Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 20:17, курсовая работа
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что значительное число исследователей видят выход из сложной ситуации в российской экономике, прежде всего, в иностранных инвестициях. Привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитал.
Введение……………………………………………………………………………3
1 Иностранные инвестиции. Общая характеристика……………………………5
1.1. Экономическая сущность иностранных инвестиций……………………….5
1.2. Виды иностранных инвестиций………………………………………………9
2 Иностранные инвестиции и их роль в российской экономике ……................11
2.1. Инвестиционный климат в России ………………………………………….12
2.2. Роль инвестиций в экономике России ………………………………………19
2.3. Организационные формы иностранных капиталовложений в Россию…...23
Заключение………………………………………………………………………...27
Список используемой литературы ………………………………………………29
Таблица 2. Распределение иностранных инвестиций, поступивших в экономику города Москвы по итогам I полугодия 2012 года, по государствам-участникам СНГ
Страна |
Общий объём привлеченных ИИ, млн долл. США |
% к итогу, удельный вес страны |
в том числе |
Объём накопленных ИИ на начало отчетного периода, млн долл. США | ||
прямые, млн долл. США |
портфельные, млн долл. США |
прочие. млн долл. США | ||||
Азербайджан |
22,7 |
1,3 |
0,13 |
16,1 |
6,5 |
109,7 |
Армения |
21,2 |
1,2 |
0 |
- |
21,2 |
61,5 |
Беларусь |
1020,4 |
56,4 |
0,3 |
- |
1020,1 |
86,7 |
Казахстан |
601,1 |
33,2 |
0,1 |
- |
601,0 |
418,8 |
Киргизия |
134,4 |
7,4 |
- |
- |
134,4 |
16,8 |
Молдова |
0,8 |
0,0 |
0 |
- |
0,8 |
0,4 |
Таджикистан |
0,7 |
0,0 |
- |
- |
0,7 |
0,003 |
Туркменистан |
0,04 |
0,0 |
- |
- |
0,04 |
0,02 |
Украина |
7,2 |
0,4 |
0,15 |
0 |
7,05 |
253,8 |
Всего страны СНГ |
1810,8 |
100 |
0,7 |
16,10 |
1794,0 |
948,9 |
Лидерами по привлечению инвестиций в экономику города Москвы в I полугодии 2012 года среди стран — участников СНГ стали Беларусь, Казахстан, Киргизия, Азербайджан и Армения. Эти государства (при доминирующей доле Беларуси — 56,4%) привлекли в совокупности 1 млрд 810 млн долл. США, или свыше 4% всех иностранных инвестиций, поступивших в экономику города Москвы в I полугодии 2012 года. Объем прямых инвестиций из стран — участников СНГ составил почти 700 тыс. долл. США, или 0,06% всех прямых иностранных инвестиций, привлеченных в экономику города Москвы за отчетный период. По сравнению с аналогичным периодом 2011 года произошел рост как общего объема инвестиций из стран — участников СНГ на 57%, так и объема прямых инвестиций на 63%.
2.3. Организационные формы иностранных капиталовложений в Россию
В Российской Федерации инвестиции
могут осуществляться путем:
· создания предприятий с долевым участим
иностранного капитала ;
· создания предприятий, полностью принадлежащих
иностранным инвесторам, их филиалов и
представительств;
· приобретения иностранным инвестором
в собственность предприятий, имущественных
комплексов, зданий, сооружений, долей
участий в предприятиях, акций, облигаций
и других ценных бумаг;
· приобретение прав пользования землей
и иными природными ресурсами, а
также иных имущественных прав и т. р.;
· предоставления займов, кредитов, имущества
и имущественных прав и т.п.
Проблема состоит в стимулировании эффективного
притока иностранного капитала. В этой
связи встает два вопроса: во-первых, в
какие сферы приток должен быть ограничен,
а во-вторых, в какие отрасли и в каких
формах следует в первую очередь его привлекать.
Иностранный капитал может привлекаться
в форме частных зарубежных инвестиций
прямых и портфельных, а также в форме
кредитов и займов. Под прямыми инвестициями
принято понимать капитальные вложения
в реальные активы (производство) в других
странах, в управлении которыми участвует
инвестор. Инвестиции могут считаться
прямыми, если иностранный инвестор владеет
не менее чем 25% акций предприятия, или
их контрольным пакетом, величина которого
может варьироваться в достаточно широких
пределах в зависимости от распределения
акций среди акционеров.
Прямые зарубежные инвестиции - это нечто
большее, чем простое финансирование капиталовложений
в экономику, хотя само по себе это крайне
необходимо России. Прямые зарубежные
инвестиции представляют также способ
повышения производительности и технического
уровня российских предприятий. Размещая
свой капитал в России, иностранная компания
приносит с собой новые технологии, новые
способы организации производства и прямой
выход на мировой рынок.
Портфельными инвестициями принято называть
капиталовложения в акции зарубежных
предприятий, которые не дают права контроля
над ними, в облигации и другие ценные
бумаги иностранного государства и
международных валютно-финансовых организаций.
Существуют и реальные
инвестиции. Это - капитальные вложения
в землю, недвижимость, машины и оборудование,
запасные части и т.д. Реальные инвестиции
включают в себя и затраты оборотного
капитала.
Два вида инвестиций (прямые и портфельные)
движимы аналогичными, но не одинаковыми
мотивами. В обоих случаях инвестор желает
получить прибыль за счет владения акциями
доходной компании. Однако, при осуществлении
портфельных инвестиций инвестор заинтересован
не в том, чтобы руководить компанией,
а в том, чтобы получать доход за счет будущих
дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения,
иностранный инвестор (как правило, крупная
компания) стремится взять в свои руки
руководство предприятием. Вкладывая
капитал, он считает, что Россия - самое
подходящее место для выпуска его продукции,
которая будет реализовываться либо на
российском потребительском рынке, либо
на мировом рынке (как в случае с некоторыми
зарубежными инвестициями в российскую
авиационно-космическую промышленность).России
необходимо прилагать все усилия к привлечению
обоих видов инвестиций, ибо каждая из
них способствует будущему увеличению
производительной мощи экономики.
Иностранный капитал может иметь доступ
во все сферы экономики (за исключением
находящихся в государственной монополии)
без ущерба для национальных интересов.
Отраслевые ограничения должны распространяться
только на прямые иностранные инвестиции.
Их приток следует ограничить в отрасли,
связанные с непосредственной эксплуатацией
национальных природных ресурсов (например,
добывающие отрасли, вырубка леса, промысел
рыбы), в производственную инфраструктуру
(энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.),
телекоммуникационную и спутниковую связь.
Подобные ограничения закреплены в законодательствах
многих развитых стран, в частности США.
В перечисленных отраслях целесообразно
использовать альтернативные прямым инвестициям
формы привлечения иностранного капитала.
Это могут быть зарубежные кредиты и займы.
Несмотря на то, что они увеличивают бремя
государственного долга,
привлечение их было бы оправданным:
1. С точки зрения соблюдения национальных
интересов;
2. Имеется в виду быстрая окупаемость
капиталовложений в названные сферы.
Однако для этого необходимо создать
эффективную систему управления использованием
зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный
капитал в форме предприятий со 100-процентным
иностранным участием целесообразно привлекать
в производство и переработку с/х продукции,
производство строительных материалов,
строительство (в том числе жилищное),
для выпуска товаров народного потребления,
в развитие деловой инфраструктуры. Стимулировать
приток портфельных инвестиций следует
во все отрасли экономики. Они обеспечивают
приток финансовых ресурсов без потери
контроля российской стороны над объектом
инвестирования.
Это преимущество важно использовать
в отраслях, имеющих стратегическое значение
для страны, и в первую очередь связанных
с добычей ресурсов. Однако сегодня привлечению
портфельных иностранных инвестиций уделяется
мало внимания, и их в России практически
нет.
Об иностранных инвестициях в январе-сентябре 2012 года
1. По состоянию на конец сентября 2012г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 353,3 млрд.долларов США, что на 9,3% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.
В январе-сентябре 2012г. в экономику России поступило 114,5 млрд.дол-ларов иностранных инвестиций, что на 14,4% меньше, чем в январе-сентябре 2011 года.
Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил 99,7 млрд.долларов, или на 17,2% меньше, чем в январе-сентябре 2011 года.
2. Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец сентября 2012г. составил 119,2 млрд.долларов США. В январе-сентябре 2012г. из России за рубеж направлено 109,4 млрд.долларов США иностранных инвестиций, или на 13,0% больше, чем в январе-сентябре 2011 года.
Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 101,3 млрд.долларов США, или на 12,9% больше, чем в январе-сентябре 2011 года.
Заключение.
В настоящее время в России, по-видимому, происходит увеличение притока иностранных инвестиций. Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребностей российской экономики. Вывоз капитала по-прежнему во много раз превышает его ввоз. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности.
Неблагоприятный инвестиционный климат приводит к тому, что некоторые российские компании отказываются от уже выделенных иностранных средств, поскольку их использование, учитывая высокое налогообложение и таможенные сборы, невыгодно. Например, отказались от иностранных кредитов ряд российских нефтяных компаний.
Сложность работы в российских условиях вынуждает иностранных инвесторов вкладывать средства не напрямую, а через российских посредников (в основном банки), ориентирующихся на российском рынке. Слабое развитие прямых инвестиций приводит к тому, что промышленные предприятия не получают необходимых инвестиций, затрудняется передача передовых технологий. Опасное развитие получила тенденция вложения иностранных средств в ГКО и другие государственные ценные бумаги, с помощью которых финансируется госбюджет.
Важными причинами такого положения являются неопределенность прав собственности, отсутствие оперативной процедуры банкротства, сохранение неэффективного директорского корпуса и сложность замены старого руководства предприятия.
Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономике начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных передовых технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, принесенных иностранным капиталом.
Привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит экономика.
Слабое развитие иностранных инвестиций порождает низкую конкурентоспособность российского производства, дальнейшее уменьшение доли российского рынка, занятой товарами российского производства.
Можно утверждать, что развитие иностранных инвестиций в России не соответствует потенциалу российского рынка и при нормальном развитии рыночной экономики следует ожидать на несколько порядков бóльшего притока иностранных средств.
Проблема привлечения иностранных инвестиций в экономику России продолжает сохранять свою остроту. Несмотря на моменты активизации иностранной инвестиционной деятельности на территории нашей страны в последние примерно десять лет, именно такой срок насчитывает активная политика привлечения иностранного капитала в российскую экономику, в целом Россия проигрывает конкуренцию на мировых рынках. Привлечь широкомасштабные инвестиции в экономику России в условиях общего кризиса и сохранения тяжелого бремени обслуживания и выплаты внешнего долга можно только, по мнению специалистов, путем разработки новой, тщательно продуманной, политики привлечения инвестиций. Это должна быть новая инвестиционная политика (своеобразный «инвестиционный НЭП»), основанная на либерализации режима привлечения и функционирования как отечественных, так и иностранных инвестиций.
Список используемой литературы
Информация о работе Иностранные инвестиции и их значение для российской экономики