Экономичесикие методы управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе будет рассмотрены экономические методы управление предприятием.
Цель данной работы – на основании литературных источников и данных изучить методы управления предприятием.
Данная тема актуальна для изучения, так как на современном этапе развития общества нельзя руководствоваться только социально – психологическими и административными методами управления предприятием.
Предприятию, чтобы выжить на рынке необходимо использовать экономические методы анализа рыночной среды.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Сущность и природа экономических методов управления…………………..5
1.1. Сущность экономических методов управления………………………...….5
1.2. Коммерческий и внутрифирменный расчет………………………………..6
1.3. Ценовая политика и эффективное управление предприятием…………...10
1.4. Обеспечение конкурентоспособности……………………………………..14
1.5. Взаимодействие экономических методов менеджмента с функциями менеджмента……………………………………………………………………..17
2. Анализ реализации экономических методов управления в условиях конкретной фирмы………………………………………………………………22
3. Пути совершенствования реализации экономических методов
управления……………………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы…………………………………………...41

Файлы: 1 файл

РЕАЛЬНАЯ КУРСОВАЯ.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Сущность и природа экономических  методов управления…………………..5

1.1. Сущность экономических методов  управления………………………...….5

1.2. Коммерческий и внутрифирменный  расчет………………………………..6

1.3. Ценовая политика и эффективное управление предприятием…………...10

1.4. Обеспечение конкурентоспособности……………………………………..14

1.5. Взаимодействие экономических  методов менеджмента с функциями  менеджмента……………………………………………………………………..17

2. Анализ реализации экономических  методов управления в условиях конкретной фирмы………………………………………………………………22

3. Пути совершенствования  реализации экономических методов

управления……………………………………………………………………….28

Заключение……………………………………………………………………….32

Список использованной литературы…………………………………………...41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вВедение

В связи с переходом  отечественной экономики к рынку  изучение и внедрение накопленного опыта эффективного управления предприятием, и прежде всего практического опыта применения экономического механизма менеджмента в ведущих фирмах рыночных стран, является необходимым условием адаптации отечественных предприятий к новым условиях хозяйствования

Экономический механизм хозяйствования, обеспечивающий функционирование и развитие предприятия в рыночной экономике, включает конкретные рычаги, методы и инструменты разработки и эффективной реализации и состоит из:

1. Целей предприятия  и его структурных образований  (производственных отделений, филиалов, дочерних компаний)

2.     Конкретных  задач подразделений, направленных  на достижение их целей и целей предприятия в целом.

3.     Политики  предприятия по важнейшим направлениям  деятельности, включая.

  • обеспечение эффективности (рентабельности) производства;
  • развитие инвестиционной деятельности, эффективное распределение (использование) капиталовложений и размещение производства;
  • финансирование хозяйственной деятельности и использование финансовых (в том числе кредитных) ресурсов;
  • развитие и внедрение передовых технологий и инноваций в производство;
  • кадровую политику (политику использования и развития персонала, а также форм и методов его мотивации к производительному труду);
  • политику ценообразования.

4. Оптимального (рационального)  сочетания централизованных и  децентрализованных методов управления промышленным предприятием, его

производственными отделениями и другими структурными образованиями.

В данной курсовой работе будет рассмотрены экономические  методы управление предприятием.

Цель данной работы –  на основании литературных источников и данных изучить методы управления предприятием.

Данная тема актуальна для изучения, так как на современном этапе развития общества нельзя руководствоваться только социально – психологическими и административными методами управления предприятием.

Предприятию, чтобы выжить на рынке необходимо использовать экономические методы анализа рыночной среды.

Задачи курсовой работы:

    • изучить сущность экономических методов управления;
    • изучить коммерческий расчет как важнейший экономический метод механизма хозяйствования;
    • изучить внутрифирменный расчет;
    • изучить ценовую политику и эффективное управление предприятием;
    • изучить обеспечение конкурентоспособности предприятия;
    • проанализировать внедрение экономических методов управления предприятием;
    • дать предложения по внедрению экономических методов управления на отечественных предприятиях.

 

 

 

 

 

 

  1. СУЩНОСТЬ И ПРИРОДА ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
      1. Сущность экономических методов управления

Ключевым элементом  механизма управления предприятием в рыночной экономике являются методы и модели управленческого воздействия на хозяйственную деятельность для создания экономических условий эффективной реализации предпринимательской деятельности, обеспечивающих получение устойчивой выгоды от осуществления этой деятельности.

Основными экономическими методами (моделями) в менеджменте предприятия, обеспечивающими его эффективное функционирование в рыночных условиях хозяйствования, являются

1)   коммерческий  расчет;

2)   внутрифирменный  расчет;

3)  ценовая политика  и механизмы ценообразования;

4)  механизмы и методы  повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом.

Экономические методы управления в менеджменте - это совокупность средств и инструментов, с помощью  которых осуществляется целенаправленное воздействие на внутренние переменные предприятия (цели, задачи, структуру, технологии и людей) для создания благоприятных экономических условий обеспечения его эффективного функционирования и развития в рыночной экономике.

Экономический механизм менеджмента включает основные функции и методы управления хозяйственной деятельностью предприятия, ориентированные на повышение производительности и эффективности производства при постоянной адаптации деятельности предприятия в целом к изменению конъюнктуры рынка и поведения всех его участников. В отечественной практике экономический механизм управления предприятием принято называть хозяйственным механизмом1.

Экономические методы управления и экономический механизм менеджмента в целом определяются социально-экономической природой рыночной экономики и окружающей среды предприятия. Они ориентированы на создание условий для его развития при организации производства и сбыта продукции и услуг на рынке. Эти методы предусматривают определение требований и формирование качественных изменений в деятельности предприятия для эффективного хозяйствования с учетом объективных факторов внешней среды, в которой ему приходится функционировать. Содержание управленческих воздействий при проведении таких изменений ориентировано на управление предприятием с целью его эффективного функционирования в рыночных условиях хозяйствования. Оно должно также учитывать объективные тенденции развития общественного производства, его концентрацию и интернационализацию, а также углубление специализации наукоемкого производства и повышение его капиталоемкости. Это связано с необходимостью внедрения в производство достижений научно-технического прогресса для формирования и поддержания конкурентной позиции предприятия, а также обеспечения устойчивого роста его производительности в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке.

В системе методов  управления выделяют:

    • Административный метод;
    • Экономический метод;
    • Социально-психологический метод.

Под экономическими методами хозяйствования понимается совокупность средств и инструментов, целенаправленно воздействующих на создание благоприятных условий для функционирования и развития фирмы. Экономические рычаги хозяйственного механизма соответствуют социально-экономической природе фирмы и являются одним из факторов развития производства и обмена на рыночной основе.

      1. Коммерческий и внутрифирменный расчёт.

Экономический механизм функционирования и развития фирм предполагает

использование метода коммерческого  расчета исходя из глобальной хозяйственной  политики и целей фирмы, в частности, в области обеспечения рентабельности производства и сбыта; распределения капиталовложений и размещения производства; финансирования и кредитования; развития технологии, кадровой политики, политики приобретения новых предприятий и структуры капитала и др. Принятие централизованных решений по этим вопросам сочетается с дифференцированным подходом к отдельным подразделениям в зависимости от характера и содержания их деятельности, территориального размещения предприятий и степени участия в общей производственно-сбытовой деятельности фирмы.

Коммерческий расчет объединяет в себе функции управления и экономические рычаги (методы и инструменты), направленные на соизмерение затрат и результатов деятельности предприятия для обеспечения экономической целесообразности конкретной предпринимательской деятельности (конкретного бизнеса) и предприятия в целом.

Конечной целью коммерческого  расчета является определение совокупности управленческих действий для получения предприятием устойчивой прибыли и других выгод при реализации конкретной хозяйственной деятельности. Важнейшими элементами экономическими механизмами, реализуемыми централизованно с помощью рычагов и методов коммерческого расчета являются:

1) глобальная политика  и инструменты ее реализации  в области ценообразования и оптимизации издержек производства (в том числе сокращение издержек на всех его этапах), обеспечивающие конкурентную позицию предприятия на рынке и получение устойчивой прибыли,

2) организация условий  устойчивого финансирования (с учетом  кредитования) производственной деятельности и развития предприятия.2                            

Существуют различные  способы и формы использования  моделей (экономических рычагов и методов) коммерческого расчета. В каждом конкретном случае использование тех или иных моделей диктуется поставленной задачей.

Конкретные механизмы (модели) коммерческого расчета для  обеспечения эффективного управления функционированием и развитием промышленного предприятия определяются на основе его глобальной политики, целей и стратегий, формируемых на высшем уровне управления предприятия. Поэтому установление внутренних взаимосвязей элементов соответствующей модели предусматривает необходимость их рассмотрения при централизованном управлении.

Необходимость разработки специфических методов и инструментов взаимодействия и расчета между подразделениями предприятия вызвана объективными потребностями создания механизма оптимизации издержек и повышения производительности на всех этапах производственно-сбытовой деятельности, реализуемых его подразделениями, в условиях предоставления им оперативной самостоятельности. Характер отношений между подразделениями предприятия в рамках внутрифирменного расчета во многом зависит от их хозяйственно-экономического и правового положения.

Подразделения (производственные отделения и филиалы), не имеющие юридической самостоятельности, не заключают внутрифирменных сделок на договорной основе. Они осуществляют взаимоотношения с другими отделениями (отделами) на основе календарных планов поставок и взаимных обязательств по количеству и качеству поставляемых товаров (услуг), по срокам поставок и ценам. Такие подразделения наделены основными и оборотными средствами и отчитываются по важнейшим показателям рентабельности, прибыли и доле рынка. Вес расчеты ведутся через центральную бухгалтерию предприятия, где у них имеются свои расчетные счета (субсчета). Эти счета автоматически консолидируются со счетами материнской компании), то есть их прибыли учитываются и облагаются налогом как составная часть прибыли предприятия).

В результате в рамках коммерческого расчета возникла и развилась такая форма взаимоотношений внутри фирмы, которую можно назвать внутрифирменным расчетом.

Внутрифирменный расчет реализуется на промышленных предприятиях, имеющих децентрализованную структуру управления и разные хозяйственные отношения между подразделениями (выступающими в качестве центров прибыли).

Правовые отношения  внутри предприятия определяют ответственность за количество и качество поставляемой продукции, и сроки поставок. Хозяйственные отношения между отдельными подразделениями строятся на основе условно-расчетных трансфертных цен, которые отражают перемещение (переход) продукта в границах собственности одного предприятия  (корпорации). В этом случае продукт выступает товаром по форме, не будучи товарам по существу.

Отношения в рамках внутрифирменного расчета отражают потребность в  обеспечении минимальных затрат на всех промежуточных стадиях производства конечного продукта в рамках предприятия.

В соответствии с принятыми  отношениями в рамках внутрифирменного расчета строится система внутрифирменных цен, отчислений и платежей. Они выступают как рычаги воздействия на производственную и экономическую деятельность входящих в предприятие (корпорацию) самостоятельных отделений, филиалов и дочерних компаний, обеспечили этим роль регулятора издержек производства.

Информация о работе Экономичесикие методы управления предприятием