Исследование стратегии развития государственного регулирования цен и доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Современный мир – это мир смешанных экономик, где государство функционирует в положении партнера и конкурента частных фирм, с одной стороны, с другой – несет ответственность за нормальное функционирование рынка и поддержание правопорядка в экономике в целом.
Государственное регулирование рынка и цен – это совокупность мер, принимаемых правительством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений и направленных на осуществление регулирования цен в различных сферах народного хозяйства и контроля за ними. Государственное регулирование цен представляет собой воздействие государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий на рынок и цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономики в целом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования цен и доходов…………………………………………………………………………………….5
1.1. Экономическая роль государства: исторический аспект……………………..5
1.2. Сущность государственного регулирования цен и антимонопольная политика, цели и задачи…………………………………………………………………..9
1.3. Причины государственного регулирования экономики…………………….12
Глава 2. Методы государственного регулирования в современной рыночной экономике России………………………………………………………………………..18
2.1. Нормативная база государственного регулирования цен и доходов………18
2.2. Система государственных органов…………………………………………...20
2.3. Механизм воздействия органов государственной власти в области регулирования цен и доходов…………………………………………………………...22
Глава 3. Исследование стратегии развития государственного регулирования цен и доходов…………………………………………………………………………………26
3.1. Анализ текущего состояния государственного управления ценами и доходами………………………………………………………………………………….26
3.2. Результаты и основные направления деятельности Федеральной службы по тарифам РФ на 2010-2012гг……………………………………………………………..33
3.3. Возможности и перспективы государственного регулирования цен и доходов на Федеральном и региональном уровне……………………………………..51
Заключение………………………………………………………………………….53
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Государственное регулирование цен и доходов.doc

— 442.50 Кб (Скачать файл)

Ко второй форме участия государства в управлении общественным производством можно отнести формирование решений, непосредственно затрагивающих структуру хозяйства. Это прежде всего распределение централизованных инвестиций и иных контролируемых государством ресурсов, размещение госзаказов, а также разработка программ свертывания неэффективных отраслей и производств, урегулирование возникающих социальных проблем, создание в том или ином регионе благоприятного климата для привлечения частных инвестиций путем вложения государственных средств в развитие инфраструктуры. Решения подобного рода должны иметь, как правило, обязательный характер, оформляться в виде законодательных актов, постановлений и т.п. Понятно, что именно такие регулирующие функции должны преобладать в условиях государственной организации экономической жизни (в той или иной мере они существуют также в странах с рыночной экономикой).

И, наконец, третья форма влияния государства на хозяйственную деятельность – это выработка системы регуляторов для процессов, не входящих в сферу прямого правительственного контроля. Такие регуляторы призваны поддерживать стабильный характер экономического развития. Среди них налоги, дотации, принципы и методы ценообразования, а также налоговые и кредитные льготы приоритетным отраслям, таможенные правила и др. Важнейшая регулирующая роль в современной рыночной экономике принадлежит инструментам кредитно-денежной политики, обеспечению стабильности денежной единицы и сбалансированности внешних платежей.

Разумеется, соотношение между обозначенными тремя формами участия государства в управлении экономикой может варьировать в зависимости от хозяйственной среды. Так, составление планов и прогнозов всегда являлось неотъемлемой чертой советской экономики.

Таким образом, в целях создания эффективной системы государственного регулирования российской экономики в условиях современного периода необходимо использовать как опыт, накопленный в предыдущий (советский) период развития страны (особенно в сфере прогнозирования и программирования экономики), так и положительный зарубежный опыт в части индикативного планирования и прогнозирования развития рыночной экономики, создания и разработки комплексных целевых программ в разных сферах (например, экологических), по управлению НТП и пр. Большой интерес может представлять южнокорейский опыт использования государственных рычагов и механизмов в формировании отраслевых пропорций, американский опыт создания антитрестовского законодательства, многообразный опыт по заключению контрактов между государством и частными фирмами, германский опыт взаимодействия всех звеньев и уровней государственного бюджета и пр.15

Причем, важно подчеркнуть, что государственное регулирование должно осуществляться на разных иерархических уровнях: на народнохозяйственном, отраслевом, региональном, на уровне предприятия. При этом в разных отраслях и сферах национальной экономики, в различных регионах система и методы регулирования и роль отдельных регуляторов могут существенно изменяться.

 

3.2. Результаты и основные  направления деятельности Федеральной  службы по тарифам РФ на 2010-2012гг.

 

Основы ценовой политики согласно пункту «ж» статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997г. №2-ФКЗ                        «О Правительстве Российской Федерации» (часть десятая статьи 15) относит разработку и осуществление мер по проведению единой политики цен к полномочиям Правительства Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004г. №649 Правительство Российской Федерации осуществляет непосредственное руководство Федеральной службой по тарифам (ФСТ России), образованной Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004г. №314.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004г. №332 (с изменениями от 24 февраля, 22 апреля 2009г.) утверждено Положение                        о Федеральной службе по тарифам, которым определены полномочия                      ФСТ России как федерального органа исполнительной власти в сфере государственного регулирования и контроля применения цен (тарифов), в том числе цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий.

Миссия ФСТ России – это осуществление правового регулирования в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, а также осуществление функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти.

Цель ФСТ России – это обеспечение сбалансированности и долгосрочной стабильности регулируемых рынков товаров и услуг в инфраструктурных секторах на всех уровнях государственного ценового регулирования.

Задачи ФСТ России:

1. Обеспечение эффективного  и стабильного государственного  регулирования цен и тарифов.

2. Повышение эффективности  государственного контроля регулируемых  цен и тарифов.

Показатели достижения цели и решения тактических задач:

Показатели для задачи 1.

1.1. Соответствие темпов  роста регулируемых тарифов и  цен, установленных ФСТ России, прогнозу  социально-экономического развития  Российской Федерации, одобренному  Правительством Российской Федерации.

1.2. Доля долгосрочных  тарифов, установленных в соответствующей сфере регулирования, в том числе с применением метода доходности инвестированного капитала.

1.3. Доля видов тарифов  и иных регулируемых ценовых  ставок (цен, плат, сборов), регулируемых  Службой в соответствии с Положением  о ФСТ России, которые устанавливаются с применением ЕИАС.

1.4. Доля тарифных решений  ФСТ России, отмененных в судебном  порядке.

Показатели для задачи 2.

2.1. Доля устраненных нарушений  в общем числе выявленных нарушений  в сфере тарифного регулирования.

2.2. Доля проверенных регулируемых организаций по вопросам государственного тарифного регулирования.

Комментарии:

Комментарии к показателям задачи 1.

Целевой уровень показателя 1.1. – 100%.

Показатель дан в новой редакции, отражающей действующий порядок регулирования. Его целевое и фактическое значение равно 100%, поскольку установление тарифов и цен осуществляется ФСТ России в строгом соответствии с решениями Правительства Российской Федерации.

Целевой уровень показателя 1.2. – 100%.

Показатель дан в новой редакции и характеризует деятельность Службы                     по применению методов тарифного регулирования, направленных на установление долгосрочных тарифов.

Увеличение срока действия тарифов имеет целый спектр позитивных эффектов для решения задачи 1., в том числе:

- оказывает положительное  влияние на снижение общего  инфляционного фона;

- способствует росту стабильности  в бюджетном секторе (регулируемые  инфраструктурные организации формируют  значительную долю бюджетных  доходов на всех уровнях, а  также существенно влияют и на расходы бюджетополучателей, оплачивающих товары и услуги этих организаций);

- формирует позитивные  сигналы для инвесторов и потребителей;

- стимулирует регулируемые  организации к снижению издержек (дополнительная прибыль, возникшая  в течение срока действия тарифов как результат реализации программ снижения издержек, остается в распоряжении организации);

- позволяет регулируемым  организациям формировать долгосрочные  финансовые планы и инвестиционные  программы.

Целевое значение показателя 1.3. – 100%.

Вычислительная сложность и трудоемкость большинства процедур тарифного регулирования, необходимость сбора, обработки, анализа и хранения значительных объемов технико-экономической и финансовой информации обусловили необходимость развития Единой информационно-аналитической системы (ЕИАС) ФСТ России. Развитие системы продолжается в 2009г. и будет осуществляться в 2010г. В связи с этим, одним из важных показателей качества, обоснованности и прозрачности принимаемых тарифных решений становится уровень использования в процессе их подготовки и принятия ЕИАС ФСТ России.

Целевое значение  показателя 1.4. – 0%. Показатель в отчетном периоде достиг своего целевого значения и применяется в плановом периоде, потому как оценка данного показателя, достигнутого по уровню целевых ориентиров, проводится Службой ежегодно.

Комментарии к показателям задачи 2.

Показатель 2.1. характеризует контрольно-ревизионную деятельность органов исполнительной власти, отражает общие для большинства сфер государственного управления характеристики контрольных функций, а именно: степень охвата контролем и меру его действенности. Целевой уровень показателя – 100%. Показатель в отчетном периоде достиг своего целевого значения и применяется в плановом периоде, потому как оценка данного показателя, достигнутого по уровню целевых ориентиров, проводится Службой ежегодно.

Показатель 2.2. Доля проверенных регулируемых организаций по вопросам государственного тарифного регулирования. Целевое значение показателя – 100%. Показатель в отчетном периоде достиг своего целевого значения и применяется в плановом периоде, потому как оценка данного показателя, достигнутого по уровню целевых ориентиров, проводится Службой ежегодно.

Расходные обязательства и формирование доходов.

Федеральная служба по тарифам (код главы 307) – субъект бюджетного планирования (код 40) является одновременно главным распорядителем и получателем средств федерального бюджета.

Территориальных органов и подведомственных учреждений Федеральная служба по тарифам не имеет.

В связи с этим расходные обязательства в объеме утвержденных бюджетных назначений распределяются исходя из объема работ, связанных с выполнением основных полномочий и  функций Службы, определенных соответствующими нормативными правовыми актами.

Расходные обязательства Российской Федерации, подлежащие исполнению за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных ФСТ России на 2010-2012 годы включают в себя обязательства:

возникающие в связи с оказанием государственных услуг (выполнением работ), в том числе:

1) обязательства, возникающие  в связи с обеспечением выполнения  функций центрального аппарата:

-  обеспечение деятельности  центрального аппарата ФСТ России;

2) закупка товаров, работ  и услуг для государственных  нужд:

-  обеспечение прикладных  научных исследований в области национальной экономики;

-  выплаты независимым  экспертам;

-  обеспечение жильем  федеральных государственных гражданских  служащих;

-  проведение научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ;

-  переподготовка и  повышение квалификации.

расходные обязательства Российской Федерации по предоставлению платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права, а также предусмотренные соглашениями с международными финансовыми организациями:

 

- внос Российской Федерации в бюджет Региональной ассоциации органов регулирования (ЭРРА).

В составе расходных обязательств, возникающих в связи с оказанием государственных услуг (выполнением работ) учтены объемы выполняемых               ФСТ России работ в качестве государственного заказчика по федеральным целевым программам:

ФЦП «Жилище» на 2002-2010гг;

ФЦП «Развитие государственной статистики России в 2007-2011гг.».

Изменения предельного объема бюджетных расходов ФСТ России в 2010-2012 годах в основном связано с:

- проведением мероприятий по оптимизации (сокращению) расходов на текущую деятельность;

- изменением цен (тарифов) на товары, работы, услуги;

- изменением (уменьшение) физических объемов выполнения работ для государственных нужд;

- изменением объемов финансирования федеральных целевых программ.

Динамика объемов расходных обязательств ФСТ России за отчетный и плановый периоды

 

Бюджетные целевые программы и непрограммная деятельность. Аналитическая ведомственная целевая программа. Эффективное регулирование (код бюджетного ассигнования БА-40.307.001).

Статус программы: Аналитическая ведомственная целевая программа. 

Цель программы: Обеспечение эффективного и стабильного государственного регулирования цен и тарифов.

Сроки реализации программы: 2010-2012гг.

Мероприятия программы:

 

Электроэнергетическая отрасль

1.

Установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии и их предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней, в том числе тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям.

2.

Установление цен (тарифов) на услуги коммерческого оператора оптового рынка электрической энергии и мощности.

3.

Установление платы за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы.

4.

Установление тарифов на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, включая определение размера средств, предназначенных для страхования риска ответственности субъектов оперативно-диспетчерского управления, и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на указанные услуги в части организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощностей.

5.

Установление тарифов или их предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней на электрическую энергию, продаваемую производителями на оптовом рынке электрической энергии (мощности), за исключением продажи ими электрической энергии по нерегулируемым ценам в объеме и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

6.

Установление предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию, в том числе производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.

7.

Установление предельных максимальных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), продаваемую по двусторонним договорам купли-продажи на регулируемом секторе в границах одной ценовой зоны не менее чем на год.

8.

Установление предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на поставляемую в условиях ограничения или отсутствия конкуренции электрическую и тепловую энергию, регулирование которых может применяться в порядке и случаях, предусмотренных статьей 27 Федерального закона Об электроэнергетике.

9.

Установление предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов для населения.

10.

Формирование сводного прогнозного (планового) баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации и субъектам оптового рынка.

11.

 Рассмотрение разногласий, возникающих между органами исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации в области государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, и принятие решений, обязательных для исполнения.

12.

Принятие нормативных правовых актов и методических указаний по перечню и формам документов, представляемых для рассмотрения разногласий в области государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию.

13.

Принятие нормативных правовых актов и методических указаний по расчету регулируемых тарифов (цен) и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и размера платы за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), с использованием установленных методов регулирования.

14.

Принятие нормативных правовых актов и методических указаний по расчету стоимости отклонений объемов фактического производства (потребления) электрической энергии от объемов их планового почасового производства (потребления) с использованием повышающих (понижающих) коэффициентов.

 

Газовая и нефтяная отрасль

15.

Установление тарифов на транспортировку газа по трубопроводам.

16.

Установление оптовых цен на газ на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта.

17.

Установление оптовых цен на сжиженный газ для бытовых нужд.

18.

Установление размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (при регулировании оптовых цен на газ).

19.

Установление тарифов на транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.

20.

Принятие нормативных правовых актов и методических указаний по расчету регулируемых цен на газ, тарифов на транспортировку газа, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа.

 

Транспорт

21.

Установление тарифов, сборов и платы, связанных с выполнением в местах общего и необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере железнодорожных перевозок (за исключением транзита).

22.

 Установление тарифов, сборов и плат в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (за исключением транзита).

23.

Установление исключительных (учитывающих особые условия перевозок) тарифов на железнодорожные перевозки (за исключением транзита).

24.

Установление тарифов (цен) на услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов.

25.

Установление цен на услуги ледокольного флота на трассах Северного морского пути.

26.

Установление тарифов (цен) на услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

27.

Принятие нормативных правовых актов и методических указаний (методик) в области определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) на услуги СЕМ на железнодорожном транспорте общего пользования.

 

Общедоступная электросвязь и общедоступная почтовая связь

28.

Установление тарифов на пересылку внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей).

29.

Установление тарифов на передачу внутренней телеграммы.

30.

Установление тарифов на предоставление междугородного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.

31.

Установление тарифов на предоставление внутризонового телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.

32.

Установление тарифов на предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи.

33.

Установление тарифов на предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа.

34.

Установление тарифов на предоставление местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов).

35.

Установление тарифов на распространение общероссийских телерадиопрограмм.

 

Коммунальный комплекс

36.

Установление предельных индексов максимального (минимального) возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по субъектам Российской Федерации.

 

Продукция оборонного назначения

37.

Осуществление в установленном порядке оценки предложений государственных заказчиков, касающихся уровня прогнозируемых цен на продукцию оборонного назначения, при разработке проекта государственного оборонного заказа.

38.

Регистрация цен на продукцию оборонного назначения.

 

Транспортная безопасность

39

Установление тарифов на услуги по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

 

Обще программные мероприятия

40.

Внесение в Правительство Российской Федерации проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и других документов, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы.

41.

Внесение в Правительство Российской Федерации проекта ежегодного плана работы и прогнозных показателей деятельности ФСТ России.

42.

Разработка докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования – ФСТ России.

43.

Осуществление функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций.

44.

Осуществление экономического и финансового анализа и прогнозирования влияния принимаемых Службой тарифных решений на показатели социально-экономического развития страны в целом и отдельных регионов, на динамику показателей инфляции, на показатели финансово-экономического состояния регулируемых организаций – субъектов естественных монополий (СЕМ), а также – отраслей-потребителей продукции и услуг СЕМ.

45.

Проведение в установленном порядке конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности.

46.

 Организация профессиональной  подготовки работников Службы, их  переподготовка, повышение квалификации  и стажировка.

47.

 Издание индивидуальных  правовых актов по вопросам, относящимся  к компетенции Федеральной службы по тарифам.

48.

Предоставление юридическим и физическим лицам разъяснений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

49.

Планирование, координация, анализ выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в интересах ФСТ России, государственная регистрация и контроль за внедрением результатов НИОКР.

Информация о работе Исследование стратегии развития государственного регулирования цен и доходов