Исследование системы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 01:39, курсовая работа

Описание работы

Организационное совершенствование теории системы (ее подсистем или элементов) затрагивает уже не только отдельные связи, но и структуру управления в целом. А это, в свою очередь, требует установления и обеспечения новых связей, устранения излишних связей, существенного изменения функций управления и способов принятия управленческих решений.
Развитие и совершенствование предприятия базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации, что требует проведения исследования систем управления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты системы управления………………….……...6
1.1 Сущность теории системы управления..…………………….….…………...6
1.2 Объект и предмет исследования…………………..………………………..13
1.3 Состав и методы исследования системы управления…………………..…15
Глава 2. Организация и диагностика исследования системы управления…..18
2.1 Диагностика системы управления………………………………………….18
2.2 Организация исследования: условия, требования, виды………………….19
2.3 Планирование процесса системы управления……………………………..23
Глава 3. Научная и практическая эффективность исследования………..…...28
3.1 Научная и практическая эффективность исследования…………………..26
Заключение……………………………………………………………………….33
Список используемой литературы……………………………………………...35

Файлы: 1 файл

курсовая Наюшки.docx

— 107.54 Кб (Скачать файл)
  1. Общие условия осуществления проекта и его исходные данные, в том числе приводятся данные ранее выполненных исследований и перечисляются их авторы.
  2. Рынок и мощности производства. В этом разделе осуществляются: спрос, объем продаж, основные параметры производственной программы, издержки на утилизацию отходов, обеспечение требований по экологии, достаточность и возможность увеличения производственной программы.
  3. Материальные факторы производства – сырье, основные материалы, топливо, энергетические ресурсы, фактическое положение с поставками сырья и др.
  4. Географическое местоположение территории и стоимость ее приведения согласно проекту.
  5. Проектно-конструкторская документация, включающая предварительное определение границ проекта и др.
  6. Трудовые ресурсы - предполагаемая потребность в трудовых ресурсах по категориям.
  7. Предполагаемые сроки осуществления проекта.
  8. Финансовая и экономическая оценки включают сведения - структура капитала и предполагаемое финансирование и др., а также релевантные границы деятельности и др.
  9. Риски и методы их снижения при реализации проекта.

Планы подразделений и ОПС, обобщающие множество оперативно -календарных планов также называются оперативно-календарными планами.

Для сложных процессов, развитие которых  происходит при участии большого количества специализированных организаций, в концепцию «прогноз-план» вводится звено - «программа». Получается более сложное образование - «прогноз - программа - план».

Программирование - установление основных положений, которые затем развертываются в планировании или последовательности конкретных мероприятий по реализации планов.

Частным случаем программирования является разработка план-графиков.

План-графики разрабатываются для установления последовательности и координации отдельных мероприятий по разработке и испытаниям образцов высокотехнологических товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Научная и практическая эффективность исследования

 

 

3.1 Научная и практическая  эффективность исследования

 

Под экономической эффективностью исследований в целом понимают снижение затрат общественного и живого труда  на производство продукции в той  отрасли, где внедряют законченные  научно-исследовательские работы и  опытно-конструкторские разработки (НИР и ОКР). Основные виды эффективности научных исследований:

- экономическая эффективность  - рост национального дохода, повышение  производительности труда, качества  продукции, снижение затрат на  научные исследования;

- укрепление обороноспособности  страны;

- социально-экономическая эффективность  - ликвидация тяжелого труда, улучшение  санитарно-гигиенических условий  труда, очистка окружающей среды  и т. д;

- престиж отечественной науки.

Наука является наиболее эффективной  сферой капиталовложений. В мировой  практике принято считать, что прибыль  от капиталовложений в нее составляет 100-200% и намного выше прибыли любых  отраслей. По данным зарубежных экономистов, на один доллар затрат на науку прибыль  в год составляет 4-7 долларов и  больше.

С каждым годом наука обходится  обществу все дороже. На нее расходуют  огромные суммы.

Поэтому в экономике науки возникает  и вторая проблема - систематическое  снижение народнохозяйственных затрат на исследования при возрастающем эффекте  от их внедрения. В связи с этим под эффективностью исследований понимают также по возможности более экономное  проведение НИР.

Хорошо известно, какое большое  значение ныне придается вопросам ускоренного  развития науки и НТП. Делается это  по глубоким стратегическим причинам, которые сводятся к тому объективному факту, что наука и система  ее приложений стала реальной производительной силой, наиболее мощным фактором эффективного развития общественного производства.

Есть два кардинально различных  пути ведения дел в экономике: экстенсивный путь развития и интенсивный. Путь экстенсивного развития - это  расширение заводских площадей, увеличение числа станков и т. д. Интенсивный  путь предполагает, чтобы каждый завод  с каждого работающего станка, сельскохозяйственное предприятие  с каждого гектара посевных площадей получали все больше и больше продукции. Это обеспечивается использованием новых научно-технических возможностей: новых средств труда, новых технологий, новых знаний. К интенсивным факторам относится и рост квалификации людей, и вся совокупность организационных и научно-технических решений, которыми вооружается современное производство.

Сегодня, примерно, каждый рубль, вложенный  в науку, в НТП и освоение нововведений (новой техники, новых технологий) в производстве, дает в четыре раза больший эффект, чем тот же рубль, вложенный в экстенсивные факторы.

Сошлемся на характерные цифры. За последние 40-50 лет количество новых  знаний увеличилось примерно в два-три  раза, в то же время объем информации (публикаций, различной документации) увеличился в 8-10 раз, а объем средств, отпускаемых на науку, - более чем  в 100 раз. Эти цифры заставляют задуматься. Ведь рост ресурсов, затрачиваемых  на науку, не является самоцелью.

Есть еще одно важное обстоятельство. В данном случае нас интересует не сам по себе прирост новых знаний, а прирост эффекта в производстве. Мы должны проанализировать: все ли нормально с пропорциями между  получением знаний и их применением на производстве. Нужно высокими темпами увеличивать вложения в мероприятия по освоению результатов НТП в производстве.

Существует некоторая теоретическая  модель, построенная из соображений  наиболее полного использования  новых знаний, новых научных данных. В соответствии с этой моделью, если ассигнования в области фундаментальных  исследований принять за единицу, то соответствующие показатели составят: по прикладным исследованиям - 4, по разработкам - 16, по освоению нововведений в производство - 250. Эта модель построена академиком В.М. Глушковым исходя из того, что все разумное (из новых идей, сведений, возможностей), полученное в сфере фундаментальных исследований, будет использовано. Для этого будет достаточно наличных мощностей прикладных наук. Затем возможности практического применения будут реализованы в виде новых технологий, новых конструкций и т. п., теми, кто проектирует, ведет разработки. И у них, в свою очередь, будет достаточно мощностей, чтобы все это принять и полностью пустить в дело. Наконец, необходимо иметь достаточно капиталовложений и свободных мощностей, предназначенных для освоения нововведений на производстве, чтобы освоить и реализовать все объективно необходимые нововведения.

Если суммарные затраты на фундаментальные  и прикладные исследования, а также  на опытно-конструкторские разработки принять за единицу, то отношение  между вложениями в производство новых знаний и вложениями в освоение этих знаний хозяйством составит 1:12. А  в действительности такое соотношение 1:7. Это свидетельствует о том, что в  хозяйстве зачастую нет  свободных мощностей, не хватает  возможностей для маневра (в США  такое соотношение 1:11).

Для оценки эффективности исследований применяют разные критерии, характеризующие  степень их результативности.

Фундаментальные исследования начинают отдавать капиталовложения лишь спустя значительный период после начала разработки. Результаты их обычно широко применяют в различных отраслях, иногда в тех, где их совсем не ожидали. Поэтому подчас нелегко планировать результаты таких исследований.

Фундаментальные теоретические исследования трудно оценить количественными  критериями эффективности. Обычно можно установить только качественные критерии: возможность широкого применения результатов исследований в различных отраслях; новизна явлений, дающая большой толчок для принципиального развития наиболее актуальных исследований; существенный вклад в обороноспособность страны; приоритет отечественной науки; отрасль, где могут быть начаты прикладные исследования; широкое международное признание работ; фундаментальные монографии по теме и цитируемость их учеными различных стран.

Эффективность прикладных исследований оценить значительно проще. В  этом случае применяют различные  количественные критерии.

Об эффективности любых исследований можно судить лишь после их завершения и внедрения, т. е. тогда, когда они  начинают давать отдачу для народного  хозяйства. Большое значение приобретает  фактор времени. Поэтому продолжительность  разработки прикладных тем по возможности  должна быть короче. Лучшим является такой  вариант, когда продолжительность  их разработки до трех лет. Для большинства  прикладных исследований вероятность  получения эффекта в настоящее  время превышает 80%.

Эффективность работы научно-исследовательской  группы или организации оценивают  несколькими критериями: среднегодовой  выработкой НИР, количеством внедренных тем, экономической эффективностью от внедрения НИР и ОКР, общим экономическим эффектом, количеством полученных авторских свидетельств и патентов, количеством проданных лицензий или выручкой.

Различают три вида экономического эффекта: предварительный, ожидаемый  и фактический.

Предварительный экономический эффект устанавливается при обосновании  темы научного исследования и включении  ее в план работ. Рассчитывают его  по ориентировочным, укрупненным показателям  с учетом прогнозируемого объема внедрения результатов исследований в группу предприятий данной отрасли.

Ожидаемый экономический эффект вычисляют  в процессе выполнения НИР. Его условно  относят (прогнозируют) к определенному  периоду (году) внедрения продукции  в производство.

Ожидаемая экономия - более точный экономический критерий по сравнению  с предварительной экономией, хотя в некоторых случаях она является также ориентировочным показателем, поскольку объем внедрения можно  определить лишь ориентировочно. Ожидаемый  эффект вычисляют не только на один год, но и на более длительный период (интегральный результат). Ориентировочно такой период составляет до 10 лет  от начала внедрения для новых  материалов и до 5 лет для конструкций, приборов, технологических процессов.

Фактический экономический эффект определяется после внедрения научных  разработок в производство, но не ранее, чем через год. Расчет его производят по фактическим затратам на научные  исследования и внедрение с учетом конкретных стоимостных показателей  данной отрасли (предприятия), где внедрены научные разработки. Фактическая  экономия почти всегда несколько  ниже ожидаемой: ожидаемую определяют НИИ ориентировочно (иногда с завышением), фактическую - предприятия, на которых осуществляется внедрение.

Наиболее достоверным критерием  экономической эффективности научных  исследований является фактическая  экономия от внедрения.

 

 

 

 

Заключение

 

В данной курсовой работе было проведено исследование теоретических  аспектов, оценки эффективности исследования системы управления. По результатам  исследования, были сделаны выводы.

В современных условиях развития экономики качество решений, принимаемых в процессах управления, непосредственно зависит от исследовательского подхода к управлению, умения изучать  проблемы, определять их истоки и последствия.

Но менеджер сталкивается с проблемами не только в объекте  управления - процессах развития фирмы  или предприятия, но и в процессе управления, который должен совершенствоваться и совершенствование которого сегодня  уже не мыслимо без серьезной исследовательской работы.

Всякая деятельность должна иметь оценку эффективности ее выполнения. Это касается и исследовательской  деятельности. Не всегда легко оценить  эффективность исследования, особенно когда речь идет об исследовании управления. Но знать подходы к такой оценке необходимо.

Современный менеджмент только тогда может быть действительно  успешным, когда он находится в  постоянном и непрерывном развитии, когда он ориентирован на изменения, обеспечивающие жизнестойкость организации  и накопление ею потенциала инноваций  и целеустремленности.

Но это оказывается  практически возможным только при  условии исследования систем управления, которое предполагает поиск наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации  ее функционирования, исключения в  ней противоречий и установление причин недостатков, а также определение  путей дальнейшего развития. Исследования позволяют найти соответствие управления изменяющимся условиям и факторам экономики.

Исследование в современном  менеджменте становится одной из основных функций управления, которая должна быть направлена не только на объект управления, но и на само управление, которое может стать тормозом инноваций, хотя по своему статусу должно быть источником идей развития фирмы и мотивационной основой его осуществления.

Исследование управления только тогда может быть успешным в своей практической значимости, когда оно проводится профессионально  как в методологическом отношении, так и в организационном.

Современному менеджеру  необходимо не только понимание важности и роли исследования в достижении успеха управленческой деятельности, но и владение определенными навыками его организации и проведения.

Информация о работе Исследование системы управления