Экономические методы менеджмента предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 08:29, курсовая работа

Описание работы

Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами1.
Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.
Цель данной работы - раскрытие основных функций, принципов и методов менеджмента.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ.
1.1. ПРОГНАЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ
1.2. ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
1.3. МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ
1.4. КОНТРОЛЬ
1.5. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ЧМЗ».
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОАО «ЧМЗ».
2.2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ЧМЗ».
2.3 АНАЛИЗ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ЧМЗ»..
3. СОПОСТАВЛЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
3.1 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОАО «ЧМЗ».
3.2 КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОАО «ЧМЗ».
3.3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОАО «БАЛТИКА».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Менеджмент курсач.docx

— 170.03 Кб (Скачать файл)

 

3. СОПОСТАВЛЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

3.1 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОАО «ЧМЗ».

Рис. 3. Организационная структура  ОАО «ЧМЗ».

Организационная структура ОАО "Челябинский Машиностроительный Завод" представляет собой достаточно сложную смешанную структуры, на верхней ступени иерархии мы наблюдаем линейную подчиненность. Далее, например, вице-президенту по корпоративным вопросам линейно подчиняет директора по персоналу, а ему в свою очередь функционально подчиняются отделы по работе с персоналом штаб-квартиры и начальник отдела персонала завода.

ОАО "Челябинский Машиностроительный Завод" имеет свои филиалы, сбытовые подразделения и региональные склады, дочерние предприятия и зарубежные представительства.

Все директора заводов напрямую подчинены президенту компании. Кроме  этого на заводах имеются отделы кадров, информационных технологий, маркетинга и.т.д., которые функционально взаимодействуют с отделами штаб квартира:

Например отдел информационных технологий взаимодействует с отделом  ИТ штаб-квартиры и функционально подчинен начальнику отдела ИТ штаб-квартиры.

 

Организационная структура ОАО  "Челябинский Машиностроительный Завод" сложную смешенную структуру. Из штаб-квартиры компании осуществляется стратегическое руководство корпорацией. Отделы штаб-квартиры построены на основе линеино-функциональной подчиненности. Кадровая служба корпорации является централизованным функциональным подразделением и располагается на высокой ступени иерархии. Сложность данной структуры заключается в достижении синергетического эффекта между всеми подразделениями корпорации, включая дочерние организации. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ  ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ  СТРУКТУРЫ ОАО «ЧМЗ».

Формальные количественные оценки организационной структуры управления.

Структурный коэффициент централизации

Ксц = Nцп / Nоп

Ксц = 10/10 = 1

Nцп – количество структурных подразделений, управляемых из одного центра ; Nоп – общее количество структурных подразделений одного уровня.

Количественный коэффициент централизации

Ккц = Nцч / Nоч

Ккц = 230/230 = 1

Nцч – численность работников подразделений, управляемых из одного центра; Nоч - общая численность работников;

Коэффициент централизации функций

Кцф = Чцц / (Чцц + Чцп)

Кцф = 1 / 2 = 0,5

Чцц – численность работников по централизованной функции в центральном аппарате; Чцп – то же, в аппарате подразделений и филиалов.

Уровень специализации

Yспец = Nспец/ N

Yспец = 10/10 = 1

Nспец - число специализированных подразделений (бизнес-единиц); N – общее число подразделений.

Уровень формализации отношений подчиненности и процессов делегирования полномочий

Кф = Чдоо

Кф = 27/27 = 1

Чдо – количество формализованных должностей (существуют должностные обязанности, регламентирующие вопросы подчиненности, распределения прав и обязанностей); Чо – общее количество должностей по штатному расписанию.

Коэффициент сложности управления

Ксл = Чс

Ксл = 27/230= 0,11

Чс – количество должностей; Ч – общая численность работников предприятия.

Коэффициент соблюдения норм управляемости

Купр = Чфн

Купр = 8/8 = 1

Чф, Чн – соответственно фактическая и нормативная численность работников, подчиненных одному руководителю.

Коэффициент соответствия должности

Ксд = Чсау

Ксд = 5/5 = 1

Чс – численность работников аппарата управления, соответствующих должности по результатам аттестации; 
Чау – общая численность аппарата управления.


 

Качественные оценки организационной структуры управления.

Критерии организационной эффективности

Параметры

Весовые оценки

1. Быстрота распознавания ситуации (реакция на изменения)

- степень разнообразия организационных  целей,

- соотношение формальных, неформальных  связей,

- соотношение горизонтальных, вертикальных связей

0,10

 

 

0,10

 

 

0,00

2. Глубина анализа ситуации (качество  проектов решения)

- степень централизации работ,

- жёсткость контроля

0,20

 

0,10

3. Скорость принятия решений

- степень централизации решений,

- характер оформления правил и  процедур

0,10

 

0,10

4. Эффективность в увеличении  конкурентоспособности

- инновационность и гибкость в управлении,

- возможности выявления и культивирования  талантов работников

0,20

 

 

0,10

Итого

 

1,0


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 ПРИМЕНЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «ЧМЗ».

Менеджмент имеет свой собственный  экономический механизм, который направлен на решение конкретных проблем взаимодействия в реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности.  Экономический механизм менеджмента объективно обусловлен осуществлением хозяйственной деятельности фирмы в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена.

Положение, когда изучение и анализ рынка играют определяющую роль в формировании основных направлений  функционирования и развития промышленного  предприятия ( корпорации), в значительной мере предопределяет внутрифирменную управленческую деятельность в современных условиях и повышает требования к экономическим методам хозяйствования. Важнейшим направлением совершенствования экономического механизма менеджмента на современном этапе в условиях концентрации производства и централизации управления является дальнейшее развитие маркетинговой деятельности и функции планирования.

Применительно к ОАО «ЧМЗ» механизмов выглядят следующим образом: 
- Высокая обеспеченность руководителей информацией,

- Минимальная стоимость  обработки информации,

- Высокая скорость принятия  решений,

- Высокий уровень контроля  над исполнением,

- Высокая надежность функционирования,

- Высокая адаптивность, гибкость  и способность к росту,

- Отсутствие конфликтов,

- Высокая степень мотивации  работников,

- Высокая степень удовлетворенности  работников,

- Низкая текучесть кадров.

- Строгий контроль качества  продукции.

- Постоянная мотивация работников.

Все выше перечисленные критерии говорят о том что все механизмы менеджмента применяются в соответствии и предприятие ОАО «ЧМЗ» эффективно.

Функцию организации можно  рассматривать в двух аспектах: во-первых, как процесс создания системы, во-вторых, как процесс ее совершенствования, упорядочения.

Если брать концепции  мотивации в частности теорию Мак Клелланда:

Три потребности, мотивирующие человека, - это потребность власти, успеха и принадлежности. В настоящее время важны эти потребности высшего порядка, поскольку потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены.

 

Теорию Герцберга:

Потребности делятся на гигиенические  факторы и мотивации. Наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиваться неудовлетворению работой. Мотивации, которые примерно соответствуют потребностям высших уровней Маслоу и МакКлелланда, активно воздействуют на поведение человека. Для того чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководитель должен сам вникнуть в сущность проблемы.

Применительно к нашей  организации ОАО «ЧМЗ» эти  концепции эффективны т.к. все работники  мотивируются тремя составляющими: 
        1) Карьерный рост работников.

2)Денежная доплата за дополнительную выработку. 
        3)  Консультация с руководством в случае важных вопросов.

Также на предприятии ОАО  «ЧМЗ» используется метод регулирования, в частности регулированию подвергаются также запасы предприятия. Они увязаны или не увязаны с планами производства, т.е. управляются с учетом зависимого и независимого спроса.

Регулирование запасов осуществляется на основе расчета уровня запасов  и связанных с ними издержек, например, стоимости оформления заказов на закупку ресурсов, издержек на текущие  запасы.

Исходя из вышеперечисленного и применяя все экономические методы менеджмента мы можем сделать вывод что предприятие ОАО «ЧМЗ» эффективно.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

 Итак, цель нашей работы достигнута, вследствие чего можно сделать  ряд выводов. Наиболее полное  содержание менеджмента как процесса  отражают основные функции. Они  являются общим условием управления  социальными и социально - экономическими  процессами.

 Основными функциями менеджмента  являются:

1.Предвидение – прогнозирование,  целепологание, стратегическое планирование.Прогнозирование – это предвидение результатов деятельности предприятия.Целепологание - это постановка и формирование целей в соответствии с потребностью общества в производимой предприятием продукции (услугах), в обеспечении ресурса обеспеченности целей и реализуемости.

Цели – это конкретные желаемые результаты, которых стремится достичь  коллектив в процессе своей деятельности.Цели могут быть различные: экономические, социальные, маркетинговые и др.Социально-экономические и в особенности производственно-хозяйственные системы являются многоцелевыми.

Основная задача менеджеров – добиться реальных конечных результатов деятельности. Менеджеры должны правильно определить, уяснить свои цели, поставить цели персоналу с тем, чтобы определить и уточнить исходные данные, выяснить сильные и слабые стороны системы  и эффективно их использовать.

Менеджер должен постоянно контролировать цели и результаты их достижения. В  процессе управления осуществляется постоянный процесс согласования и определение  взаимного соответствия целей и  результатов.

 

Нормальное функционирование экономического управления настоятельно требует, чтобы  все виды административного воздействия  были строго регламентированы и введены  в правовые рамки. Руководитель и  весь персонал предприятия должны заранее  точно знать, кто, по какому поводу и  в каких пределах может отдать административное распоряжение.

Экономическое управление требует  ясности и полноты информации не только в чисто экономической, но и во всех других областях деятельности предприятия. Экономические и административные методы управления по сути неразрывны, образуют единую систему рычагов, направляющих предприятие к конечной его цели, позволяющих прийти к ней кратчайшим и наиболее экономным путем. К сожалению, этих двух методов оказывается недостаточно.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1) Менеджмент, учебник И.Н, Герчикова, Москва 1997;

2) Управление  персоналом, Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина, Москва 2002;

3) http://bibliofond.ru

4) http://corporate.baltika.ru/

5) Основы менеджмента: учебное пособие/ В.Р.Веснин. - М.: Изд-во "Триада, Лтд",2005.

6) Менеджмент: учебное пособие/ О.С. Виханский. – М.: Изд-во ЮНИТИ, 2005.

7) Основы менеджмента: учебное пособие/ А.В.Игнатьева. -М.: Изд-во Экон. Образование, 2005.

8) Основы менеджмента: учебное пособие/Н.И.Кабушкин. - М.: Изд-во Экомпресс, 2004.

9) Теория организации: учебник  для вузов/В.Н. Парахина, Т.М. Федоренко. – М.: Изд-во КНОРУС, 2007

10) Теория организации: учебник для вузов/ В.Л. Семикова. – М.: Изд-во ЮНИТИ, 2005.

11) Козлов В.Д. Управление организационной культурой: учебник/ В.Д.Козлов. - М.: Изд-во МГУ, 2001.

12) Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: М.: Инфра-М, 2011 г.

13) Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2009 г.

14) Друкер Питер Энциклопедия менеджмента. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 432С.

15) Основы менеджмента: учеб. пособие / под ред. В.И. Королева. – М.: Магистр, 2008

16) История менеджмента: Учеб. Пособие /под ред. Э.М. Короткова. – М.:   ИНФРА_М, 2010. – 240 с.

17) Дафт Ричард Л. Менеджмент.  – СПб.: ПИТЕР, 2012 г.

18) Шейн Э. Организационная культура  и лидерство. - СПб.: Питер, 2008

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экономические методы менеджмента предприятия