Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 23:43, курсовая работа
Цель работы: изучить способы повышения конкурентоспособности предприятия методами менеджмента.
Необходимо поставить следующие задачи:
изучить понятия и сущность конкурентоспособности предприятия.
рассмотреть уровни конкурентоспособности предприятия.
рассмотрение метода повышающего конкурентоспособность предприятия.
Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1. Определение конкурентоспособности предприятия
Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия…………6
Уровни конкурентоспособности предприятий…………………………11
Глава 2. Инновационный менеджмент
2.1 Инновационный менеджмент и научно-техническая политика………16
2.2 Разработка и внедрение новой продукции………………………………..20
2.3 Организационные формы инновационного менеджмента……………..24
Практическая часть……………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………...32
Характерные черты российских предприятий первого уровня конкурентоспособности проявляются в следующем:
Компании второго уровня конкурентоспособности стремятся сделать свои производственные и управленческие системы "внешне нейтральными". Это означает, что такие предприятия должны полностью соответствовать стандартам, установленным их основными конкурентами на конкретном рынке (в отрасли или регионе). Они пытаются воспроизвести у себя то, что делают фирмы-лидеры: стремятся максимально заимствовать технические приемы, технологии, методы организации производства у ведущих предприятий отрасли, приобретать сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия из тех же источников, что и их главные конкуренты.
Такие компании следуют тем же принципам и подходам в управлении качеством продукции и в контроле за уровнем запасов, и внутрипроизводственных заделов, устанавливают такие же по характеру отношения с работниками на своем производстве.
К особенностям предприятий второго уровня конкурентоспособности в РФ относятся:
Отличительные черты компаний третьего уровня конкурентоспособности проявляются в следующем:
Компании, которым удалось достичь четвертого уровня конкурентоспособности, оказываются впереди конкурентов на многие годы. Они не только не стремятся копировать опыт других фирм отрасли и хотят превзойти самые жесткие из существующих стандартов. Они готовы бросить вызов любому конкуренту по всему миру в любом аспекте производства или управления. Любые изменения в управлении, организации производства, в стратегии развития осуществляются здесь с учетом результатов изучения рынка мало того, все функции управления оказываются непосредственно вовлеченными в процесс маркетинговых исследований или систематизацию их результатов. Все меньше маркетинговой работы сосредотачивается в специализированных подразделениях. Последние обобщают данные, интегрируют и координируют усилия других служб.
Глава 2. Инновационный менеджмент
2.1 Инновационный менеджмент и научно-техническая политика
Инновационный менеджмент – одно из
направлений стратегического управления,
осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его цель – определение
основных направлений научно-технической
и производственной деятельности фирмы
в следующих областях: разработки и внедрение
новой продукции; модернизации и усовершенствования
выпускаемой продукции; дальнейшего развития
производства традиционных видов продукции;
снятия с производства устаревшей продукции5.
Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии инновации мер, направляемых на её реализацию. Разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направление стратегии фирмы, так как определяет все остальные направления её развития. Осуществление инновационного менеджмента в целом предполагает:
Научно-техническая политика Разрабатываемая в производственном отделении научно-техническая политика выступает как средство реализации, во-первых, общей хозяйственной политики фирмы и, во-вторых – оперативно-хозяйственных задач, решаемых в производственном отделении.
Она ориентирует деятельность производственного отделения по тем направлениям, которые могут обеспечить повышение эффективности производства путём создания и выпуска продукции, отвечающей спросу и потребностям потребителей, укреплению экономического потенциала фирмы.
Перед научно-технической политикой стоят следующие основные задачи:
Обычно научно-техническая политика разрабатывается по трём важнейшим направлениям: ориентация на производство на выпуск новых товаров, на быстрое техническое обновление выпускаемой продукции и на выпуск традиционных товаров, явно устаревших, но пользующих спросом на отдельных рынках.
Разработка научно-технической политики предполагает обоснованное решение следующих вопросов.
1.Выпуск принципиально новой продукции, не имеющей на рынке аналогов по назначению. Такая политика ориентирована на создание новых изделий с показателями высокой технико-экономической эффективности и активным воздействием на потребителя. Реализация такой политики требует больших затрат на НИОКР. Характерная особенность современного этапа: конкуренция фактически начинается ещё на этапе НИОКР и разработки новой продукции.
2.Выпуск новых для
данной фирмы видов продукции,
имеющих аналоги и
3.Ориентация производства
на техническое обновление
Ориентация производства на выпуск изделия улучшенными свойствами требует определения целесообразности и эффективности такой деятельности с учётом постоянной необходимости снижения издержек производства и совершенствования технологии производства. Для реализации такой политике необходимы относительно небольшие расходы на НИОКР, хорошо отработанная технология, опирающаяся на относительно невысокие издержки производства благодаря использованию стандартизированных частей и деталей при выпуске многих модификаций изделий.
4.Ориентация производства
на выпуск традиционных товаров
2.2 Разработка и внедрение новой продукции
Товар с новыми свойствами, производство и сбыт обычно называют новым продуктом. Простые усовершенствования существующих изделий сюда не входят. Новые изделия могут быть или принципиально новым продуктом или комбинацией новых приспособлений, механизмов, без изменения самого продукта.
Инновационная деятельность составляет органическую часть маркетинговой деятельности фирмы. В особенности это относиться к фирмам, занятым производством наукоемкой продукции. Их службы НИОКР тесно взаимодействуют со службой маркетинга.
Главное в инновационной политике фирмы – формулирование основной цели НИОКР, определение срока их проведения, оценка результатов в виде конкретных практических целей, сокращение сроков внедрения новых продуктов.
1.Основные этапы процесса инновации.
Этап 1. Систематизация поступающих идей: сбор информации о технологических изменениях на рынке, нововведениях, поступающих из подразделений НИОКР, служб маркетинга производственных отделений, сбытового аппарата фирмы, торговых посредников.
Этап 2. Отбор выявленных идей и выработка идей новой продукта:
Этап 3. Анализ экономической эффективности нового продукта, разработка программы маркетинга: