Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:13, дипломная работа
IT компании-разработчики программных продуктов отличаются от компаний других отраслей прежде всего тем, что основным ресурсом производства в них являются люди. Персонал является главной статьей расходов, а его качество во многом определяет потенциал и возможности компании. Поэтому управление человеческими ресурсами является одним из важнейших элементов в деятельности IT компаний, а кадровая политика является объектом пристального внимания со стороны высшего руководства. Успешное функционирование IT компаний напрямую зависит их проводимой ими кадровой политики. Данная работа посвящена анализу существующих подходов к формированию кадровой политики в
Введение 3
1.1 Категоризация компаний разработчиков ПО и характеристика их кадровой политики 3
1.1.1 Компании-разработчики заказных программных продуктов 3
1.1.2 Компании-разработчики коробочных программных продуктов 4
1.1.3 Компании, занимающиеся локализацией иностранных продуктов под особенности местного языка и менталитета 5
2. Проблемы и особенности IT компаний-разработчиков коробочных программных продуктов 6
3. Направления кадровой политики 11
3.1 Состав и структура компании 11
3.1.1 Структура команды разработчиков 11
3.1.2 Модель жизненного цикла организации Ицхака Адизеса 15
3.1.3 Структура компании 18
3.2 Подбор персонала 18
3.3 Адаптация персонала 22
3.4 Обучение персонала 23
3.5 Мотивация персонала 27
3.6 Корпоративная культура 32
4. Заключение 35
4.1 Состав и структура HR отдела 35
4.2 Критерии оценки эффективности 37
5. Источники
Адаптация вновь нанятых сотрудников производится силами менеджеров проектов. Задача по адаптации упрощается, поскольку в собеседовании кандидатов-финалистов участвовали все заинтересованные в новом человеке лица.
Если новый специалист не имеет достаточного опыта в новой предметной области, эффективной мерой адаптации будет назначить наставника из числа опытных сотрудников проекта.
В случае если компания приобрела стартап с целью развития его продукта силами его же команды разработчиков, очень важно при оформлении трудовых договоров (или доп. соглашений) отразить условия участия ключевых сотрудников в купившей их компании. Если их договоры предусматривали долевое участие в прибыли стартапа, новые договоры также должны сохранить мотивацию в зависимости от прибыли от продаж своего продукта – но меньше чем раньше, поскольку купившая их компания берет на себя определенную долю риска. Фактически покупка стартапа для дальнейшего развития должна оформляться скорее как слияние компаний нежели поглощение.
В остальном, адаптация IT разработчиков не имеет принципиальных отличий от адаптации в других отраслях, где важно командное взаимодействие сотрудников.
Поскольку персонал является основным ресурсом IT компаний-разработчиков коробочных программных продуктов, обучение является эффективным способом повышения их потенциала. Если стратегические планы компании предполагают развитие бизнеса в каком-либо направлении, необходимо начинать обучать людей заранее. В зависимости от новизны предметной области, обучение может занять до 5 лет (если привлечь готовых специалистов со стороны не представляется возможным).
Компания должна планировать развитие
своих сотрудников в
Поскольку компания делает серьезные инвестиции в обучение персонала, целесообразно заключать ученические договоры с сотрудниками. По возможности следует производить обучение с выдачей дипломов государственного образца, поскольку в этом случае шансы взыскать деньги с сотрудника при расторжении трудового договора повышаются. Также, если компания достаточно крупная, есть смысл проводить внутренние курсы и тренинги с выдачей собственных сертификатов компании. Такие сертификаты будут менее ценны для других работодателей, поскольку информацию о реальном содержании курса труднее получить.
Сотрудникам должны выделяться часы для обучения, в том числе и в рабочее время. Лидеры отрасли выделяют от 5% (IBM) до 20% (Google) рабочего времени для обучения либо собственных исследований и разработок, не связанных с текущей деятельностью.
Выявлением потребности в
Обучать необходимо всех сотрудников, с которыми связаны долгосрочные ожидания. Новые знания и навыки необходимы на любой стадии жизненного цикла проекта и организации в целом.
Таблица 3 Методы выявления потребности в обучении
Метод |
Пояснение |
Оценка информации о работниках |
Информация имеется в кадровой службе (стаж, опыт, базовое образование, принимал ли работник ранее участие в программах обучения или повышения квалификации и др.) |
Регулярная оценка рабочих результатов (аттестация) |
В ходе процедуры могут обнаружиться не только сильные, но и слабые места в работе сотрудника. К примеру, низкая оценка за профессиональные знания показывает, что имеется потребность в обучении. После этого можно определять его конкретную форму и содержание |
Анализ долгосрочных и краткосрочных планов |
Анализируются планы организации и отдельных подразделений. Устанавливается необходимый уровень квалификации и профессиональной подготовки персонала, позволяющий успешно реализовать планы |
Наблюдение за работой персонала |
Выявленное в результате наблюдения за работой несоответствие стандартам и требованиям должностных инструкций может выступать индикатором потребности в соответствующем обучении |
Анализ источников проблем, мешающих эффективной работе |
Если в организации есть проблемы, связанные с плохой работой, неоправданно большими потерями времени, то эта информация может быть использована как при подготовке программ обучения, и для обоснования заявок на обучение персонала тех или иных категорий |
Предложения работников |
Такие предложения можно получать
путем опросов или |
Организация работы с кадровым резервом и планирование карьеры |
В процессе работы с кадровым резервом и при планировании карьеры сотрудников менеджер проекта и специалисты кадровой службы получают дополнительную информацию о потребности персонала разных категорий в обучении |
Таблица 4 Методы обучения персонала на рабочем месте
№ |
Методы обучения |
Характерные особенности метода |
1 |
Направленное приобретение опыта |
Систематическое планирование обучения на рабочем месте, основу планирования составляет индивидуальный план развития |
2 |
Производственный инструктаж |
Общая информация, введение в специальность, адаптация, ознакомление обучающегося с новой рабочей обстановкой |
3 |
Смена рабочего места (ротация) |
Получение знаний и приобретение опыта в результате систематической смены рабочего места. В результате этого за определенный промежуток времени создается представление о многогранности деятельности и производственных задач |
4 |
Использование работников в качестве ассистентов, стажеров |
Обучение и ознакомление работника с проблемами высшего и качественно иного порядка задач при одновременном принятии на себя некоторой доли ответственности |
5 |
Наставничество |
Сотрудничество наставника и обучающегося, когда наставник обеспечивает непрерывную, беспристрастную обратную связь и периодически проверяет уровень исполнения работы у наставляемых. |
6 |
Подготовка в проектных группах |
Сотрудничество, осуществляемое в учебных целях проектных группах, создаваемых на предприятии для разработки крупных, ограниченных сроком задач |
Таблица 5 Методы обучения персонала вне рабочего места
№ |
Методы обучения |
Характерные особенности метода |
1 |
Чтение лекций |
Пассивный метод обучения, используется для изложения теоретических и методических знаний, практического опыта |
2 |
Конференции, семинары, беседы за круглым столом, дискуссии, встречи с руководством |
Активный метод обучения, участие
в дискуссиях развивает логическое
мышление и вырабатывает способы
поведения в различных |
3 |
Кейс-метод обучения руководящих кадров, основан на самостоятельном решении конкретных управленческих задач из производственной практики |
Моделирование организационной проблемы,
которую должны решить участники (слушатели)
группы. Позволяет соединить |
4 |
Деловые игры |
Обучение манере вести себя в различных производственных ситуациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны вырабатывать и отстаивать альтернативные точки зрения |
5 |
Тренинг |
Тренинг—особый метод |
6 |
Самостоятельное обучение |
Наиболее простой вид обучения, для которого не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни специально выделенное время – обучающийся учится там, тогда и так, как ему удобно, но для этого нужна сознательность и желание самого обучающегося усваивать новые знания |
7 |
Кружок качества (рабочая группа) |
Специалисты разрабатывают конкретные решения по проблемам управления организацией, объединившись в отдельные группы. Разработанные в рабочих группах предложения передаются руководству организации, которое рассматривает предложения, принимает по ним решения и информирует рабочую группу о принятии или отклонении ее предложения |
Старт новых проектов производится в случае если руководство компании считает данное направление перспективным, а в штате есть технический специалист-идеолог. При этом, ведущий разработчик должен быть сосредоточен на продукте и удовлетворению нужд рынка, но схемы получения прибыли от реализации продукта могут быть не в его компетенции. Ведущего разработчика, имеющего одновременно и технические навыки, и знаний о нуждах пользователей, и навыки продаж и маркетинга найти будет практически невозможно. Поэтому руководство должно оценивать с финансовой точки зрения перспективность предполагаемых продуктов, а в дальнейшем выставлять требования к продукту, которые необходимы для успешных продаж.
В зависимости от того насколько перспективен проект (по мнению руководства), за его исполнение может назначаться премиальный фонд. Фонд может зависеть от объема проекта, срока фактического завершения (запуска) продукта, а также от его предполагаемой ценности. Если, по мнению руководства, направление является перспективным, но среди сотрудников компании нет технического специалиста, обладающего достаточными знаниями в предметной области и видением будущего продукта, ему следует назначить премиальный фонд за лучшее предложение своих сотрудников. Для этого программистам может выделяться до 20% рабочего времени (Google) на собственные проекты и исследования. Параллельно с проведением конкурса среди своих разработчиков будет целесообразно приступить к поиску специалистов, либо команд (стартапов) вовне. Если же проект не оценен руководством как перспективный, то премиальный фонд за проект не назначается.
Новые идеи возможных продуктов должны вывешиваться на корпоративном портале. У разработчиков и сотрудников компании должна быть возможность обсуждать ценность и перспективы будущего продукта. Компания должна стимулировать образование групп сторонников продукта, которые в будущем могли бы стать командой проекта. Разумеется, этот ресурс должен быть доступен только изнутри компании, и тем более важно, чтобы внешний мир не знал об авторе идеи. В противном случае конкуренты могут перекупить такого сотрудника, если руководство недостаточно высоко оценит его перспективу.
Не забываем правило: чем ближе
сотрудник к конечному
В случае если сотрудник становится руководителем (ведущим разработчиком) нового проекта, он автоматически становится более ответственным за результат. В этом случае могут заключаться доп. соглашения к трудовому договору, если необходимо изменить соотношение оклада и премий: сотрудник получает право на участие в прибыли от реализации нового продукта, либо на получение иных определенных доплат по результатам разработки. Новое соотношение оклада и премий определяется степенью риска, с которым связана новая разработка, а также степенью согласия руководства компании на инициацию проекта. В предельном случае, если проект не нашел поддержки у руководства, но бизнес-план признан жизнеспособным, сотрудник и его сторонники могут начать разработку за 1 МРОТ в месяц (с сохранением социального пакета), но при этом в случае успеха получить значительную часть от выгоды в случае успеха. Немногие согласятся работать в таких условиях, однако они наиболее приближены к условиям стартапа.
Эффективным методом мотивации будут ежеквартальные (если компания в целом на этапе роста) или полугодовые (если компания на этапах зрелости) собрания коллектива разработчиков, на которых каждый проект, завершившийся новым запуском, в течение 3-5 минут рассказывает о своих результатах. В конце презентации участникам вручается грамота, пожимает руки первое лицо компании. Также им вручается премия, зависящая от достигнутого результата и срока выполнения задачи.
Разработчик должен быть «счастлив работать здесь»: компании важен HR-бренд, а ее персонал должен осознавать себя лучшими из лучших. Поэтому сотрудники, которые добиваются новых успехов, должны быть на виду у коллектива и быть примером для подражания. Для тех же, кто слишком долго работает над продуктом без результата, стимулом к увеличению усилий будет служить падение авторитета среди коллег. Если результатов нет слишком долго, команда проекта может быть принудительно расформирована по другим, более эффективно действующим проектам.
Таблица 6 - Способы мотивации персонала на разных стадиях жизненного цикла компании (или внутреннего стартапа)
Ухаживание (поиск руководителей) |
Младенчество |
Давай-давай (бурный рост) |
Юность |
Расцвет |
Аристократия |
Бюрократия | |
Участие во владении компанией (внутреннего стартапа) |
+ |
++ |
+ |
+ Для руководящих должностей |
+ Для руководящих должностей |
++ Для руководящих должностей | |
Субъективная выплата премий |
+ По мнению руководства, если не оно было инициатором исследований |
++ Для рядовых сотрудников: по усмотрению менеджера проекта и ведущего разработчика (право вето) |
+ Для рядовых сотрудников: по усмотрению менеджера проекта и ведущего разработчика (право вето) |
+ Если новое руководство ломает старую систему | |||
Выплата премий на основе экономических показателей |
+ |
++ |
++ |
++ |
++ | ||
Коллективные премии |
+ |
+ |
+ Если система реформируется | ||||
Индивидуальные премии |
+ |
+ |
+ |
||||
Премии ключевым специалистам |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
Выплаты в зависимости от квалификации |
+ |
+ |
|||||
Долгосрочные мотивационные планы |
++ |
+ |
++ |
+ |
+ |
||
Сокращение выплат премий и снижение зарплат |
+ Если руководство не
считает направление |
+ Если руководство не
считает направление | |||||
Использование фиксированных выплат |
+ Премии за бизнес-планы новых продуктов, за привлечение новых клиентов |
+ Премии за бизнес-планы новых продуктов, за привлечение новых клиентов |
+ Премии за бизнес-планы новых продуктов, за привлечение новых клиентов |
+ Если проект – «дойная корова» |
+ Если планируется ликвидация | ||
Различные системы выплат для старых и новых сотрудников |
- Ни в коем случае! |
+ |
+ |
+ Если проект – «дойная корова» |
|||
Увеличение периода выплат премий |
+ |
+ |
Может регулироваться по ситуации |
+ |
|||
Гибкий график работы |
+ |
+ Под контролем ведущего разработчика |
+ |
||||
Нематериальная мотивация |
++ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |