Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 19:44, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть такие понятия теории управления, как инструменты планирования и принятия решений.
Задачи данной работы:
- раскрыть понятие инструменты планирования и принятия решений;
- изучить модели и методы принятия решений;
- рассмотреть широко используемые методы принятия решений;
- рассмотреть особенности моделирования, типы используемых моделей;
- рассмотреть методы прогнозирования, применяемые в рамках науки управления.
Введение………………………………………………………………………
Решение – как элемент управления....................………………………
Инструменты планирования и принятия решений………………….
Методы моделирования…………………………………………………
3.1. Модель теории игр……………………………………………………
3.2. Модель теории очередей……………………………………………..
3.3. Модель управления запасами………………………………………..
3.4. Модель линейного программирования…………………………..…
3.5. Транспортные задачи………………………………………………...
3.6. Имитационное моделирование………………………………….…..
3.7. Сетевой анализ………………………………………………………..
Экономический анализ……………………………………………...
Методы экспертных оценок……………………………………………
4.1. Метод Дельфы……………………………………………………….
4.2. Метод сценариев…………………………………………………......
4.3. Метод «мозговой атаки»…………………………………………....
Метод прогнозирования…………………………………………….…
5.1. Неформальные методы……………………………………………..
5.2. Количественные методы прогнозирования…………………….….
5.3. Качественные методы прогнозирования…..……………………....
6. Методы принятия решений………………………………………….
6.1. Платежная матрица…………………………………………………
6.2. Дерево решений……………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………….
Список используемой литературы……………
• «мозговой штурм»;
• обсуждение каждого выдвинутого варианта;
• выдвижение новых идей на основании изученных выше двух этапов.
5.Метод прогнозирования
Прогнозирование – метод, в котором используется как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения. Результат качественного прогнозирования может служить основой планирования. Существуют различные разновидности прогнозов: экономические прогнозы, прогнозы развития технологии, прогнозы развития конкуренции, прогнозы на основе опросов и исследований, социальное прогнозирование.
Все типы прогнозов используют различные методы прогнозирования. Методы прогнозирования включают в себя:
- неформальные методы;
- количественные методы;
- качественные методы.
5.1. Неформальные методы
Неформальные методы включают в себя следующие виды информации:
- Вербальная
информация – это наиболее
часто используемая информация
для анализа внешней среды. Сюда
относят информацию из радио-
и телепередач, от поставщиков, от
потребителей, от конкурентов, на
различных совещаниях и
- Письменная информация – это информация из газет, журналов, информационных бюллетеней, годовых отчетов. Эта информация обладает теми же достоинствами и недостатками, что и вербальная информация.
- Промышленный шпионаж.
5.2. Количественные методы прогнозирования
Количественные методы прогнозирования используются, когда есть основания считать, что деятельность в прошлом имела определенную тенденцию, которая может продолжиться и в будущем, и когда достаточно информации для выявления таких тенденций. К количественным методам относятся:
- Анализ временных рядов. Он основан на допущении, согласно которому случившееся в прошлом дает достаточно хорошее приближение к оценке будущего. Проводится с помощью таблицы или графика.
-Казуальное (причинно-следственное) моделирование. Наиболее математически сложный количественный метод прогнозирования. Используется в ситуациях с более чем одной переменной. Казуальное моделирование – прогнозирование путем исследования статистической зависимости между рассматриваемым фактором и другими переменными. Из казуальных прогностических моделей самыми сложными являются эконометрические модели, разработанные с целью прогнозирования динамики экономики.
5.3. Качественные методы прогнозирования
Качественные методы прогнозирования подразумевает прогнозирование будущего экспертами. Существует три наиболее распространенных метода качественного прогнозирования:
- Мнение жюри – соединение и усреднение мнений экспертов в релевантных сферах. Неформальная разновидность данного метода – “мозговой штурм” .
- Совокупное мнение сбытовиков. Мнение дилеров или предприятий сбыта очень ценно, так как они имеют дело непосредственно с конечными потребителями и знают их потребности.
- Модель ожидания потребителя – прогноз, основанный на результатах опроса клиентов организации. Их просят оценить собственные потребности в будущем, а также новые требования. Собрав все полученные таким данные и сделав поправки на пере- или недооценку, исходя из собственного опыта, руководитель зачастую оказывается в состоянии точно предсказать совокупный спрос.
6.Методы принятия решений
Для принятия оптимальных решений применяются следующие методы:
- платежная матрица;
- дерево решений;
6.1.Платежная матрица
Один из методов статистической теории решений, оказывающий помощь руководителю в выборе одного из нескольких вариантов. Особенно полезен в ситуации, когда руководитель должен установить, какая стратегий в наибольшей мере будет способствовать достижению целей. [13,С.376] В самом общем виде матрица означает, что платеж зависит от определенных событий, которые фактически совершаются. Если событие или состояние природы не случается на деле, платеж неизменно будет другим.
В целом платежная матрица полезна, когда:
Кроме того, руководитель должен иметь возможность объективно оценить вероятность релевантных событий и рассчитать ожидаемое значение такой вероятности.
Вероятность прямо влияет на определение ожидаемого значения – основного понятия платежной матрицы. Ожидаемое значение альтернативы или варианта – это сумма возможных значений, умноженных на соответствующие вероятности.
Определив ожидаемое значение каждой альтернативы и расположив результаты в виде матрицы, руководитель без труда может выбрать наиболее оптимальный вариант.
6.2. Дерево решений
Метод науки управления – схематичное представление проблемы принятия решений – используется для выбора наилучшего направления действий из имеющихся вариантов. Метод дерева решений может применяться как в ситуациях, в которых применяется платежная матрица, так и в более сложных ситуациях, в которых результаты одного решения влияют на последующие решения. То есть дерево решений – удобный метод для принятия последовательных решений.
Идея метода дерева целей впервые была
предложена У. Черменом в связи с проблемами
принятия решений в промышленности.
Термин "дерево" подразумевает использование
иерархической структуры, полученной
путем разделения обшей цели на подцели,
а их, в свою очередь, на более детальные
составляющие, которые можно называть
подцелями нижележащих уровней или, начиная
с некоторого уровня, - функциями. Как правило,
термин "дерево целей" используется
для иерархических структур, имеющих отношения
строго древовидного порядка, но сам метод
иногда применяется и в случае "слабых"
иерархий. Поэтому в последнее время все
большее распространение получает предложенный
В.М. Глушковым термин "прогнозный граф",
который может представляться и в виде
древовидной иерархической структуры,
и в форме структуры со "слабыми"
связями.
При использовании метода "дерево целей"
в качестве средства принятия решений
часто вводят термин "дерево решений".
При применении "дерева" для выявления
и уточнения функций управления говорят
о "дереве целей и функций". При структуризации
тематики научно-исследовательской организации
удобнее пользоваться термином "дерево
проблемы", а при разработке прогнозов
- термином "дерево направлений развития
(или прогнозирования развития)" или
упомянутым выше термином "прогнозный
граф".
Метод "дерева целей" ориентирован
на получение полной и относительно устойчивой
структуры целей, проблем, направлений,
т.е. такой структуры, которая на протяжении
какого-то периода времени мало изменялась
при неизбежных изменениях, происходящих
в любой развивающейся системе. Для достижения
этого при построении вариантов структуры
следует учитывать закономерности целеобразования
и использовать принципы и методики формирования
иерархических структур целей и функций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Непостоянная экономическая и политическая обстановка, сложившаяся в нашей стране, заставляет предприятия тщательней и взвешенно принимать различные решения, составлять планы развития, оценивая существующую реальность.
Неоклассическая концепция экономической организации исходит из необходимости принятия субъектами рациональных решений. Однако приходится констатировать, что в действительности рациональные решения для фирмы маловероятны. Прежде всего, из-за непродуманной политики экономических субъектов.
Так, например, многие исследования, проводимые в США, свидетельствуют о том, что даже преуспевающие бизнесмены принимают обоснованные и осмысленные решения только в половине случаев. Можно только удивляться тому, как некоторые бизнесмены принимают решения, несостоятельность которых видна даже неискушенному человеку. А ведь повышение качества решений, принимаемых хозяйственными руководителями, является важнейшим резервом повышения эффективности всего общественного производства.
Мне кажется, что такие неудовлетворительные результаты прежде всего обусловлены незнанием или пренебрежительным отношением к теории управления и принятию решений в менеджменте. Многие менеджеры считают принятие управленческого решения как нечто само собой разумеющееся. Тогда как эффективность исследования систем управления определяется выбранными методами исследования.
Всю совокупность методов исследования можно структурировать на методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов, методах формализованного представления систем и методах исследования информационных потоков.
Методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов включают методы типа "мозговой атаки", методы типа "сценариев", методы экспертных оценок, методы типа "Дельфи", методы структуризации типа "дерева целей", методы "деловой игры".
Методы формализованного представления систем включают: аналитические, статистические, теоретико-множественные, логические, лингвистические, графические, имитационное динамическое моделирование.
Целью данной работы было рассмотрение таких понятий теории управления, как инструменты планирования и принятия решений.
Подробное рассмотрение инструментов планирования и принятия решений, с целью их лучшего уяснения, привело к мнению о важности их применения в деятельности любой организации. Для повышения обоснованности и объективности принимаемых управленческих решений, менеджеры могут применять различные методы их разработки и оптимизации, основные из них - методы моделирования (модели теории игр, теории очередей, управления запасами, линейного программирования) и методы экспертных оценок. Область их применения определяется в основном характером решаемых проблем и условиями принятия решений.
Кроме того, для успешного применения методов и моделей принятия решений необходимы зрелость суждений, дальновидность, а также аналитическое и математическое мастерство менеджера.
Таким образом, использование методов науки управления повышают качество принимаемых решений за счет использования научного подхода, системной ориентации и моделей.
Список используемой литературы
Информация о работе Инструменты планирования и принятия решений