Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 00:58, реферат
Актуальность данной работы состоит в том, что менеджмент в России не перестает развиваться и совершенствоваться. Потребность в хороших руководителях всегда была и существует и по сей день.
В данной курсовой работе выделены особенности российского менеджмента на основе анализа исторической и современной ситуации при управлении отечественной экономикой:
1. качество российского менеджмента;
2. коррумпированный фон российской экономики на всех уровнях управления;
3. избыточность государственного управленческого персонала, влияние государства на политику развития крупнейших компаний;
4. недостаток квалифицированных топ – менеджеров и менеджеров среднего звена новой формации;
Введение…………………………………………………………………………...…….….3
Глава 1. История развития Российского менеджмента……………….……..5
1.1. Менеджмент в эпоху революционного периода и в 20-30-е гг.……………..5
1.2. Совершенствование системы хозяйственного руководства в послевоенный период.…………………………………………….……………………..10
1.3. Перестройка системы управления в 60-е и последующие годы…………………………………………………………………………………………14
Глава 2.Развитие российского менеджмента на современном этапе…………….……………………………………………………………………….20
2.1. Проблемы российского менеджмента…………………………………………20
2.2. Перспективы развития российского менеджмента………………………..24
Глава 3. Развитие российского менеджмента на примере компании ЮКОС……………………………………………………………………………………28
3.1. Деятельность компании ЮКОС………………………………………………..28
3.2. Выводы о работе компании………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………………….36
Список литературы……………………………………………………………………38
Кроме того, была введена новая для того времени специальность – инженер-экономист отраслевого профиля, которая вскоре стала ведущей среди экономических специальностей.
Было открыто три
1.2. Совершенствование
системы хозяйственного руководства в
послевоенный период.
В годы Великой Отечественной Войны система управления промышленностью, сложившаяся в предшествующие годы, не претерпела принципиальных изменений. Основным принципом управления продолжал оставаться хозрасчёт при усилении административно-командных методов руководства.
Широко развернулось социалистическое соревнование, способствующее росту инициативы и энергии советских людей. Научная работа велась по проблемам внутризаводского планирования и диспетчирования.
В послевоенные годы была проведена реорганизация управления народным хозяйством. Первое существенное изменение было проведено Н.С. Хрущёвым в области аграрной экономической политики. После смерти И.В. Сталина наиболее слабым звеном в советской экономике было сельское хозяйство. Среди мер, предложенных Н.С. Хрущёвым, в целях резкого подъёма сельского хозяйства центральное место занимало резкое повышение материальной заинтересованности тружеников села в увеличении сельскохозяйственной продукции. Большинство колхозников, не получавших ни копейки за свой труд, жили только за счёт подсобного хозяйства.
Теоретической основой неэффективности колхозного производства являлось положение, согласно которому такие экономические категории, как хозрасчёт, себестоимость, рентабельность, для колхозов считались неприемлемыми.
Цены на картофель, например, не покрывали даже затрат по его доставке от хозяйства до заготовительных пунктов. Вся продукция животноводства была убыточной. В послевоенный период времени возобновилась научная и практическая работа в области организации и управления производством. Большое значение имела III Всесоюзная конференция по внутризаводскому планированию и управлению производством в машиностроении, состоявшаяся в феврале 1948 года в Москве; создание первого межотраслевого учебника по организации и планированию промышленного предприятия, в котором значительное внимание было уделено чисто управленческим проблемам, в частности, принципам и методам управления.
Курс «Организация и планирование предприятия» вводится в качестве обязательного в учебные планы всех отраслевых технических и инженерно-экономических вузов и факультетов. В экономических вузах вводится межотраслевой курс «Организация и планирование промышленного предприятия».
Вместе с тем следует отметить, что в послевоенный период времени имело место сокращение исследований в области управления производством
по философским, социальным и психологическим проблемам, по изучению его экономических основ, разработке вопросов количественной оценки явлений и процессов. К концу 50-х гг. тематика исследований по проблемам организации и управления предприятиями начала постепенно расширяться.
Во второй половине 50-х гг. было принято ряд постановлений и разработаны конкретные мероприятия, направленные на дальнейшее совершенствование системы хозяйственного руководства и развитие принципов демократического централизма в управлении народным хозяйством.
Начиная с 1957 года, был осуществлён
переход к управлению промышленностью
и строительством по территориальному
принципу через Советы народного хозяйства (совнархозы) экономи
Главным назначением совнархозов было пересечение ведомственных тенденций в развитии промышленности, и они выполнили возложенные на них задачи.
Однако первый опыт деятельности совнархозов показал серьёзные недочёты территориальной организации производства и управления.
Отрасли промышленности оказались
раздробленными между многочисленными
административными
Продолжается работа над совершенствованием методов построения межотраслевого баланса, концепция методов построения которого была создана ещё в 20-е гг. в СССР и позднее получившая широкое распространение и признание за рубежом. Специально созданные специализированные организации успешно развивают теорию и практику использования экономико-математических методов в планировании и управлении в различных звеньях народного хозяйства страны.
Дискуссия, развернувшаяся в стране в период с 1962 по 1965 гг., по вопросам совершенствования системы и методов управления народным хозяйством, предшествовала проведению хозяйственной реформы. Начало дискуссии было положено публикацией двух статей в газете «Правда»:проф. Е.Г. Либермана (сентябрь 1962 г.) и акад. В.А. Трапезникова (август 1964 г.).
Заметное влияние на ход дискуссии оказали также работы проф. А.М. Бирмана «Некоторые проблемы науки о социалистическом хозяйствовании» и акад. В.С. Немчинова «О дальнейшем совершенствовании планирования и управления народным хозяйством» .
Экономическая дискуссия явилась крупным толчком для развития собственно управленческой мысли. Появилось много монографий и статей, посвящённых сущности отношений управления социалистическим производством, выяснению места, занимаемого им в базисе и надстройке, выявлению соотношения управления производством со смежными науками и т.д. Существенный вклад в развитие управления в этот период времени внесли смежные с экономикой науки – такие, как философия, социология, психология, педагогика, право, которые средствами и методами своих наук изучали проблемы управления. Роль этих исследований очень значительна по следующим двум причинам:
1) необходимость создания
комплексных работ по
2) потребность выделения
науки об управлении
Необходимость развития управления
производством как
1.3. Перестройка системы управления в 60-е и последующие годы
Период времени, начиная с 1965г. по настоящее время, характеризуется проведением в стране трёх реформ, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством.
К ним относят:
1. Реформа системы управления экономикой 1965г.
2. Реформа системы управления 1979г.
3. Ускорение социально-
Первая
реформа системы управления эко
Её начало было положено мартовским (1965г.) Пленумом ЦК КПСС3 по вопросам промышленности. В процессе её проведения говорилось о необходимости совершенствования всей системы управления..
Была произведена
Была произведена перестройка структуры управления народным хозяйством. Создано 11 союзно-республиканских и 9 союзных министерств.
Большие изменения произошли в системе внутризаводского планирования предприятий. Был осуществлён ряд мер по улучшению системы оплаты труда. С этой целью на предприятиях образованы три фонда экономического стимулирования: фонд материального поощрения, фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и фонд развития производства. После принятия в 1965г. решения о проведении хозяйственной реформы вопросы управления народным хозяйством были подняты до уровня первостепенных государственных задач.
Важным событием, имевшим крайне большое значение для совершенствования научного управления производством в СССР, стала состоявшаяся в июне 1966г. в Москве Всесоюзная научно-техническая конференция «Проблемы научной организации управления социалистической промышленностью», на которой с научными докладами выступили видные учёные, занимающиеся проблемами управления: С.Е. Каменицер, Д.М. Гвишиани, Ю.О. Любович и др. Целый ряд докладов касался вопросов применения экономико-математических методов, использования ЭВМ и других средств механизации и автоматизации для совершенствования управления. К их числу следует отнести доклады В.М. Глушкова, Н.П. Федоренко, О.В. Козловой. Теория систем (методов, использования ЭВМ и других средств механизации и автоматизации для совершенствования управления) выявила ряд общих особенностей управления.
60-70-е гг. характеризуются
активным изучением
Ухудшение социально-экономического положения в стране продолжалось. Выход из создавшегося положения апрельский (1985г.) Пленум ЦК КПСС нашёл в ускорении социально-экономического развития страны. Было принято решение о создании целостной системы управления. Были намечены пути реализации этой концепции: перестройка всех сторон нашей общественной жизни, курс на развитие гласности и демократии, техническую реконструкцию всех отраслей народного хозяйства на основе опережающего роста машиностроения. Была провозглашены новая научно-техническая, инвестиционная и структурная политика.
Перестройка, начатая Генеральным секретарём ЦК КПСС М.С. Горбачёвым в 1986г., не имела под собой твёрдой базы. Её содержание и методы проведения не были поняты никому. Проводились отдельные мероприятия, направленные на повышение темпов социально-экономического развития СССР. Январский (1987г.) Пленум ЦК КПСС провозгласил курс на широкую демократизацию жизни общества и создание к 1990г. целостной системы управления с хозяйственным механизмом (эта система называлась радикальной экономической реформой).
В выступлении М.С. Горбачева на XXVII конференции Московской городской организации КПСС, где отмечалось, что «ситуация на потребительском рынке такова, что он разрегулирован. Вращается огромная денежная масса, и она оторвалась от громадных ресурсов… Нужны очень строгие меры по упорядочению финансового хозяйства.»
Однако к этому времени уже стало ясно, что нельзя добиться существенных результатов. В 1989г. размер эмиссии (дополнительный выпуск денег) достиг критической отметки. Темпы роста доходов населения значительно превышали рост товарооборота. В результате на некоторые виды продукции начали расти цены, усилился инфляционный процесс. Сложилась предкризисная ситуация. Стало ясно, что волевыми методами исправить положение нельзя. Действующая система управления стала преградой на пути интенсификации и научно-технического прогресса. Главным звеном в решении стратегических задач по ускорению социально-экономического развития страны стало осуществление радикальной реформы управления, создание целостной системы хозяйствования.
Содержание радикальной реформы управления заключалось в переходе от преимущественно административных к экономическим методам руководства на всех иерархических уровнях, к управлению интересами и через интересы, к широкой демократизации управления, всемирной активизации человеческого фактора. Однако радикальная экономическая реформа не принесла ожидаемых от неё результатов. Произошло дальнейшее обострение кризиса. В этот период времени произошли серьёзные изменения в политической системе управления страной: КПСС утратила свою руководящую и направляющую роль, была провозглашена многопартийность, ликвидирована цензура в средствах массовой информации, появилась оппозиция, открыто выступающая против политики президента М.С. Горбачёва. В соответствии с рекомендациями депутатов, прозвучавшими на первом съезде народных депутатов СССР, правительством СССР под руководством Н.И. Рыжкова4 была разработана программа постепенного перехода к регулируемому рынку. Она содержала положения о многообразии форм общественной собственности и государственном регулировании экономики при помощи налогов, налоговых льгот и финансовых санкций, а также рекомендации по развитию системы социального обеспечения населения.
Информация о работе История развития практического менеджмента