Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 08:29, курсовая работа
Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами1.
Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.
Цель данной работы - раскрытие основных функций, принципов и методов менеджмента.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ.
1.1. ПРОГНАЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ
1.2. ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
1.3. МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ
1.4. КОНТРОЛЬ
1.5. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ЧМЗ».
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОАО «ЧМЗ».
2.2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ЧМЗ».
2.3 АНАЛИЗ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ЧМЗ»..
3. СОПОСТАВЛЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
3.1 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОАО «ЧМЗ».
3.2 КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОАО «ЧМЗ».
3.3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОАО «БАЛТИКА».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Исходным моментом процесса бенчмаркинга является сравнение параметров организации с достижениями других компаний.
Его цели:
Чаще всего такое сравнение
производится по наиболее слабым местам
(процессам) организации или по тем
направлениям, где добиться улучшений
можно быстрее. Поэтому в его
основу кладется тщательное изучение
существующего положения в
Если сравнение производится с внешними организациями, то выбираются лидеры данного сектора экономики, конкуренты, поставщики, потребители и другие партнеры, заинтересованные в проведении совместной работы, в обмене опытом и в поиске лучшей практики.
При сравнении между
Процесс сравнения рассматривается как цикл, состоящий из трех этапов:
- на первом этапе определяются масштабы исследования, выявляются подходы и намечаются потенциальные объекты для сравнения;
- второй этап связан со сбором информации, проведением интервью, анализом и сопоставлением данных, подготовкой предварительного отчета;
- на третьем этапе устанавливаются цели, разрабатывается план действий, результаты согласуются со смежниками и в процессе реализации существляется мониторинг программ, позволяющий заново выверить позиции сравнения.
Исполнителями работы являются специально
созданные команды из специалистов
компаний или подразделений организации,
принимающих участие в
Менеджеры и консультанты, производящие сравнение организаций, используют четыре макропеременные: люди, стратегии, структуры и внешние давления. По мнению Дж. Гэлбрейта, они объясняют различия между фирмами на 75%, оставшиеся же 25% — это характерные для каждой организации гипотезы, культурные ценности, качество руководства и степень удовлетворенности людей своей работой, то есть факторы, непосредственно и ежеминутно влияющие на поведение работников.
«Именно эти повседневные и поминутные влияния, накапливаясь во времени, определяют, смогут ли макропеременные дать предсказанную величину ключевых показателей успеха» (Хант Дж. У. Управление людьми в организациях. Руководство для менеджера. М., 1999, с. 173).
Тотальный контроль качества (Total Quality Control) и тотальный менеджмент качества (Total Quality Management — TQM)
Тотальный контроль качества характеризуется тем, что он охватывает все этапы процесса организационного контроля и связывает контроль с другими управленческими функциями — планированием, организовыванием, координацией, стимулированием. Главная цель данного метода — это массивная и скоординированная атака на все процессы организации для достижения высокого качества и непрерывного поддержания его на высочайшем уровне.
Наиболее полное описание сути данного метода представлено в монографии В. А. Лапидуса «Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях», выпущенной под эгидой Государственного университета управления и Национального фонда подготовки кадров в 1999 г.
Идеи тотального контроля качества начали активно развиваться в 1950-е годы, когда стало очевидно, что достижение реальных успехов в повышении качества продукции и работ невозможно без участия в этом процессе всех работников организации. Один из активных разработчиков данного подхода — А. Фейгенбаум — выделил три элемента системного управления качеством: ответственность (обязанности), полномочия и взаимодействия. Главное в этом подходе — понимание необходимости совместной работы по улучшению качества и привлечение к ней всех работников предприятия.
Системы управления качеством начали
активно создаваться во всех странах,
в том числе и в Советском
Союзе, где в конце 1950-х — 1960-е
годы были разработаны широко известные
Саратовская система
Основными составляющими TQM являются: политика в области качества, планирование качества, улучшение качества, обеспечение качества и тотальный контроль качества. На рис 7.5, воспроизведенном из работы В. Лапидуса, показано, каким образом концепция тотального менеджмента качества интегрируется в систему управления организации.
В основу универсальных подходов к
менеджменту качества положено новое,
расширенное понятие продукта, включающего
наряду с готовой продукцией также
интеллектуальный продукт, продукт
переработки и услуги. Это позволило
разработать универсальные
В 1987 г. Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization — ISO) опубликовала комплекс международных стандартов на системы качества в составе:
ИСО 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества»;
ИСО 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;
ИСО 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»;
ИСО 9003 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»;
ИСО 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания»;
Терминологический стандарт ИСО 8402, а также ряд других документов.
Стандарты получили достаточную известность в нашей стране, но их практическое применение требует проведения значительных изменений не только в самом производстве, но и в системе управления — ее структуре, стиле и методах, а также в общей корпоративной культуре. Дело в том, что качество предопределяется прежде всего системой управления (по мнению известных в этой области специалистов Дж. Джурана и Э. Деминга на 85 и 96% соответственно). Остальное приходится на исполнителей.
В Российской Федерации ситуация почти
обратная: доля персонала в уровне
несоответствий, дефектности на типичном
российском предприятии составляет
50%, что свидетельствует о
1.5. Координация и регулирование.
Сущность этой функции заключается
в обеспечении согласованности
действий всех звеньев системы управления,
сохранении, поддержания и
Регулирование – деятельность
по поддержанию в динамической
системе управления
Координация – функция процесса
управления, обеспечивающая, во-первых,
его бесперебойность и
Эффективность системы управления предприятием требует координации всех функций и объединения их в единое целое.
Для этого применяется
Функция координации – это обеспечение
бесперебойности и
Регулирование производственной системы осуществляется двумя путями:
- регулирование ресурсов в
- изменением процесса (процедуры)
в результате перекомпоновки
его элементов, что
Иначе говоря, для выполнения функции координации необходимо использование документальных источников, технических средств.
Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные, чаще всего, являются результатом управленческих решений. Но это не означает, что внутренние переменные максимально чувствительны к управлению.
К основным переменным в организации, которые требуют регуляции относятся:
- цели;
- структура;
- задачи;
- технологии;
- люди.
Регулированию подвергаются также
запасы предприятия. Они увязаны
или не увязаны с планами
Регулирование запасов осуществляется на основе расчета уровня запасов и связанных с ними издержек, например, стоимости оформления заказов на закупку ресурсов, издержек на текущие запасы.
При принятии решения по регулированию запасов оцениваются следующие издержки:
- стоимость предметов закупки (уровень цены, скидки с цены в зависимости от количества, стоимости заказа, времени его размещения);
- на хранение запасов (
- в связи с отсутствием запасов
(потерянное производственное
Регуляция позволяет:
- снизить материальные запасы;
- уменьшить сверхурочное время работы;
- обеспечить лучшее и более
производительное
- гарантировать более быструю
доставку продукции
Регуляция влияет также на:
- изменения скучной по
- конфликтные ситуации (методы
регулирования конфликтных
- моральный климат в коллективе
(закрепление осуществляется с
помощью укрупнения актов
Это все требует осуществления квалифицированного контроля.
В процессе регуляции происходит прямое
и косвенное воздействие на объект
управления. Основными факторами
среды прямого воздействия
Организации должны быть в состоянии
эффективно реагировать и
Все внутренние и внешние переменные
организации взаимосвязаны
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ЧМЗ».
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ.
НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ЧМЗ».
Предприятие осуществляет следующие основные виды деятельности:
Чтобы проанализировать направление его деятельности нужно проанализировать состав и структуру товарной продукции предприятия ОАО «ЧМЗ» (таблица 1).
Информация о работе Экономические методы менеджмента предприятия