Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:47, курсовая работа
Экономическая деятельность отдельных хозяйствующих субъектов и страны в целом характеризуется объемами и формами осуществления инвестиций.
Инвестиции - это вложение капитала с целью последующего его
увеличения. Во многих определениях инвестиций отмечается, что они являются вложениями денежных средств, но инвестирование может осуществляться в формах движимого и недвижимого имущества.
На предприятиях с иностранным капиталом в Беларуси занято 1,4 % от общего числа работающих. По оценке доля их производства в объеме ВВП составляет около 9 %, в объеме экспорта - 11,5%. Сегодня число таких предприятий превысило 3 тысячи. [11]
В целях привлечения долгосрочного стратегического капитала в республике установлена определенная система гарантий для предприятий с иностранными инвестициями. В первую очередь это беспошлинный ввоз иностранным инвестором имущества в качестве вклада в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями, трехлетнее освобождение от налога на прибыль для таких предприятий и другие. В республике созданы и работают 4 свободные экономические зоны, в стадии подготовки находятся еще две. [7]
Начиная с 2003 года намечается привлечение прямых инвестиций в основные производственные фонды общим объемом до 0,9 - 1,0 млрд. долларов США. Предполагается завершить формирование нормативно-правовой базы в области налогового, кредитного, валютного, таможенного регулирования инвестиций, обеспечить иностранным инвесторам стабильные, благоприятные условия для предпринимательской деятельности.
Привлечение и эффективное использование средств внешнего финансирования остается одним из основных приоритетов государственной инвестиционной политики Республики Беларусь в долговременной перспективе для проведения экономических преобразований.
В последние годы сложилась положительная тенденция поступления иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. Общий объем поступлений иностранных инвестиций по результатам 2006 г. составил 4036,1 млн. долл. США, что в 2,2 раза больше, чем за 2005 год.[11]
За январь-июнь 2007 года поступило 2325,7 млн. долл. США (по сравнению с аналогичным периодом 2006 года объем инвестиций увеличился в 2,32 раза).
Начиная с 2002 года, наблюдается рост поступления прямых иностранных инвестиций (ПИИ): 2002 год — 298,9 млн. (41,4% от всех полученных инвестиций), 2003 год — 674,5 млн. (51,6%), 2004 год — 859,2 млн. долл. США (56,6%), что подтверждает положительные результаты работы загранучреждений и растущий интерес иностранных инвесторов к установлению взаимовыгодных партнерских отношений. В 2005 и 2006 годах поступление прямых инвестиций составило 451,3 и 748,6 млн. долларов США соответственно. За первое полугодие 2007 года поступило 511,0 млн. долл. США прямых инвестиций.
В разрезе поступления инвестиций по странам мира на долю стран СНГ приходится 29,8% от общего объема инвестиций. Доминирующую позицию по данной группе стран занимает Россия (29,6%). На страны вне СНГ приходится 70,2 процента от общего объема поступивших инвестиций, основными инвесторами по данной группе являются Великобритания (19,8%), Германия (10,2%), Швейцария (9,4%), Австрия (8,6%), Кипр (5,8%), Латвия (3,0%), Китай (2,3%).
Начиная с 2002 года, наблюдается рост поступления прямых иностранных инвестиций (ПИИ): 2002 год — 298,9 млн. (41,4% от всех полученных инвестиций), 2003 год — 674,5 млн. (51,6%), 2004 год — 859,2 млн. долл. США (56,6%), что подтверждает положительные результаты работы загранучреждений и растущий интерес иностранных инвесторов к установлению взаимовыгодных партнерских отношений. В 2005 и 2006 годах поступление прямых инвестиций составило 451,3 и 748,6 млн. долларов США соответственно. [Приложение 2]
В разрезе поступления инвестиций по странам мира на долю стран СНГ приходится 10,4% от общего объема инвестиций. Доминирующую позицию по данной группе стран занимает Россия (9,9%). На страны вне СНГ приходится 89,6 процента от общего объема поступивших инвестиций, основными инвесторами по данной группе являются Великобритания (37,5%), Швейцария (13,1%), Германия (10,0%), Австрия (6,9%), Кипр (6,0%), Латвия (3,7%), США (2,0%).
2.3.Динамика увеличения иностранных инвестиций в Беларуси
Наша страна заинтересована в притоке иностранных инвестиций на крупнейшие промышленные предприятия – Минский автомобильный завод, БелАЗ. Большой инвестиционный проект реализуется на ПО «Беларуськалий», где в ближайшее время будет введён в строй 5-й рудник. К числу наиболее привлекаемых проектов для иностранных инвесторов глава правительства назвал и создание производства бесшовных труб на Белорусском металлургическом заводе. В Ближайшем пятилетии будет реализовано иного перспективных проектов в энергетике, в нефтепереработке, в перерабатывающей промышленности, в лесной, а также в малом и среднем бизнесе Беларуси.
Беларусь, экономика которой ориентирована на экспорт, готова предложить «зелёный коридор» для продвижения инвесторов. В 2005 году было принято ряд мер по снижению налоговой нагрузки, максимальному выравниванию условий для работы инвесторов, как это сделано в других странах.
Для деятельности иностранных инвесторов в нашей стране сформированы в целом благоприятные условия. В республике работает около 3,5 тысяч компаний, организованных с участием инвесторов из 90 стран мира. В их числе известные предприятия: в области производства современных большегрузных автомобилей – СП ЗАО «МАЗ-МАН», переработки рыбы - СП «Санта-Бремор», производства косметики и препаратов по уходу за волосами – СП «Белита» и многие другие. Наибольшее количество совместных предприятий создано с компаниями таких стран, как Россия, США, Германия, Польша, Литва. По итогам 2006 года приток иностранных вложений составил около 3 млрд. долларов против 1,8 млрд. долларов в 2005 году.[8]
Для Беларуси чрезвычайно важно, чтобы инвестиции направлялись в развитие приоритетных отраслей, которые смогут вывести страну в разряд высокотехнологичных и конкурентоспособных государств. Поэтому выработка эффективной инвестиционной политики, направленной на обеспечение рациональных структурных преобразований в экономике и развитие социальной сферы, является одной из ключевых задач белорусского правительства.
Накопленный инвестиционный потенциал позволил за последние годы модернизовать многие отечественные предприятия: нефтеперерабатывающие заводы, сахарные комбинаты, предприятия перерабатывающей промышленности. Доля инвестиций в структуре валового внутреннего продукта в Беларуси в 2005 – 2010 годах будет увеличена до 25%, что позволит обеспечить оптимальный уровень расширенного производства. В 2004 году данный показатель составил 17,8%.[7]
В 2006 году реализован ряд новых проектов с участием иностранного капитала. Среди них - производство оптико-механических изделий на СП «Цейс-БелМО» (Германия), строительных материалов – в СООО «Хенкель-Баутехник» (Германия), мясопродуктов – на ИП «Инко-Фуд» ООО Польша, пива - в ЗАО «Пивоваренная компания «Сябар» (США).
В прошлом году в рамках Государственной инвестиционной программы велось строительство 432 объектов, при этом из 163 запланированных введено в эксплуатацию 185. В основном это объекты здравоохранения, образования, культуры, спорта. [8]
В Беларуси производится целенаправленная поддержка тех отраслей, которые могут обеспечить ускоренное развитие экономики, а также экономическую безопасность страны. Поскольку наша инвестиционная политика имеет социальную направленность, государственные инвестиции являются основой материально-технической базы социальной сферы, не имеющей альтернативных источников финансирования. Государство на безвозмездной основе инвестирует здравоохранение, образование, культуру и другие непроизводственные отрасли.
В 2007 году правительство планирует значительно активизировать инвестиционную деятельность. Так, если в 2006 году инвестиции в основной капитал составили почти 9 млрд. долларов, то в 2007 году объём инвестиций в экономику должен возрасти ещё на 14,5 – 17% и достичь рекордной суммы в 24 трлн. рублей, или почти 9 млрд. долларов.[8]
2.4. Проблема привлечения иностранных инвестиций, формы привлечения и пути их рационального использования
Главное, что мешает выходу экономики из кризиса, - узость рынка сбыта
продукции, не соответствующая производственным возможностям, и его слишком медленное расширение, а также недостаточность прибыли для закупки дополнительных средств производства и набора рабочей силы, технического перевооружения. Чтобы выйти из этого тупика, необходим внешний для предприятий фактор, который, во-первых, способствовал бы расширению емкости рынка сбыта отечественных товаров, во-вторых, предоставил бы стартовый капитал для закупки дополнительных средств производства и набора рабочей силы в условиях перехода от застоя и отсутствия денежных средств к нормальному развитию.
Создание с помощью иностранного капитал успешно работающих предприятий могло бы расширить совокупную емкость рынка товаров, услуг, рабочей силы и тем самым способствовать возрождению экономики. [9]
По данным статистики, доля иностранного капитала во всех инвестициях в основной капитал составляет 2,2%, а смешанного – 4%. [11]
Зарубежные инвестиции нужны не только как помощь для выхода нашей страны из экономического кризиса, но и как один из важнейших источников иностранной валюты. Наибольшую часть ее приносит экспорт товаров и услуг.
Как и во всяком явлении хозяйственной жизни, в зарубежных
инвестициях можно найти благотворное влияние на экономику, и наносящее ей вред. Их проток способствует решению одних проблем и в то же время создает или обостряет другие. К примеру, увеличение прибыли предприятий-
нерезидентов и, как результат непродуманной экономической политики, отток этого капитала за рубеж.
Вообще, для эффективного привлечения иностранного капитала необходимы, прежде всего такие условия, как хорошая законодательная база, гарантии государства, рациональный и поступательный экономический курс
правительства.
В нашей же республике многие из этих условий отсутствуют. К примеру, со стороны стран Западной Европы существует недоверие к политическому и экономическому курсу нашего правительства. Так же, как показывает практика, отсутствует хорошо отлаженная законодательная база. И как большой недостаток - переходное состояние нашей экономики.
Выходом из сложившейся ситуации может служить активизация
интеграционных экономических процессов с мировым сообществом, а так же
последовательный и рациональный экономический курс: разумная и постепенная приватизация, жесткая финансовая дисциплина, создание благоприятной среды для инвесторов.[12]
Особенностью инвестиционного процесса в белорусской экономике является использование преимущественно внутренних финансовых источников и ресурсов.
Правительство в 2007 году продолжит работу по формированию благоприятного инвестиционного климата, привлечения в страну прямых иностранных инвестиций, присвоению республике суверенного кредитного рейтинга. Для Беларуси крайне важен приток иностранных инвестиций в малые и средние города. Где для развития бизнеса будут созданы льготные условия. Республика готова к развитию новых форм инвестирования – концессий, проектного и венчурного финансирования. [13]
Как показал предшествующий анализ, существует прямая необходимость в сотрудничестве с иностранными инвесторами и привлечении иностранного капитала в экономику нашей страны.
Иностранные инвестиции приведут к процветанию государства, в противном случае – к процветанию инвесторов и негативным последствиям в развитии собственной экономики.
Работы на государственном уровне по привлечению в страну иностранного капитала должны включать:
- разработку концепции привлечения иностранных инвестиций, её обсуждение и утверждение Президентом;
- принятие дополнительных законов и других законодательных актов
способствующих привлечению иностранных инвесторов в республику;
- создание системы государственного управления процессом привлечения
иностранных инвесторов.
Общим условием стимулирования притока иностранных инвестиций является как можно более скорая стабилизация финансового положения в Республике Беларусь.
Проблема привлечения иностранных инвестиций должна быть увязана с другой, не менее важной для Беларуси, проблемой – защитой интересов отечественных производителей и ограждением их от чрезмерной конкуренции. Важную роль может сыграть организация производства продукции на базе использования лучших зарубежных образцов с помощью импорта лицензий.
Для разработки и реализации такой политики представляется целесообразным:
- заключить с развитыми странами соглашение о сотрудничестве в области
технологического обмена;
- создать при отраслевых министерствах и концернах фонды для долевого
финансирования импорта технологий по основным направлениям структурной перестройки.
Одним из каналов притока финансовых ресурсов может стать создание
определённых условий для размещения в Республике Беларусь филиалов
крупнейших иностранных банков и представительств международных компаний корпораций, работающих со странами СНГ, Балтии и Восточной Европы.
Деятельность филиалов иностранных банков должна быть поставлена под адекватный финансовый контроль. Такой подход позволит значительно улучшить работу по привлечению финансовых ресурсов и обслуживанию инвестиционных потоков.[15]
lll. Совершенствование инвестиционной политики в Беларуси
3.1. Инвестиционный потенциал национальной экономики
Инвестиционный потенциал страны — это ее способность освоить необходимые объемы инвестиций в строительство новых предприятий и их комплексов, расширение и реконструкцию действующих предприятий, в развитие человеческого потенциала, создание объектов и учреждений производственной и социальной инфраструктуры.
Уровень развития инвестиционного потенциала страны определяют объемы и структура капиталовложений и строительно-монтажных работ, качество и технический уровень вводимых в эксплуатацию объектов, а также накопленные материальные и нематериальные ценности, квалификация рабочей силы. [13]
Для сохранения и развития инвестиционного потенциала страны на уровне европейских стандартов требуется модернизация производственной базы строительного комплекса. Основными целями его развития на 2006-2010гг. период являются:
-техническое перевооружение и модернизация действующих предприятий и на этой основе более полное удовлетворение потребностей населения и народного хозяйства в высокоэффективной строительной продукции;
-внедрение ресурсосберегающих технологий, выпуск новых видов материалов, конструкций и изделий, отвечающих требованиям международных стандартов;
-совершенствование проектирования, внедрение прогрессивных архитектурно-планировочно-
Информация о работе Инвестиции: экономическая сущность и роль в экономике