Экологическая маркировка товаров и упаковка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Сохранение своего здоровья и здоровья потомков – одна из приоритетных задач, стоящих перед каждым человеком. Озабоченность этой важнейшей проблемой достигла такого уровня, что для ее решения необходимо выйти за рамки здравоохранения и объединять усилия многих институтов гражданского общества. Здоровье нации – это, прежде всего, здоровый образ жизни, безопасность жизнедеятельности, физическое и нравственное самосовершенствование.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................2
Глава 1. Что такое экологическая маркировка.........................................................4
1.1. Основные принципы.......................................................................................................5
1.2. Основные цели................................................................................................................6
Глава 2. Экологическая маркировка для бизнеса – производителей и продавцов.....................................................................................................................8
2.1.Экономическая эффективность экомаркировки.........................................................10
2.2. Рекомендации по выбору экомаркировки..................................................................11
Глава 3. Экознаки зарубежом и в России...............................................................12
3.1. Российская экомаркировка международного уровня "Листок жизни"....................17
Заключение................................................................................................................20
Список литературы...................................................................................................21
Приложение...............................................................................................................23

Файлы: 1 файл

Экологическая маркировка товаров и упаковка.docx

— 823.43 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

  • Введение.......................................................................................................................2
  • Глава 1. Что такое экологическая маркировка.........................................................4

1.1. Основные принципы.......................................................................................................5

1.2. Основные цели................................................................................................................6

  • Глава 2. Экологическая маркировка для бизнеса – производителей и продавцов.....................................................................................................................8

2.1.Экономическая эффективность  экомаркировки.........................................................10

2.2. Рекомендации по выбору  экомаркировки..................................................................11

  • Глава 3. Экознаки зарубежом и в России...............................................................12

3.1. Российская экомаркировка международного уровня "Листок жизни"....................17

  • Заключение................................................................................................................20
  • Список литературы...................................................................................................21
  • Приложение...............................................................................................................23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Сохранение своего здоровья и здоровья потомков – одна из приоритетных задач, стоящих перед каждым человеком. Озабоченность этой важнейшей проблемой  достигла такого уровня, что для  ее решения необходимо выйти за рамки  здравоохранения и объединять усилия многих институтов гражданского общества. Здоровье нации – это, прежде всего, здоровый образ жизни, безопасность жизнедеятельности, физическое и нравственное самосовершенствование. Понятие безопасности жизнедеятельности как составляющей здоровья человека трактуется достаточно широко, и включает в себя, в том  числе безопасность той продукции, которую мы употребляем в повседневной жизни. К сожалению, очень часто  безобидные на первый взгляд товары в  красочной упаковке содержат в себе угрозу нашему здоровью. Причем эта  угроза может не касаться напрямую качества уже готовой продукции  – высокое качество конечного  продукта может достигаться путем  нанесения серьезного вреда окружающей среде и здоровью людей в процессе его производства. Повышение информированности  граждан, безусловно, влияет на рост их требований к качеству товаров. Тем  самым запускается маркетинговый  механизм, заставляющий производителя  акцентировать внимание на качестве и безопасности выпускаемой продукции. Государство, в свою очередь, казалось бы, уделяет достаточно много внимания методам контроля и отслеживания качества продукции. Однако наращивание  темпов производства влечет за собой  все более серьезную нагрузку на окружающую среду, и законодательные  нормативы оказываются недостаточными для регулирования такой нагрузки. Здесь на помощь приходят другие инструменты  стимулирования выпуска качественной, экологически безопасной продукции, и  заметное место среди таких инструментов занимает сертификация на присвоение экологической маркировки товару (т.е. сертификация самого продукта, но с  учетом жизненного цикла его производства). В развитых европейских странах  люди уже осознали, что залог здоровья и благоприятной среды жизнедеятельности  — это чистая окружающая среда, и  важнейшим фактором становится экологическая  безопасность продукции. Покупатель пытается способствовать улучшению среды  обитания через выбор продукции, производство которой наносит минимальный  ущерб окружающей среде, а производитель  продукции стремится к повышению  уровня экологической безопасности своего производства. Потребитель и производитель говорят на одном языке. Одно из главных препятствий на пути решения проблем качества и экологической безопасности продукции – пробелы в законодательстве. Во многом это объясняется сложностью вопроса. С одной стороны, требования к производителям экопродукции чрезвычайно жесткие, с другой стороны многие отечественные производители, не пройдя ни сертификацию, ни экологическую экспертизу, наносят на упаковку своих продуктов знаки "БИО" или "Экологически безопасный продукт" и автоматически повышают цены. Причем их нельзя наказать за эту самодеятельность, поскольку никаких ограничений на использование подобной маркировки нет. Другими словами, стране необходимы новые, дополнительные рычаги управления в области охраны окружающей среды и контроля качества продукции. И здесь снова возвращаемся к экологическому маркированию продукции. Хотя направление добровольной сертификации позаимствовано с запада, в России оно во многом уже имеет нормативный характер. Госстандартом России уже приняты и введены в действие нормативные документы, полностью соответствующие требованиям международных стандартов системы экологического менеджмента ISO 14020 и 14024. Общая цель экологического маркирования продукции - доведение до потребителя надёжной, точной и достоверной информации об экологических аспектах продукции и услугах, способствование удовлетворению потребностей в такой продукции и услугах, которые оказывают меньшее отрицательное воздействие на окружающую среду. Тем самым стимулируется воздействие рынка на непрерывное улучшение окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Что такое экологическая маркировка.

Экологическая маркировка –  графическое отображение комплекса  сведений экологического характера  о товаре или услуге, означающее, что продукция оказывает меньшее  воздействие на окружающую среду, чем  аналогичные товары, и/или произведена  с применением экологически оптимальных технологий* [1]. Экологическую маркировку можно определить и как инструмент экологического маркетинга.

Использование экологической  маркировки было рекомендовано на Всемирной  конференции ООН по окружающей среде  и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992г. В принятой на конференции «Повестке  дня на XXI век» отмечается: «Правительствам в сотрудничестве с промышленным сектором и другими соответствующими группами следует поощрять расширение информационных программ, предусматривающих введение экологической маркировки товаров и распространение информации об экологических характеристиках реализуемой продукции, с тем чтобы покупатели имели возможность делать сознательный выбор в отношении тех или иных товаров».

Критерии экологичности  могут быть комплексными, а могут  основываться на каком-либо одном свойстве продукции. Постоянное обновление имеющихся  знаний и технологий производства обуславливает  необходимость регулярного внесения изменений и дополнений в существующие требования, которые, как правило, устанавливаются  на период 2-3 лет. Основными участниками  программ по экологической маркировке выступают правительства, менеджеры  конкретной программы, производители, производственные и коммерческие ассоциации, продавцы, потребители, другие заинтересованные стороны, в том числе ученые, СМИ, международное сообщество.

В стандартах ИСО** серии 14000 даны определения и приведены  принципы *По мнению многих специалистов, термин «ecolabel» (экологическая маркировка) корректнее переводить на русский язык как «экологический знак».                                                                                                                                                                                                **ИСО – Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO) – международная организация, занимающаяся выпуском стандартов. Создана в 1946г. Россия стала членом ИСО как правоприемник СССР. При создании организации и выборе ее названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово ισος – «равный», поэтому на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название ИСО. Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники.

экологической маркировки. В российском стандарте ГОСТ Р  ИСО 14020-99 «Экологические этикетки и  декларации. Основные принципы» под  экологической этикеткой и декларацией понимают заявление, информирующее об экологических аспектах товаров или услуг. Экологические этикетки или декларации могут иметь форму заявления, знака или графического изображения на этикетке продукции или упаковки, приводимого в сопроводительной документации, техническом описании, рекламном проспекте, информационном листке для общественности или другим способом.

1.1.Основные принципы, применимые ко всем экологическим этикеткам и декларациям, следующие:

  1. Экологические этикетки и декларации должны быть точными, проверяемыми, соответсвующими назначению и не вводящими в заблуждение.
  2. Процедуры и требования к экологическим этикеткам и декларациям не должны создавать необоснованных барьеров в международной торговле.
  3. Экологические этикетки и декларации должны основываться на научной методологии, достаточной для удостоверения использования точных и воспроизводимых данных.
  4. Информация, относящаяся к процедуре, методологии и любым критериям обеспечения экологических этикеток и деклараций, должна быть доступной для запросов от всех заинтересованных сторон.
  5. Разработка экологических этикеток и деклараций должна учитывать все аспекты жизненного цикла продукции или услуги.
  6. Экологические этикетки и декларации не должны препятствовать нововведениям для поддержания или улучшения экологических характеристик.
  7. В экологические этикетки и декларации должны быть включены только те административные требования или предоставляемая информация, которые необходимы для оценки соответствия исполь зуемым критериям и стандартам.
  8. В процессе разработки экологических этикеток и деклараций должны проводиться открытые широкие консультации с заинтересованными сторонами. В рамках этого процесса необходимо пытаться обеспечивать согласие сторон.
  9. Информация по экологическим аспектам продукции или услуг, относящаяся к экологической этикетке или декларации, должна быть доступна настоящим и потенциальным потребителям.

Экологическая маркировка служит для правительств основанием к поощрению удачного экологического опыта, для бизнеса – средством продвижения экологичных товаров на рынок, для потребителей – гарантией достоверности экологических заявлений.

1.2.Основные цели экологической маркировки следующие:

  1. Защита окружающей среды. Посредством использования государственных и/или неправительственных программ экологической маркировки органы власти могут оказывать влияние на предпочтения потребителей и поощрять производство и потребление экологичных товаров и услуг.
  2. Поощрение экологичных инноваций и лидерства в этой области. Через продвижение продукции, уменьшающей антропогенную нагрузку на окружающую среду, компании могут создать или укрепить свои позиции в рыночной нише и сформировать позитивное отношение потребителей.
  3. Информирование потребителей об экологических аспектах. В странах, где информированность потребителей в отношении окружающей среды высока, использование экологической маркировки позволяет направить их выбор именно на экологичные товары и услуги. В странах с низкой информированностью потребителей экомаркировка может использоваться для распространения информации о возможностях потребительского выбора.

Постоянный рост числа  программ экологической маркировки наблюдается с момента их появления  (рис. 1).

Рис. 1. Ежегодный запуск программ экологической маркировки (число  новых программ, запущенных в указанном  году). Данные за 2010г. неполные, так как  опрос проводился ранее получения  данных за этот год.

Согласно глобальному  исследованию 340 программ экологической  маркировки, проведенному в 2009–2010 гг. компанией «Big Room Inc.» и Институтом мировых ресурсов (World Resources Institute), 17% программ экологической маркировки используют различные уровни сертификации (например, наивысший – золотой, ниже – серебряный, далее – бронзовый), 71% использует систему «прошел/не прошел» (некоторые программы используют обе). 92% требуют обязательной сертификации для использования экологической маркировки, из них 66% используют сертификацию независимой третьей стороной. Большинство программ экомаркировки (62%) доступны глобально, т. е. любая компания вне зависимости от национальной принадлежности может ее получить, 20% программ доступны в ряде стран, 16% – только в одной стране, а 2% – лишь  в конкретном регионе. Большинство из них были инициированы некоммерческими организациями (58%), 18% – коммерческими структурами, 8% – правительствами, остальные – различными ассоциациями и объединениями. 44% программ изучают собственные экологические и социальные последствия, и 21% планирует изучать их в будущем. Почти половина (47%) программ в настоящее время разрабатывают новые стандарты. 88% информируют общественность о том, что они сертифицируют. 87% публично демонстрируют критерии сертификации.

Среднее время для получения  сертификации – 4 месяца, средняя продолжительность  действия сертификата – 2 года. Наибольшее препятствие к развитию программ по экологической маркировке состоит в финансовых ограничениях на собственно деятельность программы и ее продвижение.

Существуют различные  подходы к классификации экологической маркировки; общепринятой классификации не существует.

Критерии экологичности  в программах, основанных на добровольной многокритериальной сертификации оценки жизненного цикла товара или услуги независимой третьей стороной, должны быть реально достижимыми и измеряемыми  с определенной достоверностью и  точностью. Они должны действовать  в течение определенного срока; их пересмотр осуществляется с учетом появления новых технологий, технических  решений, новой продукции, новой  информации о состоянии окружающей среды и изменении рыночных условий. При этом доверие к программе  определяется в первую очередь доверием к осуществляющей ее организации, открытостью  информации о критериях оценки и  их ясностью. Такую маркировку относят  к типу I по классификации ИСО. Большинство  таких программ объединены в Глобальную сеть экомаркировки (Global Ecolabelling Network, GEN) – ассоциацию, созданную в 1994 г. для  усиления эффективности продвижения  экологической маркировки на межправительственном уровне. Сеть объединяет 27 программ экологической  маркировки. GEN – ассоциированный  член ИСО. К наиболее часто сертифицируемым  товарам относятся строительные и лакокрасочные материалы, средства для уборки, транспортные средства, продукты питания, а также отели, заправочные станции, административные структуры (экоофис).*

 

Глава 2. Экологическая маркировка для  бизнеса – производителей и продавцов.

При принятии решенияо сертификации нужно быть уверенным, что производимый товарили оказываемая услуга оказывают  меньшее негативное воздействие  на окружающую среду, чем аналогичные. Поскольку основная цель экологической  маркировки – уменьшение влияния на окружающую среду, то она здесь выступает как инструмент экологической политики компании. При работе компании с покупателями для донесения информации о преимуществах товара/услуги * Список членов GEN приведен в Приложении 1.

для их здоровья и для  сохранения окружающей среды в целом  экомаркировка выступает как  инструмент информационной политики [2].

Заметим, что раньше экомаркировка  была нацелена на конечного потребителя, а сейчас акценты смещаются на цепочки поставок для бизнеса  и государственных компаний. На наших  глазах происходит постепенное увеличение числа целевых аудиторий, заинтересованных в экосертифицированных товарах  и услугах.

Преимущества  наличия экомаркировки.

По мнению специалистов, основными стимулами участия  производителей продукции и услуг  в программах экологической маркировки становятся усиление рыночных позиций  и повышение кокурентоспособности компаний.

Выгоды, которые получает предприятие (организация), прошедшее  сертификацию на право использования  знака экологической маркировки следующие:

- снижаются производственные издержки за счет снижения потребления энергии, воды, сырья;

- уменьшается количество  отходов в связи с переориентированием  процессов на малоотходные технологии;

- сокращаются транспортные  расходы путем проработки логистических  схем с позиции экологизации;

- происходит экономия  на затратах за счет предупреждения  внештатных, аварийных ситуаций  и уменьшения экологическтх рисков;

- появляется возможность  льгот, предусмотренных законодательством  для экологически ответственных  предприятий;

- становится возможным  участие в международных т  внутригосударственных программах  поддержки и развития экологического  бизнеса;

- растет объем продаж  на фоне растущего потребительского  спроса на экологически безопасную продукцию и услуги;

- становится возможным  вывод на рынок экологичных  товаров и услуг [3];

- появляется возможность  получения больших институциональных  (государственных, коммерческих  и некоммерческих) контрактов, в  условия которых включены требования  экологичности;

- происходит усиление  корпоративной репутации и доказательств  действенности инициатив компании  в области экологии и устойчивого  развития;

Информация о работе Экологическая маркировка товаров и упаковка