Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 13:42, курсовая работа
Современный мир – это мир смешанных экономик, где государство функционирует в положении партнера и конкурента частных фирм, с одной стороны, с другой – несет ответственность за нормальное функционирование рынка и поддержание правопорядка в экономике в целом.
Государственное регулирование рынка и цен – это совокупность мер, принимаемых правительством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений и направленных на осуществление регулирования цен в различных сферах народного хозяйства и контроля за ними. Государственное регулирование цен представляет собой воздействие государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий на рынок и цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономики в целом.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования цен и доходов…………………………………………………………………………………….5
1.1. Экономическая роль государства: исторический аспект……………………..5
1.2. Сущность государственного регулирования цен и антимонопольная политика, цели и задачи…………………………………………………………………..9
1.3. Причины государственного регулирования экономики…………………….12
Глава 2. Методы государственного регулирования в современной рыночной экономике России………………………………………………………………………..18
2.1. Нормативная база государственного регулирования цен и доходов………18
2.2. Система государственных органов…………………………………………...20
2.3. Механизм воздействия органов государственной власти в области регулирования цен и доходов…………………………………………………………...22
Глава 3. Исследование стратегии развития государственного регулирования цен и доходов…………………………………………………………………………………26
3.1. Анализ текущего состояния государственного управления ценами и доходами………………………………………………………………………………….26
3.2. Результаты и основные направления деятельности Федеральной службы по тарифам РФ на 2010-2012гг……………………………………………………………..33
3.3. Возможности и перспективы государственного регулирования цен и доходов на Федеральном и региональном уровне……………………………………..51
Заключение………………………………………………………………………….53
Список литературы………………………………
Ко второй форме участия государства в управлении общественным производством можно отнести формирование решений, непосредственно затрагивающих структуру хозяйства. Это прежде всего распределение централизованных инвестиций и иных контролируемых государством ресурсов, размещение госзаказов, а также разработка программ свертывания неэффективных отраслей и производств, урегулирование возникающих социальных проблем, создание в том или ином регионе благоприятного климата для привлечения частных инвестиций путем вложения государственных средств в развитие инфраструктуры. Решения подобного рода должны иметь, как правило, обязательный характер, оформляться в виде законодательных актов, постановлений и т.п. Понятно, что именно такие регулирующие функции должны преобладать в условиях государственной организации экономической жизни (в той или иной мере они существуют также в странах с рыночной экономикой).
И, наконец, третья форма влияния государства на хозяйственную деятельность – это выработка системы регуляторов для процессов, не входящих в сферу прямого правительственного контроля. Такие регуляторы призваны поддерживать стабильный характер экономического развития. Среди них налоги, дотации, принципы и методы ценообразования, а также налоговые и кредитные льготы приоритетным отраслям, таможенные правила и др. Важнейшая регулирующая роль в современной рыночной экономике принадлежит инструментам кредитно-денежной политики, обеспечению стабильности денежной единицы и сбалансированности внешних платежей.
Разумеется, соотношение между обозначенными тремя формами участия государства в управлении экономикой может варьировать в зависимости от хозяйственной среды. Так, составление планов и прогнозов всегда являлось неотъемлемой чертой советской экономики.
Таким образом, в целях создания эффективной системы государственного регулирования российской экономики в условиях современного периода необходимо использовать как опыт, накопленный в предыдущий (советский) период развития страны (особенно в сфере прогнозирования и программирования экономики), так и положительный зарубежный опыт в части индикативного планирования и прогнозирования развития рыночной экономики, создания и разработки комплексных целевых программ в разных сферах (например, экологических), по управлению НТП и пр. Большой интерес может представлять южнокорейский опыт использования государственных рычагов и механизмов в формировании отраслевых пропорций, американский опыт создания антитрестовского законодательства, многообразный опыт по заключению контрактов между государством и частными фирмами, германский опыт взаимодействия всех звеньев и уровней государственного бюджета и пр.15
Причем, важно подчеркнуть, что государственное регулирование должно осуществляться на разных иерархических уровнях: на народнохозяйственном, отраслевом, региональном, на уровне предприятия. При этом в разных отраслях и сферах национальной экономики, в различных регионах система и методы регулирования и роль отдельных регуляторов могут существенно изменяться.
3.2. Результаты и основные
направления деятельности
Основы ценовой политики согласно пункту «ж» статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (часть десятая статьи 15) относит разработку и осуществление мер по проведению единой политики цен к полномочиям Правительства Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004г. №649 Правительство Российской Федерации осуществляет непосредственное руководство Федеральной службой по тарифам (ФСТ России), образованной Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004г. №314.
Постановлением Правительства
Российской Федерации от 30 июня 2004г.
№332 (с изменениями от 24 февраля, 22 апреля
2009г.) утверждено Положение
Миссия ФСТ России – это осуществление правового регулирования в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, а также осуществление функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти.
Цель ФСТ России – это обеспечение сбалансированности и долгосрочной стабильности регулируемых рынков товаров и услуг в инфраструктурных секторах на всех уровнях государственного ценового регулирования.
Задачи ФСТ России:
1. Обеспечение эффективного
и стабильного
2. Повышение эффективности
государственного контроля
Показатели достижения цели и решения тактических задач:
Показатели для задачи 1.
1.1. Соответствие темпов
роста регулируемых тарифов и
цен, установленных ФСТ России, прогнозу
социально-экономического
1.2. Доля долгосрочных тарифов, установленных в соответствующей сфере регулирования, в том числе с применением метода доходности инвестированного капитала.
1.3. Доля видов тарифов
и иных регулируемых ценовых
ставок (цен, плат, сборов), регулируемых
Службой в соответствии с
1.4. Доля тарифных решений ФСТ России, отмененных в судебном порядке.
Показатели для задачи 2.
2.1. Доля устраненных нарушений
в общем числе выявленных
2.2. Доля проверенных регулируемых организаций по вопросам государственного тарифного регулирования.
Комментарии:
Комментарии к показателям задачи 1.
Целевой уровень показателя 1.1. – 100%.
Показатель дан в новой редакции, отражающей действующий порядок регулирования. Его целевое и фактическое значение равно 100%, поскольку установление тарифов и цен осуществляется ФСТ России в строгом соответствии с решениями Правительства Российской Федерации.
Целевой уровень показателя 1.2. – 100%.
Показатель дан в новой редакции и характеризует деятельность Службы по применению методов тарифного регулирования, направленных на установление долгосрочных тарифов.
Увеличение срока действия тарифов имеет целый спектр позитивных эффектов для решения задачи 1., в том числе:
- оказывает положительное влияние на снижение общего инфляционного фона;
- способствует росту
- формирует позитивные
сигналы для инвесторов и
- стимулирует регулируемые
организации к снижению
- позволяет регулируемым
организациям формировать
Целевое значение показателя 1.3. – 100%.
Вычислительная сложность и трудоемкость большинства процедур тарифного регулирования, необходимость сбора, обработки, анализа и хранения значительных объемов технико-экономической и финансовой информации обусловили необходимость развития Единой информационно-аналитической системы (ЕИАС) ФСТ России. Развитие системы продолжается в 2009г. и будет осуществляться в 2010г. В связи с этим, одним из важных показателей качества, обоснованности и прозрачности принимаемых тарифных решений становится уровень использования в процессе их подготовки и принятия ЕИАС ФСТ России.
Целевое значение показателя 1.4. – 0%. Показатель в отчетном периоде достиг своего целевого значения и применяется в плановом периоде, потому как оценка данного показателя, достигнутого по уровню целевых ориентиров, проводится Службой ежегодно.
Комментарии к показателям задачи 2.
Показатель 2.1. характеризует контрольно-ревизионную деятельность органов исполнительной власти, отражает общие для большинства сфер государственного управления характеристики контрольных функций, а именно: степень охвата контролем и меру его действенности. Целевой уровень показателя – 100%. Показатель в отчетном периоде достиг своего целевого значения и применяется в плановом периоде, потому как оценка данного показателя, достигнутого по уровню целевых ориентиров, проводится Службой ежегодно.
Показатель 2.2. Доля проверенных регулируемых организаций по вопросам государственного тарифного регулирования. Целевое значение показателя – 100%. Показатель в отчетном периоде достиг своего целевого значения и применяется в плановом периоде, потому как оценка данного показателя, достигнутого по уровню целевых ориентиров, проводится Службой ежегодно.
Расходные обязательства и формирование доходов.
Федеральная служба по тарифам (код главы 307) – субъект бюджетного планирования (код 40) является одновременно главным распорядителем и получателем средств федерального бюджета.
Территориальных органов и подведомственных учреждений Федеральная служба по тарифам не имеет.
В связи с этим расходные обязательства в объеме утвержденных бюджетных назначений распределяются исходя из объема работ, связанных с выполнением основных полномочий и функций Службы, определенных соответствующими нормативными правовыми актами.
Расходные обязательства Российской Федерации, подлежащие исполнению за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных ФСТ России на 2010-2012 годы включают в себя обязательства:
возникающие в связи с оказанием государственных услуг (выполнением работ), в том числе:
1) обязательства, возникающие
в связи с обеспечением
- обеспечение деятельности
центрального аппарата ФСТ
2) закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд:
- обеспечение прикладных научных исследований в области национальной экономики;
- выплаты независимым экспертам;
- обеспечение жильем
федеральных государственных
- проведение научно-
- переподготовка и повышение квалификации.
расходные обязательства Российской Федерации по предоставлению платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права, а также предусмотренные соглашениями с международными финансовыми организациями:
- внос Российской Федерации в бюджет Региональной ассоциации органов регулирования (ЭРРА).
В составе расходных обязательств, возникающих в связи с оказанием государственных услуг (выполнением работ) учтены объемы выполняемых ФСТ России работ в качестве государственного заказчика по федеральным целевым программам:
ФЦП «Жилище» на 2002-2010гг;
ФЦП «Развитие государственной статистики России в 2007-2011гг.».
Изменения предельного объема бюджетных расходов ФСТ России в 2010-2012 годах в основном связано с:
- проведением мероприятий по оптимизации (сокращению) расходов на текущую деятельность;
- изменением цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
- изменением (уменьшение) физических объемов выполнения работ для государственных нужд;
- изменением объемов финансирования федеральных целевых программ.
Динамика объемов расходных обязательств ФСТ России за отчетный и плановый периоды
Бюджетные целевые программы и непрограммная деятельность. Аналитическая ведомственная целевая программа. Эффективное регулирование (код бюджетного ассигнования БА-40.307.001).
Статус программы: Аналитическая ведомственная целевая программа.
Цель программы: Обеспечение эффективного и стабильного государственного регулирования цен и тарифов.
Сроки реализации программы: 2010-2012гг.
Мероприятия программы:
Электроэнергетическая отрасль | |||||
1. |
Установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии и их предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней, в том числе тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям. | ||||
2. |
Установление цен (тарифов) на услуги коммерческого оператора оптового рынка электрической энергии и мощности. | ||||
3. |
Установление платы за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы. | ||||
4. |
Установление тарифов на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, включая определение размера средств, предназначенных для страхования риска ответственности субъектов оперативно-диспетчерского управления, и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на указанные услуги в части организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощностей. | ||||
5. |
Установление тарифов или их предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней на электрическую энергию, продаваемую производителями на оптовом рынке электрической энергии (мощности), за исключением продажи ими электрической энергии по нерегулируемым ценам в объеме и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. | ||||
6. |
Установление предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию, в том числе производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии. | ||||
7. |
Установление предельных максимальных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), продаваемую по двусторонним договорам купли-продажи на регулируемом секторе в границах одной ценовой зоны не менее чем на год. | ||||
8. |
Установление предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на поставляемую в условиях ограничения или отсутствия конкуренции электрическую и тепловую энергию, регулирование которых может применяться в порядке и случаях, предусмотренных статьей 27 Федерального закона Об электроэнергетике. | ||||
9. |
Установление предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов для населения. | ||||
10. |
Формирование сводного прогнозного (планового) баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации и субъектам оптового рынка. | ||||
11. |
Рассмотрение разногласий,
возникающих между органами | ||||
12. |
Принятие нормативных правовых актов и методических указаний по перечню и формам документов, представляемых для рассмотрения разногласий в области государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию. | ||||
13. |
Принятие нормативных правовых актов и методических указаний по расчету регулируемых тарифов (цен) и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и размера платы за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), с использованием установленных методов регулирования. | ||||
14. |
Принятие нормативных правовых актов и методических указаний по расчету стоимости отклонений объемов фактического производства (потребления) электрической энергии от объемов их планового почасового производства (потребления) с использованием повышающих (понижающих) коэффициентов. | ||||
Газовая и нефтяная отрасль | |||||
15. |
Установление тарифов на транспортировку газа по трубопроводам. | ||||
16. |
Установление оптовых цен на газ на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта. | ||||
17. |
Установление оптовых цен на сжиженный газ для бытовых нужд. | ||||
18. |
Установление размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (при регулировании оптовых цен на газ). | ||||
19. |
Установление тарифов на транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам. | ||||
20. |
Принятие нормативных правовых актов и методических указаний по расчету регулируемых цен на газ, тарифов на транспортировку газа, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа. | ||||
Транспорт | |||||
21. |
Установление тарифов, сборов и платы, связанных с выполнением в местах общего и необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере железнодорожных перевозок (за исключением транзита). | ||||
22. |
Установление тарифов, сборов и плат в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (за исключением транзита). | ||||
23. |
Установление исключительных (учитывающих особые условия перевозок) тарифов на железнодорожные перевозки (за исключением транзита). | ||||
24. |
Установление тарифов (цен) на услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов. | ||||
25. |
Установление цен на услуги ледокольного флота на трассах Северного морского пути. | ||||
26. |
Установление тарифов (цен) на услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей. | ||||
27. |
Принятие нормативных правовых актов и методических указаний (методик) в области определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) на услуги СЕМ на железнодорожном транспорте общего пользования. | ||||
Общедоступная электросвязь и общедоступная почтовая связь | |||||
28. |
Установление тарифов на пересылку внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей). | ||||
29. |
Установление тарифов на передачу внутренней телеграммы. | ||||
30. |
Установление тарифов на предоставление междугородного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных. | ||||
31. |
Установление тарифов на предоставление внутризонового телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных. | ||||
32. |
Установление тарифов на предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи. | ||||
33. |
Установление тарифов на предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа. | ||||
34. |
Установление тарифов на предоставление местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов). | ||||
35. |
Установление тарифов на распространение общероссийских телерадиопрограмм. | ||||
Коммунальный комплекс | |||||
36. |
Установление предельных индексов максимального (минимального) возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по субъектам Российской Федерации. | ||||
Продукция оборонного назначения | |||||
37. |
Осуществление в установленном порядке оценки предложений государственных заказчиков, касающихся уровня прогнозируемых цен на продукцию оборонного назначения, при разработке проекта государственного оборонного заказа. | ||||
38. |
Регистрация цен на продукцию оборонного назначения. | ||||
Транспортная безопасность | |||||
39 |
Установление тарифов на услуги по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. | ||||
Обще программные мероприятия | |||||
40. |
Внесение в Правительство Российской Федерации проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и других документов, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы. | ||||
41. |
Внесение в Правительство Российской Федерации проекта ежегодного плана работы и прогнозных показателей деятельности ФСТ России. | ||||
42. |
Разработка докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования – ФСТ России. | ||||
43. |
Осуществление функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций. | ||||
44. |
Осуществление экономического и финансового анализа и прогнозирования влияния принимаемых Службой тарифных решений на показатели социально-экономического развития страны в целом и отдельных регионов, на динамику показателей инфляции, на показатели финансово-экономического состояния регулируемых организаций – субъектов естественных монополий (СЕМ), а также – отраслей-потребителей продукции и услуг СЕМ. | ||||
45. |
Проведение в установленном порядке конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности. | ||||
46. |
Организация профессиональной подготовки работников Службы, их переподготовка, повышение квалификации и стажировка. | ||||
47. |
Издание индивидуальных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Федеральной службы по тарифам. | ||||
48. |
Предоставление юридическим и физическим лицам разъяснений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы. | ||||
49. |
Планирование, координация, анализ выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в интересах ФСТ России, государственная регистрация и контроль за внедрением результатов НИОКР. |
Информация о работе Исследование стратегии развития государственного регулирования цен и доходов