Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 19:05, курсовая работа
Разнообразие стратегий, применяемых в страт гическом менеджменте, требует их классификации. Среди различных признаков клас ификации наиболее существенным является уровень принятия страт гических решений и их значимость для обеспечения долгосрочной выживаемости предприятия. Различают:
• корпоративную (портфельную) стратегию;
• деловую (конкурентную) стратегию;
• функциональную стратегию.
Исследование
и классификация стратегий
Разнообразие стратегий, применяемых в страт гическом менеджменте, требует их классификации. Среди различных признаков клас ификации наиболее существенным является уровень принятия страт гических решений и их значимость для обеспечения долгосрочной выживаемости предприятия. Различают:
• корпоративную (портфельную) стратегию;
• деловую (конкурентную) стратегию;
• функциональную стратегию.
Корп ративная (портфельная) стратегия описывает направление развития производственно-сбытовой деятельности компании. Основная задача высшего руководства - выбрать хозя ственные объекты, которые следует инвестировать, сбала сировать портфель товаров и услуг. Выделяют три базовые корп ративные стратегии:
• стратегию роста - увеличение предприятия через прон кновение и захват рынков. Выбор стратегии роста осуще твляется на основе матрицы И. Ансоффа «Продукт - рынок». Портфельная стратегия в самом общем виде для российского бизнеса может быть направлена:
- на приобретения в новых отраслях;
- на укрепление имеющихся подр зделений посредством приобретений, слияний, поглощений;
- на сокращение риска;
- на укрепление денежной наличностью;
- на защиту против слияний;
- на создание нового продукта (услуги);
- на разработку инфор ационного обеспечения;
- на рост продаж на рынке партнера;
- на достижения эффекта синергии;
• стратегию огра иченного роста (стратегию стабильности).
Основное внимание руководства компании направлено на существующие виды бизнеса, на их поддержку. Для российских предприятий эта стратегия форм лируется как стратегия сохранения бизнеса. В общем виде она может быть направлена:
- на решение проблемы неплатежей (управление дебиторской задолженностью);
- на обмен или совместное владение сферами бизнеса через:
а) испо ьзование торговой марки;
б) расп еделение затрат на разработку технологий;
в) испо ьзование сервисного обслуживания;
г) испо ьзование избытка мощностей;
д) испо ьзование НИОКР и возможностей
новых товаров / техно-
логий;
- на восполнение пробелов в произв дственной цепочке;
- на сохранение независимости;
• стратегию сокращений - предприятие вынуждено обратиться к этой стратегии, если длительное время функционирует неэффективно и находится под угрозой банкротства. Последовательность действий руководства в такой ситуации:
- отказ от производства нерен абельных изделий, излишней рабочей силы, неэф ективных каналов распределения, поиск лучших вариантов использования ресурсов;
- отказ от одного из видов бизнеса путем продаж или выделения в самос оятельно работающую фирму;
- ликвидация - банкротство, т. е. уничтожение предприятия путем продажи активов; такая альтернатива создает проблемы как собственникам, так и сотрудникам.
По мере того как необ одимость эффективной конкуренции становилась все более очевидной, центр внимания страт гического управления переместился с портфеля на предприятия различных отраслей, из которых состоят диверсифи ированные компании. Проблемы управления пред риятиями носят совершенно иной характер и стратегия для них направлена прежде всего на создание конкурентных преимуществ, что позволяет им достичь поставленных целей. Такая стратегия называется деловой или конкурентной.
Деловая стратегия состоит в том, чтобы добиться долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат организации высокую рентабельность.
Процесс разработки деловой (конкурентной) стратегии включает:
• определение миссии организации;
• конк етизацию видения организации и постановку целей;
• формулировку и реализацию стратегии, направленной на их достижение.
Искусство стратегии состоит в том, чтобы результаты умственной работы воплотились в конкретные действия, которые на этапе реализации позволили бы добиться высокой эффективности.
Функц ональные стратегии разра атываются на основе корп ративной и деловой стратегии для соотве ствующего расп еделения ресурсов между отделами и службами организации. Основная задача функц ональной стратегии - поиск эффективного поведения отдела в рамках общей стратегии:
• увеличение вклада отдела (службы) в общее дело;
• уменьшение затрат на функци нирование функц онального подразделения.
Бен Карлофф в своей книге «Деловая стратегия» пишет: «Формирование функц ональных стратегий - не поднятая целина менеджмента, где скрыты огромные резервы эффективности». В зарубежной практике в качестве объектов страт гического менеджмента выделяют следующие функц ональные сферы деятельности:
• маркетинг;
• исследования и разработки;
• материально-техническое снабжение;
• производство;
• сбыт;
• персонал, труд;
• финансы;
• информатику;
• организацию и управление;
• кооперацию, слияние, участие;
• отчетность.
Таким образом, стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предн значенный для того, чтобы обеспечить осущ ствление миссии организации и достижение ее целей.
В процессе осущ ствления своей производственно-хозя ственной деятельности организация расп ряжается своими ресурсами, находясь под воздействием различных факторов, которые в страт гическом менеджменте называют элементами стратегии.
Эти элементы, взятые в общей совокупности (рис. 1.5), являются отличными индикаторами того, как организации используют и размещают свои ресурсы для достижения определенной цели.
Рис. 1.5. Девять ключевых факторов, возде ствующих на организацию или ее подр зделения в процессе испо ьзования своих ресурсов
Под стратегией понимается качественно определенное направление развития предприятия, план достижения его генеральных целей.
В процессе стратегического
управления для предприятия
Базовые корпоративные стратегии развития предприятия (стратегические альтернативы):
1. Концентрированный рост
(усиление позиций на рынке,
развитие рынка, развитие
2. Рост (интегрированный
рост - приобретение собственности,
внутреннее расширение и
3. Стратегия сокращения (целенаправленное и сбалансированное сокращение бизнеса в связи с изменениями на рынке и т.п.)
4. Комбинированная
Базовые деловые стратегии М.Портера:
К деловым стратегиям можно отнести стратегию раннего выхода на рынок (стратегия первопроходца).
Общие этапы разработки стратегии:
Наиболее распространенным методом исследования внешней среды является SWOT- анализ.
Привлекательность и прибыльность отрасли по М. Портеру, определяется пятью силами или факторами конкуренции (Модель 5 С):
1. Соперничество среди конкурирующих предприятий.
2. Конкуренция со стороны
товаров, являющихся
3. Угроза появления новых
конкурентов (потенциальные
4. Экономические возможности
и торговые способности
5. Экономические возможности
и торговые способности
Основные подходы портфельного анализа
портфельная матрица Бостонской консультационной группы, или матрица БКГ
модель Мак-Кинзи, или «экран бизнеса».
В матрице БКГ для оценки
конкурентоспособности
Темп роста рынка |
Высокий |
«Звезда» |
«Проблема» |
Низкий |
«Дойная корова» |
«Собака» | |
Высокая |
Низкая | ||
Относительная доля рынка |
Классификация стратегий и базовые подходы к их выбору
Планирование стратегий, с одной стороны, -- понятие более узкое, чем стратегическое управление, поскольку является лишь одним из его элементов, а с другой - более широкое, так как используется не только в управляющих системах стратегического типа, но и в системах, ориентированных на более стабильную внешнюю среду.
Саму стратегию можно определить как реакцию системы на возникающие стратегические проблемы в процессе функционирования предприятия, а стратегические проблемы - как разницу между желаемым состоянием системы, исходя из поставленных целей, и ее текущим состоянием.
Стратегию можно рассматривать
в виде набора правил для принятия
управленческих решений, правил, которыми
фирма руководствуется при
- правила, используемые
для оценки результатов
- правила, по которым
складываются отношения фирмы
с внешней средой (виды продукции
и технологии, направления сбыта,
пути обеспечения
- правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации -- организационная концепция;
- правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность, -- основные оперативные приемы.
Выбор стратегии является центральным моментом в управлении развитием организации, определяя важность, вариантность и продолжительность ее последствий.
Процесс выбора складывается из трех составляющих: постановки задачи, выявлением проблем, формулированием проблемной ситуации, оценкой располагаемого времени для принятия и реализации решений, оценкой ресурсов, потребных для решения проблемы; формирования системы альтернативных стратегий на основе анализа проблемной ситуации, путем установления целей и ограничений, генерации альтернатив, выбора системы предпочтений; собственно выбора стратегии путем сужения перечня альтернатив до круга допустимых решений в условиях реальных ограничений, формирования критериев оценки эффективности решений и принципов их отбора, ограничения системы допустимых альтернатив до круга эффективных решений и, наконец, выбора единственного, самого эффективного решения (некоторые авторы трактуют процесс выработки стратегии как разработку вариантов, оценку и выбор стратегии, доводку ее составляющих до полной адекватности целям организации во всем их многообразии и сложности).
Разнообразие стратегий,
применяемых в стратегическом управлении,
достаточно велико. Следует осуществить
выбор и актуализацию наиболее приемлемой
для фирмы стратегии, уточнив
ее характеристики и дополнив составляющими,
описывающими поддерживающие действия
по отдельным бизнес-функциям, подразделениям,
исполнителям. Поэтому возможные
стратегии необходимо систематизировать
и классифицировать. В качестве основных
признаков классификации могут
быть выделены следующие: уровень принятия
решений; базовая концепция достижения
конкурентных преимуществ; стадия жизненного
цикла; степень агрессивности
В настоящее время по И. Ансоффом [4], в процессе стратегического планирования в организации выделяются четыре уровня принятия стратегических решений: корпоративный; фирменный или сфер бизнеса; функциональный; линейный. Принимаются решения по текущей деятельности соответствующего подразделения (оперативные стратегии).
Таблица 1
Разновидности стратегий бизнеса
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Стратегии по уровню принятия решений: |
Базовые стратегии конкуренции: |
Стратегии, соответствующие стадии жизненного цикла развития организации: |
Стратегии по агрессивности организации в конкурентной борьбе: |
|
корпоративные бизнеса е функциональные оперативные |
лидерство в снижении издержек; дифференциация продукции; фокусирование |
роста; стабилизации; выживания; сокращения |
по конкурентной позиции: лидера, фирмы на вторых ролях, слабого бизнеса; по направленности действий: наступательная оборонительная по степени риска: рисковая (новаторская) осторожная (консервативная) по активности действий: агрессивная активная, спокойная (пассивная) |
|
Информация о работе Исследование и классификация стратегий организации