Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 23:43, курсовая работа
Цель работы: изучить способы повышения конкурентоспособности предприятия методами менеджмента.
Необходимо поставить следующие задачи:
изучить понятия и сущность конкурентоспособности предприятия.
рассмотреть уровни конкурентоспособности предприятия.
рассмотрение метода повышающего конкурентоспособность предприятия.
Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1. Определение конкурентоспособности предприятия
Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия…………6
Уровни конкурентоспособности предприятий…………………………11
Глава 2. Инновационный менеджмент
2.1 Инновационный менеджмент и научно-техническая политика………16
2.2 Разработка и внедрение новой продукции………………………………..20
2.3 Организационные формы инновационного менеджмента……………..24
Практическая часть……………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………...32
Этап 4. Создание нового продукта:
Этап 5. Тестирование на рынке.
Этап 6. Принятие решения о внедрении нового изделия в производство (массовое, серийное) на основе программы маркетинга по продукта, отражающей:
2.Программа маркетинга по новому продукту.
В качестве важнейшего критерия в этой программе используется оценка влияния внедрения новго продукта на реализацию целей фирмы в целом, а именно:
Удачные новые продукты являются результатом деятельности, которые предшествует тщательный сбор информации.
Существуют различные методы оценки эффективности разрабатываемого нового продукта:
В компаниях, выпускающие потребительские товары, ведущая роль при определении политики фирмы в отношении новых товаров принадлежит специалистам по маркетингу. В компаниях, специализирующихся на выпуске продукции производственного назначения, более важное значение в определении политике имеют подразделения НИОКР.
Инициатива разработки новой продукции, исходящая от управляющих маркетинговой деятельностью, представляется как результат маркетингового исследования, содержащего информацию о потребителях и спросе рынка, конкурентных аналогах на рынке, которые фирма способна выпускать, о технологических потребностях и возможностях фирмы.
Конечная цель инновационного процесса – коммерческое освоение новой продукции и её рентабельное массовое серийное производство. Это достигается в тех случаях, когда исследования и разработки с самого начала ориентированы на производство, когда существует реальная возможность увеличение капиталовложений в необходимое оборудование, возможна унификаций отдельный стадий научно-производственного цикла и заранее определено соответствие новой продукции спросу рынка и потребностям покупателей. Ввиду таких сложностей лишь относительно небольшая часть разработок новой продукции внедряется в производство.
Разработка, внедрение в производства новой продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идёт довольно быстрыми темпами.
2.3 Организационные формы инновационного менеджмента
В современных условиях в крупных фирмах
сложились устойчивые механизмы управления
научно-технической деятельностью, отражающее
особенности процесса интеграции науки
и производства, все большую ориентацию
исследований и разработок на рыночные
потребности, усиление влияния рыночных
факторов на определение стратегических
позиций фирмы. Новые задачи повлекли
за собой изменения в системе связей как
по вертикали – между всем уровнями управления,
так и по горизонтали – между подразделениями
научно-производственно-
Система управления процессом инноваций. Сложившиеся как самостоятельный объект управления система управления процессом инновации предполагает:
1. Специализированные подразделения – советы, комитеты, рабочие группы по разработке технической политики создаются преимущественно в крупных фирмах, выпускающую наукоемкую продукцию. Их задача – определение ключевых направлений инновационного процесса и внесение конкретных предложений в совет директоров для принятия решений. Обычно в такие подразделения входят управляющие производственным отделениями, представители центральных служб, НИОКР и сбытовых служб.
2. Центральные службы развития новых продуктов, осуществляющие координацию инновационной деятельности: разработку единой технической политики, контроль и координацию инновационной деятельности, проводимой в различных производственных отделениях, а также в других центральных службах.
3. Отделение новых продуктов – это самостоятельные подразделения, осуществляющие координацию инновационной деятельности в рамках фирмы в целом, согласование целей и направлений технического развития, разработку планов и программ инновационной деятельности, наблюдение за ходом разработки новой продукции и её внедрением, рассмотрение проектов создания новых продуктов.
4. Проектно-целевые группы по проведению научных исследований, разработке и производству новой продукции – это самостоятельные хозяйственные подразделения, создаваемые для комплексного осуществления инновационного процесса от идеи до серийного производства конкретного вида изделия или проекта. Они создаются на среднем уровне управления и подчиняются непосредственно высшему руководству фирмы. Такие группы могут создаваться и в составе одной из центральных служб маркетинга, НИОКР, инженерно-конструкторской, планирования. Целевые группы, создаваемые на временной или постоянной основе, способствуют эффективной организации творческого поиска, разработке перспективной продукции и доведение её до рынка. Целевые (поисковые) группы создаются на разные сроки: от двух – трёх до 10 и более лет.
5. Центры развития – это также новая форма организации инновационного процесса, предполагающего создание хозяйственно самостоятельных подразделений, не связанных с основной сферой деятельности фирмы. Для центров устанавливаются такие показатели хозяйственной деятельности, которые на первом этапе внедрения новой продукции стимулируют расширение объёма продаж и способствуют завоеванию рыночных позиций. Одновременно осуществляется стимулирование руководителей и персонала центра следующим образом: предполагается, что зарплата сотрудников и вознаграждение управляющих зависят непосредственно от коммерческих результатов деятельности центра; в то же время коммерческие риски и неудачи, связанные с производством и сбытом новой продукции, не влекут за собой административных санкций или штрафов.
6. В новой системе управления нововведениями отделы НИОКР и в производственных отделениях стали играть более важную роль, чем раньше. Они осуществляют не только поиск и разработку новых перспективных идей, но и их быстрое доведение до стадии освоения, производства и сбыта.
7. Венчурные подразделения организуются в крупных компаниях на основе создания собственных фондов «рискового капитала». Средства венчурных фондов часто вкладываются в небольшие начинающие фирмы, которые в последствие поглощаются крупными, либо с ними устанавливаются долгосрочные межфирменные связи.
8. Фонды стимулирования нововведений в производственных отделениях создаются для стимулирования НИОКР прикладного характера, связанных с потребностями производственного отделения. Такие фонды позволяют отделениям более активно включать научно-технические программы в свои планы.
9. Консультационные или аналитические группы создаются в крупных компаниях. В их функции входит: прогнозирование развития технологии и спроса на новую продукцию, выбор перспективных идей, определение тематики исследования, координация работы учёных и инженеров, работающих в производственных отделениях в рамках специальных проектов9.
Практическая часть
Возможно так же повысить конкурентоспособность методами менеджмента в правильной кадровой политики. Ведь как говорил Фредерик Уинслоу Тейлор: «Человек главный объект управления»10.
Инновационный характер производства, его высокая наукоемкость, приоритетность вопросов качества продукции изменили требования к работнику, повысили значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма.
Требования творческого подхода работников к производству обусловили повышение их самостоятельности и ответственности за выполняемую работку; активное участие в принятии управленческих решений; непосредственную заинтересованность в результатах труда.
Отсюда главный стратегический курс – на высокий уровень образования, квалификации и этики работников; предоставление широкому кругу работников условий для расширения знаний, непрерывного повышения профессионального мастерства, самовыражения; использование пакетов многообразных программ мотивации и развитие организационной культуры.
Управляющие персоналом – это самостоятельный вид профессиональных специалистов-менеджеров, главная цель которых – повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала; ориентация на сокращение доли и численности производственных и управленческих работников; разработка и реализация политики подбора и расстановки персонала; выработка правил приема и увольнения персонала; решение вопросов, связанных с обучением и повышением квалификации персонала - всё это способствует растущей конкурентоспособности предприятия или компании.
Задача менеджеров – сделать работников способными к действиям, придать их усилиям эффективность и результативность, сгладить присущие людям индивидуальные особенности11.
Для анализа проблем кадрового состава и выработки принципов и методов управления персоналом менеджеры постоянно получают информацию о затратах на подбор и расстановку кадров, современном уровне текучести кадров, прогнозируемой потребности в кадрах различных профессий. Что бы улучшить контакты между менеджерами и рядовыми работниками, была упрощена финансовая отчётность фирм, которая стала доступна работникам; в результате работники более активно участвуют в принятии управленческих решений как на стратегическом, так и на оперативном уровне управления.
Новые производственные системы, основанные на коллективном труде, требуют, чтобы работники-исполнители обладали всей информацией, необходимой для разработки мер, направленных на повышение показателей эффективности производства и производственного труда.
Обеспечение гарантий занятости для персонала делает любую фирму более прибыльной и конкурентоспособной, особенно если стратегия стабилизации состава работников используется в качестве средства для повышения гибкости в управлении персоналом, обеспечения условий для тесного взаимодействия работников и сохранения наиболее квалифицированного их состава.
Гарантия занятости и снижение текучести кадров обеспечивают значительный экономический эффект и побуждают работников повышать эффективность своей работы, не опасаясь увольнений в период ухудшения хозяйственной конъюнктуры.
Заключение
Для всесторонне успешной деятельности на рынке компания должна обладать тем или иным абсолютным конкурентным преимуществом. Руководитель предприятия должен знать о своих преимуществах и максимально эффективно их использовать для повышения конкурентоспособности.