Эффективная кадровая политика IT компаний-разработчиков коробочных программных продуктов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:13, дипломная работа

Описание работы

IT компании-разработчики программных продуктов отличаются от компаний других отраслей прежде всего тем, что основным ресурсом производства в них являются люди. Персонал является главной статьей расходов, а его качество во многом определяет потенциал и возможности компании. Поэтому управление человеческими ресурсами является одним из важнейших элементов в деятельности IT компаний, а кадровая политика является объектом пристального внимания со стороны высшего руководства. Успешное функционирование IT компаний напрямую зависит их проводимой ими кадровой политики. Данная работа посвящена анализу существующих подходов к формированию кадровой политики в

Содержание работы

Введение 3
1.1 Категоризация компаний разработчиков ПО и характеристика их кадровой политики 3
1.1.1 Компании-разработчики заказных программных продуктов 3
1.1.2 Компании-разработчики коробочных программных продуктов 4
1.1.3 Компании, занимающиеся локализацией иностранных продуктов под особенности местного языка и менталитета 5
2. Проблемы и особенности IT компаний-разработчиков коробочных программных продуктов 6
3. Направления кадровой политики 11
3.1 Состав и структура компании 11
3.1.1 Структура команды разработчиков 11
3.1.2 Модель жизненного цикла организации Ицхака Адизеса 15
3.1.3 Структура компании 18
3.2 Подбор персонала 18
3.3 Адаптация персонала 22
3.4 Обучение персонала 23
3.5 Мотивация персонала 27
3.6 Корпоративная культура 32
4. Заключение 35
4.1 Состав и структура HR отдела 35
4.2 Критерии оценки эффективности 37
5. Источники

Файлы: 1 файл

Эффективная кадровая политика IT компаний-разработчиков коробочных программных продуктов.doc

— 404.00 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное учреждение

Московская международная  высшая школа бизнеса 

«МИРБИС» (Институт)

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ   ПЕРЕПОДГОТОВКА

 

 

Допустить к  защите:

Проректор по программам

повышения квалификации и 

профессиональной переподготовки

_____________________Залко В.А.

«___»_______________20___г.

Группа № 573

 

Аттестационная (выпускная) работа по программе:

 

«Управление персоналом и кадровый анализ»

 

Слушателя:

Щербашина Леонида Алексеевича


 

Тема работы:

Эффективная кадровая политика IT компаний-разработчиков коробочных программных продуктов


 

 

Руководитель-консультант:

Атланов А.В.

 

Сдана на проверку

«___»______________20__ года

___________________________

(подпись)

 

Оценка

«__________________»

(подпись)


 

Москва 2012 г.

 

Оглавление

 

  1. Введение

 

IT компании-разработчики программных продуктов отличаются от компаний других отраслей прежде всего тем, что основным ресурсом производства в них являются люди. Персонал является главной статьей расходов, а его качество во многом определяет потенциал и возможности компании. Поэтому управление человеческими ресурсами является одним из важнейших элементов в деятельности IT компаний, а кадровая политика является объектом пристального внимания со стороны высшего руководства. Успешное функционирование IT компаний напрямую зависит их проводимой ими кадровой политики. Данная работа посвящена анализу существующих подходов к формированию  кадровой политики в компаниях IT сферы и определению наиболее эффективных из них.

    1. Категоризация компаний разработчиков ПО и характеристика их кадровой политики

IT компании-разработчики программных продуктов по типу своего бизнеса подразделяются на несколько категорий. Вот основные из них.

 

      1. Компании-разработчики заказных программных продуктов

Большинство IT компаний принадлежит именно к этой категории. К этой же категории можно отнести все IT отделы, поддерживающие инфраструктуру в компаниях, бизнес которых не связан с разработкой программных продуктов.

Заказная разработка программного обеспечения учитывает индивидуальные особенности бизнес-процессов конкретного заказчика. Разработка программного обеспечения на заказ позволяет получить программный продукт, повышающий финансовую отдачу, учитывающий перспективы развития организации и современные тенденции в области информационных технологий.

 

Заказная разработка и внедрение программного обеспечения наиболее часто применяется при решении следующих задач:

  • автоматизация уникальных бизнес-процессов (уникальное производство, или контроль специфических процессов любой природы и т.д.); 
  • интеграция существующих информационных систем: обмен данными между существующими информационными системами, создание единой системы отчетности на основе данных из различных систем и т.д.; 
  • модернизация существующих информационных систем: создание WEB интерфейсов к системам, расширение функциональности, разработка уникальных рабочих мест, адаптированных под мобильные устройства; 
  • интеграция бизнес-процессов различных предприятий: автоматизированный обмен электронными документами (заказы, счета и т.д.) между предприятиями партнерами; 
  • сбор данных из территориально распределенных подразделений: создание центральных хранилищ данных, синхронизация данных между филиалами или подразделениями, консолидированная отчетность;

В заказной разработке всегда существует заказчик, который гарантирует востребованность создаваемого продукта. Технологический процесс в таких компаниях построен таким образом, чтобы наиболее четко идентифицировать потребности конкретного заказчика, и наиболее точно реализовывать программу под них. Риски, связанные с несоответствием требований заказчика реальным потребностям бизнеса, обычно несет потребитель продукта. Он же зачастую берет на себя риски, связанные с невозможностью (чрезмерно высокой стоимостью) изменения программы, при изменении своего бизнеса.

Как следствие, кадровая политика в  заказных разработках ориентирована  на профессионалов, владеющих четко  определенными инструментами разработки. На сегодняшний день существует несколько методологий, работая по которым возможно оценивать стоимость и реализовывать заказные проекты в соответствии с планом. Поэтому прежде всего компании-заказных разработчиков интересуют исполнительные и дисциплинированные люди, готовые в точности выполнять поставленные задачи. В таких компаниях, как правило, жесткий отбор по уровню владения инструментами разработки. Последствия текучести кадров достаточно серьезны, однако они могут быть в значительной степени нейтрализованы за счет технологичности производства.

      1. Компании-разработчики коробочных программных продуктов

Коробочный программный продукт — это программное обеспечение, предназначенное для неопределённого круга покупателей и поставляемое на условиях «как есть», со стандартными для всех покупателей функциями. Коробочными программными продуктами являются, например, операционные системы Windows, Microsoft Office, поисковые системы Яндекс и Google, антивирусные программы, компьютерные игры и т.п.

При разработке коробочных программных  продуктов, как правило, заказчик не гарантирует востребованности продукта на рынке. Риски, связанные с несоответствием продукта требованиям рынка, а также убытки от доработок продукта при изменении внешних условий несет производитель.

Как следствие, кадровая политика в  коробочных разработках ориентирована  не только на профессионалов, владеющих инструментами разработки, но и на специалистов по предметной области, обладающих инициативностью и умением прогнозировать изменение требований рынка. В результате, если для заказной разработки достаточно просто хороших специалистов, то для создания коробочных продуктов нужны «звезды». Поскольку требования к персоналу выше, то последствия текучести кадров могут быть критическими, так как технологичность производственного процесса не может нейтрализовать уход уникального специалиста.

      1. Компании, занимающиеся локализацией иностранных продуктов под особенности местного языка и менталитета

 Например, к этой категории относятся офисы Microsoft в России, а также компании, занимающиеся локализацией компьютерных игр. Данная категория выделена отдельно, поскольку она не относится в полной мере ни к заказным разработкам, ни к коробочным. Зачастую такие компании не работают самостоятельно, а являются дочерними по отношению к крупным компаниям-разработчикам коробочных программных продуктов. По принципам кадровой политики они ближе к заказным разработкам, поскольку большинство требований для них уже введено изначальным разработчиком, и от персонала требуется главным образом квалификация и исполнительность.

 

В данной работе приводятся ключевые элементы кадровой политики, которые позволят добиться ее эффективности для IT компаний-разработчиков коробочных программных продуктов.

 

  1. Проблемы и особенности  IT компаний-разработчиков коробочных программных продуктов

 

Поскольку главным ресурсом IT-компаний является персонал, а коробочные продукты — это всегда уникальные продукты, то люди с опытом разработки именно в данном направлении являются необходимым ресурсом. Разработка коробочных IT-продуктов сродни научным исследованиям. Т.е. чтобы развивать, например, направление лазерной физики нужны ученые именно из этой области. Заменить их физиками-ядерщиками не получится, какими бы титулованными они ни были.

В разработке коробочного программного обеспечения, требуются очень квалифицированные специалисты. Компании рассматривают очень много кандидатур, но относительно мало берут в штат. По сравнению с фирмами, занимающимися разработкой и внедрением заказного программного обеспечения, программисты коробочных продуктов – это элитные войска (спецназ) по сравнению с регулярной армией. Они более высокооплачиваемые, но и с гораздо более высокой квалификацией, каждый многое умеет. В этих компаниях практически нет так называемых "простых кодировщиков", которые занимаются программированием по кем-то подробно поставленной задаче.

Разработчиков, которые бы могли вписаться в коллектив и приносить высокую отдачу, очень трудно найти. Но компании идут именно по пути привлечения высококлассных профессионалов, и отдача от этого очень хорошая. Ведь если брать специалиста ниже классом, это означает, что придется вместо одного нанимать десять человек. Понадобится также брать начальника, который будет их координировать. Возникнет необходимость увеличивать обслуживающий персонал, разбирать конфликты между специалистами вследствие разницы в квалификации, что критически скажется на эффективности работы.

Другими словами, для создания коробочных программных продуктов требуются люди с опытом разработки программ (от архитектуры до пользовательского интерфейса) в данной сфере не менее 5 лет, хорошо ориентирующиеся в потребностях потенциальных потребителей. Люди с опытом программирования в какой-либо сфере более 5 лет сами по себе уже дефицитные специалисты. Здесь же речь идет не о простых разработчиках, но еще и о специалистах по предметной области, хорошо знающих бизнес будущих клиентов. Таким образом, подбор персонала нетривиальной задачей, а любая утечка кадров оказывает критическое влияние на успех проектов.

Еще сложнее обстоят дела с поиском  руководителей разработки. Например, по технологии разработки в компании «Фирма «1С»», очень большую роль играют руководители разрабатывающих отделов. Таких отделов у них около десятка. Каждый руководитель отдела ведет проект фактически самостоятельно, он идеолог и компоновщик. К постановке задач могут привлекаться внешние специалисты, что-то запрашивается у профессиональных бухгалтеров, у аудиторов. Так, версия 7.7 “1С:Предприятия” является результатом полутора лет работы, исходный код программы содержит около 950 тыс. строк, в ее разработке принимало участие около 20 специалистов. С руководителем фирмы согласовывались только содержание, сроки разработки, необходимые ресурсы и предполагаемая цена, а «отцом» продукта, организатором разработки является руководитель подразделения.

Другими словами, руководителем разработки – это не просто специалисты с большим опытом разработки и знаниями потребностей бизнеса, но и идеологи продукта. Руководитель разработки – это носитель идеи, предприниматель, являющийся одновременно техническим специалистом с большим опытом работы (5-10 лет) в данной области. Количество таких специалистов на рынке фактически равняется количеству существующих коробочных программных продуктов, поэтому поиск и выращивание таких «звезд» внутри компании должно быть главным фокусом ее кадровой политики.

Рынок информационных технологий на сегодняшний день является бурно развивающимся, поэтому никакой руководитель компании, каким бы компетентным техническим специалистом он ни был, не сможет квалифицированно поставить задачу на разработку нового продукта. Ситуация осложняется еще и тем, что от постановки задачи до появления продукта может пройти срок до 2-х лет, а за это время рынок может измениться кардинально. Поэтому топ-менеджмент успешных IT компаний-разработчиков коробочных программных продуктов играет роль «оценщика» идей, которые рождаются как внутри компании, так и вне ее. Предложения по дальнейшему развитию продукта поступают именно от руководителей разработки, «снизу», а не «сверху» от топ-менеджмента. Конечно же, высшие руководители компании должны иметь большой опыт непосредственной разработки компьютерных программ, в идеальном варианте это должны быть бывшие руководители разработки в данной области бизнеса. Однако любой практический опыт становится бесполезным уже через 2-5 лет, и все, чем может располагать руководитель IT-компании – это способностью быстро понять суть чужой идеи и оценить ее перспективность и реализуемость.

Как можно заметить, весь основной персонал компании должен иметь большой  опыт разработки программного обеспечения, а авторы (либо носители) идей должны непосредственно руководить их воплощением. Этот принцип должен обязательно соблюдаться при построении оргструктуры компании и проектных команд, и лежит в основе успеха таких компаний, как Microsoft, Google, Яндекс, 1С. Но даже у этих гигантов, несмотря на их талант в области оценки тенденций рынка и управления персоналом, случались явные неудачи.

Примером такой неудачи можно  считать участие Microsoft в «войне WEB-браузеров». К моменту, когда Билл Гейтс посчитал, что рынок интернет-обозревателей является стратегически важным направлением, 80% рынка контролировалось платным приложением Netscape Navigator. Microsoft было принято решение купить не специалистов по созданию такого рода программ, а технологию (исходные тексты компьютерного кода) конкурента. Разработка Internet Explorer, браузера от Microsoft, была поручена талантливому, но неопытному разработчику Томасу Реардону. Ведущий разработчик не был идеологом продукта, поэтому Internet Explorer не более чем копировал идеи конкурента.

В результате даже когда Microsoft стала распространять свою программу бесплатно, Netscape оставался лидером рынка. Добиться ухода конкурента Билл Гейтс смог только тогда, когда Internet Explorer стал поставляться бесплатно в полном функционале вместе с операционной системой Windows. Таким образом, Microsoft пришлось навсегда пожертвовать доходами от продажи данного вида продуктов. А рынок WEB-браузеров стагнировал, поскольку с уходом конкурента не осталось идеологов, которые могли бы развивать продукт. Microsoft потеряла не только доходы от продаж, но и приобрела негативный имидж в глазах разработчиков в области WEB-технологий.

Информация о работе Эффективная кадровая политика IT компаний-разработчиков коробочных программных продуктов