Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 18:54, реферат

Описание работы

Менеджмент- это эффективное и рациональное достижение целей организации посредством планирования, организации, руководства и контроля организационных ресурсов.
В данном определении заключены две важные идеи:
Основные функции управления. А именно - планирование, организация, лидерство и контроль.
Эффективное и рациональное достижение целей организации.

Содержание работы

Введение________________________________________________2
1. Инновационный менеджмент на предприятии________________3
2. Технология управления изменениями______________________7
3. Технологии управления инновационной
политикой предприятия___________________________________11
Заключение_____________________________________________18
Список используемой литературы___________________________22

Файлы: 1 файл

SRS MEN.docx

— 43.30 Кб (Скачать файл)

- соответствие новой продукции  имиджу фирмы и стратегии развития;

- определение патентной  чистоты будущего изделия.

Этап 3. Анализ экономической  эффективности нового продукта, разработка программы маркетинга:

- техническая разработка  продукта, когда идея приобретает  вид конкретного проекта;

- определение технико-экономических  характеристик продукта, оценка  его качества и потребительских  свойств;

- оценка потенциального  рыночного спроса и объема  продаж;

- определение расходов (инвестиций) на создание и освоение новой  продукции, сроки окупаемости  новой продукции;

- наличие необходимых  ресурсов для производства новой  продукции: технологических, машин  и оборудования, сырья и материалов, кадрового персонала, финансовых;

- сроки освоения новой  продукции и выхода с ней  на рынок;

- анализ и оценка рентабельности (прибыльности) производства новой  продукции, разработка программы  маркетинга по продукту.

Этап 4. Создание нового продукта:

- разработка конкретной  программы развития нового продукта  с распределением обязанностей  по подразделениям фирмы;

- создание образца и  проведение технических испытаний  (проверка на экологичность, безопасность  и пр.);

- определение наименования  товара, его товарного знака, оформления, упаковки, маркировки.

Этап 5. Тестирование на рынке:

- тестирование на ограниченном  рынке в течение не менее  трех месяцев по цене и другим  коммерческим условиям (предоставление  скидок с цены, кредита и др.);

- выбор оптимальных каналов  реализации;

- выбор средств и методов  рекламы;

- организация технического  обслуживания.

Этап 6. Принятие решения  о внедрении нового изделия в  производство (массовое, серийное) на основе программы маркетинга по продукту, отражающей:

- коммерческое обоснование  нововведения: объем продаж, рентабельность  продукции, степень удовлетворения  спроса и потребностей, каналы  и методы сбыта, наличие опыта  в сбыте подобных товаров; известность  и реноме фирмы на рынке,  стабильность связей с покупателями  и потребителями;

- производственные возможности  фирмы: использование имеющихся  мощностей, обеспеченность ресурсами,  квалифицированным персоналом;

- финансовые возможности:  общая сумма инвестиций в массовое  производство и сбыт; источники  финансирования, предполагаемые результаты  прибыльность или убыточность  на расчетный период;

- соответствие нормативным  показателям - стандартам, государственным  нормам в стране предполагаемого  сбыта продукции; обеспечение  патентной защиты нововведения.

 

Таким образом, инновация  — это попытка осуществить  содержательное, целенаправленное изменение  в экономическом или общественном потенциале предприятия. Инновация  — это еще и успешное применение идей и процессов для решения  существующих проблем и создания новых возможностей. Инновации требуют  знаний, творческого мышления, изобретательности  и целеустремленности. Цель управления инновациями состоит в том, чтобы  инициировать, генерировать, контролировать новые идеи и управлять ими  в масштабах всей организации  и выводить полученные результаты на рынок. В основе управления инновациями  лежит сбалансированное сотрудничество новаторов и тех, кто отвечает за направление деятельности организации  и ее стабильность. Для надлежащего  управления творческими процессами менеджеры должны найти и устранить  помехи на пути инноваций, обеспечить мотивацию и создать такие  отношения в организации, которые  будут поддерживать личную и групповую  инновационную инициативу.

 

3. Технологии  управления инновационной политикой  предприятия

Инновационная деятельность предприятия проявляется, прежде всего, в выработке и реализации инновационной  стратегии и инновационной политики.

«Инновационная стратегия - это система целей долговременного  развития предприятия и мер по их достижению на основе инноваций. Она  может быть агрессивной и оборонительной» 

Под агрессивностью понимается степень перемен, обеспечиваемых инновациями, скорость их внедрения и частота  сменяемости. Под оборонительной стратегией понимается внедрение инноваций  по необходимости, в порядке следования за лидером. Наибольшее повышение конкурентоспособности  продукции и предприятия обеспечивает агрессивная стратегия.

«Различают новаторскую, имитационную и венчурную стратегии. Новаторская стратегия направлена на обеспечение высокой конкурентоспособности  продукции путём самостоятельной  разработки и внедрения инноваций  большой степени радикальности  с охватом всех стадий инновационного процесса и фаз жизненного цикла  инновации»

Эта стратегия связана  с различными рисками, основными  из которых являются:

1) инновационный риск, определяемый  ошибочностью идеи инновации,  недостижением предполагаемого  результата, моральным старением  инноваций, особенно радикальных;

2) технологический риск, связан с тем, что даже при  успешном испытании инновация  может быть неэффективной в  производстве вследствие увеличения  периода освоения, неточности в  оценке ожидаемых затрат и  т. д.;

3) коммерческий риск - связан  с неопределённостью результатов  больших затрат на маркетинг  продукта радикальной инновации  вследствие конкуренции, а также  действия других рыночных факторов;

4) финансовый риск - связан  с возможностью ошибок в оценке  единовременных затрат (инвестиций) и будущих доходов; он аккумулирует  в себе все вышеперечисленные  виды рисков и другие риски  (политический, страновой и т.  д.).

Имитационная стратегия  направлена на использование уже  известных продуктовых, технологических  и других инноваций с незначительным их усовершенствованием. Она предусматривает  разработку с охватом всех стадий инновационного процесса и фаз жизненного цикла инновации, за исключением  этапов НИОКР, конструкторской и  технологической подготовки (начинается с разработки проекта и строительства). При данном виде стратегии значительно  снижаются технологический, коммерческий, инновационный и финансовый риски, что обусловливает широкое её использование в мировой практике.

Венчурная стратегия предполагает использование предприятием инновационных  разработок венчурных предприятий. Венчурные предприятия занимаются разработкой инноваций в быстро развивающихся отраслях промышленности, охватывая стадию разработки (НИОКР, подготовка конструкторской, технологической  и проектной документации) и фазу внедрения (классический венчур). Эти  предприятия могут также сопровождать разработанную инновацию в производстве на предприятии-потребителе (венчур сопровождения). В первом случае (классический венчур) венчурное предприятие несёт  весь инновационный риск, а во втором (венчур сопровождения) - также часть  технологического риска. Поэтому предприятия, использующие венчурную стратегию, связаны с меньшими рисками по сравнению с другими стратегиями.

Инновационная стратегия  предприятия реализуется инновационной  политикой. Инновационная политика предприятия представляет собой  определение целей инновационной  стратегии и создание механизма  поддержки приоритетных программ и  проектов предприятия.

При разработке инновационной  политики могут использоваться два  подхода:

1. Целью инноваций является  получение значительной прибыли  на определённом отрезке времени  за счет «пионерства» в какой-либо  области. При этом внедрение  инновации и её последующее  распространение связывается с  возможностью значительного снижения  себестоимости и роста спроса  на продукцию.

2. Целью внедрения является  завоевание (закрепление) небольшого  сегмента рынка с минимальной  прибылью с последующим увеличением  доли на рынке и прибыли. 

 

При разработке инновационной  политики затрагиваются следующие  области деятельности:

- исследования и разработки (поисковые, фундаментальные, прикладные  исследования, ОКР, опытное производство  и распространение инноваций);

- повышение качества и  сертификация продукции;

- обновление производственной  базы (техническое перевооружение);

- создание, поддержание и  развитие научно-технологического  потенциала предприятия;

- освоение рынка инноваций  (разработка мероприятий, связанных  с маркетинговой политикой).

При формировании инновационной  политики инновация рассматривается  с двух позиций:

1. Наличие новых значимых  технических решений, способных  обеспечить рыночный успех;

2. Наличие специфических  потребительских свойств (внешний  вид, форма и т. д.), способных  обеспечить успех при отсутствии  значимых технологических решений. 

Целью инновационной политики является создание условий для обеспечения  эффективной деятельности предприятия  на основе повышения его конкурентоспособности  и конкурентоспособности продукции.

Для обеспечения высокой  эффективности инновационной политики при её проведении должны соблюдаться  следующие принципы:

- целенаправленность, т.  е. ориентация на достижение  стратегических и тактических  целей предприятия;

- приоритетность - выбор  важнейших направлений деятельности  в настоящее время с учётом  возможностей предприятия;

- альтернативность проектных  решений - разработка различных  вариантов и выбор наилучшего  из них;

- комплексность - охват  инновациями смежных сфер деятельности;

- обоснованность - обоснование  научно-технического, социального,  экологического, экономического эффектов  с учётом факторов внешней  среды;

- адаптивность - корректировка  плана проведения инновационной  политики и отдельных проектов  в связи с изменением факторов  внешней среды. 

Инновационная политика формируется  и корректируется под влиянием различных  факторов внешней и внутренней среды  предприятия.

Внешняя среда - это совокупность хозяйствующих субъектов и движущих сил, оказывающих влияние посредством  факторов макросреды, подразделяемых на факторы прямого и косвенного влияния.

Факторы прямого влияния  включают законы, учреждения государственного регулирования, поставщиков ресурсов, потребителей, конкурентов, торговых, транспортных посредников. К факторам косвенного влияния относятся состояние  национальной экономики страны, НТП, политические, демографические, социальные факторы.

Внутренняя среда - это  совокупность субъектов и движущих сил предприятия, позволяющих установить успешные взаимоотношения с поставщиками ресурсов и потребителями продукции. К факторам внутренней среды, оказывающим  влияние на проведение инновационной  политики, относятся:

- материало-, энерго- и фондоёмкость  производства;

- технический уровень,  наукоёмкость производства, состояние  научно-технического потенциала;

- степень износа основных  фондов и т. д. 

Основными факторами, способствующими  реализации инновационной политики предприятия, являются:

- наличие резервов финансовых  и материально-технических ресурсов  на предприятии;

- высокий уровень научно-технологического  потенциала предприятия;

- наличии на предприятии  системы управления качеством  на основе международных стандартов ISO;

- наличие системы материального  и морального стимулирования  инновационной деятельности;

- наличие оптимальной  законодательно базы и государственная  поддержка проведения инновационной  политики.

Повышение конкурентоспособности  продукции вследствие проведения мероприятий  инновационной политики можно охарактеризовать с помощью следующих показателей:

1. Уровень технологического  развития (отношение объёма продукции,  произведенной по отдельным видам  технологий (по высоким, новым,  традиционным) к общему объёму  реализованной продукции);

2. Уровень экспортной  ориентации (отношение объёма продукции,  реализованной на отдельных сегментах  рынка (на мировом, внутреннем) к общему объёму реализованной  продукции);

Информация о работе Инновационный менеджмент