Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:47, курсовая работа
Экономическая деятельность отдельных хозяйствующих субъектов и страны в целом характеризуется объемами и формами осуществления инвестиций.
Инвестиции - это вложение капитала с целью последующего его
увеличения. Во многих определениях инвестиций отмечается, что они являются вложениями денежных средств, но инвестирование может осуществляться в формах движимого и недвижимого имущества.
l.Инвестиции: экономическая сущность и роль в экономике
1.1.Сущность, формы и виды инвестиций
Экономическая деятельность отдельных хозяйствующих субъектов и страны в целом характеризуется объемами и формами осуществления инвестиций.
Инвестиции - это вложение капитала с целью последующего его
увеличения. Во многих определениях инвестиций отмечается, что они являются вложениями денежных средств, но инвестирование может осуществляться в формах движимого и недвижимого имущества.
Существует очень много видов инвестиций. Как правило, разделяют на: прямые инвестиции — любые инвестиции, осуществленные прямыми инвесторами, полностью или частично владеющими организацией или имеющими не менее 10% акций и (или) паев в уставном фонде, что дает право на участие в управлении организацией; портфельные инвестиции — инвестиции в виде акций, паев, облигаций, векселей и других ценных бумаг, которые составляют менее 10% в уставном фонде организации и не дают право вкладчикам влиять на деятельность организации; прочие инвестиции включают полученные торговые кредиты, иностранные кредиты, иностранные займы, другие иностранные инвестиции. Торговые кредиты — это задолженность за полученные от нерезидента Республики Беларусь (не прямого инвестора) основные средства, неустановленное оборудование, нематериальные активы. Иностранные кредиты включают кредиты, полученные под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также негарантированные Правительством Республики Беларусь кредиты, полученные организацией от иностранных банков. Иностранные займы включают ссуды и займы под гарантии Правительства Республики Беларусь и негарантированные Правительством Республики Беларусь.
Основной причиной для введения такой классификации является различный уровень риска, с которым они сопряжены. Чем выше доля сберегаемых средств, тем выше темп прироста экономики. Таким образом, наименее рисковыми являются инвестиции для удовлетворения требований государственных органов управления и инвестиции в повышение эффективности.[1]
Инвестиции могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными.
Краткосрочные - если период инвестирования не больше 1 года, долгосрочные - если период окупаемости составляет больше 1 года.
Также инвестиции подразделяются на валовые и чистые. Валовые инвестиции - это общий объем инвестированнных средств в определенном периоде, направленный на новое строительство, приобретение средств производства и на прирост товарно-материальных запасов. Чистые инвестиции - объем валовых инвестиций, уменьшенных на сумму
амортизационных отчислений в определенном периоде.
По характеру участия различают прямые и непрямые инвестиции. Прямые
осуществляются при непосредственном участии инвестора в выборе проектов инвестирования и вложении средств. Непрямые инвестиции - при опосредуемом участии инвестора другими лицами.
По формам собственности инвестиции бывают: частные, государственные, иностранные, совместные. [2]
Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории РБ с
использованием собственных или привлеченных средств. Инвесторами могут
выступать как физические, так и юридические лица, создаваемые на основе
договора о совместной деятельности, и не имеющие статуса юридического лица, объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные инвесторы. Инвесторы могут быть также пользователями капитальных вложений.
Субъект инвестиционной деятельности может совмещать функции нескольких субъектов. Это лишь условное деление субъектов инвестиционной деятельности, возникающее между субъектами, регулируются другими нормативно-правовыми актами, в том числе Гражданским Кодексом, договорами, заключаемыми между субъектами. Инвесторы самостоятельно определяют объемы и направления капитальных
вложений, осуществляют контроль целевого использования средств.
Для инвестора самое важное - стабильность законодательной базы,
соблюдение правовых норм и возможность обеспечить их исполнение. Законы могут быть лучше или хуже, но с этим можно мириться при условии, что они не будут постоянно меняться. Главное - стабильность. [3]
1.2. Инвестиционная политика в контексте Международных тенденций
Для экономики нашей страны велика роль прямых зарубежных инвестиций. Вкладывая капитал в другой стране, инвестор осуществляет зарубежные инвестиции, которые для принимающей стороны являются иностранными инвестициями. Иными словами, под иностранными инвестициями понимаются финансовые и материальные средства, вложенные иностранными юридическими и физическими лицами в различные объекты деятельности, а также права на имущественную и интеллектуальную собственность, переданные ими хозяйствующим субъектам Республики Беларусь с целью получения прибыли или достижения социального эффекта.
В отношении таких инвестиций можно отметить, что они способствуют
повышению технического и организационного уровня отечественного
производства в результате передачи опыта предпринимателей развитых стран. Иностранные инвестиции привлекаются в экономику страны с целью осуществления её структурной перестройки и обеспечение экономического роста. Использование иностранного капитала нацелено на развитие экспортного капитала страны, расширение производства импортозамещения, повышение уровня производства, качества и конкурентоспособности продукции.[2]
Положительное влияние иностранных инвестиций на рост и состояние национальной экономики давно подтверждено практикой. Вместе с переливом иностранного капитала в национальную экономику осуществляется трансфер технологий и стратегий организации иностранных предприятий, ведущих к повышению продуктивности экономических субъектов с иностранным участием.
В некоторых странах Центральной и Восточной Европы, как, например, в Венгрии, возникла проблема расслоения национальной экономики, которая проявляется в затруднении процесса интеграции отечественных субъектов хозяйствования и производственные процессы мультинициональных предприятий.
С позиций Беларуси интересен опыт привлечения инвестиций некоторыми государствами Восточной Европы, также имеющими социалистическое прошлое и по размеру внутреннего рынка и ресурсообеспеченности сравнимыми с нашей страной. К ним можно отнести Чехию и Венгрию, достигших наибольшего успеха в привлечении в экономику инвестиционных потоков.
К факторам, столь благоприятно повлиявшим на приток инвестиций в Венгрию и Чехию, относят, прежде всего, непосредственную географическую близость к головному предприятию (как правило, в одной из стран Европейского союза) и относительно низкие затраты на оплату труда при сравнительно высоком уровне производительности. Беларуси присущи как первый, так и второй из перечисленных потенциальных факторов, или так называемых предпосылок инвестирования.
На основании экономического роста мировых стран, можно сделать вполне логичный вывод о том, что все экономические процессы, описанные выше, оказали огромное положительное воздействие на экономику этих стран. И как видно из исторического опыта не последнюю роль в этом хорошем деле сыграли иностранные инвестиции.[4]
На сегодняшний день необходима корректировка программ мероприятий по стимулированию и развитию инвестиционного сотрудничества в сферах промышленности и торговли. В западно-европейских кругах республика пока малоизвестна как деловой партнёр. Шансы и возможности совместной работы не изучены в полной мере и, соответственно, не исчерпаны. Немецкие специалисты предприятий, осуществивших капиталовложения в белорусскую экономику в форме прямых иностранных инвестиций и открывшие здесь производственные единицы, положительно отзываются о развитии взаимного сотрудничества с белорусскими предприятиями, высоком технологическим уровнем подготовки кадров и трудовой дисциплине.
Однако западным инвесторам все ещё не хватает на белорусском рынке надёжных институциональных рамок для развития сотрудничества. К ним, по результатам проведённых исследований, относятся прежде всего наращивание темпа реформ, дальнейшее развитие процесса приватизации, расширение пределов предпринимательской свободы и рамок хозяйственной деятельности, поддержка процесса развития малого и среднего бизнеса.
Улучшению инвестиционного климата в республике и её конкурентных позиций на мировой арене будет способствовать также проведение дальнейших мероприятий по её вступлению в ВТО. Масштабы рынка являются важным фактором при принятии решения о развитии инвестиционной деятельности.
Таким образом, процесс глобализации мировой экономики и расширение Европейского союза на Восток увеличивает возможности углубления процессов интеграции и экономического сотрудничества Республики Беларусь с государствами ЕС. Целенаправленные мероприятия по улучшению институциональных рамок развития инвестиционной деятельности стабилизируют внешнеэкономический имидж республики и будут способствовать её скорейшей интеграции на мировую арену.[4]
ll. Инвестиционная политика в Республике Беларусь и её основные направления
2.1. Правовое регулирование инвестиционной деятельности.
Основу правового регулирования инвестиционной деятельности составляет Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, принятый 22 июня 2001г. Он определяет общие правовые условия осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь и направлен на ее стимулирование и государственную поддержку, а также на защиту прав инвесторов на территории Республики Беларусь. Инвестиционный кодекс ввёл ряд новых норм, регулирующих инвестиционную деятельность.
В законе предусматривается создание одинаковых правовых условий и
гарантий, как для отечественных инвесторов, так и для иностранных.
В кодексе заявлена поддержка инновационной направленности развития промышленного сектора.
Под инвестиционной деятельностью понимается действия юридического или физического лица по вложению инвестиций в производство продукции или их иному использованию для получения прибыли или достижения иного значимого результата.
Инвесторы в целях определения особенностей регулирования их деятельности рассматриваются как национальные, так и иностранные инвесторы. Иностранными инвесторами в Республике Беларусь признаются:
- иностранные государства и их административно-
- международные организации;
- иностранные юридические лица;
- иностранные граждане;
- физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства),
постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь.
Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь осуществляется в
следующих формах:
1) создание юридического лица;
2) приобретение имущества или имущественных прав;
Объектами иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь могут быть:
-недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс;
-ценные бумаги;
-научно-техническая продукция;
-права на интеллектуальные ценности;
-иное имущество и приобретённые имущественные права, включая права на пользование землёй и другими природными ресурсами республики для осуществления своей деятельности.[5]
Привлекаемые в Республику Беларусь иностранные кредиты, как правило, носят целевой характер и направляются на структурную перестройку экономики, модернизацию действующих предприятий, расширение выпуска потребительских товаров. Наиболее перспективными отраслями для притока иностранного капитала являются: электроника, автомобилестроение, нефтехимия, строительство, производство товаров народного потребления и продуктов питания, переработка вторичного сырья, производство медицинского оборудования. [6]
В процессе осуществления инвестиционной деятельности, в том числе при реализации инвестиционных проектов, инвесторы имеют право получить
государственную поддержку, которая оказывается с целью стимулирования
привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь.
Государственная поддержка инвестиционных проектов оказывается в виде предоставления:
- льгот по налоговым и таможенным платежам;
- гарантий Правительства Республики Беларусь;
- централизованных инвестиционных ресурсов.
Государство гарантирует стабильность прав инвестора, установленных
Инвестиционным Кодексом, по осуществлению инвестиционной деятельности и ее прекращению.[5]
В настоящее время, когда Беларусь начинает заявлять о себе во
взаимоотношениях с другими государствами, необходимо развивать отдельное направление законотворческой деятельности - гармонизацию национального законодательства применительно к требованиям международного права. Гармонизация национального и международно-правового регулирования инвестиций направлена, прежде всего, на обеспечение полной и правовой защиты иностранных инвестиций.
Несмотря на то, что в Беларуси законотворчество постоянно развивается, правовые риски явно превышают допустимые для цивилизованной страны размеры. В целом, правовая система носит излишне запутанный характер. Особые нарекания вызывает механизм исполнения законодательства. Обычным делом является невыполнение отдельных решений и законов.
Самая главная проблема - плохое исполнение законов. В ряде случаев это связано с отсутствием санкций за неисполнение норм права или их неэффективностью, когда нарушение права экономически выгоднее, чем его исполнение. [15]
2.2.Инвестиционный климат республики Беларусь в настоящее время.
За годы реформирования экономики Республика Беларусь привлекла около 3,45 млрд. долларов США иностранного капитала. Значительная часть этого объема приходится на кредиты иностранных государств и международных финансовых организаций, полученные под гарантии правительства.
Информация о работе Инвестиции: экономическая сущность и роль в экономике