Экономические методы менеджмента предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 08:29, курсовая работа

Описание работы

Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами1.
Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.
Цель данной работы - раскрытие основных функций, принципов и методов менеджмента.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ.
1.1. ПРОГНАЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ
1.2. ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
1.3. МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ
1.4. КОНТРОЛЬ
1.5. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ЧМЗ».
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОАО «ЧМЗ».
2.2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ЧМЗ».
2.3 АНАЛИЗ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ЧМЗ»..
3. СОПОСТАВЛЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
3.1 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОАО «ЧМЗ».
3.2 КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОАО «ЧМЗ».
3.3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОАО «БАЛТИКА».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Менеджмент курсач.docx

— 170.03 Кб (Скачать файл)

 

 

Таблица 1 – Состав и структура товарной продукции

Год

2010

2011

2012

Рынок техники, млн

93,9

90,8

87,4

Изменение к предыдущему году,%

-2%

-1,2%

-0,4%


 

Основными направлениями предприятия  являются: производство техники и производство и её составляющих.

 

 

.

ДЕРЕВО  ЦЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Миссия отражает предназначение компании, определяет смысл ее существования. Миссия ОАО  «Челябинский Машиностроительный Завод» звучит : 
Миссия завода — внести весомый вклад в возрождение российского машиностроения через выпуск и реализацию востребованной высокотехнологичной продукции и оснащение производственных мощностей и формирование сплоченной команды квалифицированных кадров, готовых к решению задач любой сложности.

 

Цели

 1.Увеличение прибыли за счет увеличения своей доли на рынке машиностроительной продукции

2. Формирование оптимального производственного портфеля

 3.Усовершенствование серийно выпускаемой продукции и увеличение сбыта на российском рынке и рынке стран СНГ

 4. Освоение новых видов продукции в тесном сотрудничестве с заказчиками

 5. Создание системы подготовки и продвижения квалифицированных кадров

Рис. 2. Дерево целей предприятия.

 

 

СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ.

В соответствии с Уставом «ЧМЗ» имеет следующие органы управления:

1. Собрание акционеров;

2. Совет директоров;

3. Президент;

4. Руководители по направлениям.

Общее собрание акционеров является высшим органом управления Компании. К компетенции собрания относится решение вопросов, определенных в Уставе.

Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью Общества, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции Собрания. Деятельность совета директоров направлена на стратегическое управление «ЧМЗ» и принятие эффективных управленческих решений, соответствующих лучшим нормам корпоративного управления.

В совете директоров сформированы и работают два комитета:

  • Комитет по аудиту;
  • Комитет по назначениям и вознаграждениям.

 

ЧИСЛЕННОСТЬ И КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СОСТАВ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Штат сотрудников состоит из образованных, высококвалифицированных  сотрудников.

К каждому отдельному работнику, в  соответствии с тем, на какую должность  он принимается, предъявляются определенные требования к образованию, стажу.

Внутри компании и за ее пределами запрещено разглашать информацию о зарплате, бонусах и  прочих материальных вознаграждениях, кроме случаев, когда это требуется  для оформления документов (например, поручительство по кредиту, оформление визы и пр.), не разглашать сведения о других сотрудниках.

 

 

 

Профессиональный  состав представлен следующим образом:

  • Руководители – 8%
  • Специалисты – 26%
  • Рабочие – 66 %

Небольшая доля рабочих в профессиональном составе обусловлена высокотехнологичным  производством.

Сотрудники Компании (от руководителя до рабочего состава) регулярно  посещают тренинги, семинары (как на предприятии, так и вне его), позволяющие  им поднять степень своего профессионализма.

Ряд сотрудников, за счет средств работодателя, повышают свою квалификацию в обучающих  организациях.

 

МЕТОДЫ  ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПЕРСОНАЛА.

В ОАО «ЧМЗ» используются следующие методы повышения работоспособности персонала:

  • Справедливая,  достойная  оплата труда;
  • Создание благоприятных и безопасных условий труда;
  • Демократичный стиль руководства;
  • Благоприятный морально-психологический климат;
  • Развитие неформальных отношений;
  • Возможность карьерного роста;
  • Моральное и материальное стимулирование;
  • Обучение, повышение квалификации персонала.

Принцип морального и материального стимулирования направлен на улучшение деятельности сотрудников Компании. Он предполагает правильное соотношение уровня заработной платы и доплат сотрудников с  их квалификацией, количеством и  качеством труда, учитывает личный вклад сотрудника.

Уровень оплаты труда на «ЧМЗ» является одним из самых высоких в отрасли. Несмотря на экономический кризис компания сохранила социальный пакет и повысила заработную плату сотрудникам в среднем на 7-8%. Социальный пакет включает в себя широкий перечень различных льгот и компенсаций, в том числе:

- Добровольное медицинское страхование;

- Страхование жизни и страхование  от несчастных случаев;

- Материальная помощь в связи  с бракосочетанием, рождением  ребенка, юбилейной датой, выходом  на пенсию;

- Дополнительные выплаты по  больничным листам, командировочным  расходам и другие.

 

 

 

СТИЛЬ РУКОВОДСТВА  ПЕРСОНАЛОМ.

 Стиль  руководством персоналом – демократический.  Руководители подразделений   умеют направлять деятельность  подчиненных коллективов в нужное  русло, могут оказать моральную  поддержку своим подчиненным,  стараются тактично и справедливо  указывать на ошибки подчиненных.

Руководители  в своей деятельности стремятся  оптимально сочетать интересы дела и  интересы персонала, они не требует  слишком много от подчиненных, но и не занимаются попустительством, также избегают навязывать свою волю подчиненным.

На предприятии высокая степень  децентрализации полномочий. Подчиненные  принимают активное участие в  принятии решений и пользуются широкой  свободой в выполнении заданий.

Вместо того, чтобы осуществлять жесткий контроль за подчиненными в процессе их работы, низовой руководитель обычно ждет, когда работа будет выполнена до конца, чтобы провести её оценку.

Руководитель  старается сделать обязанности  подчиненных более привлекательными, вкладывает много усилий в создание атмосферы открытости и доверия  с тем, что если подчиненным понадобится  помощь, они, не стесняясь, могли бы обратиться к руководителю.

Большая часть  членов коллектива предприятия адаптирована к подобному стилю руководства. Данный стиль управления позволяет  достичь высокого уровня производительности, развить творческий потенциал у  работников, создать гибкие рабочие  места, поощрять коллективный труд, а  также достичь высокого уровня квалификации всего персонала.

 

2.2 АНАЛИЗ  ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «БАЛТИКА».

 

Значимость факторов внешней среды  указывается в таблице 2.

Таблица 2 - Значимость факторов внешней среды.

Группа факторов внешней среды

Значимость факторов (a)

Потребители

4

Поставщики

5

Конкуренты

3

Профсоюзы

1

Законы и государственные органы

3

Научно-технический прогресс

3

Состояние экономики

4

Социокультурные факторы

4

Политические факторы

3

Международное окружение

-


Сила факторов внутри каждой группы оценивается в  диапазоне от -5 (сильная опасность), через ноль до +5 баллов (сильная возможность). Результаты оформляются в виде таблицы (таблица 2). Сила воздействия определяется по формуле.

Qij = ai × Pij    

где  Qij – сила воздействия;

ai  - значимость i-й группы факторов;

Pij – оценка силы воздействия.

 

Таблица 3 - Анализ факторов внешней среды.

 

Группа факторов (i)

Значи-мость (ai)

Фактор (ij)

Оценка  фактора

Сила воздействия (Qij)

-5

Pij

+5

опас-ности

возмож-ности

1. Потребители

4

1.1. Общественные потребности

снизится

+3

возрастет

 

+12

1.2. Доходы различных социальных  групп

снизится

+1

возрастет

 

+4

1.3. Динамика спроса и предложения

снизится

+3

возрастет

 

+12

1.4. Жизненный цикл спроса

снизится

+4

возрастет

 

+16

2. Поставщики

5

2.1. Цены на факторы производства

возрастет

-4

снизится

-20

 

2.2. Тарифы на энергоресурсы

возрастет

-2

снизится

-10

 

2.3. Ставка процентов по кредитам

возрастет

-3

снизится

-15

 

2.4. Уровень предложения на рынке  рабочей силы

снизится

-1

возрастет

-5

 

3.  Профсоюзы

1

3.1. Активность профсоюзов в защите  прав трудящихся

возрастет

-1

снизится

-1

 

4. Законы и государственные органы

3

4.1. Разделение полномочий федеральных  и региональных органов власти

возрастет

-1

снизится

-3

 

4.2. Жесткость государственного регулирования  экономики

возрастет

-2

снизится

-6

 

4.3. Способ организации и действия  предприятия

ухуд-шится

-1

улуч-шится

-3

 

5. Конкуренты

3

5.1. Интенсивность конкуренции

возрастет

-2

снизится

-6

 

5.2. Удовлетворенность конкурента своим  настоящим положением

снизится

-1

возрастет

-3

 

5.3. Уязвимость конкурента

снизится

-1

возрастет

-3

 

5.4. Эффективные ответные меры со  стороны конкурента

возрастет

-2

снизится

-6

 

6. Научно-технический прогресс

3

6.1. Возможности новых технологических  разработок

снизится

+2

возрастет

 

+6

6.2. Темпы обновления технологии

снизится

+1

возрастет

 

+3

6.3. Состояние системы развития

снизится

+3

возрастет

 

+9

6.4. Уровень технологии конкурентов

возрастет

-3

снизится

-9

 

7. Состояние экономики

4

7.1. Темпы инфляции

возрастет

-3

снизится

-12

 

7.2. Бюджетный баланс

ухудшится

+3

улучшится

 

+12

7.3. Уровень занятости населения

снизится

+1

возрастет

 

+4

7.4. Стабильность курса рубля

возрастет

-3

снизится

-12

 

8. Социо-культурные факторы

4

8.1. Условия жизни различных социальных  групп

снизится

+1

возрастет

 

+4

8.2. Социальная напряженность в обществе

возрастет

+2

снизится

 

+8

8.3. Имидж организации в обществе

снизится

+4

возрастет

 

+16

8.4. Движение в защиту прав потребителей

возрастет

-1

снизится

-4

 

9. Политические факторы

3

9.1. Льготы и свободные экономические  зоны

снизится

-1

возрастет

_3

 

9.2. Антимонопольная политика

снизится

+2

возрастет

 

+6

9.3. Таможенная политика

снизится

-2

возрастет

-6

 

9.4. Инвестиционная политика

снизится

+3

возрастет

 

+9

10. Между-народное окружение

 

10.1. Возможности, вызванные деятельностью  международных и региональных  организаций

-

 

-

   

10.2. Изменения валютного курса и  политических решений  в странах,  выступающих в роли инвестиционных  объектов или рынков

-

 

-

   

10.3. Зарубежные стратегии защиты  или расширения предприятий или  отраслей

-

 

-

   

 

 

 

Итоговая  оценка внешних опасностей и возможностей выражается через силу воздействия  группы факторов (таблица 3). Воздействие  i-й группы факторов Qij для возможностей  и опасностей определяется по формулам соответственно:

+ Qi = ai × å (+Pij)

             j 

- Qi = ai × å (- Pij)

                     j 

Таблица 4 - Внешние опасности и возможности.

Факторы внешней среды

Опасности

Возможности

Потребители

 

+44

Поставщики

-50

 

Конкуренты

-18

 

Профсоюзы

-1

 

Законы и государственные органы

-12

 

Научно-технический прогресс

 

+9

Состояние экономики

-8

 

Социокультурные факторы

 

+24

Политические факторы

 

+6

Международное окружение

-

-


 

В результате изучения значимости факторов внешней среды, мы выяснили, что наибольшую угрозу для предприятия представляю  поставщики, так как постоянно  растут цены на факторы производства, тарифы на энергоресурсы, а так же высокие ставки процентов по кредитам. Наибольшую возможность для предприятия  представляют потребители, так как  растут общественные потребности и доходы различных социальных групп увеличиваются.

 

 

 

2.3 АНАЛИЗ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «БАЛТИКА».

Таблица 4 - SWOT-анализ.

 

Возможности:

1. Возможность расширения  производства

2. Устойчивые связи с  оптовыми покупателями

3. Устойчивое положение рынка в отрасли

Угрозы:

1. Доступность рынка для  конкурентов

2. Высокая конкуренция на предпринимательском рынке

3. Снижение доступности ресурсов для производства

Сильные стороны:

1. Высокое качество продукции

2. Широкий ассортимент  продукции

3. Устойчивая деловая репутация фирмы

Поле «СИВ»

1. Заключение долго-срочных договоров с оптовыми покупателями

2. Получение финансового кредита

Поле «СИУ»

1. Заключение долго срочных договоров с поставщиками при относи- тельно низких закупочных ценах на сырье

2. Предварительно маркетингового проработать наиболее высокую ликвидность

Слабые стороны:

1. Отсутствие собственной базы научных разработок

2. Недостаточное знание рыночной технологии и организационной специфики

Поле «СЛВ»

1. Создание собственной  базы научных разработок.

2. Разработка и проведение мероприятий по продвижению продукции

Поле «СЛУ»

1. Вовремя отслеживать ситуацию, когда внешние и внутренние не благоприятные факторы превысят границу контроля со стороны руководства фирмы

Информация о работе Экономические методы менеджмента предприятия