Исследование целей управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является решение проблемы, связанной с исследованием целей управления. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
•изучение теоретических основ исследований целей управления;
•выявление особенностей целей в системе управления;
•разработка модели поведения менеджеров для повышения эффективности функционирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………………..…..5
1.Понятие о целях организации и их роль в управлении………….…..….5
2.Понятие дерева целей организации………………………………...……….
3.Применение метода экспертных оценок для построения дерева целей...14
Глава 2. исследование целей управления в ОАО «ГАЗПРОМ»……………………………………………………………………..18
2.1. Организационно–экономическая характеристика ОАО «ГАЗПРОМ»...18
2.2. Дерево целей ОАО «ГАЗПРОМ»…………………………………………..20
Глава 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОАО «ГАЗПРОМ»…………………………………………………………….....22
3.1. Разработка концепции исследования целей управления…………………22
3.2. Рекомендации по повышению эффективности функционирования в достижении поставленных целей………………………...……………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..31

Файлы: 1 файл

газпром исследование целей управления.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

Формирование целей  организационной системы должно основываться на использовании всей накопленной объективной и субъективной информации. Объективная информация об организации существует в виде директивных документов, определяющих её цели и критерии   (в содержательном или даже количественном виде, в виде целевых нормативов, планов, управляющих параметров, норм и т.д.) и задающих способы, которые обеспечивают реализацию этих целей. Субъективная информация определяется индивидуальным и коллективным знанием, опытом и интуицией руководства организации, приобретенным в результате наблюдения и участия в процессе функционирования системы. Она проявляется в виде различных систем предпочтения отдельных людей, служб и организаций. Эти предпочтения часто систематизированы не полностью, разрозненно. Установит их априори часто не представляется возможным. Кроме того, предпочтения неизбежно изменяются во времени и в процессе получения информации и демонстрирует определенную устойчивость лишь в среднем.

Формирование целей  организации – своеобразный итерационный адаптивный механизм. В результате повторения процесса их формирования, наблюдения за результатами функционирования системы снимается целый ряд неопределенностей устанавливается более ясное, согласованное понимание.

Необходимость адаптивной подстройки процесса формирования целей  и критериев системы управления обусловлено ещё и тем, что  в процессе функционирования организации могут меняться внешние условия, в существенной мере оказывающие влияние на их формирование.

Современная методология  выделения, описания и анализа целей  основывается на использовании методов  декомпозиции ( расчленения ), включающих элементы эвристики, использующих дедуктивные и индуктивные способы человеческого мышления и реализуемых с участие экспертов.

Методика системного анализа, процесс формирования целей  укрупнено представляется тремя  этапами:

  1. Анализ исходной информации. Анализу подлежат, нормативные документы, различные государственные программы, дынные о территории, схемы развития и размещения производительных сил, мировой и отечественный опыт и т.д.;
  2. Написание сценария. Сценарий представляется как инструмент упорядоченности нашего представления о будущем. Систематизация черт этого будущего в едином документе. Систематизация черт этого будущего в едином документе. Сценарий как модель содержит два важных аспекта: а) описание существующих позитивных и негативных тенденций, т.е. разрабатывается модель современного состояния;                 б) разрабатывается модель будущего состояния. Это анализ тенденций будущего в зависимости от ситуаций которые могут возникнуть и оказать влияние на развитие системы. Общесистемные цели задаются в качественном виде  и определяются какими видами деятельности будет заниматься организация. Рассматриваются два варианта представления о будущем:
    • Опорное представление, на основе экстраполяции и факторного анализа;
    • Целевое представление. То есть, то чего хочет добиться компания в будущем. При этом целевое отношение рассматривается в трех аспектах: писемистическом, реалистическом и оптимистическом.

Задача сценария состоит  в анализе всевозможных ситуаций, выборе наиболее вероятного состояния  и путей его достижения.

  1. Декомпозиция целей. Основываясь на главных свойствах целей, развертываемости и подчиненности, конечная цель раскладывается на составляющие подцели, таким образом, чтобы конъюнкция этих подцелей определялась в конечную цель. Инструментом с помощью которого осуществляется систематизация целей является модель – «дерево целей». 

Использование метода дерево целей производится в соединении с экспертными процедурами. Место  ряда экспертных вероятностей и оценок могут занять разнообразные математические модели и оценки, полученные на основе формализованных методов анализа.

Методы анализа и  моделирования целей опираются  на процедуры декомпозиции, синтеза  и оценки. Сначала общие цели сводятся к частным, упорядочиваются в  виде дерева целей. Расщепление проводится до целей, поддающихся количественной или качественной оценке. В результате формируется система частных оценочных критериев. В свою очередь,  частные критерии сворачиваются в агрегаты для получения оценок более общих целей и упорядочиваются в виде дерева показателей В итоге дерево вербально заданных целей проецируется в некоторое дерево оценочных показателей.

Построение дерева идет «сверху вниз», от общих целей  к частным, путем их дезагрегирования, декомпозиции и редукции (рис.1). Так, достижение главной цели обеспечивается за счет реализации целей первого уровня.

В свою очередь, каждая из этих целей может быть декомпозирована  на цели следующего, более низкого  уровня. В основе декомпозиции могут  лежать различные основания, например, по областям деятельности, а внутри областей – по подобластям, по элементам организованной структуры, по региональной структуре системы и т.д.

Один из основных принципов  построения дерева целей – полнота  редукции: каждая цель данного уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня таким образом, чтобы их совокупность полностью определяла понятие исходной цели. Исключение хотя бы одной подцели лишает полноты или меняет сомопончтие исходной цели.

Представление главной  цели в виде дерева целей может  оказаться неполным, так как могут быть потеряны присущие её свойства. Проблема полноты в этом случае решается за счет квалификации эксперта, формирующего полное описание, и использования более сложных структур, например, путем превращения дерева целей в граф более общего вида.

Оценка важности целей  может быть выражена в их ранжировании. В этом случае каждой цели приписывается  порядковый номер, показывающий её относительную  важность для достижения соответствующей  цели более высокого уровня. Другим способом является нормирование по значимости.

Рис. 1 Иллюстративны пример дерева целей

 

Многие цели по своей  природе не поддаются формализации, и, следовательно, их не удается точно  измерить. Другие же цели измеримы, но их величины несопоставимы одна с другой. Поэтому, чтобы осуществить общее ранжирование всего дерева целей, используются условные показатели и оценки.

Ранжирование и нормирование целей часто осуществляется на основе метода экспертных оценок. При этом на основе индивидуальных оценок выводят общую усредненную оценку.

 

 

1.3. Применение метода экспертных оценок для построения дерева целей

Экспертные методы прогнозирования (табл. 1) применяются, как правило, в  случаях, когда отсутствуют какие-либо статистические данные, на которых  мог бы базироваться количественный прогноз, как, например, в случае, когда предприятие собирается выпустить на рынок совершенно новый продукт.

Таблица 1

Классификация экспертных методов прогнозирования

 

Вид экспертизы

Вид обработки мнений

без аналитической обработки

с аналитической обработкой

Индивидуальная

Интервью

Экспертные

Генерация идей

Построение сценария

Метод “дерева целей”

Матричный метод

Морфоло-гический анализ

Коллективная

Метод “мозгового штурма”

Метод коллективных экспертных оценок

Метод “Дельфи”


 

Но даже когда статистическая информация имеется, при использовании  ее для прогнозирования могут  возникнуть трудности, которые можно  разделить на четыре группы:

  • исходная статистическая информация зачастую бывает недостоверной. Однако даже при наличии достоверных данных о прошлом, они не всегда могут служить надежной базой для принятия плановых решений, направленных в будущее;
  • некоторая часть информации, необходимой для выбора наилучшего варианта планового решения, имеет качественный характер и не поддается количественным измерениям (например, невозможно разработать формулу для прогнозирования (оценки) поведения людей в той или иной ситуации, в производственном коллективе);
  • в момент принятия решения необходимая статистическая информация отсутствует, а ее получение требует времени или средств;
  • существует большая группа факторов, которые будут влиять на реализацию планов, но при подготовке плановых решений их нельзя точно предсказать.

Для применения статистических методов прогнозирования необходимо проводить исследовательскую работу и пользоваться услугами квалифицированных статистиков - и то и другое может дорого стоить.

Кроме того, в условиях динамичного развития общества, когда  происходят какие-то кардинальные изменения - в экономике, в социальной сфере, в технике, в технологии и в других областях - эффективность применения статистических методов для прогнозирования и планирования, особенно на длительный период, снижается.

Существует также опасность, что управляющие станут чрезмерно  полагаться на статистические методы и на полученные на их основе результаты и поэтому могут не заметить существенных изменений, значение которых мог бы оценить другой специалист.

В таких условиях особую роль в  предвидении будущего приобретает  интуиция специалистов, называемых экспертами.

Интуиция - это способность человека делать заключения об исследуемом объекте, его будущих состояниях неосознанно, т.е. без осознания пути движения мысли к этим заключениям.

Методы анализа и обобщения  суждений и предположений с помощью  экспертов называются экспертными или методами экспертных оценок.

Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического  анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение принимается как решение проблемы (в данном случае - прогноз).

Центральным этапом экспертного  прогнозирования является проведение опроса экспертов. В зависимости  от целей и задач экспертизы, существа и сложности анализируемой проблемы, времени, отведенного на опрос и экспертизу в целом, и допустимой их стоимости, а также от подбора участвующих в ней специалистов, выбирается метод опроса:

  • индивидуальный или
  • групповой (коллективный);
  • личный (очный) или
  • заочный (путем пересылки анкет);
  • устный или
  • письменный;
  • открытый или
  • скрытый.

Индивидуальный опрос  позволяет максимально использовать способности и знания каждого  специалиста. В отличие от индивидуального  при групповом опросе специалисты могут обмениваться мнениями, учесть упущенное каждым из них, скорректировать свою оценку. Обмен мнениями является обычно стимулирующим началом в выдвижении и творческой разработке новых идей. В то же время недостатки такого опроса состоят в сильном влиянии авторитетов на мнения большинства участников экспертизы, в трудности публичного отказа от своей точки зрения и в ряде других факторов психофизиологической совместимости.

Из сказанного видно, что методы индивидуального опроса предъявляют более высокие требования к эксперту по сравнению с групповым опросом, при котором ошибочные мнения и суждения отдельных экспертов могут быть “поправлены” при выведении общей оценки всей группой.

Среди методов индивидуального  экспертного прогнозирования следует выделить метод интервью, аналитические экспертные оценки (например, в виде докладной записки), морфологический анализ и др., хотя некоторые из них, например, метод генерации идей, экспертных оценок и другие могут применяться и в коллективном варианте.

Метод дерева целей - широко применяется для прогнозирования  возможных направлений развития науки, техники, технологий. Так называемое дерево целей тесно увязывает  между собой перспективные цели и конкретные задачи на каждом уровне иерархии. При этом цель высшего порядка соответствует вершине дерева, а ниже в несколько ярусов располагаются локальные цели (задачи), с помощью которых обеспечивается достижение целей верхнего уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Исследование целей управления в ОАО «ГАЗПРОМ»

 

2.1. Организационно–экономическая характеристика ОАО «ГАЗПРОМ»

 

Акционерное общество «Газпром» является открытым акционерным Обществом. Учредителем ОАО «Газпром» является Правительство Российской Федерации, создано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 ноября 1992 г. № 1333 «О преобразовании Государственного газового концерна «Газпром» в Российское акционерное общество «Газпром» и постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1993 г. № 138 «Об учреждении Российского акционерного общества «Газпром». Уставный капитал ОАО «Газпром» составляет 118367564500 руб.

 Правовой статус ОАО «Газпром», права и обязанности его акционеров определяются Уставом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об акционерных обществах» и Федеральным законом «О газоснабжении в Российской Федерации».

Особенности правового положения ОАО «Газпром», как Общества, которое создано при приватизации государственного предприятия и более 25 процентов акций которого находится в государственной собственности, определяются федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий. ОАО «Газпром» учреждено на неограниченный срок деятельности. Место нахождения: Российская Федерация, г.Москва, ул. Наметкина, д.16. ОАО «Газпром» совместно с его дочерними хозяйственными обществами, осуществляющими деятельность по обеспечению эффективного функционирования и развития Единой системы газоснабжения и надежному снабжению газом потребителей, действует как единый комплекс.

Информация о работе Исследование целей управления