Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 19:44, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть такие понятия теории управления, как инструменты планирования и принятия решений.
Задачи данной работы:
- раскрыть понятие инструменты планирования и принятия решений;
- изучить модели и методы принятия решений;
- рассмотреть широко используемые методы принятия решений;
- рассмотреть особенности моделирования, типы используемых моделей;
- рассмотреть методы прогнозирования, применяемые в рамках науки управления.
Введение………………………………………………………………………
Решение – как элемент управления....................………………………
Инструменты планирования и принятия решений………………….
Методы моделирования…………………………………………………
3.1. Модель теории игр……………………………………………………
3.2. Модель теории очередей……………………………………………..
3.3. Модель управления запасами………………………………………..
3.4. Модель линейного программирования…………………………..…
3.5. Транспортные задачи………………………………………………...
3.6. Имитационное моделирование………………………………….…..
3.7. Сетевой анализ………………………………………………………..
Экономический анализ……………………………………………...
Методы экспертных оценок……………………………………………
4.1. Метод Дельфы……………………………………………………….
4.2. Метод сценариев…………………………………………………......
4.3. Метод «мозговой атаки»…………………………………………....
Метод прогнозирования…………………………………………….…
5.1. Неформальные методы……………………………………………..
5.2. Количественные методы прогнозирования…………………….….
5.3. Качественные методы прогнозирования…..……………………....
6. Методы принятия решений………………………………………….
6.1. Платежная матрица…………………………………………………
6.2. Дерево решений……………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………….
Список используемой литературы……………
Метод Дельфы наиболее эффективен при выработке решений для сложных, малоизученных, уникальных проблем, характеризующихся большой неопределенностью исходной ситуации и требующих привлечения специалистов разного профиля. Он требует значительных затрат времени и четкой организации процедуры его реализации.
4.2. Метод сценариев
Несколько в стороне от основного русла экспертных оценок лежит метод сценариев, применяемый, прежде всего для экспертного прогнозирования. Рассмотрим основные идеи технологии сценарных экспертных прогнозов. Экологическое или социально-экономическое прогнозирование, как и любое прогнозирование вообще, может быть успешным лишь при некоторой стабильности условий. Однако решения органов власти, отдельных лиц, иные события меняют условия, и события развиваются по-иному, чем ранее предполагалось. Вполне очевидно, что после первого тура президентских выборов 1996 г. о дальнейшем развитии событий можно было говорить лишь в терминах сценариев: если во втором туре победит Б.Н. Ельцин, то будет то-то и то-то, если же победит Г.А. Зюганов, то события пойдут так-то и так-то.
Метод сценариев необходим не только в социально-экономической или экологической области. Например, при разработке методологического, программного и информационного обеспечения анализа риска химико-технологических проектов необходимо составить детальный каталог сценариев аварий, связанных с утечками токсических химических веществ. Каждый из таких сценариев описывает аварию своего типа, со своим индивидуальным происхождением, развитием, последствиями, возможностями предупреждения.
Таким образом, метод сценариев - это метод декомпозиции задачи прогнозирования, предусматривающий выделение набора отдельных вариантов развития событий (сценариев), в совокупности охватывающих все возможные варианты развития. При этом каждый отдельный сценарий должен допускать возможность достаточно точного прогнозирования, а общее число сценариев должно быть обозримо.
Возможность подобной декомпозиции не очевидна. При применении метода сценариев необходимо осуществить два этапа исследования:
- построение исчерпывающего, но обозримого набора сценариев;
- прогнозирование
в рамках каждого конкретного
сценария с целью получения
ответов на интересующие
Каждый из этих этапов лишь частично формализуем. Существенная часть рассуждений проводится на качественном уровне, как это принято в общественно-экономических и гуманитарных науках. Одна из причин заключается в том, что стремление к излишней формализации и математизации приводит к искусственному внесению определенности там, где ее нет по существу, либо к использованию громоздкого математического аппарата. Так, рассуждения на словесном уровне считаются доказательными в большинстве ситуаций, в то время как попытка уточнить смысл используемых слов с помощью, например, теории нечетких множеств, приводит к весьма громоздким математическим моделям.
Набор сценариев должен быть обозрим. Приходится исключать различные маловероятные события - прилет инопланетян, падение астероида, массовые эпидемии ранее неизвестных болезней, и т.д. Само по себе создание набора сценариев - предмет экспертного исследования. Кроме того, эксперты могут оценить вероятности реализации того или иного сценария.
Прогнозирование в рамках каждого конкретного сценария с целью получения ответов на интересующие исследователя вопросы также осуществляется в соответствии с описанной выше методологией прогнозирования. При стабильных условиях могут быть применены статистические методы прогнозирования временных рядов. Однако этому предшествует анализ с помощью экспертов, причем зачастую прогнозирование на словесном уровне является достаточным (для получения интересующих исследователя и ЛПР выводов) и не требующим количественного уточнения.
4.3.Метод «мозговой атаки»
Концепция «мозговой атаки» получила широкое распространение с начала 50-х годов как "метод систематической тренировки творческого мышления", направленный на "открытие новых идей и достижение согласия группы людей на основе интуитивного мышления". Методы этого типа известны также под названиями мозгового штурма, конференций идей, коллективной генерации идей (КГИ).
Обычно при проведении мозговой атаки, или сессий КГИ, стараются выполнить определенные правила, суть которых сводится к тому, чтобы обеспечить как можно большую свободу мышления участников КГИ и высказывания ими новых идей; для этого рекомендуется приветствовать любые идеи, даже если они вначале кажутся сомнительными или абсурдными (обсуждение и оценка идей проводится позднее), не допускается критика, не объявляется ложной идея и не прекращается обсуждение ни одной идеи. Требуется высказывать как можно больше идей (желательно нетривиальных), стараться создавать как бы цепные реакции идей.
В зависимости от принятых правил и жесткости их выполнения различают прямую мозговую атаку, метод обмена мнениями, методы типа комиссий, судов (когда одна группа вносит как можно больше предложений, а вторая - старается их максимально критиковать) и т.п. В последнее время иногда мозговую атаку проводят в форме деловой игры.
На практике подобием сессий КГИ являются разного рода совещания - конструктораты, заседания ученых и научных советов, специально создаваемых временных комиссий.
В реальных условиях достаточно трудно обеспечить жесткое выполнение требуемых правил, создать "атмосферу мозговой атаки", на конструкторатах и советах мешает влияние должностной структуры организации: трудно собрать специалистов на межведомственные комиссии. Поэтому желательно применять способы привлечения компетентных специалистов, не требующие обязательного их присутствия в конкретном месте и в конкретное время и устного высказывания своих мнений.
В ходе заседания эксперты, "заражаясь" друг от друга, высказывают все более экстравагантные соображения. Часа через два записанное на магнитофон или видеокамеру заседание заканчивается, и начинается второй этап мозгового штурма - анализ высказанных идей. Обычно из 100 идей 30 заслуживают дальнейшей проработки, из 5-6 дают возможность сформулировать прикладные проекта, а 2-3 оказываются в итоге приносящими полезный эффект - прибыль, повышение экологической безопасности, оздоровление окружающей природной среды и т.п. При этом интерпретация идей - творческий процесс. Например, при обсуждении возможностей защиты кораблей от торпедной атаки была высказана идея: "Выстроить матросов вдоль борта и дуть на торпеду, чтобы изменить ее курс". После проработки эта идея привела к созданию специальных устройств, создающих волны, сбивающиеся торпеду с курса.
При «мозговом штурме» идеи могут осенить какого-либо участника и нужное решение будет найдено. Обычное число участников «мозгового штурма» 11 -12 человек, но это количество может варьироваться от четырех до нескольких десятков человек.
Существует несколько правил, которые необходимо соблюдать при организации процесса «мозгового штурма».
1. Нельзя критиковать либо
2. Никогда не говорите, что идея нереальна либо абсурдна.
3. Набирайте количество идей, не
обращая внимания на качество.
«Мозговой штурм» создает
4. Приветствуйте творческие
Обычно время «мозгового штурма» ограничено. Все предложенные идеи фиксируются, и решение по ним принимает человек, который в процессе «мозгового штурма» участия не принимал. «Мозговой штурм» - не панацея, а только один из способов подготовки решения.
Существуют некоторые принципы, сформировавшиеся в процессе использования метода «мозгового штурма».
1. Цели и ограничения должны быть четко обозначены.
2. Всем
участникам метода должна быть
предоставлена максимальная
• безграничной свободе идей;
• обязательном высказывании мнения каждого участника.
3. Формирование
состава участников должно
• об ограничении количества группы;
• об определении наименований специальностей, необходимых для выполнения поставленной задачи;
• о создании соответствующей психологической атмосферы;
• об определении уровня квалификации участников;
• о возможности целенаправленного введения в группу инакомыслящего участника.
4. Нужно
заранее определить, как будет
протекать «мозговой штурм». Например,
сбор всех вариантов на каждом
уровне, затем оценка жизнеспособности
каждого варианта и выбор
5. Роль
ведущего в группе
• наличие навыков создания необходимой атмосферы;
• наличие навыков управления группой.
В процессе использования метода «мозгового штурма» в различных ситуациях во многих сферах жизнедеятельности, данный метод разделился на девять видов, которые могут быть использованы в соответствии с предъявляемыми требованиями области исследования.
Виды «мозгового штурма»:
- индивидуальный метод;
- письменный метод;
- прямой метод;
- массовый метод;
-двойной метод;
- «мозговой штурм» с оценкой идей;
- обратный метод;
-«корабельный совет»;
- «конференция идей».
- Индивидуальный метод
При использовании данного метода число участников может быть сведено до минимума, до одного человека. Суть его в том, что в течение десяти минут сотрудник должен зафиксировать на диктофон или на бумагу свою идею, но без оценки.
Положительный эффект индивидуального метода заключается в экономии и оперативности получения результата.
- Письменный метод
Письменный метод чаще всего используется при большой удаленности участников группы. Все возможные варианты решения, идеи фиксируются в письменном виде и передаются ведущему данного мероприятия. Эффективность этого метода в том, что есть возможность привлечь самых высококвалифицированных специалистов из одной или нескольких стран.
К недостаткам этого метода можно отнести длительность самого процесса.
- Прямой метод
Прямой метод характерен тем, что его проведение сведено к минимуму времени и максимуму общения. Другими словами, ведущий может прямо спросить каждого участника, ограничив при этом его время и область изысканий. В группе создается неформальная атмосфера, что должно расположить участников к общению и творчеству.
- Массовый метод
Главная характерная черта этого метода заключается в том, что вся глобальная проблема разбивается на составные части и по каждой части проводится «мозговой штурм». Затем проводится сбор руководителей всех групп, принимавших участие в решении проблемы, на котором обсуждаются все выявленные идеи и варианты решения проблемы.
При возникновении сложных и массовых проблем часто используется «массовый метод» как разновидность «мозгового штурма».
- Метод «конференции идеи»
Данная разновидность «мозгового штурма» отличается тем, что на ней разрешена положительная критика. Таким образом, обстановка менее формализована, а значит, общение протекает естественнее.
- Метод «корабельного совета»
Метод «корабельного совета» является разновидностью метода «мозговой штурм». Его главное и единственное отличие – это строгая последовательность высказывания своего мнения. К недостаткам метода относят тот факт, что после прохождения своей очереди и уже высказанного мнения участник не имеет права голоса и не может добавить свои новые мысли и идеи. Таким образом, потери при использовании данного метода могут быть очень существенными для организации.
- Обратный метод
При использовании этого метода – разновидности «мозгового штурма» – весь процесс поиска новой идеи делится на отдельные этапы, которые должны быть выполнены правильно, иначе произойдет срыв всего процесса из-за неверного выполнения одного этапа. Чаще всего данный метод может содержать следующие этапы:
• Составление перечня всех вероятных недостатков, которые уже существуют, могут появиться, а могут не появиться в будущем.
• Последующее их ранжирование по уровню сложности или объему возможного ущерба.
Метод называется обратным, так как он используется не для создания новых идей, а для анализа уже существующих явлений или планов на предмет наличия недостатков.
- Метод с «оценкой идей»
Метод «с оценкой идей» по своей сути является суммой нескольких методов: обратного, двойного и индивидуального. Такое сложение свойств и качеств трех методов позволяет решить сверхсрочные проблемы. Метод «с оценкой идей» может состоять из нескольких этапов, которые зависят от самой поставленной перед участниками задачи:
• генерации идеи;
• выяснения участниками всех сторон каждой идеи, сбора комментариев и самостоятельных оценочных балов по каждой идее;
•отбора лучших вариантов, при этом обязательно указание положительных и отрицательных сторон каждого варианта;
•обсуждения каждого варианта с использованием «мозгового мини-штурма»;
• отбора из лучшего списка самых жизнестойких вариантов;
• проведения презентаций каждого варианта;
• коллективного ранжирования всех оставшихся вариантов.
Использование этого метопа возможно только в том случае, когда есть возможность собрать высококвалифицированную команду с опытом, знаниями и навыками по определенным специальностям, другими словами, к участникам предъявляются повышенные требования.
- Двойной метод
Двойной метод как разновидность метода «мозгового штурма» отличается от всех остальных методов тем, что содержит дополнительный этап обязательной критики каждой идеи. В зависимости от поставленной задачи, перечень этапов может быть разным, например таким:
Информация о работе Инструменты планирования и принятия решений