Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 08:29, курсовая работа
Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами1.
Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.
Цель данной работы - раскрытие основных функций, принципов и методов менеджмента.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ.
1.1. ПРОГНАЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ
1.2. ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
1.3. МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ
1.4. КОНТРОЛЬ
1.5. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ЧМЗ».
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОАО «ЧМЗ».
2.2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ЧМЗ».
2.3 АНАЛИЗ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ЧМЗ»..
3. СОПОСТАВЛЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
3.1 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОАО «ЧМЗ».
3.2 КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОАО «ЧМЗ».
3.3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОАО «БАЛТИКА».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Таблица 1 – Состав и структура товарной продукции
Год |
2010 |
2011 |
2012 |
Рынок техники, млн |
93,9 |
90,8 |
87,4 |
Изменение к предыдущему году,% |
-2% |
-1,2% |
-0,4% |
Основными направлениями предприятия являются: производство техники и производство и её составляющих.
.
ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ.
Миссия отражает
предназначение компании, определяет
смысл ее существования. Миссия ОАО
«Челябинский Машиностроительный Завод»
звучит :
Миссия завода — внести весомый вклад
в возрождение российского машиностроения
через выпуск и реализацию востребованной
высокотехнологичной продукции и оснащение
производственных мощностей и формирование
сплоченной команды квалифицированных
кадров, готовых к решению задач любой
сложности.
Цели
1.Увеличение прибыли за счет увеличения своей доли на рынке машиностроительной продукции
2. Формирование оптимального производственного портфеля
3.Усовершенствование серийно выпускаемой продукции и увеличение сбыта на российском рынке и рынке стран СНГ
4. Освоение новых видов продукции в тесном сотрудничестве с заказчиками
5. Создание системы подготовки и продвижения квалифицированных кадров
Рис. 2. Дерево целей предприятия.
СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ.
В соответствии с Уставом «ЧМЗ» имеет следующие органы управления:
1. Собрание акционеров;
2. Совет директоров;
3. Президент;
4. Руководители по направлениям.
Общее собрание акционеров является высшим органом управления Компании. К компетенции собрания относится решение вопросов, определенных в Уставе.
Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью Общества, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции Собрания. Деятельность совета директоров направлена на стратегическое управление «ЧМЗ» и принятие эффективных управленческих решений, соответствующих лучшим нормам корпоративного управления.
В совете директоров сформированы и работают два комитета:
ЧИСЛЕННОСТЬ И КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СОСТАВ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.
Штат сотрудников состоит из образованных, высококвалифицированных сотрудников.
К каждому отдельному работнику, в соответствии с тем, на какую должность он принимается, предъявляются определенные требования к образованию, стажу.
Внутри компании и за ее пределами запрещено разглашать информацию о зарплате, бонусах и прочих материальных вознаграждениях, кроме случаев, когда это требуется для оформления документов (например, поручительство по кредиту, оформление визы и пр.), не разглашать сведения о других сотрудниках.
Профессиональный состав представлен следующим образом:
Небольшая доля рабочих в профессиональном
составе обусловлена
Сотрудники Компании (от руководителя до рабочего состава) регулярно посещают тренинги, семинары (как на предприятии, так и вне его), позволяющие им поднять степень своего профессионализма.
Ряд сотрудников, за счет средств работодателя, повышают свою квалификацию в обучающих организациях.
МЕТОДЫ
ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
В ОАО «ЧМЗ» используются следующие методы повышения работоспособности персонала:
Принцип морального и материального стимулирования направлен на улучшение деятельности сотрудников Компании. Он предполагает правильное соотношение уровня заработной платы и доплат сотрудников с их квалификацией, количеством и качеством труда, учитывает личный вклад сотрудника.
Уровень оплаты труда на «ЧМЗ» является одним из самых высоких в отрасли. Несмотря на экономический кризис компания сохранила социальный пакет и повысила заработную плату сотрудникам в среднем на 7-8%. Социальный пакет включает в себя широкий перечень различных льгот и компенсаций, в том числе:
- Добровольное медицинское
- Страхование жизни и
- Материальная помощь в связи
с бракосочетанием, рождением
ребенка, юбилейной датой,
- Дополнительные выплаты по больничным листам, командировочным расходам и другие.
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА ПЕРСОНАЛОМ.
Стиль
руководством персоналом –
Руководители в своей деятельности стремятся оптимально сочетать интересы дела и интересы персонала, они не требует слишком много от подчиненных, но и не занимаются попустительством, также избегают навязывать свою волю подчиненным.
На предприятии высокая
Вместо того, чтобы осуществлять жесткий контроль за подчиненными в процессе их работы, низовой руководитель обычно ждет, когда работа будет выполнена до конца, чтобы провести её оценку.
Руководитель
старается сделать обязанности
подчиненных более
Большая часть членов коллектива предприятия адаптирована к подобному стилю руководства. Данный стиль управления позволяет достичь высокого уровня производительности, развить творческий потенциал у работников, создать гибкие рабочие места, поощрять коллективный труд, а также достичь высокого уровня квалификации всего персонала.
2.2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «БАЛТИКА».
Значимость факторов внешней среды указывается в таблице 2.
Группа факторов внешней среды |
Значимость факторов (a) |
Потребители |
4 |
Поставщики |
5 |
Конкуренты |
3 |
Профсоюзы |
1 |
Законы и государственные |
3 |
Научно-технический прогресс |
3 |
Состояние экономики |
4 |
Социокультурные факторы |
4 |
Политические факторы |
3 |
Международное окружение |
- |
Сила факторов внутри каждой группы оценивается в диапазоне от -5 (сильная опасность), через ноль до +5 баллов (сильная возможность). Результаты оформляются в виде таблицы (таблица 2). Сила воздействия определяется по формуле.
Qij = ai × Pij
где Qij – сила воздействия;
ai - значимость i-й группы факторов;
Pij – оценка силы воздействия.
Группа факторов (i) |
Значи-мость (ai) |
Фактор (ij) |
Оценка фактора |
Сила воздействия (Qij) | |||
-5 |
Pij |
+5 |
опас-ности |
возмож-ности | |||
1. Потребители |
4 |
1.1. Общественные потребности |
снизится |
+3 |
возрастет |
+12 | |
1.2. Доходы различных социальных групп |
снизится |
+1 |
возрастет |
+4 | |||
1.3. Динамика спроса и предложения |
снизится |
+3 |
возрастет |
+12 | |||
1.4. Жизненный цикл спроса |
снизится |
+4 |
возрастет |
+16 | |||
2. Поставщики |
5 |
2.1. Цены на факторы производства |
возрастет |
-4 |
снизится |
-20 |
|
2.2. Тарифы на энергоресурсы |
возрастет |
-2 |
снизится |
-10 |
|||
2.3. Ставка процентов по кредитам |
возрастет |
-3 |
снизится |
-15 |
|||
2.4. Уровень предложения на рынке рабочей силы |
снизится |
-1 |
возрастет |
-5 |
|||
3. Профсоюзы |
1 |
3.1. Активность профсоюзов в |
возрастет |
-1 |
снизится |
-1 |
|
4. Законы и государственные |
3 |
4.1. Разделение полномочий |
возрастет |
-1 |
снизится |
-3 |
|
4.2. Жесткость государственного |
возрастет |
-2 |
снизится |
-6 |
|||
4.3. Способ организации и действия предприятия |
ухуд-шится |
-1 |
улуч-шится |
-3 |
|||
5. Конкуренты |
3 |
5.1. Интенсивность конкуренции |
возрастет |
-2 |
снизится |
-6 |
|
5.2. Удовлетворенность конкурента |
снизится |
-1 |
возрастет |
-3 |
|||
5.3. Уязвимость конкурента |
снизится |
-1 |
возрастет |
-3 |
|||
5.4. Эффективные ответные меры со стороны конкурента |
возрастет |
-2 |
снизится |
-6 |
|||
6. Научно-технический прогресс |
3 |
6.1. Возможности новых |
снизится |
+2 |
возрастет |
+6 | |
6.2. Темпы обновления технологии |
снизится |
+1 |
возрастет |
+3 | |||
6.3. Состояние системы развития |
снизится |
+3 |
возрастет |
+9 | |||
6.4. Уровень технологии конкурентов |
возрастет |
-3 |
снизится |
-9 |
|||
7. Состояние экономики |
4 |
7.1. Темпы инфляции |
возрастет |
-3 |
снизится |
-12 |
|
7.2. Бюджетный баланс |
ухудшится |
+3 |
улучшится |
+12 | |||
7.3. Уровень занятости населения |
снизится |
+1 |
возрастет |
+4 | |||
7.4. Стабильность курса рубля |
возрастет |
-3 |
снизится |
-12 |
|||
8. Социо-культурные факторы |
4 |
8.1. Условия жизни различных |
снизится |
+1 |
возрастет |
+4 | |
8.2. Социальная напряженность в |
возрастет |
+2 |
снизится |
+8 | |||
8.3. Имидж организации в обществе |
снизится |
+4 |
возрастет |
+16 | |||
8.4. Движение в защиту прав |
возрастет |
-1 |
снизится |
-4 |
|||
9. Политические факторы |
3 |
9.1. Льготы и свободные |
снизится |
-1 |
возрастет |
_3 |
|
9.2. Антимонопольная политика |
снизится |
+2 |
возрастет |
+6 | |||
9.3. Таможенная политика |
снизится |
-2 |
возрастет |
-6 |
|||
9.4. Инвестиционная политика |
снизится |
+3 |
возрастет |
+9 | |||
10. Между-народное окружение |
10.1. Возможности, вызванные |
- |
- |
||||
10.2. Изменения валютного курса и
политических решений в |
- |
- |
|||||
10.3. Зарубежные стратегии защиты
или расширения предприятий |
- |
- |
Итоговая оценка внешних опасностей и возможностей выражается через силу воздействия группы факторов (таблица 3). Воздействие i-й группы факторов Qij для возможностей и опасностей определяется по формулам соответственно:
+ Qi = ai × å (+Pij)
j
- Qi = ai × å (- Pij)
j
Таблица 4 - Внешние опасности и возможности.
Факторы внешней среды |
Опасности |
Возможности |
Потребители |
+44 | |
Поставщики |
-50 |
|
Конкуренты |
-18 |
|
Профсоюзы |
-1 |
|
Законы и государственные |
-12 |
|
Научно-технический прогресс |
+9 | |
Состояние экономики |
-8 |
|
Социокультурные факторы |
+24 | |
Политические факторы |
+6 | |
Международное окружение |
- |
- |
2.3 АНАЛИЗ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «БАЛТИКА».
Таблица 4 - SWOT-анализ.
Возможности: 1. Возможность расширения производства 2. Устойчивые связи с оптовыми покупателями 3. Устойчивое положение рынка в отрасли |
Угрозы: 1. Доступность рынка для конкурентов 2. Высокая конкуренция на предпринимательском рынке 3. Снижение доступности ресурсов для производства | |
Сильные стороны: 1. Высокое качество продукции 2. Широкий ассортимент продукции 3. Устойчивая деловая репутация фирмы |
Поле «СИВ» 1. Заключение долго-срочных договоров с оптовыми покупателями 2. Получение финансового кредита |
Поле «СИУ» 1. Заключение долго срочных договоров с поставщиками при относи- тельно низких закупочных ценах на сырье 2. Предварительно маркетингового проработать наиболее высокую ликвидность |
Слабые стороны: 1. Отсутствие собственной базы научных разработок 2. Недостаточное знание рыночной технологии и организационной специфики |
Поле «СЛВ» 1. Создание собственной базы научных разработок. 2. Разработка и проведение мероприятий по продвижению продукции |
Поле «СЛУ» 1. Вовремя отслеживать ситуацию, когда внешние и внутренние не благоприятные факторы превысят границу контроля со стороны руководства фирмы |
Информация о работе Экономические методы менеджмента предприятия