Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:01, контрольная работа
Целью же данной контрольной работы является рассмотрение методов оценки объектов интеллектуальной собственности. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) Дать общую характеристику подходам к оценке интеллектуальной собственности;
2) Рассмотреть доходный, сравнительный и затратный методы оценки.
Введение...................................................................................................................3
1. Методы оценки объектов интеллектуальной собственности доходный, сравнительный, затратный.....................................................................................4
2. Задача..................................................................................................................16
Заключение.............................................................................................................17
Список литературы................................................................................................18
2. Метод прямой капитализации. Если исходить из того, что объект оценки приобретается не с целью его скорой перепродажи, а на многие годы, то при достаточно большом значении n формула расчета дисконтированного денежного потока преобразуется в формулу. [6]
Мn = CF0/rk
где: CF0 — средний доход по истечении каждого года; rk — коэффициент капитализации, который складывается из реальной ставки дисконта и коэффициента амортизации (возврата капитала).
Метод прямой капитализации достаточно прост, однако он статичен, и поэтому требуется особое внимание к правильному выбору показателей чистого дохода и коэффициентов капитализации. [5]
3. Метод остаточного дохода. Метод остаточного дохода используется для конвертации дохода в стоимость. В этом случае репрезентативная величина дохода делится на ставку капитализации или умножается на мультипликатор дохода. [5]
Mn= Mr/rk
где: Mn– текущая стоимость объекта оценки; Mr — репрезентативная величина дохода; rk — коэффициент капитализации, который складывается из реальной ставки дисконта и коэффициента амортизации (возврата капитала). [5]
4. Метод экспресс — оценки. Метод экспресс — оценки предусматривает расчет обобщенного показателя эффективности на основе анализа динамики изменения суммарного денежного потока на всем периоде реализации инвестиционного проекта. [6]
Итоговым показателем
Минимальное отрицательное значение NCF характеризует величину инвестиций, которые определяют стоимость проекта PC. Положительное значение NCF свидетельствует о доходности проекта. Поскольку затраты и доходы формируются в различные моменты времени, то для приведения их к одному началу отсчета применяется операция дисконтирования. В результате получается чистый дисконтированный доход (net present value) NPV, связанный с NCF коэффициентом дисконтирования. [6]
5. Расчет стоимости роялти. Ставка роялти (величина периодических отчислений в пользу лицензиара (правообладателя) представляет собой отношение величины отчислений в пользу лицензиара (прибыли лицензиара) к величине общей стоимости, цене произведенной и реализованной лицензиатом (пользователем) продукции (услуг) по договору.
Экономический смысл роялти заключается в распределении полученной от использования лицензии прибыли правообладателя (лицензиата, франчайзера) между ним и лицензиаром в согласованной пропорции, путем установления определенного процента от цены произведенной и реализованной продукции в пользу правообладателя. [2]
По определению ставка роялти (R) (величина % периодических отчислений в пользу правообладателя) представляет собой отношение величины отчислений в пользу правообладателя (прибыли лицензиара (Прл-ра)) к величине общей стоимости, цене (Ц) произведенной и реализованной пользователем продукции (услуг) по договору, что может быть выражено следующей формулой: [2]
R = Прл-ра/Ц
На практике применяют следующие методы определения роялти:
- определение цены лицензии
через роялти, установленные в
ранее заключенных
- определение роялти на базе среднеотраслевых роялти, сложившихся в данной отрасли на аналогичную или взаимозаменяемую продукцию.
Ставка роялти колеблется, как правило, в пределах 1-12%. Наиболее часто она устанавливается в пределах 2-6 %. Для некоторых отраслей существуют эмпирические шкалы среднестатистических рыночных роялти, часто называемых рыночной ценой лицензии. Однако средняя цена роялти может сильно колебаться по странам мира. Так, для фармацевтической промышленности США диапазон роялти составляет 3-10%, в Германии: 2-10%, во Франции: 4-5%.
Ставки роялти могут изменяться по годам действия лицензионного договора: либо увеличиваться, либо уменьшаться по мере увеличения срока действия лицензионного договора. Возможно использование скользящей ставки роялти, зависящей от объемов производства или продаж продукции лицензиатом. При увеличении объема производства продукции роялти уменьшаются, а при сокращении объемов производства — увеличиваются. Скользящая ставка роялти стимулирует лицензиата к производству и сбыту продукции, для лицензиара положение так же не ухудшается, так как растет прибыль. [6]
В лицензионное соглашение может быть включена оговорка минимальной сумме вознаграждения, которая в любом случае должна быть выплачена лицензиатом. [6]
6. Метод освобождения от роялти. Этот метод базируется на предположении, что рассматриваемая интеллектуальная собственность не принадлежит реальному владельцу, а является собственностью другого предприятия. Последнее предоставляет интеллектуальную собственность на лицензионной основе при условии уплаты роялти. Таким образом, вычисляется псевдоэкономия расходов по оплате роялти, капитализированная величина которых может рассматриваться в качестве эквивалента рыночной стоимости интеллектуальной собственности. [5]
7. Метод избыточной прибыли. При оценке патентов и лицензий, торговой марки, франшизы, имущественных прав используется, как правило, метод избыточной прибыли.
Метод избыточной прибыли основан на расчете экономических выгод, связанных с получением прибыли за счет нематериальных активов, не отраженных на балансе предприятия и обеспечивающих прибыль на активы или собственный капитал выше среднего уровня. [5]
«Правило 25 %». За время существования патентной охраны сформировалась определенная традиция, согласно которой претендент изъявлял готовность платить патентообладателю 25% ожидаемой валовой прибыли, заработанной конкурентом. При условии применения этого метода оценки ОИС лицензиат не заинтересован в раскрытии своих потенциальных показателей, поэтому оценить диапазон прибыли можно на период не более двух лет. При этом для новой сферы бизнеса и неопределенного размера прибыли пропорции распределения прибыли следует увеличивать в пользу лицензиата, так как он подвергается повышенному риску. [6]
8. Метод экспертной оценки. Метод экспертных оценок — метод прогнозирования, основанный на достижении согласия группой экспертов.
Существует масса методов
В одних случаях с каждым экспертом работают отдельно, он даже не знает, кто еще является экспертом, и потому высказывает свое мнение независимо от авторитетов. [2]
В других же — экспертов собирают вместе для подготовки материалов, при этом эксперты обсуждают проблему друг с другом, учатся друг у друга, и неверные мнения отбрасываются.
Необходимость проведения экспертной оценки предполагает следующие этапы подготовки работы экспертов: [2]
1. Формулировка заказчиком, цели экспертного опроса (формулируется цель оценки ОИС). От точности формулировки цели оценки ОИС зависит эффективность и своевременность выполнения экспертами поставленной перед ними задачи.
2. Подбор заказчиком основного
состава группы экспертов.
3. Разработка и утверждение
4. Разработка подробного
5. Формирование экспертной
6. Проведение сбора экспертной информации.
7. Анализ экспертной информации.
8. Интерпретация полученных
9. Официальное окончание
2. Задача
Исследовательская группа из трех человек разработала прибор и запатентовала свою разработку.
Рассчитайте сумму вознаграждения за использование патента на изобретение нового прибора и распределение вознаграждения между участниками. Прогнозная потребность в приборах составляет 1200 шт. за 5 лет. Стоимость одного прибора — 18 тыс. руб. Величина роялти R = 20%. Доля вознаграждения от общей суммы отчислений составляет 30%. Доли участия исследователей в разработке: 1-й — 30%, 2-й — 20%, 3-й — 50%.
Решение:
20%=0,2; 30%=0,3; 50%=0,5
1200*18000=21600000 руб.
R=21600000*0,2=4320000 руб.
Обозначим через Д1, Д2, Д3 доли вознаграждения (руб.) за использование патента между 1-ым, 2-ым и 3-им участниками соответственно:
Добщ = 0,3*4320000=1296000 руб.
Д1 = 0,3*1296000=388800 руб.
Д2 = 0,2*1296000=259200 руб.
Д3 = 0,5*1296000=648000 руб.
Ответ: Доля вознаграждения 1-го участника составит 388800 руб., 2-го участника 259200 руб., 3-го -648000 руб.
Заключение
Рассмотрев в данной контрольной работе методы оценки объектов интеллектуальной собственности, выполнили поставленные цель и задачи: дали общую характеристику подходам к оценке интеллектуальной собственности;
а также выявили сущность и особенности данных подходов.
При выполнении контрольной работы, узнали, что для оценки объектов интеллектуальной собственности и нематериальных активов, используются три основных, классических подхода: затратный, сравнительный и доходный, внутри которых могут быть различные методы расчетов.
Вообще же подход к оценке стоимости – общий способ определения стоимости, в рамках которого используются один или более методов оценки.
При рыночном подходе используется метод сравнения продаж, когда рассматриваемый актив сравнивается с аналогичными объектами интеллектуальной собственности или интересами в этих объектах либо с ценными бумагами, обеспеченными неосязаемыми активами, которые были проданы на открытом рынке.
Затратный подход предполагает определение стоимости ОИС на основе калькуляции затрат, необходимых для создания или приобретения, охраны, производства и реализации объекта интеллектуальной собственности на момент оценки.
При доходном подходе стоимость неосязаемого актива или интереса в неосязаемом активе определяется путем расчета приведенной к текущему моменту стоимости прогнозируемых будущих выгод.
Таким образом, выяснили, что все подходы базируются на информации, собранной на одном и том же рынке объектов интеллектуальной собственности и МНА, но в каждом из них отражены различные стороны этого рынка и результаты могут значительно различаться.
Список литературы:
1. Инновационный менеджмент: Учебник/Под ред. проф. В.А. Швандара, проф. В.Я Горфинкеля. – М.: вузовский учебник, 2004. стр. 382.
2. Козырев, А.Н. Оценка
3. Экономика предприятия:
4. Шипова Е.В. Оценка