Иностранные инвестиции и их значение для российской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что значительное число исследователей видят выход из сложной ситуации в российской экономике, прежде всего, в иностранных инвестициях. Привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитал.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1 Иностранные инвестиции. Общая характеристика……………………………5
1.1. Экономическая сущность иностранных инвестиций……………………….5
1.2. Виды иностранных инвестиций………………………………………………9
2 Иностранные инвестиции и их роль в российской экономике ……................11
2.1. Инвестиционный климат в России ………………………………………….12
2.2. Роль инвестиций в экономике России ………………………………………19
2.3. Организационные формы иностранных капиталовложений в Россию…...23
Заключение………………………………………………………………………...27
Список используемой литературы ………………………………………………29

Файлы: 1 файл

Всероссийская государственная налоговая академия министерства финансов РФ.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2. Распределение иностранных инвестиций, поступивших в экономику города Москвы по итогам I полугодия 2012 года, по государствам-участникам СНГ

 

Страна

Общий объём привлеченных ИИ, млн долл. США

% к итогу, удельный  вес страны

в том числе

Объём накопленных ИИ на начало отчетного периода, млн долл. США

прямые, млн долл. США

портфельные, млн долл. США

прочие. млн долл. США

Азербайджан

22,7

1,3

0,13

16,1

6,5

109,7

Армения

21,2

1,2

0

-

21,2

61,5

Беларусь

1020,4

56,4

0,3

-

1020,1

86,7

Казахстан

601,1

33,2

0,1

-

601,0

418,8

Киргизия

134,4

7,4

-

-

134,4

16,8

Молдова

0,8

0,0

0

-

0,8

0,4

Таджикистан

0,7

0,0

-

-

0,7

0,003

Туркменистан

0,04

0,0

-

-

0,04

0,02

Украина

7,2

0,4

0,15

0

7,05

253,8

Всего страны СНГ

1810,8

100

0,7

16,10

1794,0

948,9


 

 

   Лидерами по привлечению инвестиций в экономику города Москвы в I полугодии 2012 года среди стран — участников СНГ стали Беларусь, Казахстан, Киргизия, Азербайджан и Армения. Эти государства (при доминирующей доле Беларуси — 56,4%) привлекли в совокупности 1 млрд 810 млн долл. США, или свыше 4% всех иностранных инвестиций, поступивших в экономику города Москвы в I полугодии 2012 года. Объем прямых инвестиций из стран — участников СНГ составил почти 700 тыс. долл. США, или 0,06% всех прямых иностранных инвестиций, привлеченных в экономику города Москвы за отчетный период. По сравнению с аналогичным периодом 2011 года произошел рост как общего объема инвестиций из стран — участников СНГ на 57%, так и объема прямых инвестиций на 63%.    

   

2.3. Организационные формы иностранных капиталовложений в Россию

 

    В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться путем:  
· создания предприятий с долевым участим иностранного капитала ; 

· создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств;  
· приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;  
· приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, а

также иных имущественных прав и т. р.; 

· предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п.  
    Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов. Под прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми участвует инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 25% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров.  
      Прямые зарубежные инвестиции - это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо России. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок.  
Портфельными инвестициями принято называть капиталовложения в акции зарубежных предприятий, которые не дают права контроля над ними, в облигации и другие ценные бумаги иностранного государства и  
международных валютно-финансовых организаций. 

     Существуют и реальные инвестиции. Это - капитальные вложения в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д. Реальные инвестиции включают в себя и затраты оборотного капитала.  
Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако, при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия - самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском потребительском рынке, либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую авиационно-космическую промышленность).России необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему увеличению производительной мощи экономики.  
    Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением находящихся в государственной монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга,  
привлечение их было бы оправданным: 

1. С точки зрения соблюдения национальных интересов;  
2. Имеется в виду быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы.  
  Однако для этого необходимо создать эффективную систему управления использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный капитал в форме предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку с/х продукции, производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры. Стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования.  
Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны, и в первую очередь связанных с добычей ресурсов. Однако сегодня привлечению портфельных иностранных инвестиций уделяется мало внимания, и их в России практически нет.

    Об иностранных инвестициях в январе-сентябре 2012 года

1. По состоянию на  конец сентября 2012г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 353,3 млрд.долларов США, что на 9,3% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.

    В январе-сентябре 2012г. в экономику России поступило 114,5 млрд.дол-ларов иностранных инвестиций, что на 14,4% меньше, чем в январе-сентябре 2011 года.

   Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил 99,7 млрд.долларов, или на 17,2% меньше, чем в январе-сентябре 2011 года.

2. Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец сентября 2012г. составил 119,2 млрд.долларов США. В январе-сентябре 2012г. из России за рубеж направлено 109,4 млрд.долларов США иностранных инвестиций, или на 13,0% больше, чем в январе-сентябре 2011 года.

   Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 101,3 млрд.долларов США, или на 12,9% больше, чем в январе-сентябре 2011 года.

 

 

 

 

 

Заключение.

  В настоящее время в России, по-видимому, происходит увеличение притока иностранных инвестиций. Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребностей российской экономики. Вывоз капитала по-прежнему во много раз превышает его ввоз. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности.

  Неблагоприятный инвестиционный климат приводит к тому, что некоторые российские компании отказываются от уже выделенных иностранных средств, поскольку их использование, учитывая высокое налогообложение и таможенные сборы, невыгодно. Например, отказались от иностранных кредитов ряд российских нефтяных компаний.

     Сложность работы в российских условиях вынуждает иностранных инвесторов вкладывать средства не напрямую, а через российских посредников (в основном банки), ориентирующихся на российском рынке. Слабое развитие прямых инвестиций приводит к тому, что промышленные предприятия не получают необходимых инвестиций, затрудняется передача передовых технологий. Опасное развитие получила тенденция вложения иностранных средств в ГКО и другие государственные ценные бумаги, с помощью которых финансируется госбюджет.

Важными причинами такого положения являются неопределенность прав собственности, отсутствие оперативной процедуры банкротства, сохранение неэффективного директорского корпуса и сложность замены старого руководства предприятия.

  Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономике начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных передовых технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, принесенных иностранным капиталом.

  Привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит экономика.

    Слабое развитие иностранных инвестиций порождает низкую конкурентоспособность российского производства, дальнейшее уменьшение доли российского рынка, занятой товарами российского производства.

Можно утверждать, что  развитие иностранных инвестиций в  России не соответствует потенциалу российского рынка и при нормальном развитии рыночной экономики следует ожидать на несколько порядков бóльшего притока иностранных средств.

   Проблема привлечения иностранных инвестиций в экономику России продолжает сохранять свою остроту. Несмотря на моменты активизации иностранной инвестиционной деятельности на территории нашей страны в последние примерно десять лет, именно такой срок насчитывает активная политика привлечения иностранного капитала в российскую экономику, в целом Россия проигрывает конкуренцию на мировых рынках. Привлечь широкомасштабные инвестиции в экономику России в условиях общего кризиса и сохранения тяжелого бремени обслуживания и выплаты внешнего долга можно только, по мнению специалистов, путем разработки новой, тщательно продуманной, политики привлечения инвестиций. Это должна быть новая инвестиционная политика (своеобразный «инвестиционный НЭП»), основанная на либерализации режима привлечения и функционирования как отечественных, так и иностранных инвестиций.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Балацкий Е. Иностранные инвестиции и экономический рост
  2. Богуславский М. М.«Иностранные инвестиции: правовое регулирование»
  3. Воронцовский А. В.«Инвестиции и финансирование»
  4. Дамодарян А. Инвестиционная оценка : инструменты и методы оценки любых активов.
  5. 3.Донгаров А.Г. Иностранный капитал в России и СССР
  6. Зубченко Л.А.  Иностранные инвестиции
  7. Ивасенко А.Г. Инвестиции: источники и методы финансирования
  8. Логинов Е.А. Иностранные инвестиции и инвестиционные аспекты экономической безопасности России
  9. Подшиваленко Г.П. «Иностранные инвестиции»
  10. Смыслов Д.В. Иностранный капитал на фондовом рынке России
  11. Уринсон Я., "Инвестиционный климат в России и привлечение иностранных инвестиций"
  12. В. Фельзенбаум, "Иностранные инвестиции в России"
  13. Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
  14. В. Филатов, "Проблемы инвестиционной политики в индустриальной экономике переходного типа"
  15. http://www.iip.ru/
  16. www.mos.ru

 

 




Информация о работе Иностранные инвестиции и их значение для российской экономики