Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 13:42, курсовая работа
Современный мир – это мир смешанных экономик, где государство функционирует в положении партнера и конкурента частных фирм, с одной стороны, с другой – несет ответственность за нормальное функционирование рынка и поддержание правопорядка в экономике в целом.
Государственное регулирование рынка и цен – это совокупность мер, принимаемых правительством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений и направленных на осуществление регулирования цен в различных сферах народного хозяйства и контроля за ними. Государственное регулирование цен представляет собой воздействие государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий на рынок и цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономики в целом.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования цен и доходов…………………………………………………………………………………….5
1.1. Экономическая роль государства: исторический аспект……………………..5
1.2. Сущность государственного регулирования цен и антимонопольная политика, цели и задачи…………………………………………………………………..9
1.3. Причины государственного регулирования экономики…………………….12
Глава 2. Методы государственного регулирования в современной рыночной экономике России………………………………………………………………………..18
2.1. Нормативная база государственного регулирования цен и доходов………18
2.2. Система государственных органов…………………………………………...20
2.3. Механизм воздействия органов государственной власти в области регулирования цен и доходов…………………………………………………………...22
Глава 3. Исследование стратегии развития государственного регулирования цен и доходов…………………………………………………………………………………26
3.1. Анализ текущего состояния государственного управления ценами и доходами………………………………………………………………………………….26
3.2. Результаты и основные направления деятельности Федеральной службы по тарифам РФ на 2010-2012гг……………………………………………………………..33
3.3. Возможности и перспективы государственного регулирования цен и доходов на Федеральном и региональном уровне……………………………………..51
Заключение………………………………………………………………………….53
Список литературы………………………………
Затраты на реализацию программы в 2009г. – 400,98 млн. руб.
Аналитическая ведомственная целевая программа. Контроль тарифов (код бюджетного ассигнования БА-40.307.002).
Статус программы: Аналитическая ведомственная целевая программа.
Цель программы: Повышение эффективности государственного контроля регулируемых цен и тарифов.
Сроки реализации программы: 2010-2012гг.
Мероприятия программы:
1. |
Осуществление в установленном порядке отмены решений об утверждении тарифов на электрическую и тепловую энергию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятых ими с превышением полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике. |
2. |
Принятие мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о государственном регулировании тарифов, о естественных монополиях и об электроэнергетике, а также осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях в части определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов). |
3. |
Осуществление контроля за применением государственных регулируемых цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию, тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса и проведение проверок хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения этих цен (тарифов). |
4. |
Осуществление контроля за применением платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных ставок, определяющих величину этой платы. |
5. |
Урегулирование споров, связанных с установлением и применением платы за технологическое присоединение и (или) тарифных ставок, установленных органами государственного регулирования цен (тарифов) для целей определения величины такой платы (стандартизированных тарифных ставок). |
6. |
Осуществление контроля за использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством тарифы на электрическую и тепловую энергию. |
7. |
С 1 января 2008г. по обращениям субъектов естественных монополий, их потребителей, осуществляющих предпринимательскую деятельность и иную экономическую деятельность, или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, участвующих в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий, урегулирует в досудебном порядке споры, связанные с установлением и применением регулируемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях цен (тарифов), если федеральными законами не установлено иное. |
8. |
Рассмотрение разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, и принимает решения, обязательные для исполнения. |
9. |
Рассмотрение разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса в отношении установленных тарифов и надбавок, принимает решения, обязательные для исполнения. |
10. |
Направление физическим и юридическим лицам обязательных для исполнения предписаний в соответствии с требованиями законодательства об электроэнергетике и о естественных монополиях в части определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов). |
11. |
Направление органам исполнительной власти и органам местного самоуправления обязательных для исполнения предписаний в соответствии с требованиями законодательства о государственном регулировании тарифов, об электроэнергетике и о естественных монополиях в части определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов). |
12. |
Рассмотрение дел о
нарушениях федерального |
13. |
Принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также мер по ликвидации последствий указанных нарушений. |
14. |
Согласование решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении предельных индексов по муниципальным образованиям, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на уровне выше максимального или ниже минимального предельного индекса, установленного для субъекта Российской Федерации. |
15. |
Формирование и ведение реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль с целью определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов). |
16. |
Формирование и ведение федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности. |
17. |
Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решения и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок. |
Затраты на реализацию программы в 2009г. – 173,73 млн. руб.
Распределение расходов по целям, задачам и программам.
Распределение расходов ФСТ России по целям, задачам и программам произведено с помощью разработанного Службой проекта методики распределения финансовых средств Федеральной службы по тарифам между ведомственными целевыми программами.
Характерные особенности распределения средств:
1. Задача 1. предусматривает реализацию ВЦП «Эффективное регулирование», объем финансирования, которой в 2009 году, т.е. в отчетном периоде и в плановом периоде 2010-2012 гг. имеет приоритетное значение и составит - 69,8 % расходов.
2. Задача 2. предусматривает реализацию ВЦП «Контроль тарифов», объем финансирования, которой составит около 30,2 % бюджета Службы в течение всего планового периода.
Не распределено по задачам и программам 8.4% средств, выделенных на реализацию федеральных целевых программ в 2009 году – «Жилище в 2002-2010 годах» и «Развитие государственной статистики в 2007-2011 годах».
Результативность бюджетных расходов.
Общественно-значимые результаты по регулированию в сфере естественных монополий изложены в таблице 1:
Таблица 1.
Динамика изменения регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий на 2010-2012гг., согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов.
2009 оценка |
прогноз | |||
2010 |
2011 |
2012 | ||
Электроэнергия (за период) |
||||
предельный рост регулируемых тарифов, определяемых Правительством Российской Федерации, для всех категорий потребителей |
19 |
8 |
- |
- |
для населения |
25 |
10 |
10 |
10 |
рост цен (регулируемых тарифов и рыночных цен для всех категорий потребителей) |
21-21,5 |
12,5-14 |
13,5-16 |
12,5-14 |
(справочно) доля свободного рынка, % |
30,5 |
53,2 |
76 |
76,2 |
Газ природный (рост цен регулируемых Правительством Российской Федерации для всех категорий потребителей) |
15,8 |
26,6 |
15,7 |
15,1 |
реализуемый населению |
16 |
27,4 |
20,8 |
16 |
Железнодорожные перевозки, прирост тарифов |
||||
Пассажирские перевозки в дальнем следовании, в регулируемом секторе |
22 |
10 |
10 |
10 |
Перевозки грузов |
12,4 |
12,4 |
9,2 |
7 |
Рост регулируемых цен на тепловую энергию |
18 |
10-15 |
12-14 |
9-11 |
Результаты выполнения основных мероприятий по внедрению методов бюджетирования, ориентированных на результат в ФСТ России на 2009гг.:
- Ведется разработка проекта
положения о подготовке плана деятельности
- Ведется разработка проекта порядка организации бюджетного процесса (составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета, составления бюджетной отчетности);
- Ведется разработка проекта положения о внутреннем контроле ФСТ России;
- Ведется разработка проекта положения о подразделении внутреннего аудита ФСТ России.
Мероприятия ФСТ России по внедрению методов бюджетного планирования, ориентированных на результат (БОР), направлены на повышение результативности бюджетных расходов Службы на основе разработки и внедрения системы бюджетного программно-целевого планирования.
3.3. Возможности и перспективы
государственного
В условиях рыночной экономики каждый производственный ресурс имеет свою цену, которая, как и товарная цена, реагирует на изменение спроса и предложения указанного ресурса. Действующие уровни цен на производственные ресурсы делают возможным выбор таких производственных ресурсов, при которых определенный объем производства достигается при минимуме издержек. Так, общеизвестно, что более высокая оплата рабочей силы стимулирует внедрение технически оснащенных процессов производства, и наоборот, низкая плата рабочей силы способствует консервации устаревших и трудоемких процессов производства. Тем самым цены производственных ресурсов, ориентируя предпринимателей на использование дешевых ресурсов и экономии на дорогих, в той же мере, как и товарные цены, воздействуют на более эффективное распределение производственных ресурсов в масштабе общества, то есть цена выполняет регулирующую роль в распределении производственных ресурсов.
В сравнение со странами Западной Европы Россия выглядит отсталой, но ряд улучшений по регулированию заработной платы и цен несомненно значительный.
РФ постепенно, но уверенно «встает на ноги» и сейчас данной проблеме уделяется много внимания и решение ее в ближайшем будущем прогнозируется.
Решение этой проблемы повысит уровень страны и на внешнем рынке.
В работе представлены ряд законов, постановлений, указов и числовых рядов, указывающих на тенденцию развития и улучшения социальной жизни общества.
Перенос акцента на использование рыночных методов воздействия государства на экономику в индустриально развитых странах потребовал оздоровления финансов. Это стало тем более актуально, что необходимость в перестройке хозяйственного механизма этих стран совпал с сильнейшим финансовым кризисом. Одной из важнейших статей увеличения доходной части бюджета стала приватизация государственного имущества. Важнейшим каналом регулирования экономической конъюнктуры стала государственная ценовая политика. Ориентация последнего десятилетия на либерализацию экономики нашла отражение в отказе от жестких форм регулирования цен и тарифов в ряде отраслей.
Заключение
В заключение можно сделать следующие выводы:
Во всех общественных системах государство играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций. Поскольку наиболее совершенным образом такая деятельность организована в странах с развитой рыночной экономикой, проблемы государственного регулирования экономики рассматриваются на примере этой группы государств.
Государственное регулирование экономики (госрегулирование) процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней. Социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции).
Возможности и границы эффективности госрегулирования не могут получить точной количественной оценки уже потому, что они имеют много аспектов. Многие проявления эффективности госрегулирования, например социальная стабильность в обществе, вообще не имеют однозначных количественных параметров. Кроме того, практически невозможно вычленить вклад каждого из трех «слоев» хозяйственного механизма в обеспечение приемлемых темпов экономического роста, увеличение занятости или повышение эффективности общественного производства. Вследствие этого можно предложить лишь некоторые качественные оценки возможностей и границ госрегулирования.
Нет никаких объективных оснований полагать, что госрегулирование в обозримой перспективе не обеспечило бы поддержание высокого уровня экономической, социальной, а на этой основе и политической стабильности в странах Запада. Для России опыт госрегулирования на Западе, эффективно адаптированный к своим специфическим условиям, имеет большое значение.
Госрегулирование в целом, безусловно, доказало свою высокую эффективность. После того, как оно было встроено в хозяйственный механизм капиталистического общества, развитие стран Запада характеризуется высокой экономической динамикой, быстрым ростом эффективности общественного производства, более или менее умеренной безработицей, заметным повышением уровня и качества жизни населения, смягчением противоречий и достаточной социальной стабильностью. Всем этим рыночно государственно регулируемый, социально ориентированный современный капитализм выгодно отличается от капитализма свободной конкуренции.
В XXI столетии человечество стоит перед задачей, как органически соединить рыночную экономику, социальную политику государства и экологию. В цивилизованном обществе экономика должна быть социальной. Это возможно лишь при позитивном воздействии на нее государства, в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство. Как мне кажется, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать «золотую середину» в сфере влияния на рыночную экономику.
Цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены являются одной из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются интересы потребителей и производителей, импортеров и экспортеров. Воздействие на цены служит глобальным целям государственной экономической политики, целям конъюнктуры и структурной политики, борьбе с инфляцией, усиление национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен. Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже экстренные цели, который могут в данный конкретный момент не совпадать с другими целями, но они всегда служат генеральной цели государственного регулирования – оптимизация темпов и пропорций экономического развития и стабилизации социальной системы.
Список литературы
1. Андреанов, В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике // Экономист. - 2007. - №5.
2. Ахмедуев, А. Государственные предприятия: типы и механизм функционирования // Вопросы экономики. - 2007. - №8.
3. Введение в рыночную экономику: Учебное пособие / Лившиц А.Я., Никулина И.Н. - М.: Высшая школа, 2006.
4. Государственное регулирование экономики в России // Инвестиции в России. – 2009. - №6.
5. Дайджест экономической теории // Соколинский В.М., Васильева Е.Н. М., Аналитика-Пресс, 2006.
6. Журавлев, С. Государственное регулирование экономики в переходный период//Экономист. – 2006.
7. Ионов, М. Роль государства в экономике // Экономист. - 2007. - №8.
8. Иохин, В.Я. Экономическая теория - М.:2005.
9. Костюк, В.Н. Макроэкономика. Издательство «Центр», Москва, 2008.
10. Лузин, С.П., Павлов К.В. Соотношение государственных и рыночных методов экономического регулирования в условиях переходного периода. - Апатиты, Изд. КНЦ РАН, 2007.
11. Макроэкономика: Учебное пособие./ М.К. Бункина, В.А.Семёнов. – М.: Эльф К – пресс, 2007.
12. Максимова, В.Ф., Шишов, А.Л.. Теория рыночной экономики. М.: СОМИНТЕК, 2009.
13. Назаренко, А., Борхунов, Н., Регулирование цен// Вопросы экономики. - 2007.
14. Общая экономическая теория./ Под ред.: Баликоева В.З.- М.: ЭконоМ, 2006.
15. Официальный сайт министерства экономики России // www.economy.gov.ru/
16. Официальный сайт ФАС России // http://fas.gov.ru/
17. Правовая система Консультант плюс.
Информация о работе Исследование стратегии развития государственного регулирования цен и доходов