Исследование взаимосвязи между системой мотивации и эффективностью работы персонала в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка путей совершенствования системы стимулирования персонала в современных условиях на примере ОАО " Нижегородский масло-жировой комбинат". Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
Изучение теоретических основ и современных тенденций мотивации труда и ее роли в повышении эффективности деятельности предприятия.
Анализ организации стимулирования персонала ОАО " Нижегородский масло-жировой комбинат".
Разработка мероприятий по совершенствованию стимулирования персонала ОАО " Нижегородский масло-жировой комбинат".

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОСТВА 6
1.1. Роль и значение мотивации персонала 6
1.2. Методы стимулирования персонала 11
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ОАО "ЖИРОВОЙ КОМБИНАТ" 15
2.1. Общая характеристика деятельности ОАО "НМЖК" 15
2.2. Анализ стимулирования персонала на ОАО "НМЖК" 17
2.3. Проблемы стимулирования высокопроизводительного труда на ОАО "НМЖК" 21
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА 26
3.1. Разработка системы управления деловой карьерой как фактор стимулирования персонала 26
3.2. Применение новых форм оплаты труда 28
3.3. Система социально-психологических факторов в управлении стимулированием персонала 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
ЛИТЕРАТУРА 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 38

Файлы: 1 файл

МЕНЕДЖМЕНТ.docx

— 129.87 Кб (Скачать файл)

Построение эффективной системы  мотивации требует изучения теоретических  основ мотивации и применяемых  в настоящее время систем стимулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Методы стимулирования персонала

 

 

Методы стимулирования персонала  могут быть самыми разнообразными и  зависят от проработанности  системы  стимулирования на предприятии, общей  системы управления и особенностей деятельности самого предприятия. 

Классификация методов  мотивации может быть осуществлена на организационно распорядительные (организационно- административные), экономические  и  социально-психологические. Данная классификация основана на мотивационной ориентации методов управления. В зависимости от ориентации на воздействие на те или иные потребности методы управления делятся на:

  • Экономические методы управления, обусловленные экономическими стимулами. Они предполагают материальную мотивацию, то есть ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий, и осуществление после их выполнения  экономического вознаграждения за результаты работы. Использование экономических методов связано с  формированием плана работы, контролем за его осуществлением, а также   экономическим стимулированием труда, то есть с рациональной  системой оплаты труда, предусматривающей поощрение за определенное  количество  и качество труда и применение санкций за несоответствующее его количество и недостаточное качество.
  • Организационно-административные методы, основанные на директивных указаниях.  Эти методы базируются на властной мотивации, основанной на подчинении закону, правопорядку, старшему по  должности и т.п., и опирающейся на возможность принуждения. Они охватывают  организационное планирование, организационное нормирование,  инструктаж, распорядительство, контроль. В управлении властная мотивация  играет весьма существенную  роль: она предполагает не только безусловное соблюдение законов и нормативных актов, принятых на  государственном  уровне, но и четкое определение прав и обязанностей  руководителей и подчиненных, при которых исполнение распоряжения руководства  обязательно для  подчиненных. Властная мотивация создает необходимые условия для организации и взаимодействия,  а сами организационно-распорядительные методы призваны обеспечить  эффективную деятельность управления любого уровня на основе его научной организации.
  • Социально-психологические методы, применяемые с целью повышения социальной активности  сотрудников. С помощью этих методов  воздействуют преимущественно на сознание работников, на социальные, эстетические, религиозные  и другие интересы людей и осуществляют социальное стимулирование трудовой деятельности. Данная группа методов  включает  в себя разнообразный арсенал способов и приемов, разработанных социологией, психологией и другими науками, изучающими человека. К числу этих методов относятся анкетирование, тестирование, опрос, интервью и т.п. "Применение социально-психологических методов  в менеджменте в торговле рассматривается  в двух аспектах: в традиционном аспекте их применения при руководстве персоналом и с точки зрения управления поведением покупателя (при выборе социальной мишени торговой фирмой, в рекламной деятельности и др.)".

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и  их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо  использовать в управлении предприятием все три  группы методов. Так, использование  только властных и материальных мотиваций  не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на  достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации.

Отмечаемый рядом авторов, рост роли экономических методов  управления в России связан, прежде всего, с формированием и совершенствованием   рыночной экономической системы. В  условиях рынка экономические методы управления неизбежно получат дальнейшее развитие, повысится действенность  и результативность экономических  стимулов,  что позволит поставить  каждого работника и коллектив  в такие экономические условия, при которых появиться возможность  наиболее полно сочетать личные интересы  с рабочими целями. Однако, акцентирование внимания на экономических методов  стимулирования, зачастую приводит к  снижению внимания к социально –психологическим аспектам мотивации, определяющим внутреннюю мотивацию персонала.

Приведенная схема классификации  методов стимулирования является классической.  В современном менеджменте применяются  и иные группировки методов стимулирования. Укрупненно все методы стимулирования можно так же сгруппировать в следующие четыре вида:

1. Экономические стимулы  всех типов (зарплата во всех  ее разновидностях, включая контрактную,  премии, льготы, страховки, беспроцентные  кредиты и т.п.).

Успешность их воздействия  определяется тем, насколько коллектив  понимает принципы системы, признает их справедливыми, в какой мере соблюдается  неотвратимость поощрения (наказания) и результатов работы, их тесная связь во времени.

2. Управление по целям.  Эта система широко используется  в США и предусматривает установление  для личности или группы цепи  целей, способствующих решению  главной задачи организации (достижение  определенных количественных или  качественных уровней, повышение  квалификации персонала и т.п.). Достижение каждой цели автоматически  означает повышение уровня зарплаты или другую форму поощрения.

3. Обогащение труда - эта  система в большей степени  относится к неэкономическим  методам и означает предоставление  людям более содержательной, перспективной  работы, значительной самостоятельности  в определении режима труда,  использовании ресурсов. Во многих  случаях к этому добавляется и рост оплаты труда, не говоря уже о социальном статусе.

4. Система участия в  настоящее время существует в  многообразных формах: от широкого  привлечения коллектива к принятию  решений по важнейшим проблемам  производства и управления (Япония) до соучастия в собственности  путем приобретения акций собственного  предприятия на льготных условиях (США, Англия).

 

 

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА  НА ПРИМЕРЕ ОАО "НИЖЕГОРОДСКИЙ МАСЛО-ЖИРОВОЙ КОМБИНАТ"

 

 

2.1.  Общая характеристика деятельности  ОАО "Нижегородский масло-жировой комбинат"

 

 

Открытое акционерное  общество "Нижегородский масло-жировой комбинат" является в настоящее время частным предприятием.  Организационно-правовая форма предприятия    - открытое акционерное   общество. Сфера интересов предприятия простирается далеко за пределы Нижегородской области – в Самарскую, Саратовскую, Пермскую, Оренбургскую, Ивановскую области и многие другие регионы России. Основными направлениями деятельности предприятия является выработка майонеза, маргарина, растительного масла, мыла.   Всего ОАО "НМЖК" выпускает более 100 наименований продукции пищевого и технического назначения.

История Нижегородского масложирового  комбината берет свое начало в  1898 году.

Правовое  положение ОАО "НМЖК",  права и обязанности акционеров определяются в соответствии с Гражданским кодексом РФ и законом "Об акционерных обществах". Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров. Общим собранием акционеров выбран совет директоров во главе с генеральным директором. Организационная структура управления построена таким образом, что при умеренном спросе на продукцию управление персоналом можно осуществить эффективно при минимуме управленческих уровней.  Организационная структура управления предприятием представлена в Приложении 1.

ОАО "НМЖК" обладает высоким техническим потенциалом. Продукция вырабатывается на высоко автоматизированных поточных линиях известных иностранных фирм.

Большое внимание уделяется контролю технологических процессов и  отбору высококачественного сырья. Строжайший и постоянный бактериологический контроль, использование лабораторного  комплекса гарантируют абсолютную безопасность товара, его безукоризненное  соответствие стандартам, что обеспечивает продукции предприятия высокое  качество.

Ориентируясь на работу  с постоянными  клиентами, комбинат наладил прочные  коммерческие связи, что позволяет  в настоящее время избегать лишних затрат на маркетинговую деятельность. В связи с наладкой производства самых разнообразных сортов и  модификаций продукта, реализация осуществляется в различных сегментах рынка  и таким образом удовлетворяются  потребности широкого круга покупателей.

Между тем, для  дальнейшего развития предприятия существенное  значение имеет  использование его кадрового  потенциала,  повышение эффективности  системы управления персоналом и  стимулирования производительности работы коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ стимулирования персонала  на ОАО "Нижегородский масло-жировой комбинат"

 

 

В управлении персоналом ОАО "НМЖК"   применяются следующие группы методов:

  • Административно- организационные  методы управления:
    1. Регулирование взаимоотношений сотрудников посредством положений о структурных подразделениях и должностных инструкций,
    1. Использование властной мотивации (издание приказов, отдача распоряжений, указаний) при управлении  текущей деятельностью предприятия. 
  • Экономические методы управления:
    1. Материальное стимулирование труда работников: премиальные по результатам труда, использование для отдельных категорий работников сдельной формы оплаты труда.
  • Социально-психологические методы управления:
    1. Развитие у сотрудников чувства принадлежности к организации с помощью формирования стандартов обслуживания,  ведения корпоративной рекламы,  широкого использования логотипов компании, обеспечения сотрудников фирменной  рабочей одеждой и т.п.
    2. Стимулирование  труда работников посредством  гарантированного предоставления   социальных гарантий (больничные листы, выплаты пособий и т.п.), организации организационных праздников для сотрудников и их детей.

Основной акцент в системе стимулирования персонала  сделан на материальные методы стимулирования. В соответствии с КЗоТ РФ комбинат самостоятельно устанавливает вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок и должностных окладов, а  также формы материального поощрения. Основные правила оплаты труда и  премирования закреплены Положением об оплате труда работников ОАО "НМЖК", утверждаемым приказом Генерального директора. Все вновь принимаемые на работу сотрудники в обязательном порядке ознакамливаются с данным Положением.

Комбинат  ведет политику гарантирования стабильности системы оплаты труда: обеспечивает гарантированный законом минимальный  размер оплаты труда, о введении новых  и изменении установленных условий  оплаты труда работники извещаются не позднее, чем за 2 месяца.

Предприятие использует оплату труда как важнейшее  средство стимулирования добросовестной работы. Индивидуальные заработки работников комбината определяются их личным трудовым вкладом, качеством труда, результатами производственно-хозяйственной деятельности комбината и максимальным размером не ограничиваются. В качестве базы используется тарифная система оплаты труда.

К должностным  окладам работников комбината установлены  следующие доплаты:

  • доплата за вредные и тяжелые условия труда - в размерах и порядке, предусмотренных законодательством о труде;
  • доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания, увеличение объема выполняемых работ в размере, устанавливаемом по соглашению между администрацией и работником;
  • доплата за работу в вечерние и ночные часы - в размерах и порядке, предусмотренных законодательством о труде;
  • доплата за руководство бригадой;
  • доплата за сверхурочную работу;
  • доплата за выходные и праздничные дни.

Конкретные  размеры доплат устанавливаются  администрацией комбината в зависимости  от конкретных условий (степени тяжести  работ и воздействия неблагоприятных  факторов, объема работы, ее важности для  комбината, уровня профессионализма работника  и др.)

Проведенный анализ условий оплаты труда и  премирования показывает, что размер заработной платы сотрудников предприятия  поставлен в зависимость от результатов  их трудовой деятельности предприятия. За каждое нарушение трудовой дисциплины  и технологии производства к работнику применяется санкция в виде лишения премии или ее части.

Среди методов  социально-психологического стимулирования, используемых на предприятии следует  так же назвать оптимизацию организации  рабочего места, создание комнат  отдыха, организация  общепроизводственных праздников и др.

Таким  образом, управление персоналом предприятия осуществляется с помощью  сочетания административных, экономических  и социально-психологических  методов  управления. Основа системы стимулирования  персонала закладывается использованием организационно-технических методов, которые оптимизируют  построение системы управления эффективностью труда. Используемые ОАО "НМЖК" социально-психологические методы   эффективно осуществляют духовное  стимулирование,  создавая благоприятный психологический климат в коллективе и чувство принадлежности к организации.  Установленный на предприятии стабильный размер вознаграждения персонала предотвращает увеличение текучести кадров и снижает затраты на поиск новых трудовых ресурсов. В части использования экономических методов стимулирования у предприятия имеются резервы усовершенствования процесса управления за счет усовершенствования системы материального стимулирования персонала за счет использования новых форм оплаты труда, в частности таких методов партисипативного управления, как участие работников в прибыли организации, участие работников в управлении.

Информация о работе Исследование взаимосвязи между системой мотивации и эффективностью работы персонала в организации