Инновационный менеджмент и его роль в современном менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 21:16, реферат

Описание работы

Развитие любой компании производится за счет определенных усилий владельцев и менеджеров, которые должны грамотно сочетать такие виды менеджмента, как стратегический, регулярный и инновационный . Сочетание стратегического и регулярного менеджментов уже не представляет особых трудностей для компаний, вставших на путь внедрения систем менеджмента качества и применяющих методы самооценки по критериям моделей совершенства. Международные стандарты ИСО серии 9000 и модели

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
1.Понятие «инновационный менеджмент»………………………………..4
2.Функции инновационного менеджмента………………………………..6
3.Стадии цикла инновационного менеджмента…………………………..7
4.Современные практические приемы инновационного менеджмента…9
4.1.Примеры приемов инновационного менеджмента……………………10
Заключение…………………………………………………………..............18
Список литературы………………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

гордеев.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

Инжиниринг инноваций — это комплекс работ по созданию инновационного проекта, включающий в себя создание, реализацию, продвижение и распространение определенной инновации.

Инжиниринг инноваций  имеет свои специфические особенности, которые заключаются в следующем:

инжиниринг инноваций  воплощается не в вещественной форме  продукта, а в его полезном эффекте, который может иметь материального  носителя (документация, чертежи, планы, графики и т.п.), а может не иметь (обучение персонала, консультации и  т.п.);

инжиниринг инноваций является объектом купли-продажи, поэтому он должен иметь не только материализованную форму в виде имущества или имущественных прав, но и коммерческую характеристику;

инжиниринг инноваций  в отличие, например, от франчайзинга и ноу-хау имеет дело с воспроизводимыми услугами, т.е. услугами, стоимость которых определяется затратами времени на их производство и поэтому имеющими множество продавцов. Франчайзинг же и ноу-хау связаны с реализацией новых, в данный момент невоспроизводимых знаний, которые имеют ограниченное число продавцов. На практике оказание инжиниринговых услуг зачастую сочетается с продажей ноу-хау. И иногда это ведет к смешению понятий «инжиниринговые услуги» и «обмен технологиями».

Инжиниринг включает в себя два принципиально разных подхода, чьи различия рассмотрим ниже:

усовершенствование (улучшение  показателей на 10-50%);

реинжиниринг (рост показателей  на 100% и выше).

 Если перед Вами  встала необходимость осуществить  инжиниринг инноваций, рекомендуем  сделать следующее: Проведите предварительные исследования рынка и выберите перспективный сегмент рынка для Ваших нововведений.

Установите цели финансовых изменений на рынке и определите задачи, встающие перед Вашими инновациями.

Произведите технико-экономическое  обоснование Вашего инновационного проекта.

Разработайте рекомендации по созданию нового продукта или операции.

Определите объем затрат всех видов ресурсов и численности  работников, необходимых для создания Вашего проекта, а также определите сроки выполнения работ по проекту и его экономическую эффективность в целом.

Оформите инновационный  проект в виде документа.

Проконсультируйте исполнителей по всем позициям данного проекта.

 В целом инжиниринг  инноваций ставит своей задачей  получение наилучшего экономического  эффекта от вложения инвестиций в новый продукт и определение перспективных направлений инновационной деятельности.

Реинжиниринг

Реинжиниринг представляет собой разновидность метода инжиниринга.

Американский ученый М. Хамлер, вводя  в научный оборот термин «реинжиниринг», дал ему такое определение:

«Реинжиниринг — это  фундаментальное переосмысление и  радикальное перепроектирование деловых  процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений современных  показателей деятельности компаний, таких как стоимость, качество, сервис и темпы».

Реинжиниринг в качестве приема инновационного менеджмента затрагивает инновационный процесс, направленный как на производство новых продуктов и операций, так и на их реализацию, продвижение и распространение.

В управлении инновацией реинжиниринг связан с определенной целью, стоящей перед инновацией: с текущей потребностью или со стратегической потребностью в нововведениях. Исходя из этого различают:

  1. кризисный реинжиниринг;
  2. реинжиниринг развития.

Кризисный реинжиниринг вызывается резким падением объема продаж инновации в связи со снижением спроса на него или в связи с падением имиджа его продавца. Такое положение является свидетельством тенденции к снижению конкурентоспособности товара на рынке, а возможно, и к банкротству продавца. Поэтому возникает потребность в немедленном проведении мероприятий по ликвидации наметившегося кризиса. Основными причинами такого кризиса можно считать:

неудовлетворенность покупателей  доходностью и другими привлекательными качествами данной инновации;

изменение политики покупателей. В частности, поворот покупателей от сиюминутной финансовой выгоды к получению доходов в перспективе от инвестиций капитала в инновации;

несоответствие организации  и управления хозяйственным процессом  требованиям времени и рыночной ситуации (в большей степени из-за личных недостатков руководителя);

неэффективность бизнес-процесса инноваций.

Бизнес-процесс  инноваций.

Бизнес-процесс инноваций  представляет собой действия управленческого  персонала в хозяйственном процессе и выражается множеством видов организационно-управленческой деятельности внутри предприятия, каждый из которых имеет свой вход и выход. Иначе говоря, бизнес-процесс инноваций есть упорядоченная совокупность работ во времени и пространстве с указанием их начала и конца.

 

Рис 1. Бизнес-процесс инновации (упрощенный вид)

На рисунке видно, что  бизнес-процесс инновации в упрощенном виде включает в себя три частных  бизнес-процесса:

1) Бизнес-процесс заявки  на инновацию. 

Начинается с четкой формулировки идеи создания данной инновации  и заканчивается перечнем конкретных требований, которым должен соответствовать новый продукт или новая операция

2) Бизнес-процесс производства  инновации. 

Начинается с получения  заказа с указанием конкретных характеристик  продукта или операции и заканчивается  появлением самого продукта или операции в материализованной форме в виде вещи, готовой к продаже.

3) Бизнес-процесс реализации  инновации. 

Начинается с выставления  ее на продажу и заканчивается  самой продажей, а в отдельных  случаях и послепродажным сервисным  обслуживанием.

Реинжиниринг развития вызывается снижением объема продажи  продукта (операции) в связи с  тем, что действующая структура  организации и управления хозяйственным  процессом продавца по своему уровню развития уже достигла того определенного  предела, выше которого продажа инновации невозможна (рис 2.)

 

Рис 2. График, характеризующий  реинжиниринг развития

 

Реинжиниринг развития рассчитан на внедрение инновации  для перспективной перестройки  бизнес-процесса и предполагает переход  от бизнес-процесса к бизнес-процесс-реинжинирингу.

Бизнес-процесс-реинжиниринг представляет собой оптимизацию  и управление хозяйственным процессом  и может быть проведен следующими методами:

1) Ориентация на весь  процесс. 

Здесь действенный результат  при перестройке бизнес-процесса достигается путем реорганизации всего процесса в целом, а не при решении отдельных задач и аспектов этого процесса.

2) Ориентация на качественный  скачок.

В этом случае хозяйствующий  субъект при перестройке бизнес-процесса ставит своей целью не устранение каких-то отдельных недостатков в работе, а революционный прорыв (скачок) в технологии производства и продажи продукта.

3) Ликвидация закомплексованности  в бизнесе. 

Использование данного  метода предполагает отказ от устоявшихся  правил работы, от ранее незыблемых принципов ведения хозяйственного процесса и переход к новым технологиям бизнеса.

4) Использование эффективных  технологий в бизнесе. 

Этот метод направлен  на применение более результативных форм рекламы и СМИ, которые соответствуют  новым целям работы в современных условиях и в конкретной ситуации. Сюда можно отнести использование сети Интернет, консультации в СМИ, миниконференции по инновации (на предприятии, по телевидению, по радио) и др.

Бенч-маркинг.

Бенч-маркинг представляет собой изучение деятельности хозяйствующих субъектов, прежде всего своих конкурентов, с целью использования их положительного опыта в своей работе. Он включает в себя комплекс средств, позволяющих систематически находить, оценивать все положительные достоинства чужого опыта и организовывать их использование в своей работе.

В целом бенч-маркинг  направлен на изучение бизнеса. Применительно  же к инновациям бенч-маркинг означает изучение бизнеса других предпринимателей с целью выявления основополагающих характеристик для разработки своей инновационной политики и конкретных видов инноваций.

 

При применении бенч-маркинга важное значение имеет преодоление  «психологической закомплексованности» руководителей и специалистов, а  именно:

самоуспокоенности руководителя достигнутыми результатами;

нежелания рисковать  денежными средствами, т.е. нежелания  тратить деньги на покупку информации, оплачивать консультации аналитиков и  экспертов, экономию всех видов ресурсов и денежных затрат на маркетинговых  исследованиях и т.п.;

страха, что сделать лучше, чем конкурент, очень трудно или невозможно из-за больших затрат всех ресурсов, в т.ч. денег.

Отметим, что бенч-маркинг  бывает двух видов, которые изучают  и соответственно сравнивают разные показатели:

1) Общий бенч-маркинг. 

При проведении данного вида бенч-маркинга Вам необходимо сравнить показатели производства и продажи своих продуктов с показателями бизнеса достаточно большого количества производителей/продавцов аналогичного продукта. Такое сравнение позволит Вам наметить четкие направления инновационной деятельности. Для сравнения характеристик своей продукции и продукции конкурентов Вы можете использовать различные параметры, которые зависят от конкретного вида продукта.

2) Функциональный бенч-маркинг. 

В этом случае Вы должны сравнить параметры работы отдельных функций продавца (операций, процессов, приемов работ и т.п.) с аналогичными параметрами наиболее успешных предприятий (продавцов), работающих в похожих условиях.

Чтобы эффективно провести функциональный бенч-маркинг, рекомендуем Вам следующее:

Сначала выберите интересующие Вас определенные функции бизнеса  продавца.

Определите параметры  для сравнения данной функции  бизнеса. При этом Вы можете использовать только один параметр либо выделить целую  группу параметров. Единственным, то есть однозначным, параметром сравнения функции бизнеса может являться, например, рентабельность операции, уровень затрат на операцию, продолжительность во времени активного периода использования данной функции, степень риска и т.п. Группа параметров применяется при сравнении таких комплексных функций бизнеса, как управление качеством продукта, управление наличностью и др.

Соберите необходимую  для сравнения информацию по конкурентам.

Проанализируйте полученную информацию.

На основе результатов  анализа разработайте проект изменений, которые необходимо внести в конкретную функцию.

Проведите технико-экономическое  обоснование предполагаемых изменений.

Внедрите запланированные  изменения в практику Вашей фирмы.

Постоянно осуществляйте  контроль за ходом проведения изменений и проводите окончательную оценку качества изменений конкретных функций бизнеса.

Бранд-стратегия.

Прежде чем перейти  к рассмотрению бранд-стратегии, выясним, что же такое бранд.

Бранд инновации определяют как систему характерных свойств нового продукта или операции, которая формирует сознание потребителя и определяет на рынке место этой инновации, а также ее производителя или продавца.

Бранд содержит материальные и нематериальные характеристики, которые  в совокупности составляют товар и создают у покупателя наиболее полный образ инновации. К материальным характеристикам относят: вес продукта, его устройство, внешний вид, сырье, из которого он сделан, и т.д. Нематериальные характеристики инновации включают: преимущества или удобства, которые дает владельцу пользование данной инновации, например, продолжительность операции, реклама, цена и т.п.

Кроме этого бранд  обладает и другими характеристиками:

1. Свойства бранда. Под  свойствами бранда понимаются  функциональные и эмоциональные  ассоциации, которые покупатели присваивают новому продукту или операции.

2. Индивидуальность бранда. Отражает его значение для  потребителя, т.е. какие-то долгосрочные  обещания автора бранда тем,  кто его купит. Индивидуальность  бранда инновации складывается, как правило, из трех компонентов:

Позиционирование. Указание на то место, которое данный бранд  занимает в умах покупателей этого  бранда, т.е. потребителя бранда.

Личность потребителя  бранда. Выражает характер и психологические  особенности покупателя как будущего владельца купленной инновации.

Личность самого бранда. Показывает отношение этого бранда к тому, кто его купил.

3. Имидж бранда. Под  имиджем бранда инновации понимается  набор тех или иных ассоциаций  по новому продукту или операции, которые в данный момент времени находятся в умах потребителей.

В настоящее время  за рубежом многие фирмы и компании имеют в своем штате бранд-менеджера. Бранд-менеджеры имеются также  и у некоторых российских предприятий. Эти менеджеры отвечают за развитие брандов, занимаются планированием выпуска отдельных продуктов, разрабатывают мероприятия по продвижению брандов, производят оценку эффективности самих брандов и мероприятий по их продвижению.

Именно бранд заставляет покупателя выбрать конкретный продукт (операцию) из всех возможных на рынке.

Для разработки бранд-стратегии  инновации рекомендуем Вам проделать  следующие шаги:

  • Проанализируйте рыночную ситуацию и выберите направление разработки инновации.
  • Займитесь поисками идеи и запланируйте выпуск инновации.
  • Организуйте такие мероприятия как маркетинговые исследования, изучение спроса, проведение рекламной кампании и т.п.
  • В случае получения положительных результатов организуйте массовый выпуск инновации.
  • Оцените результаты появления инновации на рынке.
  • Разработайте и осуществите мероприятия по продвижению и распространению инновации.

Информация о работе Инновационный менеджмент и его роль в современном менеджменте