Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 01:39, курсовая работа
Наука управления мало чем отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:
всегда интересно и нужно;
позволяет восполнить недостаток собственных мыслей и объем своих знаний;
дает возможность проанализировать основные вехи эволюционного развития науки и систематизировать их;
позволяет извлечь соответствующие уроки из прошлого с тем, чтобы не повторять ошибок в будущем.
Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей.
Введение………………………………………………………………...…3
1 Условия и предпосылки возникновения менеджмента…………..….5
1.1 Древний период………………………………………………………5
1.2 Индустриальный период………………………………………….…7
1.3 Период систематизации……………………………………………...9
1.4 Информационный период…………………………………………..10
2 Основные подходы, концепции и школы менеджмента……………11
2.1 Школа научного управления…………………………………..….12
2.2 Административная или классическая школа…………………..…15
2.3 Школа человеческих отношений и поведенческих наук………...20
2.4 Математическая школа управления….……………………....…...24
3 Разнообразие моделей менеджмента…………………………….….26
3.1 Особенности американской модели менеджмента…………….…26
3.2 Особенности японской модели менеджмента…………………….28
3.3 Особенности западноевропейской модели менеджмента …….…29
Заключение……………..……………………………………….….….…32
Список использованных источников…………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Подольский институт (филиал)
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени В.С.Черномырдина»
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
на тему:
«История развития теории и практики менеджмента»
Выполнил: студент Бакалец А.А. группа 3-62 очно-заочная форма обучения
Проверил: Бочкова В.В.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Условия и предпосылки
возникновения менеджмента………….
1.1 Древний период…………………………………………
1.2 Индустриальный период………………………
1.3 Период систематизации………………………
1.4 Информационный период………………………
2 Основные подходы,
концепции и школы менеджмента…
2.1 Школа научного управления……………
2.2 Административная или классическая школа…………………..…15
2.3 Школа человеческих
отношений и поведенческих
2.4 Математическая школа управления….……………………....…...24
3 Разнообразие моделей менеджмента…………………………….….26
3.1 Особенности американской модели менеджмента…………….…26
3.2 Особенности японской модели менеджмента…………………….28
3.3 Особенности западноевропейской модели менеджмента …….…29
Заключение……………..…………………………………
Список использованных источников……………………………….….33
Приложения……………………..…………………………
ВВЕДЕНИЕ
Менеджмент стал одним из важнейших атрибутов новой жизни. И не только в области экономики. Менеджмент в широком смысле – это управление организациями любой формы в условиях рынка и сопутствующего ему гражданского демократического общества. Менеджмент имеет свою историю развития, источники, составные части, научно - теоретическое обоснование и практику.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.
Наука управления мало чем отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:
Знание и осмысление
прошлого способствует лучшему
пониманию современного
Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.
Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в огромных многоуровневых и разветвленных корпоративных структурах управления или же в государственном аппарате. В зрелой рыночной экономике не менее важен и малый бизнес.
Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций. Понятия «менеджер», «менеджмент» пришли к нам из США.
В современном значении понятия
«менеджер», «менеджмент» появились
лишь тогда, когда в связи с
развитием и усложнением
Цель курсового проекта - рассмотреть и проанализировать этапы истории развития теории и практики менеджмента.
В соответствии с данной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
1 УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародилось искусство и наука управления. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:
Даже в самых древних
обществах требовались
1.1 Древний период
Наиболее длительным был
первый период развития управления - начиная
с 9-7 тысячелетия до нашей эры
примерно до XVIII в. Прежде чем выделиться
в самостоятельную область
Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.
Примерно 9-7 тыс. лет до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охота, сбор плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов - их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.
В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000 - 2800 гг. до н.э.) сформировались достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).
Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470 - 399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.
Платон (428 - 348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытку разграничить функции органов управления.
Александр Македонский (356 - 323 гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.
Для организаций Древнего мира было характерно:
Вместе с тем следует отметить, что в древности крупные организации имели формальные структуры управления с четко выделенными уровнями управления. Руководители этих организаций затрачивали определенное количество усилий для координации их деятельности. Организации налаживали связи с другими организациями, что способствовало достижению ими определенного успеха.
Приведенные материалы не охватывают всех событий и дат, которые так или иначе характеризуют процесс накопления знаний в области управления, однако данный обзор позволяет в какой-то мере составить представление о том, на что обращалось внимание на самых ранних стадиях развития древнего искусства и новейшей науки - менеджмента.
1.2 Период индустриализации
Индустриальный период ознаменован
появлением трудов А. Смита, который
проанализировал различные
То, что мы сегодня называем менеджментом, появилось ещё во времена промышленной революции в XIX в. Рост числа производств, и необходимость увеличения занятости больших групп людей привели к тому, что собственники предприятий уже были не в состоянии контролировать деятельность всех работников. Возникла необходимость в управленцах, которые бы могли представлять интересы собственника на местах. Для этого обучали лучших работников, которые и стали первыми менеджерами.
Индустриальный период характеризуется заменой ручного труда, а также фабричной системой производства, разделением труда и массовым производством.
В 1776 году Адам Смит провёл анализ различных форм разделения труда, а также дал характеристику обязанностей государя и государства. Также А. Смит занимался вопросами контроля и расчёта оплаты труда.
В 1785 году Томас Джефферсон первым обратил внимание на концепцию взаимозаменяемости частей.
Эли (Илай) Уитни в 1799 году заложил основы организации массового производства в машиностроении. Его научными и практическими интересами стали также вопросы, связанные с исчислением себестоимости, контролем качества, взаимозаменяемостью частей, а также признание интервала менеджмента.
В 1800 году Джеймс Уатт и Маттеус Бултон Сохо обратили внимание на вопросы, связанные со стандартными операциями, стандартное время и данные. Сфера социальных отношений также была ими принята во внимание, что отразилось в Рождественских праздниках для служащих, премиях, страховых обществах.
В 1810 году Роберт Оуэн использует на практике личный опыт, внедряет систему ответственности за подготовку рабочего, а также решает проблемы с жильём для рабочих.
Джеймс Милл первым обобщил опыт человеческой мотивации.
Математик Чарльз Беббидж в 1833 году разработал проект «аналитической машины» - прообраз современной цифровой вычислительный техники, с помощью которой уже тогда принимались управленческие решения.
Признание и обсуждение относительной важности и функций менеджмента было в области интересов Маршалла и Логлина.
Генри Пур в 1855 году сформулировал принципы организации, связи и информации применительно к железным дорогам, а в 1856 году Даниэль Мак-Каллум использовал организационные схемы для демонстрации структуры менеджмента. Он же применил статистический менеджмент на железнодорожном транспорте.
Практическое использование мотивационного исследование Джевонсом в 1871 году позволило определить степень воздействия каждого из факторов на продуктивность рабочего. А в 1881 году Джозеф Вартон разработал для американского колледжа курс предпринимательского менеджмента.
1.3 Период систематизации
Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменили ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении.
Информация о работе История развития теории и практики менеджмента