Инновационный менеджмент на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения курсовой работы является изучение инновационного менеджмента на предприятии, а также проведение оценки эффективности инвестиционного проекта согласно варианту.
Задачи курсовой работы:
­ изучить формирование инновационной политики предприятия;
­ рассмотреть формы и методы инновационного менеджмента;
­ оценить эффективность инвестиционного проекта.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ НА ПРЕДПРИЯТИИ 5
1.1 Формирование инновационной политики предприятия 5
1.2 Формы и методы инновационного менеджмента 10
2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Файлы: 1 файл

готовая курсовая инвестиции.doc

— 551.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  3

  1. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ НА ПРЕДПРИЯТИИ  5
    1. Формирование инновационной политики предприятия  5
    2. Формы и методы инновационного менеджмента  10
  2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА  17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  27

 

ВВЕДЕНИЕ

Для успешного функционирования компания должна иметь стратегию  развития, соответствующую возможностям фирмы и условиям внешней среды  и предполагающую инновационные  изменения. Управление инновационными изменениями составляет содержание инновационного менеджмента.

Таким образом, инновационный  менеджмент это управленческая деятельность, направленная на формирование и достижение целей инновационного развития предприятия  путем эффективного использования  материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Инновационный менеджмент относится к программно-целевым  формам управления.

Программно-целевое управление предполагает осуществление разработки и реализации целевых комплексных  программ (инновационных проектов).

Инновационный проект —  это совокупность взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение инновационных целей предприятия.

Управление инновационными проектами основано на использовании  следующих принципов [8, c. 13]:

  • селективного управления (выбор проектов по приоритетным направлениям развития экономики);
  • системности (взаимосвязь проекта с концепцией развития предприятия);
  • комплексности (увязка элементов проекта между собой, комплексное управление проектом);
  • обеспеченности (наличие необходимых ресурсов для осуществления работ по проекту).

Главная цель инновационного менеджмента — результативность инновационного процесса, т.е. максимизация эффекта от коммерциализации нововведения.

Достижение главной  цели определяется эффективным управлением следующими аспектами инновационной деятельности:

1) поиск инновационных  идей;

2) организация разработки  новации;

3) внедрение и распространение  инновации.

Целью выполнения курсовой работы является изучение инновационного менеджмента на предприятии, а также проведение оценки эффективности инвестиционного проекта согласно варианту.

Задачи курсовой работы:

    • изучить формирование инновационной политики предприятия;
    • рассмотреть формы и методы инновационного менеджмента;
    • оценить эффективность инвестиционного проекта.

 

 

 

  1. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1 Формирование инновационной политики предприятия

Из теории и практики известно, что инновации внутри предприятия не реализуются сами собой. Для эффективного управления инновациями необходима выработка эффективной инновационной политики, которая оказывает значительное воздействие на повышение конкурентоспособности, как на внутреннем, так и внешнем рынках.

Итак, инновационная политика — фундамент построения общей стратегии компании (фирмы) и базовая основа для последующей разработки процессной и сетевой стратегии, маркетинговой и финансовой политики компании.

На рис. 1.1 показана последовательность разработки инновационной стратегии фирмы [9, c. 54].


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.1. Последовательность разработки инновационной стратегии фирмы

 

При этом важные значения имеют задачи инновационной политики (см. рис. 1.2).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.1. Последовательность разработки инновационной стратегии фирмы

 

Правильная инновационная политика, как правило, обеспечивает лидерство фирмы на рынке товаров или услуг.

Формирование инновационной  политики фирмы начинается с определения  руководством фирмы ее целей, правил определения приоритетных проектов и механизмов их поддержки.

Целепологание и выработка инновационной политики — важная задача, так как на этом этапе определяются приоритетные направления деятельности фирмы и новые виды бизнеса, позволяющие достичь желаемых результатов. С этой целью определяются возможные новые решения и процессы в данном виде бизнеса, уровень их качества и эффективность, степень воздействия на окружающую среду и т.д.

Общее руководство разработкой  инновационной политики осуществляется временной творческой группой или центром инновационного развития фирмы, в состав которого входят представители подразделений фирмы.

Основная цель инновационной  политики — создание организационных условий, обеспечивающих саморазвитие фирмы и рост конкурентоспособности продукции или услуг населению, путем внедрения новых технологических процессов, корпоративной структуры, эффективного использования достижений науки и техники и др.

При этом инновационная  политика формируется с учетом развития внешней среды — как на национальном, так и на мировом уровне. Конкретные примеры разработки и реализации инновационной политики изложены в соответствующих учебниках и учебных пособиях. Принципы инновационной политики показаны на рис. 1.3 [16].


 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

Рис. 1.3. Принципы инновационной политики


 

В целях реализации инновационной  политики обращается внимание на получение конкурентных преимуществ на мировом рынке, а также на получение экономического роста, который практически недостижим при отсутствии сочетания предпринимательской деятельности с инновационной.

В связи с этим преуспевающая  фирма выполняет ряд важных действий, в частности, это:

1. Разработка  критериев и целей высшего  уровня.

Сбалансированная система  критериев (см. рис. 1.4) позволяет перевести видение перспективы фирмы в набор целей и мер высшего уровня, которые затем становятся стандартами для всех других показателей. Указанные стандарты дают, как правило, ответ — каким должна быть фирма с точки зрения:

а) клиентов;

б) финансов (акционеров);

в) внутренних операций процессов;

г) инновации и обучения.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.4. Система сбалансированных критериев

 

Применительно к каждой из этих групп определяется набор  стратегических целей, которые и  позволяют реализовать фирмой свою инновационную политику.

Роль руководителя состоит  в том, чтобы разрабатывать систему  сбалансированных показателей для  всей программы преобразования в конкретной фирме (рис. 1.5) [14].



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.5. Практика использования системы сбалансированных показателей


 

  1. Взаимная увязка целей.

Так, например, цели обучения и инноваций обеспечивают выполнение основных параметров, заложенных в инновационной политике.

  1. Сбор инновационных предложений от работников относительно совершенствования деятельности фирмы.

Как отмечалось выше, команда  лидеров фирмы разрабатывает  инновационную политику. На нижнем уровне фирмы осуществляется сбор предложений по улучшению повседневной работы (аналогично японским «кружкам качества») и просчитывается количественная оценка потенциальной выгоды.

С целью определения  направлений, которые могут принести быструю отдачу. В этом случае формируется рабочая аргументация в пользу необходимых преобразований. Важное значение приобретает инициирование, поддержка активности работников и нахождение соответствующих ресурсов для подпитки программы преобразований.

  1. Увязка предложений снизу и сверху

Этот процесс, как правило, происходит на рабочих встречах, на которых творчески разрабатывается детальная схема взаимосвязей между мероприятиями, основанные на имеющихся возможностях и мерами, разработанными наверху при построении системы сбалансированных показателей (ССП). В результате формируется дерево целей и критериев оценки степени достижения целей.

В рамках разработки ССП  необходимо различать критерии, которые измеряют достигнутые результаты и показатели, которые отражают процессы, соответствующие получению этих результатов ССП включает в себя ряд процессов.

 

1.2 Формы и методы инновационного менеджмента

Известно, что содержание инновационной деятельности определяет особенности и значительное отличие инновационного менеджмента от его традиционных видов.

Целью инновационного развития является создание инновационной базы для долгосрочного экономического роста и обеспечения конкурентных преимуществ. При этом акцент переносится с задачи максимального выпуска массовой продукции на задачи новаторского доведения научной цели до производства и коммерциализации товаров и услуг высокой новизны. Обновление означает расширение возможностей максимализации прибыли, проникновении в новые отрасли и экспансию на новые рынки.

Руководители предприятий современной  России (25%) видят ведущее направление развития в выпуске новых видов продукции, в поиске новых рынков сбыта, в расширении сектора в деятельности.

В этом случае инновационное развитие вносит свои особенности в установление целей и стратегическое видение  направления развития фирмы и модифицирует задачи стоящие перед управленческим аппаратом, При этом высокий риск инновационного предпринимательства, сокращение жизненных циклов продукции, отказ от крупносерийного производства накладывает особые обязательства на инновационного менеджера. В этих случаях у менеджера резко возрастают его способности, квалификация и профессиональные умения, которые фактически и определяют судьбу фирмы. Так резко повышается значение процессуальных и социально-психологических функций менеджмента, таких как коммуникации, мотивация, процесс делегирования полномочий, включая межличностные отношения, групповую динамику и т.д. Также изменяются соотношения между различными видами контроля, который больше нацелен на самоконтроль, на стратегический контроль инноваций, а также на финансово-экономические виды контроля [2, c. 78].

Особые изменения претерпевают функции и методы менеджмента в инновационном управлении персоналом. Это требует работников, способных брать на себя ответственность и принимать необходимые решения.

Делегирование полномочий и связанное  с этим сокращение полномочий высших уровней иерархии фирмы тесно связаны с ростом инициативы, индивидуальной свободы и компетентности персонала.

Следует отметить, что в инновационном  менеджменте изменяется тип поведения работника, инновационного коллектива и самой инновационной фирмы в целом. Работник инновационной сферы подчиняет свое поведение определенным требованиям, в выполнении которых он видит свой долг. Ценности личности, тесно связаны с мотивацией, значительно изменяют такие функции, как организация взаимодействия и управление мотивацией.

В инновационном менеджменте  также значительно видоизменяется состав, структура и содержание методов управления: большее место отводится анализу и прогнозу, количественным методам моделирования, социально-психологическим видам воздействия и сужается круг возможностей для применения административных решений. Система функции управления производством в инновационном менеджменте показана на рис. 1.6 [16].

Рис. 1.6. Система функции управления производством в инновационном менеджменте

 

Из теории и практики известно, что цели инновационного менеджмента предприятия связаны с миссией фирмы, ее философией, традициями и жизненным циклом организации.

Субъект хозяйственной деятельности современной экономики — это предприятие, компания, фирма, корпорация т.е. юридическое лицо, свободно выбирающее различные виды деятельности, партнеров и несущие определенные обязанности перед государством.

Так, например, любая фирма обладает стратегической и оперативной самостоятельностью, определяет объем производства, ассортимент выпускаемой продукции и др.

Социальные цели направлены на повышение заработной платы работников, улучшение условий труда и  повышение социальной защищенности.

Цели фирмы в области  коммерционализации новшеств включают проведение активных маркетинговых мероприятий для защиты прочного положения на рынке с последующим расширением экспансии на рынке.

Тактические цели фирмы  сводятся к интенсификации процессов разработки, внедрения и освоения новшеств, к организации и финансированию инвестиций на фирме, к обучению, переквалификации, стимулированию и вознаграждению персонала, совершенствованию НИОКР и научной базы новшеств, методов и функций, приемов и стиля управления.

Информация о работе Инновационный менеджмент на предприятии