Изучение функций управления в менеджменте как важная характеристика процесса управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Менеджмент - это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Цель данной работы раскрытие функций менеджмента и обоснование актуальности реализации этих функций на конкретном предприятии. При выполнении работы я буду опираться на данные текущей документации ОАО «Сберегательного Банка России» и некоторые источники теоретической информации.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………3
Изучение функций управления в менеджменте как важная характеристика процесса управления…………………………………………………………..5
Функции специализированного управления……………………………….6
Функции общего управления………………………………………………..6
Структуризация функций управления. Их взаимосвязь с управленческой структурой…………………………………………………………………..17
Совершенствование структур управления предприятиями……………………………………………………………...23

Характеристика Сберегательного банка России…………………………….26

История банка и его краткая характеристика…………………………26
Анализ специфических функций управления Банка…………………28
Основные функции Сбербанка России; их взаимосвязь с целями, задачами, структурой управления……………………………………..29

Совершенствование функций Сберегательного Банка……………………..38

Совершенствование деятельности Банка……………………………...38
Совершенствование работы функций специфического управления……………………………………………………………….38
Совершенствование функций общего управления……………………40

Заключение………………………………………………………………………...44

Приложение………………………………………………………………………..46

Список использованной литературы……………………………………………..53

Файлы: 1 файл

Содержание Стр.doc

— 523.00 Кб (Скачать файл)

Эффективность планирования зависит  от того, какими принципами руководствуются  при составлении планов. Опытные  менеджеры  в своей деятельности обычно применяют все виды планирования. Умение сочетать их, заботясь не только об интересах фирмы и ее персонала, но и об интересах клиентов, деловых партнеров, общества в целом, напрямую связано с их профессионализмом.

  • Организация - формирование структуры объекта управления и обеспечение его всем необходимым для нормального функционирования - персоналом, исходными ресурсами, оборудованием, зданиями, денежными средствами. Организация как функция менеджмента включает:

- организационное проектирование;

- организацию процесса работы.

Организационное проектирование – это деление организации на блоки, подсистемы, соответствующие важнейшим направлениям деятельности по реализации целей организации. Этот процесс предполагает установление полномочий различных должностей, определение должностных отношений конкретных лиц.

Организация процесса работы включает в себя обеспечение нормального функционирования и взаимодействия различных подразделений организации при достижении запланированных целей. Организация работ – функция, которую должны осуществлять все руководители – независимо от ранга. Однако, хоть и смысл этой концепции состоит в делегировании прав и обязанностей для разделения труда по горизонтали и вертикали, решение о выборе структуры организации в целом почти всегда принимается руководством высшего звена. При этом задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать такую организационную структуру, которая лучше всего отвечает целям  и задачам организации, позволяет ей эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно распределять и направлять усилия своих сотрудников.

Структура не может оставаться неизменной, потому что меняется как внешнее, так и внутреннее, ее окружение.4

Тем не менее, организация управления основывается на ряде основных принципов:

  • Принцип разделения труда. Все виды деятельности предприятия должны быть так определены и сгруппированы, чтобы максимально способствовать достижению поставленных задач. Важно, чтобы сгруппированные виды деятельности соответствовали способностям и побуждениям сотрудников, которые будут их выполнять.

Для преодоления отрицательных последствий узкой специализации труда, необходимо расширение зоны труда, использование чередования работ и привлечения сотрудников к принятию касающихся их решений (стратегия участия).

  • Скалярный принцип. Относится к цепочке прямых должностных отношений руководителей и подчиненных в масштабе всей организации. Всегда должно существовать лицо, обладающее верховной властью в организации. Чем отчетливее линия должностной связи высшего управляющего с каждым из подчиненных, тем эффективней процесс принятия решения и коммуникации.
  • Принцип диапазона управления. Для каждой управленческой должности существует предельное число сотрудников, которыми в состоянии эффективно руководить один человек.
  • Еще одной важной характеристикой организации управления является уровень централизации (децентрализации)  полномочий (власти).

Централизация – концентрация прав на принятие решения на высшем уровне управления организацией. Децентрализация  – передача прав низшим уровням управления.

Организационная структура является итогом процесса организационного проектирования и представляет собой формальные правила, разрабатываемые менеджерами для эффективного разделения труда и распределения официальных обязанностей среди отдельных сотрудников и групп. Структура характеризует устойчивые связи между элементами организации, позволяет определить сферы контроля управляющих и скоординировать все функции.

Основные проблемы, возникающие  при разработке структур управления: установление правильных взаимоотношений  между отдельными подразделениями, что связано с определением их целей, условий работы и стимулирования; распределение ответственности между руководителями; выбор конкретных схем управления и последовательности процедур при принятии решений; организация информационных потоков; выбор соответствующих технических средств.

Проблема совершенствования организационной  структуры управления предполагает уточнение функций подразделения, определение прав и обязанностей каждого руководителя  и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Основной задачей здесь является повышение эффективности управления.

Организационная структура направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределение между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, выражающиеся в тех или иных принципах.

Организационная структура фирмы  и ее управление постоянно изменяются, совершенствуются в соответствии с  изменяющимися условиями. Важнейшими факторами, вызывающими необходимость проведения структурной перемены компаний, являются следующие факторы:

- быстроразвивающаяся разработка новых видов продуктов под воздействием   научно- технического прогресса в условиях обостряющейся конкуренции;

- интенсивное внедрение наиболее передовых технологий;

- систематическое внедрение новых методов организации и управления производством на базе активного использования компьютерной техники.

Более подробно структуру управления организации и пути ее совершенствования, я рассмотрела в главе 1.3. и 1.4.

  • Мотивация и стимулирование. Мотивация – это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации.5Это особый вид управленческой деятельности, имеющий целью активизировать людей, работающих в организации, и побуждающий их эффективно трудиться.

Для этого осуществляется экономическое  и моральное стимулирование,  обогащается само содержание труда, и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.

Осуществляя эту функцию, менеджеры  должны постоянно воздействовать на факторы продуктивной работы членов организации. К ним в первую очередь следует отнести: разнообразие работы по содержанию, и расширение профессиональной квалификации работающих, удовлетворение от полученных результатов, повышение ответственности, возможности проявления инициативы и осуществление самоконтроля и т.д.

Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится «внутри» человека, имеет «индивидуальный» характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельных с ним мотивов.

Теории мотивации основаны на определении потребностей человека и их структуры. Потребность – это осознание отсутствия чего-либо, вызывающее побуждение к действию.

К числу таких теорий относят  теории Маслоу, Мак - Клелланда и Герцберга.6

По теории А. Маслоу все потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры. Этим он показывал, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и соответственно влияют на деятельность человека, прежде чем на мотивации начнут сказываться потребности более высших уровней.

По теории А. Маслоу:

  1. Потребности делятся на первичные (физиологические, безопасности и защищенности) и вторичные (социальные, уважение, самовыражение).
  2. Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность.
  3. После того как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается.

 


рис.1. 5 основных потребностей по теории А.Маслоу.

 

 Теория Мак - Клелланда:

  1. Три потребности, мотивирующие человека, - это потребность власти (желание воздействовать на других людей, потребность к проявлению своего влияния), успеха (удовлетворение не конкретного провозглашения успеха человека, а процессом поведения какой-либо работы до ее успешного завершения) и принадлежности (потребность в налаживании дружеских отношений, заинтересованность в успешной работе компании всех ее работников).
  2. В настоящее время важны эти потребности высшего порядка, поскольку потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены.

 Теория Герцберга:

  1. Он выделил 2 категории факторов потребностей:

- гигиенические факторы (политика фирмы, условия работы, заработок, межличностные отношения и степень непосредственного контроля за работой);

-   факторы мотивации (успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокая степень ответственности, возможность творческого и делового роста – факторы удовлетворения).

  1. Из каждой группы факторов Герцберг выделил положительные (влияют на удовлетворенность работы) и отрицательные проявления (влияют на неудовлетворенность работы).
  2. Наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиваться неудовлетворению работой.
  3. Мотивации, которые примерно соответствуют потребностям высших уровней Маслоу и МакКлелланда, активно воздействуют на поведение человека.
  4. Для того чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководитель должен сам понять сущность проблемы.

В связи с тем,  что существуют различные пути мотивации, менеджеру необходимо:

- во-первых, установить набор критериев (принципов), которые наиболее сильно влияют на поведение сотрудника;

- во-вторых, создать атмосферу, благоприятную для мотивации работников;

- в-третьих, активно общаться со своими сотрудниками, поскольку для того, чтобы был полностью мотивирован и работал с полной отдачей, он должен четко представлять себе, чего от него ждут.7

Стимулирование - процесс использования различных стимулов для мотивирования людей. Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или побуждения, вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предоставляемые возможности и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы получить в результате определенных действий.

Цель стимулирования - не только побудить человека работать вообще, а побудить его делать лучше того, что обусловлено трудовыми отношениями.

По виду потребностей, которые удовлетворяют  стимулы, последние можно разделить  на внутренние и внешние. К первым относят чувства самоуважения, удовлетворения от достижения результатов, ощущения содержательности и значимости своего труда, возникающего в процессе выполнения работы. Их также можно назвать моральными стимулами. Внешним вознаграждением является то, что предоставляется компанией взамен выполненной работы: заработная плата, премии, служебный рост, символы статуса и престижа, похвалы и признания, разнообразные льготы и поощрения. Их также можно назвать денежными и материально-социальными стимулами.

Стимулирование имеет различные  формы. Стимулы делятся на материальные и нематериальные.

  • Материальные стимулы, в свою очередь, делятся на денежные (заработная плата, доплаты, надбавки, ссуды и льготные кредиты) и не денежные, состоящие из социальных (медицинское обслуживание, страхование, путевки, питание, подарки и т.п.) и функциональных (улучшение организации труда, улучшение условий труда).
  • Нематериальные стимулы состоят из социально-психологических  (общественное признание, похвала, поддержка и одобрение), творческих (повышение квалификации, стажировки и командировки) стимулов и стимулов свободного времени (гибкий график работы, дополнительный отпуск). 
    • Контроль. Координация и регулирование.

Контроль - количественная и качественная оценка и учет результатов работы. Контроль является элементом обратной связи, так как на основании его данных производится корректировка ранее принятых решений, планов, норм и нормативов.

Контроль - это наблюдение за достижением организацией своих целей. Он необходим для обнаружения и решения возникающих проблем раньше, чем они станут опасными.

Контроль связывает воедино  все функции управления, так как  позволяет менеджерам поддерживать приемлемое положение дел и корректировать неверные шаги путем перепланирования, реорганизации или переорганизации. Контроль основывается на обратных связях.

Основные принципы контроля:

1) заблаговременность;

2) объективность (важно, чтобы контроль не зависел от личных симпатий и антипатий руководителя, а опирался на точные, объективные и научно обоснованные нормативы трудовой деятельности);

3) контроль не должен быть  тотальным, мелочным;

Информация о работе Изучение функций управления в менеджменте как важная характеристика процесса управления