Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 20:21, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - исследование теоретических основ конфликта и на основе изученного материала, выработка путей преодоления конфликтных ситуаций в организации.
К задачам курсовой работы можно отнести:
- провести теоретический анализ по теме исследования;
- проанализировать различные способы управления производственными конфликтами, и определить причины их возникновения;
- провести исследования конфликтного поведения сотрудников МКОУ Заледеевской СОШ.
Введение 3
1. Теоретические основы конфликтологии 4
1.1. Понятие конфликта, его сущность 4
1.2. Основные виды возникающих конфликтов. Их причины и ошибки 8
Глава 2. Анализ конфликтного поведения 13
2.1. Причины производственных конфликтов 13
2.2. Управление конфликтами в организации 18
Глава 3. Исследование конфликтного поведения персонала 23
3.1. Подготовка и реализация программы исследования 23
3.2. Анализ результатов исследования 32
Заключение 35
Библиографический список
Возможные ошибки. Самая большая ошибка, которую может совершить руководитель, - это вообще игнорировать конфликты, возникающие между сотрудниками. Важно проявлять интерес к работникам и заботу о них, никогда не откладывать решение разногласий на потом. Нередко руководители предпочитают использовать «силовые» методы воздействия на подчиненных. Руководитель старается спасти ситуацию, недостаточно доверяя своим сотрудникам, не прислушиваясь к их мнению. Такой способ решения проблемы неэффективен с точки зрения сохранения, как собственных психологических ресурсов руководителя, так и ресурсов его сотрудников. Через некоторое время руководитель начинает чувствовать себя вымотанным, тревожным, испуганным и уязвимым. В таком состоянии ему сложно решать рабочие проблемы, поэтому учащаются ошибки и необдуманные решения. Руководитель в этом состоянии предпочитает стратегию «быстрых починок», старается все решать сам, недооценивая возможности своих сотрудников. Конфликты - это неотъемлемая часть жизни каждой организации. И руководителю важно научиться их конструктивно разрешать. Важно помнить, что в конфликте не должно быть победителей и проигравших. В выигрыше должны быть обе стороны. Так руководитель сможет сохранить не только личные ресурсы, но и ресурсы организации.
Глава 3. Исследование конфликтного поведения персонала
3.1 Подготовка
и реализация программы
Проведем исследование и анализ конфликтных ситуаций на примере МКОУ Заледеевской СОШ расположенной по адресу Красноярский край, Кежемский район, с. Заледеево. Основным направлением деятельности Заледеевской СОШ является оказание услуг в сфере образования. Штат работников насчитывает 19 преподавателей, из них 5 мужчин и 14 женщин. Средний возраст коллектива 45 лет. Проведя опрос, из - за чего возникают конфликты в коллективе, выявила, что основной причиной является – несовпадение интересов и мнений.
Коллективу было предложено пройти тестирование по пяти методикам:
- Тест – опросник Айзенка,
направленный на выявление
- Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин и П. А. Ковалев);
- Тест «Ваш способ реагирования в конфликте» (Кеннет У. Томас)
- Тест «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости»;
- Методика «Интегральная удовлетворенность трудом».
К основным свойствам личности относятся: темперамент и характер. Темперамент обусловлен типом нервной системы и отражает преимущественно врожденные характеристики поведения. В темпераменте выражается отношение человека к происходящим вокруг него событиям.
Любой человек должен постоянно учитывать особенности темперамента людей, с которыми ему приходится работать и общаться. Чтобы узнать какие типы темперамента преобладают у сотрудников, респондентам было предложено пройти тест – опросник Айзенка, направленный на выявление типа темперамента. Ниже приведены результаты.
Таблица 3. Сводная таблица результатов исследования на определение типа темперамента1
№ |
Ф. И. О. |
Тип темперамента | |||
Холерик |
Сангвиник |
Флегматик |
Меланхолик | ||
1 |
М. И. Д. |
+ |
|||
2 |
В. А. Г. |
+ |
|||
3 |
М. Т. Ф. |
+ |
|||
4 |
Р. Н. П. |
+ |
|||
5 |
Р. Г. П. |
+ |
|||
6 |
Т. Д. А. |
+ |
|||
7 |
В. И. В |
+ |
|||
8 |
К. Н. В. |
+ |
|||
9 |
Б. А. И. |
+ |
|||
10 |
К. И. В. |
+ | |||
Итого |
человек |
3 30 |
3 30 |
3 30 |
1 10 |
По результатам тестирования можно сделать вывод, что в коллективе, в основном, обладают такими типами темперамента как холерик (30%) - быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается; сангвиник (30%) - живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно; флегматик (30%) - медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием. И только один сотрудник, обладает таким типом темперамента как меланхолик (10%) - человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним. Эти черты эмоциональной слабости.
Следующая методика предназначена для выявления в качестве личностной характеристики склонности субъекта к конфликтности и агрессивности, а так же с помощью результатов теста выявим общий показатель конфликтности. Агрессией принято называть такую активность, цель которой – разрушение чего-либо. Агрессивное поведение сочетает в себе враждебный настрой по отношению к окружающим и эмоциональное состояние гнева и злости. При этом внешне агрессия может проявляться совершенно по-разному: частые споры, нарушение принятых правил, провокация конфликтов, ссоры, драка, словесные жалобы и оскорбления. Сама по себе агрессия необходима любому живому организму. Более того, каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, ведь ее отсутствие приводит человека к пассивности, слабости и безволию в жизненно важных ситуациях. Однако все хорошо в меру. Повышенное проявление агрессивности может стать основой конфликтного поведения и правонарушений.
Таблица 4. Сводная таблица результатов исследования личностной
агрессивности и конфликтности10
№ |
Ф. И. О. |
Личностная агрессивность и конфликтность |
Показатель конфликтности | |||||||||||
В |
Н |
О |
Н У |
Б |
М |
Н М |
П |
А + |
А - | |||||
1 |
М. И. Д. |
4 |
3 |
7 |
5 |
1 |
2 |
3 |
6 |
8 |
5 |
18 | ||
2 |
В. А. Г. |
5 |
5 |
3 |
8 |
4 |
6 |
5 |
8 |
13 |
11 |
20 | ||
3 |
М. Т. Ф. |
5 |
6 |
6 |
4 |
3 |
7 |
3 |
6 |
10 |
10 |
20 | ||
4 |
Р. Н. П. |
3 |
3 |
5 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
5 |
13 | ||
5 |
Р. Г. П. |
4 |
4 |
7 |
7 |
4 |
8 |
5 |
5 |
7 |
5 |
20 | ||
6 |
Т. Д. А. |
6 |
1 |
7 |
4 |
1 |
4 |
4 |
8 |
5 |
8 |
22 | ||
7 |
В. И. В |
5 |
6 |
5 |
3 |
2 |
3 |
5 |
5 |
9 |
8 |
17 | ||
8 |
К. Н. В. |
3 |
8 |
3 |
3 |
1 |
3 |
4 |
9 |
9 |
7 |
16 | ||
9 |
Б. А. И. |
2 |
6 |
3 |
5 |
2 |
4 |
5 |
6 |
11 |
9 |
13 | ||
10 |
К. И. В. |
1 |
2 |
7 |
3 |
1 |
3 |
3 |
5 |
5 |
6 |
14 | ||
Итого |
17.3 |
В – вспыльчивость; Н – напористость; О – обидчивость; НУ – неуступчивость; Б – бескомпромиссность; М – мстительность; НМ – нетерпение к мнению окружающих; П – подозрительность; А – агрессивность.
При подсчете результатов по данной методике выявили, что общий показатель конфликтности в коллективе, находится на среднем уровне (17.3).
Конфликт непосредственно связан с проблемой конфликтоустойчивости личности. В первоначальном понимании конфликт - это негативное явление и главным условием для лидеров и руководства считалось умение разрешать или элиминировать конфликт. Однако в исследованиях последних лет уделяют внимание формам, стилям поведения, выявлению наиболее продуктивных или деструктивных форм конфликтоустойчивости. Так Килман Томас выделил 5 типов поведения в конфликте:
При определении стиля разрешения конфликта видно, что в данном коллективе стили сотрудничество (40%) и компромисс (50%) наиболее предпочитаемые формы социального поведения данного коллектива в ситуации конфликта.
Таблица 5. Сводная таблица результатов исследования способа реагирования
в конфликте8
№ |
Ф. И. О. |
Типы поведения в конфликте | ||||
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление | ||
1 |
М. И. Д. |
+ |
||||
2 |
В. А. Г. |
+ |
||||
3 |
М. Т. Ф. |
+ |
||||
4 |
Р. Н. П. |
|||||
5 |
Р. Г. П. |
+ |
+ |
|||
6 |
Т. Д. А. |
+ |
||||
7 |
В. И. В |
+ |
||||
8 |
К. Н. В. |
+ |
||||
9 |
Б. А. И. |
+ |
||||
10 |
К. И. В. |
+ |
||||
Итого |
человек
% |
0 0 |
4 40 |
5 50 |
1 10 |
0
0 |
Тип темперамента и уровень конфликтности личности взаимосвязаны, но при этом, нужно еще и учитывать такое немаловажное свойство личности как стрессоустойчивость , которая представляет собой совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья. Вместе с тем, искусственное занижение уровня чувствительности к внешним раздражителям, сопряжённое с этим качеством, в некоторых случаях может привести к чёрствости, отсутствию сильных эмоций и безразличию — то есть к свойствам, которые нередко приводят к негативным результатам в семейной и общественной жизни человека.
Таблица 6. Сводная таблица результатов исследования перцептивной оценки
№ |
Ф. И. О. |
Типы стрессоустойчивости | |||
Тип А |
Склонность к типу А |
Тип Б |
Склонность к типу Б | ||
1 |
М. И. Д. |
+ |
|||
2 |
В. А. Г. |
+ |
|||
3 |
М. Т. Ф. |
+ |
|||
4 |
Р. Н. П. |
+ | |||
5 |
Р. Г. П. |
+ | |||
6 |
Т. Д. А. |
+ |
|||
7 |
В. И. В |
+ | |||
8 |
К. Н. В. |
+ |
|||
9 |
Б. А. И. |
+ |
|||
10 |
К. И. В. |
+ |
|||
Итого |
человек |
2
20 |
1
10 |
4
40 |
3
|
Информация о работе Исследование конфликтного поведения персонала