Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 16:21, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить систему управления, а также ее функционирование.
Основные задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть предприятие как сложную систему
2. Изучить процесс изменений основных научных подходов к исследованию организаций
3. Проанализировать систему управления предприятия, ее основные элементы и функции
4. Обозначить требования к системе управления
СОДЕРЖАНИЕ
Стабильность организации, эффективность деятельности в условиях рыночнка связаны с ее непрерывным развитием. При этом улучшение организации должно осуществляться по принципу адаптации к внешним условиям.
На сегодняшний день, прослеживаются факторы, определяющие необходимость организации постоянно обнавляться и приспосабливаться. Это:
Без учета этих факторов невозможно планировать развитие организации. Поэтому успех любого предприятия и возможность его выживания зависят быстрой адаптации к внешним изменениям. В постоянном стремлении соответствие организации условиям внешней среды и заключается адаптация управления. Он проявляется в быстром освоении новой продукции, техники и технологии; применении новейших форм организации труда, управления и производства, непрерывном улучшении кадрового потенциала.
В условиях быстрого развития производства и общества управление тоже должно непрерывно развиться, которое сегодня невозможно производить без исследования течений и возможностей, без выбора возможностей и направлений развития.
Цель курсовой работы - изучить систему управления, а также
ее функционирование.
Основные задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть предприятие как сложную систему
2. Изучить процесс изменений основных научных подходов к исследованию организаций
3. Проанализировать систему
4. Обозначить требования к системе управления
5. Рассмотреть основные направления совершенствования систем управления.
6. Проанализировать систему управления
конкретной организации.
Необходимость современной организации соответствовать требованиям рыночной экономики соответственно выявляет потребность постоянного ее развития. Основой организационных новшеств служит изучение деятельности организаций.
Исследование систем управления — это вид деятельности, направленный на развитие управления в соответствии с постоянно меняющимися внешними и внутренними условиями. В условиях быстрого развития современного производства и общественного устройства управление тоже находиться в состоянии постоянного развития, которое сегодня нельзя обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития. Изучение управления происходит в постоянной деятельности менеджеров и персонала и в работе специальных аналитических групп, лабораторий, отделов. Порой для проведения исследования приглашают специальные конс. фирмы. Необходимость в исследованиях систем управления основана на достаточно большим количестве проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. От правильного решения этих проблем зависит успех работы организаций. Исследования систем управления могут быть различными как по методологии их проведения так целям,.
По целям исследований можно отметить практические и научно-
По методам проведения следует выделить, исследования эмпирического характера и опирающиеся на систему научных знаний.
Различны исследования и по использованию ресурсов собственных или привлекаемых, по трудоемкости, длительности, информации , организации их проведения. В каждом случае, исходя из поставленных задач, приходится выбирать необходимый вид исследования. Исследование в процессе управления организаций как вид деятельности включает следующие работы:
В реальной практике все эти работы находятся в тесной взаимосвязи, характеризуя при этом степень профессионализма исследователей, конкретные цели и задачи их деятельности.
Проведение исследований и анализ любой конкретной системы управления как объекта необходимо, прежде всего, для обеспечения конкурентоспособности предприятия на рынке товаров (услуг), для повышения эффективности функционирования подразделений и организации в целом. Понять, как своевременно и успешно достигаются цели можно только с помощью исследования работы этих подразделений и конкретных исполнителей и руководителей.
Исследования проводить необходимо не только, когда организациям грозит серьезный кризис или банкротство, но и тогда, когда организации работают успешно и достигают стабильно определенных результатов. В данном случае исследования своевременные помогут этот стабильный уровень удержать , выяснить, что мешает, либо в стимулирует ее работу большей степени, чтобы были еще лучше желаемые результаты.
Проведения исследований продиктована необходимостью еще и постоянно меняющимися целями функционирования организаций, что в условиях рыночной конкуренции неизбежно и постоянно меняющегося спроса потребителей.
Исследования необходимы как с практической, так и с научной точек зрения. С научной точки зрения исследование предполагает четкое формулирование разработку и методологии проведения исследований, чтобы с тем разработать основные теоретические положения. Вообще исследования должны проводить уметь конкретные люди (проектировщики, аналитики,, в отделах сотрудники). Их необходимо, следовательно, вооружить конкретными знаниями, различным методам обучить проведения исследований, разъяснить, для чего это нужно и цели какие при этом достигаются. Нужно объяснить главное: исследования проводятся с целью модели построения системы управления, к которой стремиться должна организация.
Практика показывает, что специалисты, имеющие опыт обычный работы в хозяйственных организациях или научно-исследовательских, не обладают знаниями специальными для подобных исследований.
Таким образом, проведение исследований определенные требования предъявляет к составу и коллектива квалификации аналитиков и разработчиков.
Исследователи должны:
Кроме того, исследователи уметь должны систематизировать полученную информацию, в организации инициировать новации.
Выполнение этих требований дает необходимость подготовки исследователей, поскольку от результатов зависит эффективность работы предприятия. Подготовка таких специалистов заблаговременно осуществляется и сопровождается стажировкой исследователей в процессе разработки модели новой управления системы.
Исследование управления систем включает:
В процессе анализа исследования работы предприятия устанавливается место и роль данного предприятия в соответствующем спектре рынка; состояние производственно-хозяйственной деятельности организации; структура предприятия производственная; система управления и ее организационная структура; особенности взаимодействия организации с потребителями, поставщиками и другими участниками рынка; инновационная деятельность предприятия; психологический обстановка на предприятия и др
С организации расширением и, как следствие, горизонтальной и вертикальной специализации труда, возникает необходимость отделения работы по ориентированию от выполнения непосредственного работы для успешной работы в группе. Вертикальное преднамеренное разделение труда на предприятии дает в результате управленческих уровней. Центральной иерархию характеристикой иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Сотрудник более ровня управления имеет в подчинении одного, несколько лиц более низкого уровня. Чем больше подчиненных у руководителя, тем больше его сфера контроля.
К идее иерархии на предприятии владельцы предприятий пришли не сразу. Впервые изучением организационных структур занялся А. Файоль на рубеже 19 и 20 вв. Как пишет П. Друкер «Уже в то время необходимость в организационной структуре стала очевидной. Впрочем, Ф. У. Тейлор сомневался в ее необходимости. Он все время писал и говорил о «владельцах и их помощниках». П. Друкер сравнивает руководителя с капитаном на корабле, который принимает окончательное решение и которому беспрекословно подчиняются остальные сотрудники, а «в ситуации повышенного риска, - а с такой ситуацией рано или поздно сталкивается любая организация, - от четкого руководства зависит само существование организации. Когда на корабле пожар, капитан не созывает собрание, а отдает приказы».
Требования к иерархии в управлении и соответствующей ей организационной структуре изменялись постепенно. Основные факторы, определяющие этими изменения:
- внешней среды изменение: рост событий непредсказуемости, рост темпов изменений, усиления во взаимовлиянии элементов внешней среды;
- развития науки управления: появление различных подходов, их развитие, интеграция и т.п.
научно-технический прогресс: эволюция в области технологий, отсюда новых методов управления внедрение; освоение компьютерных технологий и как следствие - упрощение коммуникаций;
Минцберг Г. так описывает организации эволюции: «Основа любой организации - операторы, т. е. индивиды, на плечи которых ложится основная деятельность по производству продукции и предоставлению услуг. Именно они образуют операционное ядро организации. Во всех без исключения органи-зациях (даже в самых простых) должен быть по крайней мере один специально выделенный менеджер, который занимает позицию, называемую апексом стратегическим, т. е. такое положение, которое позволяет ему удерживать в поле зрения систему в целом. По мере роста организации таких менеджеров число возрастает - причем не только сотрудников, и менеджеров управляющих операторами, но, управляющих менеджерами. Возникает некая срединная линия или иерархия властных полномочий от операционного ядра до стратегического апекса».
С появлением компьютеров в производстве у руководителей появилась возможность отслеживать деятельность исполнителей, обмениваться с ними информацией, используя внутренние каналы электронной связи и интернет. В результате чего резко сократилось количество менеджеров среднего звена. Освоение интернета привело к созданию нового типа структур - сетевых структур, в которых вовсе отсутствует средний уровень управления, и вся направление деятельности осуществляется одним или несколькими людьми.
Исследователи постепенно сделали вывод, что иерархия управления - это инструмент для исполнение целей фирмы и гарантия сохранения системы. Так А.Чандлер в свое время определил следующий принцип: «стратегия определяет»»
Многие авторы сошлись на том, что в организации можно выделить три уровня управления: нижний, средний и высший (рис.1).
Рис.1 Иерархия управления
Иерархический уровень чем он выше, тем объем больше комплексность выполняемых функций, ответственность, доля стратегических решений и информационный доступ. Одновременно растут и требования к квалификации и в управлении свобода. Чем ниже уровень - тем больше простота решений, доля быстрых видов деятельности.