Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 08:49, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить сущность, роль и главные закономерности инновационного поведения.
Задачи курсовой работы:
• Изучить литературу по инновационному поведению в организации;
• Классифицировать информацию в виде концентрированного текста и графических иллюстраций;
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы инновационного поведения в организации 5
1.1 Анализ литературы по теме 5
1.2 Понятие и сущность инновационного поведения 6
1.3. Перцепция инновационного поведения в организации и его оценка 13
Глава 2. Технологические основы инновационного поведения персонала в ОАО АКБ «Банк Хакасии» 23
2.1 Описание объекта и методов исследования 23
2.2 Результаты исследования инновационного поведения в коллективе ОАО АКБ «Банк Хакасии» 26
2.3 Предложения и рекомендации по повышению инициативности сотрудников ОАО АКБ «Банк Хакасии» в сфере инновационного поведения 29
Заключение 31
Список использованных источников и литературы 32
Приложения 36
Также исследователи определяют инновационное поведение как «поведение, направленное на внедрение инноваций. Людям с инновационным поведением часто приходят в голову нестандартные решения, они постоянно ищут пути улучшения ситуации. На таких работниках держится прогресс и будущее организации. Ценность таких людей высока, однако потенциал непредсказуем12».
Иными словами, главный ресурс организации сегодня – не материальный или финансовый, а интеллектуальный потенциал личности, точнее – способность людей к созидательным действиям, к инновациям как конечному результату инновационной деятельности, реализованной в виде нового или усовершенствованного продукта или технологического процесса.
Основными характеристиками инновационного поведения являются13:
Можно сказать, что наблюдается логическая цепочка: для поддержания или роста конкурентоспособности организации необходимо быть инновационно ориентированной, что подразумевает постоянную адаптацию к меняющимся условиям внешней и внутренней среды посредством проведения организационных изменений, внедрения инноваций. А этому могут поспособствовать сотрудники, поведение которых инновационно, направлено на внедрение новых идей, изменений, усовершенствований. Поведение которых состоит не в приспособленчестве к окружающей среде, а в конкретных действиях по совершенствованию среды или самого себя.
Индивиды и группы определенным образом воспринимают инновационный процесс и инновационную ситуацию, соответствующе реагируя на них, что и определяет саму проблему инновационного поведения. Ромашов О.В. выделяет следующие категории, отражающие основные проявления инновационного поведения14: инновационные настроения (в каждой организации свой индекс инновационных настроений, определяющийся соотношением удовлетворенности и неудовлетворенности системой, готовности и неготовности к ее изменениям); культура и антикультура инноваций (она определяется профессией и квалификацией, стилем управления и т.д.). Кроме того: инновационная конфликтность, социальная инерция, оптимизм и пессимизм в инновациях, инновационные ожидания.
Ю.Д. Красовский выделяет шесть поведенческих типов работников:15
В зависимости от разнообразия позиций работников по отношению к нововведениям руководитель вырабатывает для себя определенную тактику делового поведения на всех стадиях разработки и внедрения инновационной программы.
А.Л. Журавлев, основываясь на психологическом подходе, предлагает альтернативную типологию работников в зависимости от отношения к инновациям, включающую 9 типов16:
А.Л. Журавлев отмечает, что распределение перечисленных типов в первичных трудовых коллективах меняется постоянно, поэтому невозможно говорить о том, что они однородны или состоят из каких-то двух и даже трех типов. В условиях социально-экономических изменений желания, знания и действия людей могут меняться неожиданно быстро, причем в сторону как позитивного, так и негативного отношения к преобразованиям.
На выбор стратегии поведения сотрудника по отношению к инновационному поведению влияет множество факторов, и можно попробовать выделить основные из них. Для удобства разобьем их на три категории17:
Задача любого руководителя состоит в том, чтобы сокращать влияние негативных и увеличивать влияние позитивных факторов. Причем делать это нужно не только на этапе внедрения инновации, но еще на этапе ее разработки. Отношение персонала к нововведению — это один из основных факторов, влияющих на успешность внедрения инновации, и нельзя его недооценивать. При этом следует учитывать, что не все изменения могут быть «здоровыми» и наличие сопротивления может быть благотворным фактором.
Таким образом, исходя из данных классификаций,
все многообразие поведенческих
реакций персонала на внедрение
инноваций можно свести к двум
стратегиям поведения: стремление к
внедрению инноваций и сопротив
Ю.Д. Красовский понимает сопротивлением инновациям как «силовое поле». «Силовое поле» нововведений возникает как противоречие между необходимостью перемен и их отторжением. Чем сильнее это противоречие, тем более напряженным оказывается соотношение сил в этом поле»18. Его можно изобразить как совокупность силовых линий между процессами (Рис.1).
Рис. 1. «Противоречия «силовых линий»
Эти «силовые линии» особенно остро начинают осознаваться в условиях кризисного состояния организации. В сознании они отражаются в форме психологических барьеров.
Реакция сотрудников на изменения в процессе трудового поведения имеет сложный характер и мешает им непосредственно приспособиться к инновациям. Прежде всего изменения воздействуют на установки каждого работника и вызывают определенные, обусловленные отношением к нововведениям реакции.
Одним из видов психологически охранительных механизмов являются стереотипы, препятствующие правильному восприятию новшеств. Стереотипы восприятия включают несколько вариаций на тему «да, но…» и были проанализированы И.А. Пригожиным19:
Д.В. Ньюстром и К. Дэвис выделяют три основных вида сопротивлений изменениям20, воздействующие на формирование негативной установки работников к инновациям.
Логическое сопротивление. Означает несогласие сотрудников с фактами, рациональными доводами, логикой. Такое сопротивление возникает на почве реального времени и усилий, необходимых для адаптации к изменениям, включая освоение новых должностных обязанностей.
Психологическое сопротивление. Обычно основывается на эмоциях, чувствах и установках. Психологическое сопротивление является внутренне «логичным» с точки зрения установок работника и его чувств по поводу перемен.
Социологическое сопротивление. Это результат вызова, который изменения бросают групповым интересам, нормам, ценностям. На уровне малых групп изменения подвергают опасности ценности дружеских отношений и статусы членов команды.
В то же время сопротивление может
помочь определить конкретные проблемные
области, в которых внедрение
инноваций будет сопряжено со
значительными трудностями, что
позволяет менеджменту
Однако в целом сопротивление инновациям тормозит процесс развития организации, снижает ее конкурентоспособность, поэтому его необходимо минимизировать. Для преодоления сопротивления используются следующие методы21:
Информация о работе Инновационное поведение персонала в ОАО АКБ «Банк Хакасии»