Исследование целей управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является решение проблемы, связанной с исследованием целей управления. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
•изучение теоретических основ исследований целей управления;
•выявление особенностей целей в системе управления;
•разработка модели поведения менеджеров для повышения эффективности функционирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………………..…..5
1.Понятие о целях организации и их роль в управлении………….…..….5
2.Понятие дерева целей организации………………………………...……….
3.Применение метода экспертных оценок для построения дерева целей...14
Глава 2. исследование целей управления в ОАО «ГАЗПРОМ»……………………………………………………………………..18
2.1. Организационно–экономическая характеристика ОАО «ГАЗПРОМ»...18
2.2. Дерево целей ОАО «ГАЗПРОМ»…………………………………………..20
Глава 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОАО «ГАЗПРОМ»…………………………………………………………….....22
3.1. Разработка концепции исследования целей управления…………………22
3.2. Рекомендации по повышению эффективности функционирования в достижении поставленных целей………………………...……………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..31

Файлы: 1 файл

газпром исследование целей управления.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

ОАО «Газпром» является коммерческой организацией, основной целью деятельности которой является организация эффективной работы и получение прибыли в сфере обеспечения отечественных и зарубежных потребителей газом, газовым конденсатом, нефтью и продуктами их переработки на основе прямых договоров, а также в сфере обеспечения поставок газа за пределы России по межгосударственным и межправительственным соглашениям.

ОАО «Газпром» обеспечивает:

  • проведение единой научно-технической и инвестиционной политики в области реконструкции и развития Единой системы газоснабжения;
  • строительство и финансирование газопроводов-отводов высокого давления для газификации села;
  • контроль за функционированием Единой системы газоснабжения;
  • разработку текущих и долгосрочных прогнозов, целевых научно-технических, экономических, социальных и иных программ развития комплекса;
  • приобретение лицензий на разведку и пользование недрами на территории Российской Федерации, а также на ее континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также за рубежом;
  • совершенствование управления Единой системой газоснабжения, форм и методов хозяйствования в этой области;
  • разработку и проведение мероприятий, направленных на охрану окружающей природной среды, защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей, а также рациональное использование энергетически эффективных и экологически чистых технологий и энергосберегающей техники при освоении месторождений, добыче и т.д.

 

 

2.2. Дерево целей ОАО «ГАЗПРОМ»

 

Определение миссии организации является первым этапом построения дерева целей. Предназначение фирмы в условиях постоянно меняющейся внешней среды является миссией фирмы, которая определяется руководством фирмы и реализуется через ее стратегию.  

Миссия организации:

ОАО «Газпром» видит  свою миссию в надежном, эффективном  и сбалансированном обеспечении потребителей природным газом, другими видами энергоресурсов и продуктов их переработки.

На втором этапе происходит декомпозиция основной цели организации  на цели второго уровня. Необходимость  этого этапа обусловлена наличием сильно различающихся направлений  деятельности организации по достижению основной цели и, следовательно, первичной специализацией управленческой структуры. В рамках данной миссии можно сформулировать такие цели - становление ОАО «Газпром» лидером среди глобальных энергетических компаний, а также, так как ОАО «Газпром» является коммерческой организацией,  целью ее деятельности является организация эффективной работы и получение прибыли.

На третьем этапе  осуществляется декомпозиция целей  второго уровня в соответствии с  конкретными технологическими задачами в пределах каждой целевой программы.

В результате все цели, стоящие перед организацией можно представить графически в виде дерева целей (рис. 3).

Дерево целей наглядно показывает разделение целей на главные, основные и вспомогательные, т.е. их приоритетность, а так же взаимосвязь между целями.

 

 

 


 



 



 

 

 

Рисунок 3. Дерево целей ОАО «ГАЗПРОМ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОАО «ГАЗПРОМ»

 

3.1. Разработка концепции исследования целей управления

 

Программно-целевое исследование систем управления требует создания конкретных организационных механизмов управления. Четкий организационный механизм необходим в условиях становления рыночных отношений в целях повышения эффективности управления.

Под организационным  механизмом понимается социально-управляемая система, обусловленная экономическими законами, наделенная соответствующими полномочиями, ресурсами, имеющая определенную структуру и позволяющая управлять коллективами людей путем принятия решений.

Практически организация управления — это система принятия решений, являющаяся фундаментом, на котором можно достаточно полно анализировать всю систему управления и обеспечивать оптимальные условия для принятия управленческих решений, от сбора исходных данных, исследования действующих организационных процедур и схемы принятия решений и до поиска путей совершенствования системы управления — результата решения.

Анализ такого рода всегда целесообразно проводить в начале работы, направленной на перестройку  системы управления. Как показал опыт, анализ оказывается наиболее эффективным, если он содержит шесть этапов. Рассмотрим их подробнее.

На первом этапе производится обследование организации управления. Изучается вся документация, регламентирующая процесс управления, должностные инструкции, в которых в общем виде представлены сведения о работах, выполняемых в каждом подразделении, изучается существующая система управления подразделениями, производится сопоставление этих подразделений с функциями, изложенными в должностных инструкциях и Положениях.

Второй этап — разработка организационных процедур принятия управленческих решений. На этом этапе составляется схема каждой организационной процедуры, дается ее описание, формируется перечень документов, используемых в этой процедуре.

Третий этап — выяснение  взаимосвязей между процедурами принятия решений и построение блок-схемы принятия решений.

На четвертом этапе  составляется схема принятия решений  конкретных подразделений организации, в которой фиксируются уровни руководства, схемы действующих процедур принятия решений.

Разумеется, реальную схему  принятия решении надо проверить  — подвергнуть логическому анализу. В этом и состоит пятый этап работы, на котором на основе логики и здравого смысла предусматриваются  все управленческие процедуры, выполняемые в подразделении, документация, необходимая для выполнения каждой организационной операции и хранящаяся на каждом уровне управления. И, наконец, шестой этап — непосредственная разработка всей документации, которая регламентирует деятельность управленческого аппарата отдельного подразделения организации.

Остановимся кратко на задаче проектирования системы управления организаций.

Первостепенная задача — формирование его целей функционирования. Проблема формирования целей функционирования имеет принципиальное значение при проектировании организационных систем по многим причинам. Во-первых, потому, что по своей природе все реальные организации многоцелевые. Во-вторых, период действия целей функционирования различен, а, следовательно, спроектировать организацию необходимо только исходя из целей, период действия которых сопоставим с периодом проектирования организации. В-третьих, проектирование организации управления под все цели функционирования слишком трудоемко, а, следовательно, число целей функционирования должно быть по возможности ограниченным.

Выбор целей с помощью  экспертных методов требует применения специальной методики. Прежде всего, осуществляются оценка и выбор глобальных целей функционирования. Наиболее приемлемым с практической точки зрения способом оценки является анонимное анкетирование, так как оно обеспечивает наибольшую независимость суждений. Структуризация целей функционирования должна быть осуществлена путем исследования функций управления, реализующих конкретные цели на каждом уровне управления. Задача проектирования системы управления предполагает также моделирование управленческих решений, структуры которых мы выявили на стадии обследования.

Моделирование состава  управленческих решений осуществляется для обоснования решений, которые должны приниматься в конкретном подразделении. Состав группы решений определяется количеством структурных подразделений. Моделирование правил работ исполнителей и руководителей в процедурах с помощью компьютерной техники является частью общего процесса формирования организационного механизма управления и распределения управленческих решений по уровням управления; определения оптимального числа исполнителей и руководителей, необходимых для подготовки и утверждения этих решений; определения перечня документов, необходимых для принятия управленческого решения, разработки документации, регламентирующей деятельность подразделения.

Итак, системная концепция  совершенствования организационного механизма управления предполагает решение задач анализа системы управления как системы принятия решений и комплексного ее проектирования на  основе выбранных качественных целей функционирования. Решение задачи анализа системы управления предлагает исследование процесса управления и структуры управления  на  уровне  управленческих  решений.  При решении задачи анализа ряд вопросов не рассматривается. Не обосновывается цель функционирования, состав решений определяется с помощью экспертов, не оценивается структура управления, т.е. не достигается комплексное проектирование системы управления.

Комплексное проектирование системы управления предполагает выбор  целей функционирования, формирование состава решений, реализующих цели функционирования, процесс принятия решений (моделирование организационной технологии подготовки решения), формирование структуры управления, разработку документации, регламентирующей деятельность управления.

 

3.2. Рекомендации по повышению эффективности функционирования в достижении поставленных целей

 

Можно выделить следующие  рекомендации для повышения эффективности  функционирования в достижении поставленных целей:

  1. Для повышения эффективности функционирования в достижении поставленных целей  менеджеру необходимо разработать четыре вещи: тактику, политику, процедуры и правила.

Тактика. Подобно тому, как руководство вырабатывает краткосрочные цели, согласующиеся с долгосрочными и облегчающие их достижение, оно также часто должно разрабатывать краткосрочные планы, согласующиеся с его общими долгосрочными планами. Такие краткосрочные стратегии называются тактикой. Например, конкретный игровой ход представляет собой тактику, согласованную с общей стратегией.

Политика. После составления долгосрочных и тактических планов руководство должно приступить к разработке дополнительных ориентиров, чтобы избежать дезориентации и неправильного толкования этих планов. Таким этапом в процессе реализации является выработка политики.

Политика представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей.

Политика обычно формулируется  высшими управляющими на длительный период времени. Политику можно рассматривать  в качестве «Кодекса законов», который  определяет, в каком направлении  могут осуществляться действия. Политика направляет действие на достижение цели или выполнение задачи. Она объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели. Она предназначена для сохранения постоянства целей, а также для того, чтобы избежать принятия близоруких решений, основанных на требованиях данного момента.

Процедуры. Для руководства управленческими действиями одной политики часто бывает недостаточно. В этом случае руководство разрабатывает процедуры. Организации, как и люди, могут выиграть, используя прошлый опыт для будущих решений. Одинаково важно и то, что не нужно заново повторять анализ, который дал в результате удовлетворительное решение - это сберегает время и предостерегает от ошибок. Таким образом, когда ситуация при принятии решения имеет тенденцию часто повторяться, руководство зачастую считает правильным заново применить испытанный временем способ действий и вырабатывает стандартизованные указания. Выраженные формальным образом, эти указания носят название «процедура».

Правила. Когда успешная реализация планов зависит от точного выполнения задания, руководство может посчитать необходимым полностью исключить всяческую свободу выбора. Руководство также считает необходимым исключить возможность выбора там, где имеется относительно высокая вероятность того, что некоторые люди могут вести себя таким образом, который приведет к отрицательным последствиям.

Чтобы решить эти небольшие, но важные проблемы, когда для достижения целей требуется высокая степень  подчинения, руководители используют правила. Когда руководство хочет  ограничить действия сотрудников, чтобы гарантировать выполнение конкретных действий конкретными способами, оно составляет правила.

Правило точно определяет, что должно быть сделано в специфической единичной ситуации.

Правила отличаются от процедур тем, что они рассчитаны на конкретный и ограниченный вопрос. Процедуры рассчитаны на ситуации, в которых имеет место последовательность нескольких связанных между собой действий.

  1. Принятие правильных управленческих решений. 
               Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах. Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными. Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий. 
              Руководители обязаны постоянно и всесторонне изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые необходимо согласовывать на всех уровнях внутрифирменной иерархической пирамиды управления.  
              Проблема выбора руководителем решения - одна из важнейших в современной науке управления. Она предполагает необходимость всесторонней оценки самим руководителем конкретной обстановки и самостоятельность принятия им одного из нескольких вариантов возможных решений.

Информация о работе Исследование целей управления