои возможности «здесь и теперь».11

Информация о работе Инновационное поведение персонала в ОАО АКБ «Банк Хакасии»