Исследование стратегии развития государственного регулирования цен и доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Современный мир – это мир смешанных экономик, где государство функционирует в положении партнера и конкурента частных фирм, с одной стороны, с другой – несет ответственность за нормальное функционирование рынка и поддержание правопорядка в экономике в целом.
Государственное регулирование рынка и цен – это совокупность мер, принимаемых правительством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений и направленных на осуществление регулирования цен в различных сферах народного хозяйства и контроля за ними. Государственное регулирование цен представляет собой воздействие государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий на рынок и цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономики в целом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования цен и доходов…………………………………………………………………………………….5
1.1. Экономическая роль государства: исторический аспект……………………..5
1.2. Сущность государственного регулирования цен и антимонопольная политика, цели и задачи…………………………………………………………………..9
1.3. Причины государственного регулирования экономики…………………….12
Глава 2. Методы государственного регулирования в современной рыночной экономике России………………………………………………………………………..18
2.1. Нормативная база государственного регулирования цен и доходов………18
2.2. Система государственных органов…………………………………………...20
2.3. Механизм воздействия органов государственной власти в области регулирования цен и доходов…………………………………………………………...22
Глава 3. Исследование стратегии развития государственного регулирования цен и доходов…………………………………………………………………………………26
3.1. Анализ текущего состояния государственного управления ценами и доходами………………………………………………………………………………….26
3.2. Результаты и основные направления деятельности Федеральной службы по тарифам РФ на 2010-2012гг……………………………………………………………..33
3.3. Возможности и перспективы государственного регулирования цен и доходов на Федеральном и региональном уровне……………………………………..51
Заключение………………………………………………………………………….53
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Государственное регулирование цен и доходов.doc

— 442.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования цен и доходов…………………………………………………………………………………….5

1.1. Экономическая роль государства: исторический аспект……………………..5

1.2. Сущность государственного регулирования цен и антимонопольная политика, цели и задачи…………………………………………………………………..9

1.3. Причины государственного регулирования экономики…………………….12

Глава 2. Методы государственного регулирования в современной рыночной экономике России………………………………………………………………………..18

2.1. Нормативная база государственного регулирования цен и доходов………18

2.2. Система государственных органов…………………………………………...20

2.3. Механизм воздействия органов государственной власти в области регулирования цен и доходов…………………………………………………………...22

Глава 3. Исследование стратегии развития государственного регулирования цен и доходов…………………………………………………………………………………26

3.1. Анализ текущего состояния государственного управления ценами и доходами………………………………………………………………………………….26

3.2. Результаты и основные направления деятельности Федеральной службы по тарифам РФ на 2010-2012гг……………………………………………………………..33

3.3. Возможности и перспективы государственного регулирования цен и доходов на Федеральном и региональном уровне……………………………………..51

Заключение………………………………………………………………………….53

Список литературы…………………………………………………………………55

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современный мир – это мир смешанных экономик, где государство функционирует в положении партнера и конкурента частных фирм, с одной стороны, с другой – несет ответственность за нормальное функционирование рынка и поддержание правопорядка в экономике в целом.

Государственное регулирование рынка и цен – это совокупность мер, принимаемых правительством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений и направленных на осуществление регулирования цен в различных сферах народного хозяйства и контроля за ними. Государственное регулирование цен представляет собой воздействие государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий на рынок и цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономики в целом.

Необходимость государственного вмешательства в процессы ценообразования обусловлена тем, что свободно функционирующий рынок не обязательно гарантирует высокую эффективность экономической деятельности. В ряде случаев несовершенство рынка, нестабильность равновесия требует определенного вмешательства государства. Роль государства заключается главным образом в обеспечении развития экономики в направлении не только роста производства и повышения качества продукции, но и достижения полной занятости, справедливого распределения доходов и стабилизации уровня цен.

Используя для решения экономических задач регулирующую функцию цены, государство принимает участие в перераспределении чистого дохода между отраслями и секторами народного хозяйства, отдельными регионами, предприятиями и группами населения.

Исследование обоснованной принципиальной правомерности и необходимости вмешательства государства в экономику в условиях рыночного хозяйства; изучение методов воздействия государства на экономику; характеристика инструментов государственного регулирования является актуальным на сегодняшний день.

Цель данной курсовой работы – изучение государственного регулирования экономики в условиях рынка.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- изучение сущности государственного  регулирования цен и доходов;

- определение основных  причин государственного регулирования  экономики;

- рассмотрение методов государственного регулирования в экономике России;

- исследование стратегии  развития государственного регулирования в современной рыночной экономике России.

Таким образом, воздействие государства на цены, оказывая тем самым влияние на покупательскую способность общества, включают в себя: контроль за уровнем цен на продукцию и услуги естественных монополий, предприятий, занимающих монопольное и доминирующее положение на рынке. А также установление цен на товары и услуги, имеющие особую социальную значимость; установление акцизов и субсидирование отдельных товаропроизводителей; установление торговых надбавок на некоторые виды продукции; регулирование цен и таможенных тарифов во внешнеэкономической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования цен и доходов

 

1.1. Экономическая роль  государства: исторический аспект

 

Современная экономика представляет синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования.

Формы деятельности и объем деятельности государства в экономической сфере меняются с развитием общества, в частности с усложнением хозяйственных связей. В экономических концепциях всегда отводилось большое место исследованию экономической роли государства, его функциям в экономике.

Представители меркантилизма – первой экономической школы – стояли за активное вмешательство государства в экономику. Процесс первоначального накопления капитала, идеологами которого они являлись, не мог быть осуществлен без поддержки государства. Государство в законодательном порядке способствовало накоплению золота и серебра в стране, проводило политику в целях развития и защиты собственной промышленности1.

Представители более позднего периода – физиократы – не разделяли мнения меркантилистов и выдвинули принцип laisser faire, означающий требование свободы, торговли в первую очередь. Главная забота государства, с точки зрения физиократов, – защита так называемого естественного права, основой которого является частная собственность.

Классическая школа политэкономии, развивавшаяся в эпоху промышленного переворота и выражавшая интересы промышленной буржуазии, подвергла пересмотру теории своих предшественников, в частности меркантилистов – идеологов торгового капитала. Ее представители в лице А. Смита и Д. Рикардо обосновывали лозунг «экономической свободы» и высказывались за ограничения вмешательства государства в экономическую жизнь2.

По мнению А. Смита, государство должно выполнять три обязанности:

- ограждать общество от  насилия и вторжений других  независимых обществ;

- ограждать по мере  возможности каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, или установить хорошее отправление правосудия;

- создавать и содержать  определенные общественные сооружения  и учреждения, создание и содержание  которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, и затраты на которые не могут быть покрыты частными лицами3.

Представители неоклассического направления, создавшие теорию рыночного равновесия и сформулировавшие закономерности оптимального режима хозяйствования, стояли на позициях саморегулирования рыночной системы. Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней, более того, вредной. В экономике, способной достичь как полного объема производства, так и полной занятости, вмешательство государства может только нанести вред ее эффективному функционированию. Логика неоклассистов подводила к заключению о том, что наиболее приемлемой является экономическая политика государственного невмешательства.

Однако экономические сдвиги конца ХIХ начала ХХ века повлекли за собой развитие массового производства, увеличение товарных сделок, обострение конкуренции и заставили обратить внимание неоклассиков на возможные «сбои рынка», с которыми он самостоятельно справиться не может. К причинам, вызывающим «сбои рынка», относятся экстерналии, или внешние эффекты, необходимость создания общественных благ4.

Это вынуждало к усилению поддерживающих и корректирующих мер государства. Задачей последнего стало создание соответствующей инфраструктуры, т.е. обеспечение системой институтов, правовых норм и общественных благ внутренней и внешней безопасности экономического развития, устойчивости национальной валюты. Такая инфраструктура нужна рыночному механизму для более эффективной его самореализации.

Первая и вторая мировые войны, породившие систему острых политических, социальных и экономических проблем, потребовали более активной роли государства в решении экономических проблем. Но главной причиной активизации государства явился экономический кризис 30-х годов, который окончательно подорвал доверие к саморегулирующим возможностям рыночной экономики [14].

Теоретически необходимость государственного регулирования экономики обосновал Дж. М. Кейнс, а опыт США при Ф. Рузвельте и в Германии при Гитлере подтвердил его тезис о том, что путем государственных расходов можно повернуть ход развития экономики в нужном направлении. Государственные заказы оживляли спрос, стимулировали занятость, давая и прибыли предпринимателям. Известный французский экономист Фитусси в этой связи писал, что в 30-х годах капитализм (рыночная экономика тоже) исчез и был заменен смешанной экономикой.

Кейнсианская модель государственного регулирования экономики показала свою эффективность не только в 30-е годы и во время второй мировой войны, но и в послевоенный период. Восстановление, перестройка и реконструкция народного хозяйства в 50-60-е годы были осуществлены при активной роли государства. Триумфом кейнсианства считаются 50-е – начало 70-х годов.

Но с середины 70-х годов начинаются контратаки на кейнсианство представителей либеральной мысли (М. Фридман, Ф. Хайек), завоевавшей умы государственных деятелей. Причинами тому послужили дефициты государственных бюджетов, ставшие хроническими, высокий уровень инфляции. К этому добавился нефтяной кризис 70-х годов.

Виновниками этих катаклизмов объявлялись кейнсианские рецепты государственного регулирования, обусловившие неимоверный рост государственных расходов, иждивенческой части населения. Создавалось политическое лобби для урезания социальных расходов. А в обосновании государственного невмешательства главные позиции заняли представители неолиберализма, монетаризма и теории «экономики предложения».

Объединяющей идеей этих направлений является вера в саморегулирующую возможность рыночной экономики. Возрождая идеи либералов классической школы, неолибералы экономическую роль государства сводят к созданию наиболее благоприятных условий функционирования рыночной экономики. Защищая тезис «конкуренция везде, где возможно, государство – где необходимо», они сравнивают его с судьей на футбольном поле, который не играет непосредственно, а следит за соблюдением правил игры. Забота государства, следовательно, выработка порядка и правил игры и контроль за их соблюдением. Л. Эрхард, идеолог социального рыночного хозяйства, считал, что в задачу государства не входит непосредственное вмешательство, но ответственным за экономическую политику является исключительно государство. Монетаристы, в частности М. Фридман, считают, что в принципе существуют лишь два способа координации экономической жизни – централизованное руководство, сопряженное с принуждением, и добровольное сотрудничество индивидов – метод, которым пользуется рынок. Поэтому регулирующие функции монетаристы признают за рынком. Единственная сфера вмешательства государства – денежное обращение. Контроль за денежной массой в обращении, сохранение стабильности денег – первый приоритет нынешней экономической политики государства [14].

Сторонники теории «экономики предложения» считают, что государственное регулирование, если оно необходимо, должно иметь долгосрочный характер и ориентироваться на стимулирование предложения товаров, капиталов и факторов производства. В частности, для обеспечения устойчивого экономического роста рекомендуется регулирование предложения кредитных ресурсов посредством налоговой политики.

Таковы различные взгляды на экономическую роль государства. При всей их противоречивости и несовпадении можно определенно отметить: различия касаются форм и доли государственного вмешательства в экономику. Современный рынок невозможен без вмешательства государства. Рынку присущи антисоциальные действия и тенденции, приводящие к нарушению не только микропропорций, но и макропропорций, а следовательно, к финансовым, экономическим, энергетическим и другим кризисным явлениям и процессам. Опыт показал, что их ограничивают только государственные регуляторы.

 

1.2. Сущность государственного  регулирования цен и антимонопольная  политика, цели и задачи

 

Государственное регулирование в рыночном хозяйстве – целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении5. В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны – практическую и научную. Практический опыт – это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект – систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления [20].

Информация о работе Исследование стратегии развития государственного регулирования цен и доходов