Исследование государственного управления коммерческой деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 06:47, курсовая работа

Описание работы

Коммерция может рассматриваться как отрасль народного хозяйства, специализирующаяся на выполнении операции купли-продажи товаров, и с другой стороны, как вид деятельности, то есть происходящий во времени и пространстве процесс товарно-денежного обмена и обеспечивающих его операций. Коммерческая деятельность представляет собой часть предпринимательской деятельности на товарном рынке и отличается от нее по большому счету лишь тем, что не охватывает сам процесс изготовления товара или оказания услуги. В широком смысле любая организация, предлагающая на рынок продукты труда своих работников, а, значит, участвующая в процессе обмена, может быть отнесена к категории субъектов продажи

Содержание работы

Введение 2
Глава1 История государственного управления коммерческой деятельностью в России 4
1.1 Государственное управление коммерческой деятельностью в царской Руси 4
1.3 Коммерческая деятельность в 1992-1999гг 11
1.4 Коммерция в современной России 14
Глава 2 Исследование государственного управления коммерческой деятельностью. 22
2.1 Влияние законов на коммерческую деятельность. 22
Заключение 25
Список использованных источников 26

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

                                Содержание

 

                                                        Введение

Коммерция может рассматриваться как отрасль народного хозяйства, специализирующаяся на выполнении операции купли-продажи товаров, и с другой стороны, как вид деятельности, то есть происходящий во времени и пространстве процесс товарно-денежного обмена и обеспечивающих его операций. Коммерческая деятельность представляет собой часть предпринимательской деятельности на товарном рынке и отличается от нее по большому счету лишь тем, что не охватывает сам процесс изготовления товара или оказания услуги. В широком смысле любая организация, предлагающая на рынок продукты труда своих работников, а, значит, участвующая в процессе обмена, может быть отнесена к категории субъектов продажи. Важно учитывать, что, если данный субъект предполагает получение доходов от продажи (сбыта) товаров или оказания услуг, превышающих по размеру затраты на их создание, то его деятельность принято квалифицировать как коммерческую. Аналогичным образом формируется и представление о деятельности по приобретению сырья, материалов и изделий для производства товаров и оказания услуг. Государственное регулирование рынка — вмешательство государственных органов в функционирование рынка с целью перспективного воздействия на развитие общественного производства в нужном обществу направлении и/или решения социальных проблем. Коммерческая деятельность, как и любая иная предпринимательская деятельность, в значительной степени регулируется государством. Прежде всего это относится к правовым основам, особенностям создания и функционирования коммерческих организаций. Как известно, эти вопросы регулируются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, соответствующими федеральными законами. Субъектом государственного регулирования коммерческой деятельности выступает государство, общественные организации, законодательные органы. Объектом -- экономические, организационные и управленческие отношения в сфере коммерческой деятельности .Конкретными целями регулирования являются: формирование целостной системы для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда.

В государственном регулировании  рыночной экономики два аспекта  представляются наиболее важными. Первым необходимым условием для упорядочивающего воздействия является регламентация, свод правил и ограничений рыночной деятельности. Осуществляется посредством государственного планирования, издания правительством нормативно-правовых актов. Разработка системы правил экономического поведения для всех участников хозяйственного процесса необходима для предоставления ее объектам самостоятельности в предпринимательской деятельности. Второй аспект -- это государственное воздействие на рынок посредством изъятия части прибыли, дохода через систему налогообложения и других платежей в бюджеты. Распределяя средства в интересах общегосударственных нужд, государство осуществляет свою финансовую политику и оказывает влияние на рынок.

В данной работе мы рассмотрим историю государственного управления коммерческой деятельностью в России. Разделим её на четыре главных этапа: 1) коммерция в царское время 2) коммерческая деятельность в советское время 3) коммерция в период «перестройки» 4) управление коммерческой деятельностью в наше время.  Исследование каждого из данных периодов будем проводить по следующим аспектам: с точки зрения правоотношений, налоговой системы, таможенного законодательства ,а также рассмотрим ФЗ от 28.12.09г. 381- ФЗ. Выберем объект исследования, то есть проанализируем положительное и отрицательное воздействие государственного регулирования на коммерческую деятельность в России.

 

 

Глава1 История государственного управления коммерческой деятельностью в России

1.1 Государственное управление коммерческой деятельностью в царской Руси

В древнерусском государстве  налоговой системы как таковой  не было. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это был, по сути, сначала нерегулярный, а затем систематический налог. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Так пошлины взимались за перевозку через реку, за право иметь склады.

Хотя политическое объединение  русских земель относится к концу 15 века, стройной системы управления государственными финансами не существовало ещё долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода, однако, одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы. В связи с этим финансовая система в России в 15-17 вв была чрезвычайно сложна и запутана. Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича, создавшего в 1655 г. счетный приказ, деятельность которого позволила довольно точно определить государственный бюджет. Указом 12 декабря 1715 г. было образовано 9 коллегий. Денежными делами ведала Камер-коллегия, счет и рассмотрение всех государственных приходов и расходов было возложено на Ревизион-коллегию, Штат-контора занималась расходами и предоставляла ежегодно генеральный экстракт, где “на одной странице все доходы кратко означены: а на другой странице листа все расходы: також вкратце объявлены быть имеют”. Реорганизация введенных Петром I новых центральных учреждений продолжалась до 1719 года.

 Торговые отношения  сначала регулировались в основном  общими законодательными актами. Отдельные нормы о торговле имелись в Русской правде, Соборном уложении 1649 г. Большой толчок развитию торговли придал Петр I. Им были учреждены торговые консульства во многих городах Европы. В 1729 г. был принят Вексельный устав. Расширению внешнеторговых связей способствовало издание в 1731 г. Морского пошлинного регламента. По инициативе Петра Великого была создана коммерц-коллегия, контролирующая ведение торговли. Основным источником, регулирующим торговый оборот, являлся Устав торговый 1857 г. Устав торговый состоял из трех книг. Книга первая была посвящена «договорам и обязательствам». Книга вторая содержала русское морское право, а книга третья содержала правила деятельности бирж и ярмарок, требования к ведению купеческих и маклерских книг, требования к мерам и весам, правила о торговле зерном, льном, пенькой, другими товарами.

В годы Первой мировой  войны государственное регулирование  экономики значительно усилилось. В 1915 г. были созданы четыре Особых совещания: по обороне, топливу, перевозкам и продовольствию, во главе которых стояли соответствующие министры. Влияние этих регулирующих органов распространялось не только на казенные, но и на частные предприятия. Все предприятия, независимо от форм собственности, должны были в первую очередь выполнять военные заказы. На всех предприятиях, выполнявших подобные заказы, находились представители особого совещания по обороне, наблюдавшие за их современным и качественным выполнением.

Иностранная торговля в  России регулировалась таможенным законодательством. Русское государство, политическое становление которого произошло еще  XV-XVI в.в., в экономическом отношении до середины XVIII в. оставалось раздробленным. В каждой губернии взимались провозные и торговые пошлины. Кроме «мытов» , «перевозов», «мотовщины» и др. существовало множество всяких «мелочных сборов», сильно стеснявших внутреннюю торговлю. Важным событием в таможенном законодательстве было принятие Манифеста от 20 декабря 1753 года. В 1753-1754 годах внутренние пошлины, а также все 17 «мелочных сборов» были заменены единообразной таможенной пошлиной на границах  государства, взимавшейся с всех ввозимых и вывозимых товаров  в сумме  13 копеек с рубля стоимости. Первый Российский таможенный устав 1755 года (см. приложение) положил начало цивилизованному подходу к решению задач  таможенного дела  и формированию таможенной политики. Издание этого документа было прогрессивным шагом в законодательной системы России и имело экономическое, финансовое и политическое значение. Принятый в нем постановление открыли возможности перемещения товаров по территории Российской империи, способствовали укреплению Российского рынка и развитию внутренней внешней торговли

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         1.2 Коммерческая деятельность в советское время

В советское время  очень важную роль сыграла централизованная система ценообразования. Цены на всю продукцию в праве было устанавливать лишь государство. В магазины продукция поступала по установленной уже цене. Другими словами, можно сказать, что все цены регулировались «сверху».

 Основные виды налогов  сохранились и после прихода  к власти большевиков. Радикальные  перемены начались только в  конце 1918 г. Декрет ВЦИК “О  замене продовольственной и сырьевой  разверстки натуральным налогом”  предусматривал единый налог  на все сельскохозяйственное производство. Однако правила взимания такого налога в 1921 г. разработаны не были, а ситуация с продовольствием вновь складывалась так, что налоги вводились применительно к отдельным отраслям сельского хозяйства и видам продукции. Основной задачей налоговой системы советского государства было вытеснение частника из всех сфер производства. В 1921 г. было создано Организационно-налоговое управление, которое позднее переименовали Управление налогами и государственными доходами. . 24 января 1990 года было принято постановление Совета Министров СССР за № 76 “О налоговой службе”, которое предусматривало до 1 июля 1990 года создание в системе Министерства финансов СССР Государственной налоговой службы. В настоящее время общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определяет Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

    Октябрь 1917 г. перевернул Россию. Пришедшие к власти большевики не имели конкретной экономической программы, но их экономическая политика основывалась на отрицании частной собственности. С первых же дней существования советской власти начался процесс национализации. 25 октября 1917 г. был принят Декрет о земле, объявлявшей ее общенародной собственностью. 14 декабря 1917 г. был подписан первый декрет о национализации ряда частных промышленных предприятий. Банковское дело объявлялось монополией государства. Позднее были национализированы торговый флот, внешняя торговля. По декрету о национализации всех крупных предприятий (июнь 1918 г.) национализировали более трех тысяч предприятий. Крупное российское предпринимательство практически перестало существовать. У частного капитала пока оставались торговля, мелкие и часть средних промышленных предприятий. С началом гражданской войны в стране до предела обострилась обстановка. По декрету от 29 ноября 1920 года была национализирована мелкая и средняя промышленность; вводилась государственная монополия внутренней торговли. В результате была ликвидирована частная собственность, из обращения изъяты денежные знаки и свернуты товарно-денежные отношения. В экономической системе “военного коммунизма” не осталось места для предпринимателей. С окончанием гражданской войны стала наглядной неэффективность принятой экономической модели. Восстановить разрушенное войной хозяйство без применения материальной заинтересованности, основываясь только на применении чрезвычайных мер, было невозможно. В марте 1921 г. в России была введена новая экономическая политика (НЭП), благодаря которой большевики хотели восстановить экономику страны и совершить переход к социализму.

Главной мерой  НЭПа стала замена в деревне продразверстки продналогом. Теперь крестьяне сдавали государству уже не все излишки, а лишь строго определенную их часть. Они стали более заинтересованными в развитии своего хозяйства. Следующей важной мерой явилось введение свободной торговли , но широкому развитию торговли препятствовал дефицит промышленных товаров. Поэтому и в промышленном производстве, и в сфере обращения было разрешено частное предпринимательство. В мае 1921 г. кооперативы и частные лица получили право арендовать национализированные мелкие и средние предприятия. При НЭПе появились новые советские предприниматели, которые во многом принадлежала заслуга развития товарно-денежных отношений. Но экономическая модель, сложившаяся во времена НЭПа, вступила в конфликт с военно-коммунистической идеологией. На основе НЭПа к 1925 г. удалось восстановить народное хозяйство страны, но в недрах ее складывалась командная система управления экономикой больше соответствующая представлениям коммунистов о строящимся обществе. В эту систему не укладывались предприниматели, называемые в городе презрительно нэпманами, а в деревне - кулаками. В июне 1926 г. был введен сверх налог на нэпманов. Заниматься предпринимательской деятельностью стало не только невыгодно, но и опасно. Сначала частник ушел из производства, а затем из торговли. В результате массового создания колхозов кулачество было постепенно ликвидировано. Предпринимательство в сложившейся в Советском Союзе административно-командной системе оказалось ненужным; государство признало предпринимательскую деятельность уголовно-наказуемым занятием. После долгих лет застоя, характеризующегося, прежде всего, экстенсивной экономикой, в 1985 г. в Советском Союзе началась перестройка, в экономической программе которой был заложен переход к рыночным условиям хозяйствования. В 1986 г. 55 министерств и ведомств, более 100 предприятий, объединений и организаций получили право самостоятельной торговли на внешнем рынке.

Новая государственная  власть, пришедшая к управлению страной в результате Октябрьского переворота в России, отказалась от таможенной политики, проводимой в дооктябрьский период, и ликвидировала существовавшую в России систему таможенных органов. Реализация ленинской идеи государственной монополии внешней торговли по существу заблокировала широкое применение таможенно-тарифного регулирования и сделала систему таможенного контроля  чисто вспомогательным инструментом регулирования внешней торговли. В период военного коммунизма неоднократно предлагалось закрыть таможенные учреждения.

Такие предложения  были логическим следствием идеи монополии  внешней торговли и обусловили негативное отношение к таможенной службе и  таможенному делу в целом. Первым нормативным актом советской власти в области таможенных отношений был декрет от 29 октября 1917 года «О разрешении на ввоз и вывоз товаров», который установил государственный контроль за внешнеторговыми операциями посредством лицензирования: для экспорта и импорта товаров требовалось разрешение НКТиП.( Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 г. был утвержден новый Таможенный кодекс. По сравнению с Таможенным кодексом СССР 1928 г. он был значительно меньше по объему (120 статей, сгруппированных в три раздела). Управлению таможенным делом был посвящен первый раздел Кодекса, содержащий всего семь статей. Управление таможенным делом на территории СССР было отнесено к ведению Министерства внешней торговли и осуществлялось через входящее в его состав Главное таможенное управление (ст. 1 Кодекса). Среди функций таможенных учреждений выделялись контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций и борьба с контрабандой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Коммерческая деятельность  в 1992-1999гг

     В ноябре 1991 г. было сформировано новое Правительство, которое возглавил сам Президент, заявивший о своей готовности принять на себя всю ответственность за реализацию программы реформ и ее социальные последствия. Экономическим блоком Правительства руководил вице- премьер Е.Гайдар. В состав Правительства вошла группа молодых экономистов – «рыночников»- А.Шохин, А.Чубайс, П.Авен, А.Нечаев. Количество министерств и республиканских ведомств было радикально сокращено. Старые отраслевые схемы управления были  сознательно проигнорированы. Возникли принципиально новые органы управления- государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Государственный комитет РСФСР по управлению государственным имуществом. Появились объединенные министерства- промышленности, экономики и финансов, транспорта, торговли и материальных ресурсов.

Информация о работе Исследование государственного управления коммерческой деятельностью