Инновативность, как фактор конкурентоспособности компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 19:25, реферат

Описание работы

Одной из важнейших управленческих задач становится повышение инновативности компании, а именно их способности четко и адекватно реагировать на малейшие изменения на рынке, путем выпуска новой или усовершенствования старой продукции внедрения новых технологий производства, и сбыта, реструктуризации усовершенствования системы внутрифирменного управления и использования новейших маркетинговых стратегий. В результате, инновационный менеджмент становится основой конкурентной стратегии современных корпораций, а инновативность – мощнейшим конкурентным преимуществом.

Содержание работы

Введение
Инновативность, как фактор конкурентоспособности компании
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

инновац.docx

— 83.91 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Инновативность, как фактор конкурентоспособности компании

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Современная мировая экономическая система  характеризуется рядом специфических  черт, определяющих особенности функционирования всех ее субъектов. Это такие характеристики, как: высокая насыщенность однородной стандартизированной продукцией услугами; усиление нестабильности факторов внешней предпринимательской среды; качественное изменение вкусов и предпочтений потребителей в сторону наукоемких товаров и услуг; значительное сокращение времени на принятие управленческих решений и адаптацию к новым условиям; а также ограниченность внутрифирменных возможностей для привлечения дополнительных ресурсов.[1 c.2]

В данных условиях актуальной становится проблема выделения основополагающих факторов конкурентоспособности компаний. На основе изучения деятельности ведущих  компаний па международном рынке  можно с определенной долей уверенности  выделить ключевые аспекты инновационного менеджмента.

В экономической  литературе можно встретить различные  толкования понятия "инновационный менеджмент". Дословно оно включает два понятия "инновации" и "менеджмент". Инновации — это современные достижения науки и техники, воплощенные в новые технологии, продукты, средства коммуникаций, новые методы технического и организационного управления, новые виды услуг. Менеджмент представляет собой совокупность действий и процедур, направленных на обеспечение эффективного и рационального труда.

С учетом этого можно сказать, что инновационный  менеджмент — это система программно-целевого управления, стратегического планирования научно-технических разработок, научной  организации производства и труда  на основе нововведений; это совокупность систематизированных знаний по теории инноватики и современному менеджменту о методах создания наукоемких инноваций и их эффективности.[1 c.2]

 

Инновативность, как фактор конкурентоспособности компании

 

Любая организация  функционирует не изолированно, а  в тесном взаимодействии с окружающими  ее субъектами. Таким образом, любые  внутренние процессы, происходящие на фирме, являются прямо или косвенно следствием более глобального изменения  во внешней среде. Говоря об инновационной  деятельности, можно выделить две  группы факторов, являющихся предпосылками  к ее развитию: внутренние и внешние. [5 c.54]

Под внутренними  факторами подразумеваются проблемы, сложившиеся внутри компании и требующие  решения путем проведения тех  или иных инноваций. Под внешними предпосылками понимаются любые  изменения, происходящие во внешней  предпринимательской среде, ведущие  к адаптации рыночных субъектов  к новым условиям также посредством  внедрения инноваций.

 

 

При этом, под проблемой подразумеваются имеющиеся на фирме возможности, связанные с потенциалом научно-технической базы, финансовым положением, творческой активностью персонала и достижениями в производственной сфере. Это, несомненно, плюсы, которые следует использовать для получения будущих преимуществ. С другой стороны, на фирме возникают и негативные вопросы, часто являющиеся следствием либо недостаточно профессионального управления компанией, либо ухудшившихся рыночных условий. Решая такие вопросы, как снижение доходов или падение рыночной доли, руководство компании так или иначе вынуждено проводить необходимые инновации, причем в данном случае они, как правило, ограничены и временным фактором, и ресурсами.

Существенное  значение для компаний с различной  деловой направленностью и национальной принадлежностью имеют характеристики внешней предпринимательской среды. Одной из наиболее значимых характеристик  внешней среды функционирования компаний в современных условиях является ее высокая подвижность  и непредсказуемость. Изменения  в политике, экономике, демографии, культуре происходят настолько интенсивно, что фирмам все сложнее к ним  приспосабливаться. В связи с  этим становится наиболее актуальным прогнозирование "поведения" рынка для создания гибкой системы адаптации к новым условиям. [3 c.191]

Кроме того, чем выше технологический уровень  компании, чем более сложна ее структура  вследствие наличия большого количества подразделений, чем сильнее международный  характер ее деятельности и чем более  диверсифицированное производство, тем в более сложных внешних  условиях действует компания и тем  актуальнее роль инновационного менеджмента  в ее деятельности.

Данные  факторы внешней предпринимательской  среды объясняют то внимание, которое  уделяется любой инновационно-ориентированной компанией изучению и анализу всех элементов прямого и косвенного воздействия. Причем такие макроэкономические категории, как политическая, экономическая, научно-техническая среда, представляют собой первичные предпосылки для проведения инноваций.

Важно учесть, что вовремя и адекватно среагировать на выпуск нового продукта конкурентами или на резкий спад спроса на определенную категорию товаров очень сложно.

Таким образом, одной из важнейших управленческих задач становится повышение инновативности компании, а именно их способности четко и адекватно реагировать на малейшие изменения на рынке, путем выпуска новой или усовершенствования старой продукции внедрения новых технологий производства, и сбыта, реструктуризации усовершенствования системы внутрифирменного управления и использования новейших маркетинговых стратегий. В результате, инновационный менеджмент становится основой конкурентной стратегии современных корпораций, а инновативность – мощнейшим конкурентным преимуществом.

Нововведения  и способность к их внедрению ("инновативность") обеспечивают компании определенные преимущества в межфирменном соперничестве. Основная сфера соперничества это – рынок, поэтому главным для выявления экономической значимости нововведения является успешность выступления фирмы в рыночной конкуренции с использованием нововведения. [5 c.57]

Современное понятие конкурентоспособности  компании является комплексным и  многомерным.

Под конкурентоспособностью понимается способность компании создавать  и использовать стратегические факторы  успеха, выделяющие ее среди конкурентов  и дающие определенные рыночные преимущества ее продукции.

В настоящее  время можно выделить несколько  групп факторов конкурентоспособности:[5 c.59]

1. качественная  составляющая;

2. маркетинговая  составляющая;

3. коммерческая  составляющая;

4. гуд-вилл.

Качественная  составляющая включает в себя технико-экономические  параметры продукции (капиталоемкость, наукоемкость, технические параметры, долговечность, экономичность, надежность и т. д.), эргономические параметры (антропометрические, психологические и гигиенические показатели), экологические параметры и патентную чистоту товара.

Следующий фактор – маркетинговая составляющая конкурентоспособности. Она характеризует  фирму с точки зрения эффективности применения комплексных маркетинговых мер воздействия на рынок. Успех компании на современном цивилизованном рынке во многом определяется степенью ориентации на запросы потребителей, умением создавать и корректировать спрос, формировать рыночные ниши, наличием эффективной сбытовой и коммуникационной политики.

Коммерческая  составляющая является третьим фактором конкурентоспособности и включает в себя опыт коммерческой деятельности компании, использование гибкой ценовой  политики и организацию послегарантийного  обслуживания, лояльность отношений  с контрагентами, умение вести переговоры и заключать выгодные сделки, аккуратность в ведении деловых операций.

Относительно  новым фактором конкурентоспособности  является имидж компании, или ее гуд-вилл. В данное понятие включается известность фирмы и ее корпоративного бренда, степень лояльности потребителей по отношению к продукции фирмы, размеры и характер интеллектуальной собственности. Оценка денежного выражения  гуд-вилл происходит путем вычитания  из рыночной стоимости компании балансовой суммы ее материальных активов. Репутация  и рыночный вес фирмы приобретают  все большее значение и зависят  как от всех вышеназванных факторов конкурентоспособности, так и от исторического прошлого, особенностей корпоративной культуры и миссии компании.

Основываясь на таком толковании конкурентоспособности, можно сделать вывод о роли инноваций в положении компании на рынке. В каждой из четырех групп  факторов конкурентоспособности особую роль играет инновационный аспект ее деятельности. [5 c.64] Так, например, понятие качества неразрывно связано с наукоемкостью продукции, что, в свою очередь, невозможно без использования новейших технологий. Постоянные изменения потребительских предпочтений требуют создания нового дизайна продукции, наполнения его новыми функциональными характеристиками, использования новых экологических стандартов и т. д. Без данных нововведений говорить о высоком качестве продукта проблемно.

Маркетинговые инновации, являются ли они следствием продуктовых нововведений или носят  обособленный характер, также влияют на конкурентоспособность компании и характеризуются высокой эффективностью в борьбе за рынки сбыта.

Имидж инновативной компании, способной гибко и "безболезненно" реагировать на любые изменения во внешней среде, является привлекательным как для инвесторов, так и для потребителей.

Таким образом, в современных условиях существует зависимость между конкурентоспособностью компаний и интенсивностью их инновационной  деятельности. А в силу того, что  деятельность компаний все более  приобретает международный характер, инновативность становится одним из основных факторов конкурентоспособности международных компаний.[1 c. 265]

Интернационализация хозяйственной деятельности, принятие на вооружение компаниями новой концепции  – концепции единого мирового рынка производится на основе широкомасштабных планов повышения конкурентоспособности  фирм в мировом масштабе. Если в 1950-1960-е гг. монополии создавали за границей производственные предприятия с целью расширения экспорта, удовлетворения спроса местного рынка, проникновения на рынки соседних государств, использования преимуществ валютных зон, захвата источников сырья, изыскивая, таким образом, возможность получения более высокой прибавочной стоимости за счет эксплуатации дешевой рабочей силы или абсолютной ренты, связанной с монопольным обладанием ценного сырья, то в последние два десятилетия в инвестиционной политике компаний появилось новое направление. От частных мероприятий по повышению эффективности локальных производственных отделений был сделан поворот к разработке инновационных проектов, направленных на повышение доходности корпорации в целом, используя нововведения в технологии производства и в управлении.

Новым фактором для реализации глобального подхода  является стремление опередить конкурентов  с выходом на рынок с новыми изделиями и услугами. Компании уделяют  особое внимание экспорту капитала при  освоении производства новой продукции  и захвату позиций на зарождающихся  рынках. Прямые капиталовложения с  целью выпуска новых товаров  способствуют опережению иностранной  конкуренции и дают фирме ряд  преимуществ по сравнению с таким  методом внешней экспансии, как  продажа лицензии.

Основы  конкурентоспособности продукции  закладываются в сфере производства и главное – на этапе исследований и разработок, где вырабатываются новые научно-технические решения. На базе полученных при этом патентов развивается охраняемое правом производство новых изделий либо происходит процесс  уступки прав на производство новой  продукции через продажу лицензий. Таким образом, этап, на котором закладываются  основы рыночного соперничества  компаний, называют научно-технической  конкуренцией. Сущность ее – соперничество  за овладение научно-техническими ресурсами, позволяющими извлекать добавочную прибыль. Право собственности на часть этих ресурсов может охраняться законом (патенты, лицензии, коммерческие секреты), а часть – нет (квалифицированные  специалисты).

Внедрение нововведения – это непрерывные  усилия фирмы по освоению открытия, цепь улучшений, приобретающих значение только в ходе экстенсивного процесса дополнительного конструирования, модификации и множества мелких эволюционных улучшений, которые доводят  его до рынка. Все это объединяется термином "опытно-конструкторские работы" в общем контексте научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР).[2]

Таким образом, НИОКР — комплекс мероприятий, включающий в себя как научные исследования, так и производство опытных и  мелкосерийных образцов продукции, предшествующий запуску нового продукта или системы в промышленное производство.

НИОКР подразделяются на следующие этапы работ:[2]

1)фундаментальные  исследования (теоретические и поисковые);

Результаты  теоретических исследований проявляются  в научных открытиях, обосновании  новых понятий и представлений, создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задача которых – открытие новых принципов создания изделий и технологий; новых, неизвестных ранее, свойств веществ, материалов и их соединений. В поисковых исследованиях обычно известна цель намечаемой работы, более или менее ясны теоретические основы, но отнюдь не конкретные направления. В ходе таких исследований находят подтверждение теоретические предположения и идеи, но они иногда могут быть и отвергнуты.

2)прикладные  исследования;

Прикладные  исследования ориентированы на поиск  путей практического применения открытых процессов и ставят своей  целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических  вопросов, получение конкретных научных  результатов, которые в дальнейшем будут использованы в опытно-конструкторских  работах (ОКР).

Информация о работе Инновативность, как фактор конкурентоспособности компании